Allegro                                                                                  А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5 — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Allegro                                                                                  А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5

2020-06-05 127
Allegro                                                                                  А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объединение всех трёх видов мажорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный мажор, звукоряд которого за счёт наличия в нем как основных, так и изменённых (пониженных) VI и VII ступеней будет девятизвучным:

110

↑§ 42. Минорный лад

Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.

Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет Специфику, то есть минорность совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Трезвучие на I ступени лада, состоящее из одних устойчивых звуков, называется (как и в мажоре) тоническим трезвучием, а образующие его тоны, соответственно, — примой, терцией и квинтой тоники. Например, в ля миноре:

тоническое трезвучие,

111

  (или основной тон)

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделённых целым тоном (большой секундой). В нижнем тетрахорде полутон находится в середине, а в верхнем — внизу.

112

            1т. 1/2т.1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.

                         разделяющий тон

Таким образом, при восходящем движении гамма натурального минора в целом имеет (между соседними ступенями лада) следующую интервальную структуру:

I            II            III            IV            V            VI            VII            I

1 т.  + 1/2 т. + 1 т.    + 1 т.  +    1/2 т. + 1 т. + 1т.

       нижний тетрахорд     разделяющий тон верхний тетрахорд

(то есть образуется схема: тон—полутон—два тона—полутон—два тона). При нисходящем движении интервалы между ступенями гаммы натурального минора будут, естественно, чередоваться в обратном порядке:

Гамма натурального ля минора

    б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2     б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2

Одновременное звучание всех неустойчивых, а затем всех устойчивых звуков дает следующее выражение лада:

Неуст. уст.   неуст. уст.

 и т.д.

Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от мажора) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие тонику неустойчивые звуки в этом виде лада отстоят от неё на целый тон (то есть на большую секунду):

115     1 тон 1 тон

    6. 2 6. 2

   VIIH t II

Сами названия ступеней минорного лада и их свойства (устойчивость или неустойчивость, направление тяготений и т.д.) остаются в общем теми же, что и в мажоре. Однако, например, VII ступень натурального минора уже не обладает остротой полутонового тяготения к тонике и потому будет называться полунапряженным восходящим вводным тоном (подобно II ступени, имеющей нисходящее целотоновое тяготение). Зато заметно острее, чем в натуральном мажоре, здесь проявляется нисходящее полутоновое тяготение VI ступени к V ступени, являющейся квинтой тонического трезвучия.

Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен. Например:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.