Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-11-02 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вскоре после младотурецкой революции курды начали создавать свои организации: так уже в 1908 г. в Стамбуле был создан клуб, выпускающий «Газету курдской взаимопомощи мощи и прогресса». Подобные общества появлялись во многих городах с преимущественно курдским населением: Диярбекир, Битлис, Мосул и др.[73] В 1918 г. в Стамбуле было объявлено о создании Общества возрождения Курдистана, в который входили государственные служащие и интеллигенция. Продвижению идей курдского национализма способствовал журнал «Жин», ставший основным информационным источником курдской национальной пропаганды после Первой мировой войны. Стоит опять же заметить, что единого мнения по вопросу – независимости Курдистана – среди сообщества не было. Мнения были разделены: одни считали, что Курдистан должен быть полностью независим, а другие видели будущее Курдистана в автономии.[74] Эти разногласия опять же пагубно влияют на курдов. Народ не является единым целым. Казалось бы, курдские общества, призванные сплотить, еще больше приводят к расколу. Организации противоречат друг другу. Так, в 1925 г. началось восстание шейха Саида.
Оно стало результатом активизации деятельности курдских подпольных групп, которые в мае 1923 г. удалось объединить в единую организацию, возглавляемую Центральным комитетом Курдистана.[75] Руководитель был богат и влиятелен, это сыграло большую роль в решениях Центрального комитета Курдистана относительно политических союзников.
Главой комитета был Джибранлы Халит-бей, именно он привлёк на свою сторону шейха Саида, а также некоторых офицеров в армии.
Во время встречи Юсуф Зия (один из руководителей курдского движения) отправился в Хыныс к шейху Саиду. Во время встречи он говорил о необходимости создания курдских организаций, которые будут бороться за предоставление независимости Курдистану, при этом он обещал шейху высокий пост в будущем правительстве Курдистана.[76] Причиной восстания можно назвать реакцию на политику Турции, которая различными способами подавляла все попытки курдов подчеркнуть свою национальную идентичность и не признавала их как народ. Восстание шейха Саида было массовым. В то время, как почти весь Курдистан поднялся против турок и вёл с ними борьбу, дерсимцы (область, находящаяся в западной части Турецкого Курдистана, между двумя верхними рукавами Евфрата, население говорит на курдском диалекте «заза»[77]). Оставались, как правило, в стороне. Подобное положение соответствовало планам турецкого правительства, намеревавшегося расколоть курдов, подавить освободительное движение по частям.[78] По мнению М. А. Гасратяна, восстание курдов, во всех районах их проживания стало результатом военно-политическойи административной деятельности, правящих кругов Турции.
|
Восстание не могло продолжаться слишком долго, по причине того, что курды не имели тяжелого вооружения, с которым они могли бы противостоять турецкой армии.[79] Мустафа Кемаль дал свою оценку этому событию, которая стала официальной и, значит, обязательной для турецкой аудитории. Он назвал восстание шейха Саида «реакционным выступлением», выражением реакционной идеологии и результатом ряда «подготовительных мероприятий». «Реакционное выступление послужило для нас поучительным уроком, выявив в глазах всей нации еще существующие в некоторых вилайетах социальные и административные язвы. Мы должны настойчиво продолжать лечение этих язв до тех пор, пока в нашем дорогом едином отечестве не будет обеспечено безукоризненное выполнение всеми гражданами всех личных материальных и моральных обязательств».[80]
Курдское восстание 1925 г. – «один из самых напряженных моментов для Турецкой республики», писал знаток ближневосточных проблем В.Л. Осетров. «Восстание курдского шейха Саида поставило на карту самое существование республиканской Турции», отмечал в то же время А. Ф. Миллер, видный советский турколог. Высшее руководство Турции придерживалось такого же мнения и приняло соответствующие меры.[81]
|
Успехи армии при подавлении восстания шейха Саида способствовали созданию образа «гаранта конституции и национальной целостности». Защита национальных интересов была полностью возложена на армию, которая именно теперь, после подавления восстаний на юго-востоке, постепенно приобрела образ гаранта безопасности нации.[82]
Восстания такого рода стали результатом политики Турции, которая отрицала права курдов, как особой национальности, считала, что: «Нет курдов, есть турки». Обосновывали это тем, что: «Каждый человек, проживающий в пределах Турции, несмотря на его вероисповедания и убеждений, является турком. Вопреки историческим данным есть лица, которые приписывают нашим братьям - туркам название «курды». Что же касается отличия этих братьев, то оно объясняется тем, что много веков тому назад в силу переселения народов, турки были вынуждены поселиться в горной местности и поэтому оказались оторванными и обособленными в наречии. (Газета «Варлык», сентябрь 1923 г.:)[83].
Османская империя, выступавшая в Первой мировой войне в блоке Центральных Держав, и ощутившая всю тяжесть поражения, активно раздиралась на части не только сепаратными движениями, но и испытывала влияние из вне (интервенция западных стран). Для сохранения территории и народного единства проводилась такая жесткая политика по отношению к национальным меньшинствам. Народы, находившиеся ранее под влиянием османов, стремились освободиться. Идея формирования единой османской нации, только появившись, утратила актуальность, так как национальный состав населения империи из-за территориальных потерь становился всё более однородным.[84]
Возвращаясь к пропаганде в курдских СМИ, стоит сказать, что после Севрского договора Общество возрождения Курдистана разделилось на организации, которые опять же не имели единого взгляда на проблему.
1. «Управление курдской пропаганды» выступало за автономию и издавало газету «Жин». Следует отметить, что данная организация сотрудничала как с кемалиcтcкой Турцией, так и с Махмудом Барзанджи.
|
2. «Общество независимости Курдистана» – данная организация была основана в 1923 г. в Эрзуруме. Объединив вокруг себя самых авторитетных курдских шейхов и вождей, эта организация видела решение курдского вопроса путем создания королевства на основе шариата под временным английским мандатом.[85]
3. «Общество спасения курдов и Курдистана» – организация, куда входили Шериф-паша и антитурецки настроенные Бедирханы. Данная организация видела будущее автономного Курдистана в союзе с армянами под протекторатом Персии. В будущем последние три партии объединились в Курдскую партию, которая была объявлена вне закона в Турции и была лишена права участвовать на Лозаннской конференции.[86] Раскол у курдов обозначился как в СМИ, так и в политике. Каждый представляет способ реализации цели объединения по-своему. Их роднила только одна общая цель – достижение независимости своего народа.
Английский историк, эксперт по ближневосточному вопросу Арнольд Тойнби писал еще в 1934 г.: «Худший враг курдов – племенные и феодальные распри, которые позволяют иракскому правительству, также как и турецкому, и персидскому, проводить политику «разделяй и властвуй».[87] Этим они активно и пользуются, что видно на примере движения шейха Саида. Так, когда восстал весь Курдистан, многие племенные лидеры его не поддержали, а даже более того, выступали на стороне турок, которые переманили феодальную верхушку. Многие племена не верили в успех, возможно, благодаря пропаганде турок. Тем самым, главной проблемой представляется разрозненность, отсутствие единства, корыстные цели руководителей.
Исторически сложившимся фактором является сохранявшаяся у курдов этно-социальная и этнокультурная разделенность. Племенная стадия в их социальном строе, характерная в далеком прошлом почти для всех народов мира, у курдов, в силу многих неблагоприятных для них внешних обстоятельств, надолго затянулась, прочно вошла в их историческую традицию и сказывается до сих пор. Это привело к общей замедленности социального и культурного развития курдского этноса.[88] Еще одно крупное восстание после шейха Саида, произошло в районе Арарата (1927-1931 гг.). Основной причиной опять же стала политика Турции, усиление налогового гнёта, падение уровня жизни. В отличие от восстания шейха Саида, которое продлилось около 2 месяцев, это продолжалось 4 года.
|
В 1927 г. северные районы Курдистана были охвачены новыми восстаниями. К концу весны этого года правительственные войска, численностью до 10 тысяч штыков, начали выступления против повстанцев Арарата, Игдыра и Баязита (Догубаязита). В результате ожесточенных боёв турки потеряли убитыми около 2 тысяч солдат и офицеров. Курды захватили 400 пленных, 12 орудий, 36 пулемётов и много другого вооружения.[89] Во главе араратского движения находился Ихсан Нури, как отмечает М.А. Гасратян, благодаря его организаторским способностям, он смог привлечь на свою сторону Ибрагима Хаски, известного под именем Ибрагим-паши, упомянутого в параграфе 1.1.
В течение 1928-1929 гг., курды, которых преследовали войска правительства, начали концентрировать свои силы в преимущественно горных районах. Их главным убежищем стала гора Арарат. Здесь в труднодоступных местах находили пристанище активные бойцы за национальное освобождение курдов, потерпевшие поражение в открытой неравной борьбе с правительственными войсками.
Восстание в районе Арарата было подготовлено военно-политическим комитетом «Хойбун» («Независимость»). Именно оно сыграло решающую роль в становлении национального самосознания народа.[90] Курдская партия «Хойбун» стала начала издавать бюллетень под названием «Агры», он знакомил читателей с событиями у Арарата, с целями курдского движения. Повстанцы даже имели свое знамя. Постепенно зона восстания начала расширяться.
В сложившейся ситуации, турецкие власти, как и раньше, стали на путь лавирования и предложили Ихсану Нури начать мирные переговоры.[91] Правительственные войска испугались напора и силы курдского движения, которое не удавалось подавить за короткий срок. Лидеры отвергли предложения правительства. Это видение ситуации с позиции курдского историка. Руководители отвергали предложения правительства по причине того, что Англия поставляла вооружения повстанцам. Они надеялись на союзников в этом вопросе. Большую помощь англичанам оказывали и французы, которые, чувствуя свою слабость в Сирии, видели в курдском восстании средство укрепления своих позиций.[92]
Курдская делегация отвергла предложения «примирительной» комиссии. При этом она подчеркнула, что единственным условием прекращения борьбы может быть признание Турцией национальных прав курдов. Переговоры в местечке Шейхли-Кепрю закончились безрезультатно.[93] Правительственные войска мобилизовали все силы армии для подавления восстания, использовали хитрость, подкупали вождей. Во многом именно это подрывало силы курдов. Восстание было подавлено.
|
Оценивая меры, предпринятые правительством, газета «Заря Востока» от 20 марта 1931 г. писала, что турецкими войсками было уничтожено не менее 200 курдских поселений и кочевок, а также убито несколько тысяч курдских повстанцев. Вместе с семьями число жертв достигало 10-15 тысяч. По данным партии «Хойбун», турецкими карательными отрядами было разрушено 660 деревень, сожжено 15.206 жилищ.[94] Араратское восстание показало высокий уровень политической зрелости курдов. Оно уступало размахом восстанию шейха Сайда, но по уровню политической зрелости, по четко определенной конечной цели — установление курдской республики — стояло выше предыдущих восстаний.[95]
С этого момента Арарат стал ассоциироваться, как островок курдской свободы, жестоко подавленный усилиями сговорившихся между собой турецкого и иранского правительств.[96] Такое героическое, самопожертвование только разожгло курдский народ, тем самым освободительные движения появились во многих странах.
Не стоит забывать и про Иранский Курдистан. Попытки создания его создания были в первой половине XX в. Свободное курдское государство просуществовало четыре года (с 1918 по 1922 гг.), после этого войска правителя Курдистана были разбиты, а сам он был вынужден бежать. Следующая серьезная попытка создать на иранской территории курдское государство произошла в ходе Второй мировой войны, стоит отметить, что здесь обошлось без английского вмешательства. С помощью англичан племенной вождь Хама Рашид установил контроль над тремя районами в западном Иране, однако в 1944 г. был разгромлен подразделениями иранской армии, но курдский сепаратизм не был подавлен.
Активным участником региональной политической борьбы стал СССР. Это способствовало тому, что в 1946 г. была провозглашена курдская Мехабадская Республика, правительство которой получило поддержку Советского государства. Территория Мехабадской республики, юридически не входила в советскую зону но, фактически входила в советскую сферу влияния.[97] Это самопровозглашённое курдское государственное образование просуществовало почти год, с 22 января по 16 декабря 1946 г. Однако падение Мехабадской республики лишь на время пригасило курдский сепаратизм в Иране[98]
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!