Процесс восприятия также называется: — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Процесс восприятия также называется:

2020-10-20 139
Процесс восприятия также называется: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1. Понятие восприятия. 3

2. Восприятие и ощущение. 8

3. Используемая литература. 9

 

 


Понятие восприятия

<Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психологии. Восприятие составляет основу ориентировки ребенка в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения ребенок воспринимает также свои собственные действия и результаты. Наряду с тем, что восприятие в целом осуществляет ориентирующие и регулирующие функции в поведении, некоторые виды восприятия имеют специфическое значение для осуществления определенной деятельности.

Под процессом восприятия в современной психологической науке понимается «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов... сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа».

Все ученые сходятся во мнении, что восприятие есть процесс интегративный, обобщающий многие отдельные признаки объектов в их целостный образ. Разные авторы подчеркивают, что восприятие представляет собой активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

В ряде психологических исследований показано, что развитие восприятия идет путем формирования специальных перцептивных действий, которые ориентируют практическую деятельность человека (Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, A.B.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Г.Якобсон).

Перцептивные действия ‑ основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Перцептивные действия связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию образа, адекватного задачам деятельности и предметному миру.

Впервые понятие перцептивного действия было введено A.B. Запорожцем (1967). Природа образования, структура, виды перцептивных действий исследованы и представлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.М.Веккера, В.Д.Глезера, A.B.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Д.А.Ошанина и других.

В настоящее время понимание восприятия как системы перцептивных действий широко распространено как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Дж.Гибсон, У. Найссер, Ж.Пиаже, Р. Хелд).

Всякое перцептивное действие может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных операций. Сравнительно мало изучены процессы координации различных перцептивных действий и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени. Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих перцептивные действия с деятельностью, в контексте которой они осуществляются>. (А.Г.Ковалёв, 1970, с.56)

<Становление образа может происходить как путем интеграции, так и дифференциации. В.А.Ганзен выделяет в анализе расчленение целого на части и различение, а в синтезе – обобщение и объединение.

Первичным анализом является пространственное и временное расчленение объекта на части и выделение границ между ними. Затем производится анализ информационных энергетических признаков отдельных частей. Следующий этап анализа – это анализ множества (распределения) значений одного признака. Последним является анализ множества распределения по всем признакам.

Параллельно с процессами анализа идут процессы синтеза. В основе синтеза лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы раздражителей внешнего и внутреннего мира. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Физиологическим механизмом объединения выступает интегрирующая функция центральной нервной системы (И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин). На перцептивном уровне обработки объединяющимися являются различные принципы: объединение по близости в пространстве, на основании общей закономерности, равновесия и другие.

В формировании восприятия участвуют связи двух типов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи, что обеспечивает интегративный процесс восприятия объекта.

Восприятие не является полностью автономным познавательным процессом. В формировании образов восприятия участвуют цели, мотивы, установки, эмоционально-волевая сфера, другие познавательные процессы (внимание, мышление и т. д.). Аналитико-синтетическая деятельность восприятия совершает переход от образов к понятиям, к слову. С помощью мышления субъект понимает смысл увиденного, переосмысливает, обобщает.

Таким образом, на перцептивном уровне обработки происходит формирование образа объекта и оценка ряда его интегральных характеристик. Становление образа происходит путем интеграции и дифференциации. Восприятие на перцептивном уровне есть процесс последовательной развертки, которая обеспечивается системой операций - перцептивными действиями>. (Б.М.Величковский, 2006, с.124)

<При изучении генеза, структуры и функций восприятия принципиальное значение приобретает изучение особенностей практической деятельности субъекта восприятия. Развитие восприятия ребенка происходит в тесной зависимости от условий его жизни и обучения.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить две группы:

- свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса;

- свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.

К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:

- объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации;

- точность восприятия – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;

- полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;

- быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Ко второй группе среди основных «сущностных» свойств восприятия выделяются:

- константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия;

- осмысленность восприятия – свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом;

- структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры;

- целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа;

- предметность восприятия – отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира;

- обобщенность восприятия – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;

- избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающие активность человеческого восприятия. Восприятие классифицируют по:

- типу ведущего анализатора;

- форме существования материи;

- степени использования волевых усилий;

- индивидуальным различиям в отражении объектов.> (Е.Е.Сапогова, 2001, с.222)

<Термин «модальность» С.Л.Рубинштейн и Б.Г.Ананьев использовали сначала применительно к видам ощущений. В дальнейшем термин стал применяться к различным видам психических явлений.

В справочной психологической литературе модальность трактуется как «термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору) и использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов».

Зрительному восприятию свойственно наибольшее чувственное созерцание и оно более или менее свободно от эмоционального переживания. В зрительной модальности восприятия влияние объекта сильнее влияния субъекта. Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную кинестезическую функцию, участвуя в восприятии и регуляции собственных движений наблюдателя. Согласно С.Л.Рубинштейну, именно эти особенности позволяют зрительному восприятию доминировать в познании мира и практической жизни человека.

Как показывают исследования, многие операции пространственного восприятия являются врожденными. Однако их координация осуществляется прижизненно. Важную роль в онтогенетическом развитии восприятия пространства играет включение отмеченных операций в состав практических, а затем и перцептивных действий. Зрительное восприятие пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная, и является по существу интермодальным.

Наиболее сложным процессом является восприятие формы. Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета.

Согласно Б.Г.Ананьеву, визуализация (зрительное представление чувственного опыта) является важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности и поведения человека. Зрительная модальность интегрирует все модальности: образы любой модальности могут быть переведены на зрительные схемы (визуализация чувственного опыта). Вследствие интеграции зрительной и других модальностей восприятия происходит вербализация всего жизненного опыта, в том числе и сенсорно- перцептивного. Предпочтение визуальных картин внешнего и внутреннего мира способствуют определенной степени визуализации учебного материала>. (Б.М,Величковский, 2006, с.284)

<Слуховая модальность восприятия представляет собой мощнейший источник интегрированной сенсорной работы мозга человека.

Слуховая модальность восприятия связана со всеми другими модальностями восприятия благодаря звуковому характеру языка и обозначающей функции речи, особенная связь с кинестетической модальностью восприятия.

Гаптическая модальность восприятия относится к особому виду восприятия. Активное осязание является важнейшей частью сенсорно- перцептивной организации человека и по тому, какое место занимает среди отражательных систем и по тому, насколько точно отражает предметы окружающей среды. Оно находится во взаимодействии со всеми модальностями.

В структуре гаптического восприятия выделяются 9 субмодальностей, или структурных составляющих. Ощущения твердости – мягкости, тепла – холода, гладкости – шершавости, размера, объема, формы, влажности – сухости, консистенции не только отражают структуру этого вида восприятия, но и свидетельствуют о возможностях осознания и вербализации.

Вкусовое восприятие рассматривается в отечественной психологии как один из факторов, обеспечивающий не только биологическое существование человека, но и его жизнедеятельность как социального существа. Вкусовое восприятие играет определенную роль в сенсорно-перцептивной организации человека: осуществляет связь организма с внешней средой, регулирует поступление питательных веществ в организм человека, обеспечивает поддержание химического состава тела человека. Вкусовое восприятие непосредственно связано с обонянием, которое имеет также регулирующую, когнитивную и коммуникативную функции.

Обонятельная модальность связана не только с вкусовой и кинестетической модальностями, как и все модальности восприятия, она связана с висцеральной модальностью восприятия. Висцеральная модальность восприятия как составляющая часть соматической чувствительности и соматического восприятия, без которых не может существовать человеческий организм, занимает свое определенное место в общей структуре личности человека. Отмечается особая связь висцеральной модальности с эмоциональной сферой человека.

Кинестетическая модальность восприятия представляет собой психологический феномен, который проявляется в различных сферах деятельности. С помощью движений человек познает мир и его возможности, а также возможности своего мышечного аппарата. Свои движения человек воспринимает, как способность говорить, ходить, жестикулировать, заниматься спортом.

Исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей.

Установлено, что патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства, движений не только существенно сказывается на восприятии в целом и ограничивает объем информации, но также затрудняет интеллектуальную деятельность.

Таким образом, восприятие в психологической науке большинством исследователей рассматривается как сложный, многосторонний процесс, включающий в себя разные уровни развития, взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты.

Восприятие обладает рядом свойств, характеризующих его продуктивность как психического познавательного процесса и его сущность.

В структуре сенсорно-перцептивной организации человека существует единая система анализаторов, определяющих различные модальности восприятия.

В психологии актуальным является положение об осмысленности процесса восприятия, о тесной онтогенетической связи перцептивной и речевой деятельности.> (А.В.Петровский, 2007, с.345).

<Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения, позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертывания – остановка только на информативных точках.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.

Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.

Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

· фонематическая (или система звуковых кодов языка);

· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

- Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

- Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);

- Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;

- Симультанность. В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.

- Восприятие времени. Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последу­ющим называнием предмета.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей>. (И.В.Дубровина, 2004, с.166)

 

 

Восприятие и ощущение

<Ощущение – это реакция отдельных органов чувств на что-то произошедшее. Восприятие - целостная картинка происшедшего.

Например, «что-то влажное коснулось руки» – ощущение. «Ко мне подошла собака и коснулась носом руки» – восприятие по тому же поводу.

Ощущение несет какое-то одно свойство предмета, а в результате восприятия человек определяет, что перед ним за предмет.

Холодное… острое… прочное… блестящее… четыре зуба… - Вилка!

Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Необходимо избегать представления о том, что восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и самовосприятие, оно является сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихологическая личность в данный момент развития (ближе к первичному "ощущению" стоит новорожденный, так как он не обладает сознательным опытом).

Мы никогда «не ощущаем», «не чувствуем» красный, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.д. На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому по жизни, а не в науке, когда мы говорим о внешнем мире, мы практически всегда говорим о восприятии, а не об ощущении>. (П.С.Гуреневич, 2008, с.221)

<Восприятие отличается от ощущения.

- Ощущение отражает только отдельные свойства предметов, в то время как восприятие отражает предметы и явления окружающего мира в целом.

- Ощущения даны всем живым существам. Восприятие имеет место только на стадии перцептивной психики и свойственно только тем живым организмам, которые способны к построению целостного перцептивного образа (рыбы, насекомые, высшие животные, человек).

- В основе ощущений лежит действие одного анализатора, в то время как восприятие опирается на совместную работу и взаимодействие нескольких анализаторов. Например, воспринимая апельсин, мы объединяем зрительные, осязательные и вкусовые впечатления в единый образ.

- Итогом ощущений является чувство, например ощущение яркости, громкости, соленого, сладкого. Итогом восприятия является образ предмета или явления.

- Кроме того, в отличие от ощущений, восприятие - это означенный и осмысленный процесс, поскольку связан с мышлением и речью.

Таким образом, процесс восприятия выходит за рамки изолированных ощущений и опирается на совместную работу органов чувств, на синтез ощущений. Однако восприятие никоим образом не сводится к сумме ощущений. Это принципиально новая, качественная ступень познания.> (И.В.Дубровина, 2004, с.167).


3. Используемая литература

1. Величковский Б.М. Психология восприятия. М., 2006. 374 с.

2. Гуревич П.С. Психология: учебное пособие. М.: Знание, 2008. 480с.

3. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 464 с.

4. Ковалёв А.Г. Психология личности. Изд. 3. М.: «Просвещение». 1970.-289с.

5. Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение, 2007. 479с.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001 460 с.


 

Тесты

Содержание

 

1. Понятие восприятия. 3

2. Восприятие и ощущение. 8

3. Используемая литература. 9

 

 


Понятие восприятия

<Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психологии. Восприятие составляет основу ориентировки ребенка в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения ребенок воспринимает также свои собственные действия и результаты. Наряду с тем, что восприятие в целом осуществляет ориентирующие и регулирующие функции в поведении, некоторые виды восприятия имеют специфическое значение для осуществления определенной деятельности.

Под процессом восприятия в современной психологической науке понимается «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов... сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа».

Все ученые сходятся во мнении, что восприятие есть процесс интегративный, обобщающий многие отдельные признаки объектов в их целостный образ. Разные авторы подчеркивают, что восприятие представляет собой активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

В ряде психологических исследований показано, что развитие восприятия идет путем формирования специальных перцептивных действий, которые ориентируют практическую деятельность человека (Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, A.B.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Г.Якобсон).

Перцептивные действия ‑ основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Перцептивные действия связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию образа, адекватного задачам деятельности и предметному миру.

Впервые понятие перцептивного действия было введено A.B. Запорожцем (1967). Природа образования, структура, виды перцептивных действий исследованы и представлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.М.Веккера, В.Д.Глезера, A.B.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Д.А.Ошанина и других.

В настоящее время понимание восприятия как системы перцептивных действий широко распространено как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Дж.Гибсон, У. Найссер, Ж.Пиаже, Р. Хелд).

Всякое перцептивное действие может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных операций. Сравнительно мало изучены процессы координации различных перцептивных действий и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени. Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих перцептивные действия с деятельностью, в контексте которой они осуществляются>. (А.Г.Ковалёв, 1970, с.56)

<Становление образа может происходить как путем интеграции, так и дифференциации. В.А.Ганзен выделяет в анализе расчленение целого на части и различение, а в синтезе – обобщение и объединение.

Первичным анализом является пространственное и временное расчленение объекта на части и выделение границ между ними. Затем производится анализ информационных энергетических признаков отдельных частей. Следующий этап анализа – это анализ множества (распределения) значений одного признака. Последним является анализ множества распределения по всем признакам.

Параллельно с процессами анализа идут процессы синтеза. В основе синтеза лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы раздражителей внешнего и внутреннего мира. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Физиологическим механизмом объединения выступает интегрирующая функция центральной нервной системы (И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин). На перцептивном уровне обработки объединяющимися являются различные принципы: объединение по близости в пространстве, на основании общей закономерности, равновесия и другие.

В формировании восприятия участвуют связи двух типов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи, что обеспечивает интегративный процесс восприятия объекта.

Восприятие не является полностью автономным познавательным процессом. В формировании образов восприятия участвуют цели, мотивы, установки, эмоционально-волевая сфера, другие познавательные процессы (внимание, мышление и т. д.). Аналитико-синтетическая деятельность восприятия совершает переход от образов к понятиям, к слову. С помощью мышления субъект понимает смысл увиденного, переосмысливает, обобщает.

Таким образом, на перцептивном уровне обработки происходит формирование образа объекта и оценка ряда его интегральных характеристик. Становление образа происходит путем интеграции и дифференциации. Восприятие на перцептивном уровне есть процесс последовательной развертки, которая обеспечивается системой операций - перцептивными действиями>. (Б.М.Величковский, 2006, с.124)

<При изучении генеза, структуры и функций восприятия принципиальное значение приобретает изучение особенностей практической деятельности субъекта восприятия. Развитие восприятия ребенка происходит в тесной зависимости от условий его жизни и обучения.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить две группы:

- свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса;

- свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.

К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:

- объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации;

- точность восприятия – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;

- полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;

- быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Ко второй группе среди основных «сущностных» свойств восприятия выделяются:

- константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия;

- осмысленность восприятия – свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом;

- структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры;

- целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа;

- предметность восприятия – отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира;

- обобщенность восприятия – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;

- избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающие активность человеческого восприятия. Восприятие классифицируют по:

- типу ведущего анализатора;

- форме существования материи;

- степени использования волевых усилий;

- индивидуальным различиям в отражении объектов.> (Е.Е.Сапогова, 2001, с.222)

<Термин «модальность» С.Л.Рубинштейн и Б.Г.Ананьев использовали сначала применительно к видам ощущений. В дальнейшем термин стал применяться к различным видам психических явлений.

В справочной психологической литературе модальность трактуется как «термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору) и использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов».

Зрительному восприятию свойственно наибольшее чувственное созерцание и оно более или менее свободно от эмоционального переживания. В зрительной модальности восприятия влияние объекта сильнее влияния субъекта. Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную кинестезическую функцию, участвуя в восприятии и регуляции собственных движений наблюдателя. Согласно С.Л.Рубинштейну, именно эти особенности позволяют зрительному восприятию доминировать в познании мира и практической жизни человека.

Как показывают исследования, многие операции пространственного восприятия являются врожденными. Однако их координация осуществляется прижизненно. Важную роль в онтогенетическом развитии восприятия пространства играет включение отмеченных операций в состав практических, а затем и перцептивных действий. Зрительное восприятие пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная, и является по существу интермодальным.

Наиболее сложным процессом является восприятие формы. Являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета.

Согласно Б.Г.Ананьеву, визуализация (зрительное представление чувственного опыта) является важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности и поведения человека. Зрительная модальность интегрирует все модальности: образы любой модальности могут быть переведены на зрительные схемы (визуализация чувственного опыта). Вследствие интеграции зрительной и других модальностей восприятия происходит вербализация всего жизненного опыта, в том числе и сенсорно- перцептивного. Предпочтение визуальных картин внешнего и внутреннего мира способствуют определенной степени визуализации учебного материала>. (Б.М,Величковский, 2006, с.284)

<Слуховая модальность восприятия представляет собой мощнейший источник интегрированной сенсорной работы мозга человека.

Слуховая модальность восприятия связана со всеми другими модальностями восприятия благодаря звуковому характеру языка и обозначающей функции речи, особенная связь с кинестетической модальностью восприятия.

Гаптическая модальность восприятия относится к особому виду восприятия. Активное осязание является важнейшей частью сенсорно- перцептивной организации человека и по тому, какое место занимает среди отражательных систем и по тому, насколько точно отражает предметы окружающей среды. Оно находится во взаимодействии со всеми модальностями.

В структуре гаптического восприятия выделяются 9 субмодальностей, или структурных составляющих. Ощущения твердости – мягкости, тепла – холода, гладкости – шершавости, размера, объема, формы, влажности – сухости, консистенции не только отражают структуру этого вида восприятия, но и свидетельствуют о возможностях осознания и вербализации.

Вкусовое восприятие рассматривается в отечественной психологии как один из факторов, обеспечивающий не только биологическое существование человека, но и его жизнедеятельность как социального существа. Вкусовое восприятие играет определенную роль в сенсорно-перцептивной организации человека: осуществляет связь организма с внешней средой, регулирует поступление питательных веществ в организм человека, обеспечивает поддержание химического состава тела человека. Вкусовое восприятие непосредственно связано с обонянием, которое имеет также регулирующую, когнитивную и коммуникативную функции.

Обонятельная модальность связана не только с вкусовой и кинестетической модальностями, как и все модальности восприятия, она связана с висцеральной модальностью восприятия. Висцеральная модальность восприятия как составляющая часть соматической чувствительности и соматического восприятия, без которых не может существовать человеческий организм, занимает свое определенное место в общей структуре личности человека. Отмечается особая связь висцеральной модальности с эмоциональной сферой человека.

Кинестетическая модальность восприятия представляет собой психологический феномен, который проявляется в различных сферах деятельности. С помощью движений человек познает мир и его возможности, а также возможности своего мышечного аппарата. Свои движения человек воспринимает, как способность говорить, ходить, жестикулировать, заниматься спортом.

Исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей.

Установлено, что патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства, движений не только существенно сказывается на восприяти<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.