Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-06-05 | 127 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Объединение всех трёх видов мажорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный мажор, звукоряд которого за счёт наличия в нем как основных, так и изменённых (пониженных) VI и VII ступеней будет девятизвучным:
110
↑§ 42. Минорный лад
Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.
Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).
Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет Специфику, то есть минорность совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.
В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.
Трезвучие на I ступени лада, состоящее из одних устойчивых звуков, называется (как и в мажоре) тоническим трезвучием, а образующие его тоны, соответственно, — примой, терцией и квинтой тоники. Например, в ля миноре:
тоническое трезвучие,
111
(или основной тон)
Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.
Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделённых целым тоном (большой секундой). В нижнем тетрахорде полутон находится в середине, а в верхнем — внизу.
|
112
1т. 1/2т.1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.
разделяющий тон
Таким образом, при восходящем движении гамма натурального минора в целом имеет (между соседними ступенями лада) следующую интервальную структуру:
I II III IV V VI VII I
1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1т.
нижний тетрахорд разделяющий тон верхний тетрахорд
(то есть образуется схема: тон—полутон—два тона—полутон—два тона). При нисходящем движении интервалы между ступенями гаммы натурального минора будут, естественно, чередоваться в обратном порядке:
Гамма натурального ля минора
б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2
Одновременное звучание всех неустойчивых, а затем всех устойчивых звуков дает следующее выражение лада:
Неуст. уст. неуст. уст.
и т.д.
Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от мажора) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие тонику неустойчивые звуки в этом виде лада отстоят от неё на целый тон (то есть на большую секунду):
115 1 тон 1 тон
6. 2 6. 2
VIIH t II
Сами названия ступеней минорного лада и их свойства (устойчивость или неустойчивость, направление тяготений и т.д.) остаются в общем теми же, что и в мажоре. Однако, например, VII ступень натурального минора уже не обладает остротой полутонового тяготения к тонике и потому будет называться полунапряженным восходящим вводным тоном (подобно II ступени, имеющей нисходящее целотоновое тяготение). Зато заметно острее, чем в натуральном мажоре, здесь проявляется нисходящее полутоновое тяготение VI ступени к V ступени, являющейся квинтой тонического трезвучия.
Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен. Например:
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!