Начальные этапы освободительного движения курдов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Начальные этапы освободительного движения курдов

2020-11-02 122
Начальные этапы освободительного движения курдов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вскоре после младотурецкой революции курды начали создавать свои организации: так уже в 1908 г. в Стамбуле был создан клуб, выпускающий «Газету курдской взаимопомощи мощи и прогресса». Подобные общества появлялись во многих городах с преимущественно курдским населением: Диярбекир, Битлис, Мосул и др.[73] В 1918 г. в Стамбуле было объявлено о создании Общества возрождения Курдистана, в который входили государственные служащие и интеллигенция. Продвижению идей курдского национализма способствовал журнал «Жин», ставший основным информационным источником курдской национальной пропаганды после Первой мировой войны. Стоит опять же заметить, что единого мнения по вопросу – независимости Курдистана – среди сообщества не было. Мнения были разделены: одни считали, что Курдистан должен быть полностью независим, а другие видели будущее Курдистана в автономии.[74] Эти разногласия опять же пагубно влияют на курдов. Народ не является единым целым. Казалось бы, курдские общества, призванные сплотить, еще больше приводят к расколу. Организации противоречат друг другу. Так, в 1925 г. началось восстание шейха Саида.

Оно стало результатом активизации деятельности курдских подпольных групп, которые в мае 1923 г. удалось объединить в единую организацию, возглавляемую Центральным комитетом Курдистана.[75] Руководитель был богат и влиятелен, это сыграло большую роль в решениях Центрального комитета Курдистана относительно политических союзников.

Главой комитета был Джибранлы Халит-бей, именно он привлёк на свою сторону шейха Саида, а также некоторых офицеров в армии.

Во время встречи Юсуф Зия (один из руководителей курдского движения) отправился в Хыныс к шейху Саиду. Во время встречи он говорил о необходимости создания курдских организаций, которые будут бороться за предоставление независимости Курдистану, при этом он обещал шейху высокий пост в будущем правительстве Курдистана.[76] Причиной восстания можно назвать реакцию на политику Турции, которая различными способами подавляла все попытки курдов подчеркнуть свою национальную идентичность и не признавала их как народ. Восстание шейха Саида было массовым. В то время, как почти весь Курдистан поднялся против турок и вёл с ними борьбу, дерсимцы (область, находящаяся в западной части Турецкого Курдистана, между двумя верхними рукавами Евфрата, население говорит на курдском диалекте «заза»[77]). Оставались, как правило, в стороне. Подобное положение соответствовало планам турецкого правительства, намеревавшегося расколоть курдов, подавить освободительное движение по частям.[78] По мнению М. А. Гасратяна, восстание курдов, во всех районах их проживания стало результатом военно-политическойи административной деятельности, правящих кругов Турции.

Восстание не могло продолжаться слишком долго, по причине того, что курды не имели тяжелого вооружения, с которым они могли бы противостоять турецкой армии.[79] Мустафа Кемаль дал свою оценку этому событию, которая стала официальной и, значит, обязательной для турецкой аудитории. Он назвал восстание шейха Саида «реакционным выступлением», выражением реакционной идеологии и результатом ряда «подготовительных мероприятий». «Реакционное выступление послужило для нас поучительным уроком, выявив в глазах всей нации еще существующие в некоторых вилайетах социальные и административные язвы. Мы должны настойчиво продолжать лечение этих язв до тех пор, пока в нашем дорогом едином отечестве не будет обеспечено безукоризненное выполнение всеми гражданами всех личных материальных и моральных обязательств».[80]

Курдское восстание 1925 г. – «один из самых напряженных моментов для Турецкой республики», писал знаток ближневосточных проблем В.Л. Осетров. «Восстание курдского шейха Саида поставило на карту самое существование республиканской Турции», отмечал в то же время А. Ф. Миллер, видный советский турколог. Высшее руководство Турции придерживалось такого же мнения и приняло соответствующие меры.[81]

Успехи армии при подавлении восстания шейха Саида способствовали созданию образа «гаранта конституции и национальной целостности». Защита национальных интересов была полностью возложена на армию, которая именно теперь, после подавления восстаний на юго-востоке, постепенно приобрела образ гаранта безопасности нации.[82]

Восстания такого рода стали результатом политики Турции, которая отрицала права курдов, как особой национальности, считала, что: «Нет курдов, есть турки». Обосновывали это тем, что: «Каждый человек, проживающий в пределах Турции, несмотря на его вероисповедания и убеждений, является турком. Вопреки историческим данным есть лица, которые приписывают нашим братьям - туркам название «курды». Что же касается отличия этих братьев, то оно объясняется тем, что много веков тому назад в силу переселения народов, турки были вынуждены поселиться в горной местности и поэтому оказались оторванными и обособленными в наречии. (Газета «Варлык», сентябрь 1923 г.:)[83].

Османская империя, выступавшая в Первой мировой войне в блоке Центральных Держав, и ощутившая всю тяжесть поражения, активно раздиралась на части не только сепаратными движениями, но и испытывала влияние из вне (интервенция западных стран). Для сохранения территории и народного единства проводилась такая жесткая политика по отношению к национальным меньшинствам. Народы, находившиеся ранее под влиянием османов, стремились освободиться. Идея формирования единой османской нации, только появившись, утратила актуальность, так как национальный состав населения империи из-за территориальных потерь становился всё более однородным.[84]

Возвращаясь к пропаганде в курдских СМИ, стоит сказать, что после Севрского договора Общество возрождения Курдистана разделилось на организации, которые опять же не имели единого взгляда на проблему.

1. «Управление курдской пропаганды» выступало за автономию и издавало газету «Жин». Следует отметить, что данная организация сотрудничала как с кемалиcтcкой Турцией, так и с Махмудом Барзанджи.

2. «Общество независимости Курдистана» – данная организация была основана в 1923 г. в Эрзуруме. Объединив вокруг себя самых авторитетных курдских шейхов и вождей, эта организация видела решение курдского вопроса путем создания королевства на основе шариата под временным английским мандатом.[85]

3. «Общество спасения курдов и Курдистана» – организация, куда входили Шериф-паша и антитурецки настроенные Бедирханы. Данная организация видела будущее автономного Курдистана в союзе с армянами под протекторатом Персии. В будущем последние три партии объединились в Курдскую партию, которая была объявлена вне закона в Турции и была лишена права участвовать на Лозаннской конференции.[86] Раскол у курдов обозначился как в СМИ, так и в политике. Каждый представляет способ реализации цели объединения по-своему. Их роднила только одна общая цель – достижение независимости своего народа.

Английский историк, эксперт по ближневосточному вопросу Арнольд Тойнби писал еще в 1934 г.: «Худший враг курдов – племенные и феодальные распри, которые позволяют иракскому правительству, также как и турецкому, и персидскому, проводить политику «разделяй и властвуй».[87] Этим они активно и пользуются, что видно на примере движения шейха Саида. Так, когда восстал весь Курдистан, многие племенные лидеры его не поддержали, а даже более того, выступали на стороне турок, которые переманили феодальную верхушку. Многие племена не верили в успех, возможно, благодаря пропаганде турок. Тем самым, главной проблемой представляется разрозненность, отсутствие единства, корыстные цели руководителей.

Исторически сложившимся фактором является сохранявшаяся у курдов этно-социальная и этнокультурная разделенность. Племенная стадия в их социальном строе, характерная в далеком прошлом почти для всех народов мира, у курдов, в силу многих неблагоприятных для них внешних обстоятельств, надолго затянулась, прочно вошла в их историческую традицию и сказывается до сих пор. Это привело к общей замедленности социального и культурного развития курдского этноса.[88] Еще одно крупное восстание после шейха Саида, произошло в районе Арарата (1927-1931 гг.). Основной причиной опять же стала политика Турции, усиление налогового гнёта, падение уровня жизни. В отличие от восстания шейха Саида, которое продлилось около 2 месяцев, это продолжалось 4 года.

В 1927 г. северные районы Курдистана были охвачены новыми восстаниями. К концу весны этого года правительственные войска, численностью до 10 тысяч штыков, начали выступления против повстанцев Арарата, Игдыра и Баязита (Догубаязита). В результате ожесточенных боёв турки потеряли убитыми около 2 тысяч солдат и офицеров. Курды захватили 400 пленных, 12 орудий, 36 пулемётов и много другого вооружения.[89] Во главе араратского движения находился Ихсан Нури, как отмечает М.А. Гасратян, благодаря его организаторским способностям, он смог привлечь на свою сторону Ибрагима Хаски, известного под именем Ибрагим-паши, упомянутого в параграфе 1.1.

В течение 1928-1929 гг., курды, которых преследовали войска правительства, начали концентрировать свои силы в преимущественно горных районах. Их главным убежищем стала гора Арарат. Здесь в труднодоступных местах находили пристанище активные бойцы за национальное освобождение курдов, потерпевшие поражение в открытой неравной борьбе с правительственными войсками.

Восстание в районе Арарата было подготовлено военно-политическим комитетом «Хойбун» («Независимость»). Именно оно сыграло решающую роль в становлении национального самосознания народа.[90] Курдская партия «Хойбун» стала начала издавать бюллетень под названием «Агры», он знакомил читателей с событиями у Арарата, с целями курдского движения. Повстанцы даже имели свое знамя. Постепенно зона восстания начала расширяться.

В сложившейся ситуации, турецкие власти, как и раньше, стали на путь лавирования и предложили Ихсану Нури начать мирные переговоры.[91] Правительственные войска испугались напора и силы курдского движения, которое не удавалось подавить за короткий срок. Лидеры отвергли предложения правительства. Это видение ситуации с позиции курдского историка. Руководители отвергали предложения правительства по причине того, что Англия поставляла вооружения повстанцам. Они надеялись на союзников в этом вопросе. Большую помощь англичанам оказывали и французы, которые, чувствуя свою слабость в Сирии, видели в курдском восстании средство укрепления своих позиций.[92]

Курдская делегация отвергла предложения «примирительной» комиссии. При этом она подчеркнула, что единственным условием прекращения борьбы может быть признание Турцией национальных прав курдов. Переговоры в местечке Шейхли-Кепрю закончились безрезультатно.[93] Правительственные войска мобилизовали все силы армии для подавления восстания, использовали хитрость, подкупали вождей. Во многом именно это подрывало силы курдов. Восстание было подавлено.

Оценивая меры, предпринятые правительством, газета «Заря Востока» от 20 марта 1931 г. писала, что турецкими войсками было уничтожено не менее 200 курдских поселений и кочевок, а также убито несколько тысяч курдских повстанцев. Вместе с семьями число жертв достигало 10-15 тысяч. По данным партии «Хойбун», турецкими карательными отрядами было разрушено 660 деревень, сожжено 15.206 жилищ.[94] Араратское восстание показало высокий уровень политической зрелости курдов. Оно уступало размахом восстанию шейха Сайда, но по уровню политической зрелости, по четко определенной конечной цели — установление курдской республики — стояло выше предыдущих восстаний.[95]

С этого момента Арарат стал ассоциироваться, как островок курдской свободы, жестоко подавленный усилиями сговорившихся между собой турецкого и иранского правительств.[96] Такое героическое, самопожертвование только разожгло курдский народ, тем самым освободительные движения появились во многих странах.

Не стоит забывать и про Иранский Курдистан. Попытки создания его создания были в первой половине XX в. Свободное курдское государство просуществовало четыре года (с 1918 по 1922 гг.), после этого войска правителя Курдистана были разбиты, а сам он был вынужден бежать. Следующая серьезная попытка создать на иранской территории курдское государство произошла в ходе Второй мировой войны, стоит отметить, что здесь обошлось без английского вмешательства. С помощью англичан племенной вождь Хама Рашид установил контроль над тремя районами в западном Иране, однако в 1944 г. был разгромлен подразделениями иранской армии, но курдский сепаратизм не был подавлен.

Активным участником региональной политической борьбы стал СССР. Это способствовало тому, что в 1946 г. была провозглашена курдская Мехабадская Республика, правительство которой получило поддержку Советского государства. Территория Мехабадской республики, юридически не входила в советскую зону но, фактически входила в советскую сферу влияния.[97] Это самопровозглашённое курдское государственное образование просуществовало почти год, с 22 января по 16 декабря 1946 г. Однако падение Мехабадской республики лишь на время пригасило курдский сепаратизм в Иране[98]


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.