Методика «Страна эмоций» как диагностический материал — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методика «Страна эмоций» как диагностический материал

2020-07-03 377
Методика «Страна эмоций» как диагностический материал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная методика достаточно удобна при проведении интервью с ребенком, причем какой именно способ применения будет использован, зависит как от конкретной диагностической ситуации, так и от профессиональных предпочтений самого психолога.

Рассмотрим некоторые формы диагностической работы с данной методикой.

1. Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, "портреты" которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок ребенку задаются вопросы: "Знаком ли тебе этот персонаж, это чувство? Ты когда-нибудь его испытывал? А когда, например?". "Обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может - совсем большим. Ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький? А когда большой? Расскажи об этом" и т.д.

 

" Сейчас мы с тобой отправимся в Страну эмоций. Ты, конечно, знаешь, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев… Представь себе, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей - грустных и веселых, смелых и робких, смешных и не очень - и поселились в сказочной Стране эмоций. Давай с ними познакомимся. Вот Гнев-Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, сердитый или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне".

2. Следующий способ предпочтителен, если ребенок замкнут, и возникли трудности с установлением контакта. В этой ситуации развернутое интервью вряд ли возможно (на начальном этапе работы с ребенком), поэтому предлагается максимально упрощенная процедура: сначала психолог вместе с ребенком рассматривает картинки и комментирует их, а затем карточки перемешиваются и вытаскиваются две наугад. Ребенку предлагается игровая ситуация, в которой ему следует сделать выбор из двух карточек. После того, как выбор сделан, вытаскивается следующая пара карточек, и все повторяется. Таким образом, с одной стороны, задание максимально упрощено - всего лишь выбрать одну из двух предложенных карточек, с другой - решаются задачи, перечисленные выше. Необходимо отметить, что выбранный персонаж может соответствовать проблемной ситуации, в которой находится ребенок, а может, напротив, обозначать желаемые их качества, те, которые представляют для него определенную ценность, но пока являются недоступными по тем или иным причинам, содержание которых уточняется в процессе дальнейшей, более углубленной диагностики.

"Давай представим, что ты - известный актер, настоящая "звезда". И вот тебя пригласили озвучить роль в мультфильме (сыграть роль в фильме) "Страна эмоций". На выбор предложили эти две. Какая из них тебе больше нравится? Какую ты знаешь лучше? Какая роль тебе больше знакома? Ты хотел бы что-нибудь рассказать об этом персонаже, о том, почему ты его выбрал?… А если бы тебе предложили выбрать из этих двух героев? (и т.д.)

3. Данная форма работы с методикой носит несколько пограничный, диагностико-коррекционный характер. Ребенку предлагается сочинить рассказ (сказку), где главным действующим лицом был бы выбранный им персонаж (или персонажи, если их несколько). Критерии выбора могут быть различными. При этом задаются вопросы:

- Где он живет?

- Один ли он живет или с кем-то?

- Есть ли у него друзья? Кто?

- Что он любит делать?

- Чего терпеть не может? и т.д.

Далее вопросы формулируются в зависимости от проблемной ситуации самого ребенка с опорой на конкретный персонаж. Также достаточно эффективны вопросы о возможных отношениях и родстве персонажей: ребенок получает возможность соотнести различные эмоциональные состояния, выявить их вероятное сходство и даже процесс зарождения той или иной эмоции. В сущности, это тоже своеобразное интервью, но уже носящее игровой, условный характер. Затем сочиняется сказка: либо самим ребенком, либо совместно с психологом.

"Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты мне поможешь, хорошо? О ком бы ты хотел услышать, выбери сам. Итак, жил-был Боястик-Дрожастик. Как ты думаешь, где он жил? А как выглядел его домик? Наверно, около его дома было что-то, чего он очень боялся. Как ты думаешь, чего? И жил Боястик один-одинешенек… Интересно, а друзья у него были? А кто? Посмотри-ка среди других персонажей. И больше всего Боястик-Дрожастик любил… (показывай, что он любил?). А не любил Боястик… (чего не любил, как ты думаешь?). А что же случилось с ним дальше, давай, придумаем вместе … и т.д."

Отметим, что вариантов манипуляций с данными персонажами существует множество, и варианты эти всем известны: это драматизация, проигрывание с помощью кукол, рисование и т.д. Практически, здесь начинается процесс коррекции. Диагностический же аспект отражается в том, что в процессе манипулирования персонажами и, особенно, описание той или иной эмоции находит отражение актуальное состояние ребенка, а так же его отношения с данным чувством (его подавление, культивирование и т.д.). Коррекционный эффект состоит в том, что ребенок, как уже отмечалось, дистанцируется от данной эмоции, манипулируя ею.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.