Залезание линий одна за другую. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Залезание линий одна за другую.

2020-07-03 118
Залезание линий одна за другую. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все ошибки можно разделить на грубые (приводящие к изменению гештальта) и не грубые (не изменяющие гештальт). К грубым ошибкам относятся 1,2,3,4,5. Ошибки 6,7,8,9 могут быть как грубыми, так и не грубыми.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так дети 5,5 - 6 лет редко выполняют задание без ошибок в связи с недостаточным функциональным созреванием структур головного мозга, отвечающих за дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона), концентрацию внимания, развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Наличие грубых ошибок после 7 лет говорит о том, что ребенок плохо справляется с работой по образцу.

«Несуществующее животное»

Инструкция. Перед ребенком кладут лист бумаги (горизонтально) и говорят: "Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумывать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал. Его нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах"

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать животному название. Название животного записывается в протоколе. После этого психолог говорит: "А теперь расскажи про его образ жизни. Как он живет?" Рассказ ребенка записывается по возможности дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

· Чем оно питается?

· Где живет?

· Чем оно обычно занимается?

· А что любит делать больше всего?

· А чего оно больше всего не любит?

· Оно живет одно или с кем-нибудь еще?

· Есть у него друзья? Кто?

· А враги у него есть? Кто?

· Почему они его враги?

· Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?

· Какого оно размера?

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможности дословно.

Анализ результатов. Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети - о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданы. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успех в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети - авторы таких рисунков, нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, например, на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельности и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению самооценки.

Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура - в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценивать себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на, чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрессией от тревоги", весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом поведении сложилась известная поговорка: лучший метод защиты - нападение. Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. О подобных семейных отношениях говорилось при анализе результатов теста "Рисунок семьи", их рекомендуется сверить с результатами этого теста. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремления назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, проявляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Рисунки животных, имеющих панцирь, броню т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем. Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ним связь.

Тест «Два дома»

Инструкция.                                     

Проведение методики "Два дома" удобно начать с обсуждения того, в каком доме реально живет ребенок. Затем проверяющий предлагает: "А теперь выстроим для тебя прекрасный новый красный дом (говоря это, он рисует на листе бумаги большой красный прямоугольник). Теперь мы заселим этот замечательный дом. Конечно, первым мы поселим в нем тебя: ведь мы его для тебя построили! (вверху прямоугольника записывается имя ребенка). А кто здесь будет жить еще? В этом новом доме, могут жить все, кого ты захочешь поселить вместе с собой - не важно, живете ли вы сейчас рядом или нет. "Поселяй кого хочешь". По мере того, как ребенок называет обитателей красного дома, проверяющий вписывает в прямоугольник их имена и по поводу каждого из них интересуется: "Кто это?" (вопрос следует задавать совершенно нейтрально, как бы между прочим). После того, как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один большой прямоугольник, на этот раз - черный со словами: "Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут". По поводу черного дома ни в коем случае не сообщается, что это плохой дом или, что вообще он чем-то хуже красного (вполне достаточно самой по себе цветовой символики, к которой дети очень чувствительны). Если по поводу имен, называемых ребенком, нет полной ясности о том, в какой из домов он хочет поселить названного человека, то это надо уточнить: "Куда мы его (ее) поселим - в этот дом или в тот?" Если черный дом вовсе не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: "Что же, этот дом так и будет стоять пустой?"

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ

Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке - "грустное" или "веселое". Картинки делятся по половому признаку: для девочек - картинки с девочкой, для мальчиков - с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:

1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.

2. Дети с нарушениями мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.

3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.).

В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.

I.

Инструкция.

"На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) - желтым карандашом".

При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест "тревожности", необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

II.

Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков.

Инструкция.

"Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!"

Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

     ЧИСЛО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ВЫБОРОВ

ИТ = -------------------------------------------------------------------------- Х 100%

                                              14

По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%);

б) средний уровень тревожности (20% < ИТ <50%);

в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ < 20%)/

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ.

Подробное описание теста тревожности предлагается в работе Р.В. Овчаровой "Практическая психология в начальной школе" (36-47).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.