Глава 9. Государственный регистратор прав — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 9. Государственный регистратор прав

2020-10-20 101
Глава 9. Государственный регистратор прав 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей

В комментируемой статье согласно ее названию говорится о государственном регистраторе прав и гарантиях при осуществлении им должностных обязанностей. Подобную регламентацию содержала статья 15 "Государственный регистратор" Закона 1997 г. о регистрации (статья излагалась Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ полностью в новой редакции).

Часть 1 комментируемой статьи определяет государственного регистратора прав в качестве федерального государственного гражданского служащего, должностного лица органа регистрации прав, наделенного государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Ранее в п. 3 названной статьи 15 Закона 1997 г. о регистрации устанавливалось, что государственный регистратор является федеральным государственным служащим, а также указывалось, что особенности прав и обязанностей иных должностных лиц - работников органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, как государственных служащих регулируются законодательством о государственной службе. Однако, указанный пункт был признан утратившим силу Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(329), что и закреплено в его преамбуле. Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ*(330)) государственная гражданская служба РФ - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

В пункте 1 названной статьи 15 Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ) непосредственно устанавливалось, что на должность государственных регистраторов назначаются работники органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, - граждане РФ, прошедшие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие либо: высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее чем три года или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем два года; иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем три года. Но, как видно, данные положения в комментируемый Закон не вошли.

Общие нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей гражданской службы закреплены в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ч. 1 и 2 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ*(331)): для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1); квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 2).

Согласно части 2 комментируемой статьи с государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Такое положение в Законе 1997 г. о регистрации не содержалось. Как предусмотрено в ч. 2 ст. 25 названного Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен данным Законом. В соответствии с ч. 3 указанной статьи срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено названным Законом и другими федеральными законами.

В части 3 комментируемой статьи предусмотрено формирование органом регистрации прав экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав. На основании данной нормы Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2015 г. N 867 утвержден Порядок формирования экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, полномочий экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, и процедуры принятия экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав*(332), который согласно его п. 1 устанавливает правила формирования в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальных органах экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, полномочия комиссии и процедуру принятия экзамена.

Ранее в пункте 2 названной выше статьи 15 Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ) устанавливалось, что порядок назначения на должность государственных регистраторов, порядок сдачи квалификационного экзамена определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Соответственно этой норме Приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2010 г. N 223 было утверждено Положение о порядке назначения на должность государственных регистраторов*(333) (данный Приказ признан утратившим Приказом Минэкономразвития России от 9 марта 2017 г. N 99*(334)), а Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2010 г. N 375 - Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена для лиц, претендующих на замещение должности государственного регистратора"*(335) (данный Приказ признан утратившим силу Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733).

Часть 4 комментируемой статьи содержит нововведение о необходимости ведения реестра государственных регистраторов прав. На основании данной нормы Приказом Минэкономразвития России от 19 ноября 2015 г. N 860 утвержден Порядок ведения и состава сведений реестра государственных регистраторов прав*(336), который согласно его п. 1 устанавливает единые правила ведения реестра государственных регистраторов прав на территории России, а также состав вносимых в названный реестр сведений.

В части 5 комментируемой статьи установлен запрет вмешательства в деятельность государственного регистратора прав лиц, не имеющих специальных полномочий, установленных федеральным законом, а также указано на несение ответственности лицами, оказывающими воздействие на государственного регистратора прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такие положения в Законе 1997 г. о регистрации не содержались, но установленные ими правила подразумевались. В отношении ответственности за оказание воздействия на государственного регистратора прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав часть 5 комментируемой статьи отсылает к федеральному закону, но сведений о такой специальной ответственности нет. Соответственно, можно говорить лишь об общих нормах, предусматривающих ответственность за вмешательство деятельность государственного служащего, наделенного государственными полномочиями.

 

Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав

Комментируемая статья, посвященная правам и обязанностям государственного регистратора прав, указывает лишь на то, что речь идет о правах и обязанностях по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных комментируемым Законом.

Первоначально же законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона, содержал более широкую регламентацию прав и обязанностей государственного регистратора прав. Так, проектировалась норма о том, что полномочия государственного регистратора прав устанавливаются на весь период его назначения на должность и могут быть изменены только в порядке и по основаниям, которые установлены комментируемым Законом. Кроме того, проектировалась норма об обязанности государственного регистратора прав неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие осуществление регистрации прав и кадастрового учета.

Закон 1997 г. о регистрации не содержал общей нормы, подобной той, которая вошла в комментируемую статью, как не устанавливал и перечни прав и обязанностей государственного регистратора прав. Закон же 2007 г. о кадастре содержит самостоятельную статью 29.1 "Права и обязанности кадастрового инженера при осуществлении кадастровой деятельности" (статья введена Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ, принятым в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров), в ч. 1 которой непосредственно перечислены права, предоставляемые кадастровому инженеру, а в ч. 2 непосредственно перечислены обязанности, возлагаемые на кадастрового инженера.

 

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении Единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости

 

Статья 66. Ответственность органа регистрации прав

В комментируемой статье говорится об ответственности органа регистрации прав, а в следующей статье - об ответственности государственного регистратора прав. Ранее положениями Закона 1997 г. о регистрации и Закона 1998 г. об ипотеке регламентировалась только ответственность органа регистрации прав. Выше говорилось (см. введение), что одной из ключевых новелл комментируемого Закона является распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в т.ч. ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц. Как отмечалось разработчиками проекта Закона, решение вопросов ответственности и гарантий при государственной регистрации прав является ключевым вопросом дальнейшего развития системы государственной регистрации прав и требует совершенствования законодательства;

повышение такой ответственности и гарантий необходимо как для эффективности оборота недвижимости, так и для усиления защиты прав граждан на жилые помещения в целях снижения риска утраты жилища.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных комментируемым Законом, правилами ведения ЕГРН, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом непосредственно определен перечень деяний (действия и бездействия), за которые в т.ч. наступает такая ответственность. Ранее в рамках такой регламентации положениями п. 1 ст. 31 "Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 196-ФЗ) устанавливалось следующее:

органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с данным Законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в данном Законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в данном Законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав;

федеральный орган в области государственной регистрации в соответствии с данным Законом несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на предприятие как имущественный комплекс, объект недвижимого имущества, расположенный на территории более одного регистрационного округа, в ЕГРП, за необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в данном Законе) отказ в государственной регистрации прав и уклонение от государственной регистрации прав на данные объекты недвижимого имущества, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

Часть 2 комментируемой статьи воспроизводит с изменениями положения п. 3 названной выше статьи 31 Закона 1997 г. о регистрации, в которых (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 196-ФЗ) указывалось, что вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них данным Законом обязанностей, в т.ч. в результате внесения в ЕГРП записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны России в полном объеме.

Соответствующая общая норма также закреплена в п. 9 ст. 8.1 "Государственная регистрация прав на имущество" части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ): убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны России.

Статьей 28 "Ответственность органа, регистрирующего ипотеку" Закона 1998 г. об ипотеке (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 216-ФЗ) устанавливалось, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, который зарегистрировал или должен был зарегистрировать ипотеку, обязан в соответствии с ГК РФ и статьей 31 Закона 1997 г. о регистрации возместить заинтересованному лицу убытки, причиненные своими незаконными действиями (бездействием), в т.ч.:

необоснованным отказом в государственной регистрации ипотеки;

необоснованным отказом во внесении исправлений в регистрационную запись;

задержкой в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока;

государственной регистрацией ипотеки с нарушением требований, предъявляемых законодательством РФ к содержанию регистрационной записи, или с иными ошибками;

несоблюдением требований п. 3 ст. 22 Закона 1998 г. об ипотеке;

уклонением от выдачи закладной (дубликата закладной);

неправомерным погашением регистрационной записи;

необоснованным отказом в совершении действий, предусмотренных статьей 26 Закона 1998 г. об ипотеке.

Основой для рассматриваемых положений является норма ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также закрепленные в развитие данной нормы положения ст. 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" части первой ГК РФ и ст. 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами":

убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16);

вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069).

Согласно разъяснению, данному в п. 6 Постановления Пленума ВС России от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если полномочия по государственной регистрации прав на имущество возложены на государственное учреждение, убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны России (п. 9 ст. 81, ст. 1069 ГК РФ).

Как определено в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Там же предусмотрено, что в случае, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Разъяснения о применении данных положений даны в п. 13 и 14 названного выше Постановления Пленума ВС России от 23 июня 2015 г. N 25:

при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Гели для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Следует также учитывать, что уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия) (п. 13);

по смыслу ст. 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было. Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ). При рассмотрении дел о возмещении убытков следует иметь в виду, что положение п. 4 ст. 393 части первой ГК РФ, согласно которому при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые стороной для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления, не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений (п. 14).

Часть 2.1 комментируемой статьи определяет состав размер убытков, причиненных в связи с внесением по вине органа регистрации прав, установленной судом, в ЕГРН незаконных или недостоверных сведений о здании, сооружении или другом строении, правах на них и подлежащих возмещению лицу, которое приобрело такие здание, сооружение или другое строение, право собственности на которые ранее было зарегистрировано, в случае принятия в отношении таких здания, сооружения или другого строения решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "установленные требования").

В соответствии с данной частью в размер таких убытков подлежат включению:

1) рыночная стоимость здания, сооружения или другого строения в случае их сноса;

2) разница между рыночной стоимостью созданных здания, сооружения или другого строения и рыночной стоимостью таких здания, сооружения или другого строения, определенной исходя из их параметров, соответствующих установленным требованиям, в случае их приведения в соответствие с установленными требованиями;

3) убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения собственниками здания, сооружения или другого строения обязательств перед третьими лицами, в т.ч. основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода;

4) расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями в случае, если такие снос или приведение в соответствие с установленными требованиями осуществлены указанным лицом.

В части 2.2 комментируемой статьи на случай, когда снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями обеспечены в соответствии с федеральным законом органом местного самоуправления, предусмотрено, что такой орган имеет право на возмещение за счет казны России расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями.

Части 2.1 и 22 комментируемой статьи введены с 4 августа 2018 г. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ, принятым в рамках упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства. В соответствии с ч. 12 ст. 16 данного Закона положения данных частей применяются к правоотношениям, возникшим в связи с решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, которые приняты после дня вступления в силу данного Закона (т.е. после 4 августа 2018 г.).

Часть 3 комментируемой статьи освобождает орган регистрации прав от ответственности за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки. Ранее в рамках такой регламентации в п. 1 названной выше статьи 31 Закона 1997 г. о регистрации (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ) устанавливалось лишь то, что при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки.

В части 4 комментируемой статьи предусмотрено право органа регистрации на регрессное требование в размере возмещенных Россией сумм при компенсации Россией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в ч. 3 данной статьи. Часть 4 комментируемой статьи, как и статья 68 комментируемого Закона, предусматривающая компенсацию за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, в соответствии с ч. 2 ст. 72 данного Закона вступают в силу с 1 января 2020 г. а не с 1 января 2017 г. До указанной даты 1 января 2020 г. действует статья 31.1 "Основания выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение" Закона 1997 г. о регистрации (см. коммент. к ст. 68 Закона).

 

Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав

Комментируемая статья посвящена ответственности государственного регистратора прав. Закон 1997 г. о регистрации подобных положений не содержал. В пункте 2 ст. 31 "Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" данного Закона говорилось лишь об ответственности лиц, виновных в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке. При это указывалось, что такие лица несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством РФ. Как говорилось в комментарии к предыдущей статье, распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав является одним из нововведений комментируемого Закона.

В части 1 комментируемой статьи указано на несение государственным регистратором прав ответственности за несоответствие сведений, внесенных им в ЕГРН, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в ЕГРН из других государственных информационных ресурсов.

Часть 3 данной статьи указывает на несение государственным регистратором прав ответственности за: 1) необоснованное (т.е. не соответствующее основаниям, указанным в ст. 26 комментируемого Закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 2) необоснованный (т.е. не соответствующий основаниям, указанным в ст. 27 комментируемого Закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Соответствующая ответственность установлена: уголовная - статьями 170 "Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом", 170.2 "Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории" и 285.3 "Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений" УК РФ; административная - статьями 5.63 "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и 14.35 "Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности" КоАП РФ.

Кроме того, поскольку государственный регистратор прав согласно ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона является федеральным государственным гражданским служащим, можно вести речь о применении к нему дисциплинарных взысканий на основании ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ) за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным положениями п. 2, подп. "а"-"г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 названного Закона.

В части 2 комментируемой статьи закреплена обязанность государственного регистратора прав возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). Учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 66 комментируемого Закона убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных данным Законом, возмещаются в полном объеме за счет казны России, представляется, что точнее было вести речь о необходимости применения общей нормы п. 3.1 ст. 1081 "Право регресса к лицу, причинившему вред" части второй ГК РФ (пункт введен Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ*(337)), согласно которой Россия, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" и 1070 "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" данного Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

Часть 2 комментируемой статьи также предусматривает, что в случае умышленного причинения органу регистрации прав вреда убытки подлежат возмещению государственным регистратором прав в полном объеме. Видимо, данное положение может вызвать проблемы при его применении. Так, представляется не вполне понятным, в каком объеме подлежат возмещению убытки в иных случаях, т.е. в случае неосторожного причинения вреда. Также не вполне понятно, об умышленности какого деяния идет речь - преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка либо обо всех перечисленных.

 

Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости

В комментируемой статье предусмотрена выплата за счет казны России однократной компенсации за утрату права собственности на единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение физическому лицу - собственнику такого жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также физическому лицу - добросовестному приобретателю, от которого было истребовано такое жилое помещение (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "однократная компенсация").

Данная статья, в отличие от других норм комментируемого Закона, в соответствии с ч. 2 ст. 72 данного Закона вступает в силу с 1 января 2020 г. а не с 1 января 2017 г. До указанной даты 1 января 2020 г. действует статья 31.1 "Основания выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение" Закона 1997 г. о регистрации (единственная статья названного Закона, действующая после 1 января 2017 г.), в п. 1 которой предусмотрено, что собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны России.

Согласно пункту 2 названной статьи 31.1 Закона 1997 г. о регистрации компенсация, предусмотренная пунктом 1 данной статьи, выплачивается в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного в настоящей статье имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению.

Там же, в п. 2 ст. 31.1 Закона 1997 г. о регистрации установлено, что размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать один миллион рублей. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает такой же предел однократной компенсации, но речь не идет лишь о реальном ущербе (о понятии убытков см. коммент. к ст. 66 Закона).

В пункте 3 названной статьи 31.1 Закона 1997 г. о регистрации указано, что порядок выплаты Россией компенсации, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, устанавливается Правительством РФ. Однако, сведений об издании соответствующего постановления Правительства РФ до настоящего времени нет.

Названная статья 31.1 включена в Закон 1997 г. о регистрации Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 217-ФЗ*(338), которым также установлено (введенным в ст. 33 "О введении в действие настоящего Федерального закона" Закона 1997 г. о регистрации пунктом 9), что предусмотренные этой статьей положения о выплате Россией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение применяются в случае, если государственная регистрация права собственности добросовестного приобретателя на жилое помещение была проведена после 1 января 2005 г.

Тем же Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 217-ФЗ пункт 2 ст. 223 "Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору" части первой ГК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 ст. 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 данного Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

Статья 302 части первой ГК РФ, к которой сделана отсылка, регламентирует истребование имущества от добросовестного приобретателя. Согласно пункту 1 указанной статьи если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Как предусмотрено в п. 2 указанной статьи, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права е<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.