Сергей Есенин и Софья Толстая. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сергей Есенин и Софья Толстая.

2020-04-03 309
Сергей Есенин и Софья Толстая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Софья Толстая – еще одна несбывшаяся надежда Есенина создать семью. Она была младше Есенина на 5 лет. В начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. Однажды летом в липовой аллее в парке к ним подошла цыганка:

-- Эй, молодой, красивый, дай денежку, судьбу узнаешь!

Есенин рассмеялся и достал деньги.

- Свадьба у тебя скоро будет, кучерявый! - рассмеялась цыганка.

Кольцо на счастье вынул попугай незадолго до его женитьбы на Софье Андреевне. Шутя, Сергей подарил это кольцо ей. Это было простое медное кольцо очень большого размера, и носить такое кольцо было трудно. Но Софья Андреевна смяла его и носила между двумя своими кольцами. Красоты от этого кольца не было никакой, однако она проносила его много лет, как заветный есенинский талисман.

В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.

А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: "Как жизнь?" - "Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной". Любовь Софьи к Есенину была нелегкой. Эта женщина редкого ума и широкого сердца внесла в тревожную кочевую жизнь Сергея Есенина свет и успокоение. Но, видимо, было уже поздно. В конце декабря Есенин сбежал из Москвы в Ленинград, не сказав ни слова ни жене, ни друзьям.
"Потом я встретила Сергея. И поняла, что это большое и роковое. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один. Если вы любите меня... то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива... Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его родили во мне, – это бесконечное счастье".

Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами. Одно из последних стихотворений Есенина «Видно, так заведено навеки».

"Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен", - писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

"Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне".

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице "Англетер". Сергея Есенина нашли повесившимся на веревке от чемодана. Рядом было письмо, написанное кровью: "До свиданья, друг мой, до свиданья…"

Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина.

3.Заключение:

Такое количество женщин, сыгравших свою немаловажную роль в судьбе Сергея Есенина, вероятно, было предопределено свыше, ведь не будь их, возможно, и не состоялась бы та прекрасная любовная лирика Есенина, которой и по сегодняшний день восторгаются ценители Поэзии с большой буквы. И видимо, осознавая всё это, поэт пишет своё " много женщин меня любило, да и сам я любил не одну...". Каждая любовная история в жизни поэта - это любовная лирика Есенина из тех же уст, но под новым углом, это ещё одна дверь в бесконечный мир вселенской любви. Посему не стоит воспринимать Есенина лишь как "поэта деревни", ведь любовная лирика Есенина также способна восхищать и возвышать душу, даруя ей настоящее счастье.

Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: "Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, -- все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство…"

Выводы:

· Творчество Сергея Есенина - отражение его жизни, его взглядов, его чувств.

 

· Любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.

 

· Любовная тема в его стихотворениях звучит по-разному: от поэтичности и нежности до озлобленности и цинизма, но всегда предельно искренне.

 

· Философичность любовной лирики- стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.

 

· Перо поэта обессмертило имена женщин, о которых мы бы вряд ли сегодня вспоминали.

 

Приложение 1 (анкетирование)

В ходе учебной проектно-исследовательской работы было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классовБазовской средней общеобразовательной школы, учителей и родителей.

В опросе приняли участие 60 человек, которым было предложено ответить на такие вопросы, как:

Основополагающий вопрос: "Всегда ли Поэт в России больше чем поэт? "

Проблемный вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что «С. Есенин -Дон Жуан»?

Учебный вопрос: Знаете ли вы адресатов любовной лирики С.Есенина?

Учебный вопрос: Как вы оцениваете акт самоубийства Г. Бениславской на могиле С. Есенина?

Практическая часть- задания по литературе

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

Письмо к женщине

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

 

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

 

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

 

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

 

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

 

Земля - корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

 

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

 

Тогда и я

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

 

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

 

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...

...............

 

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

 

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

 

Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

 

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

 

Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

 

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

С. Есенин (1924)

 

В8. О пределите жанр стихотворения "Письмо к женщине"

 

а) мадригал

б) элегия

в) ода

г) послание

 

В9.Обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения использует фразу" И что-то резкое в лицо бросали мне.". Как называется этот приём?

 

В10. Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа

Любим а я!

Я мучил в а с,

У в а с был а тоск а

В гл а зах уст а лых:

Что я пред в а ми н а пок а з

Себя р а стр а чив а л в ск а нд а л а х

 

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) риторическое восклицание

2) метафора

3) инверсия

4) сравнение

5) анафора

 

В12. Укажите размер (без указания стоп), которым написано стихотворение С.А. Есенина.

 

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

С3. В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

 

С4. Кто из русских поэтов обращался к жанру любовного послания и в чём их произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

 

Ответы

В8 - послание

В9 -метафора

В10 -ассонанс

В11 - риторическое восклицание

метафора

анафора

В 12 - ямб

 

Список использованной литературы:

1. Автобиографии // Есенин С. А. собр. Сочинений в 5 тт. том 5 – М.: 1968 С. 7-26

2. Азадовский К. «Последняя ночь» // Звезда 1995 №9 С. 127 – 139

3. Базанов о Есенине // Русская литература 1974 №4 С. 19-35

4. Березарк И. Штрихи и встречи – Л.: 1928 С. 41 – 52

5. Бланкоф Ж. Неизвестные автографы С. Есенина // Наше наследие 1990 - №3 С. 15-19

6. Белоусов В. Г. Персидские мотивы (о стихах С. Есенина) – М., 1968

7. Варшавский Л. Г. Хомчук Н. И. К биографии поэта. З. Райх и С. Есенин // Русская литература – 1976 №3 С. 160 – 170.

8. Васильева Г. Есенин и Айседора // Мир женщины 1997 №3 С. 28 – 30

9. Воспоминания о Сергее Есенине – М.: 1965

10. «…Горько видеть жизни край». С. Есенин и С. Толстая // Наше наследие 1995 №34 С. 59 – 69

11. Дункан И. Мандугал А. Р. Айседора и Сергей: фрагменты книги // ЛГ – досье 1993 №4 С. 3

12. Дюранти У. Сергей Есенин и Айседора Дункан в «Стойле Пегаса» // Русь – 1994 №11 С. 115 – 116

13. Есенин-Вольпин А. С. Есенина она любила, но меня любила больше // Литературная газета. 1996 – 24 января – (№4) С. 6

14. Есенин С. Воспоминания родных – М.: 1985

15. Есенин С. А. в воспоминаниях современников в 2 тт./ вступ. Статья сост. А. А. Козловский – М.: Худ.литер. 1987

16. Жарова А. Имя тонкое растаяло как звук // Мир женщины – 1998 №4 С. 15 – 17

17. Жизнь Есенина: Рассказывают современники /сост. С. П. Кошечкина – М.: Правда 1988.

18. Зайцев п. Н. Из воспоминаний о встречах с поэтом // Литературное обозрение 1996 №1 С. 15-22.

19. Коробов В. Шесть женщин С. Есенина // Москвичка – 1998 №№5.

20. Лескова Н. Девушка в белой накидке// Труд-7 – 2001 – 19 июля С. 10.

21. Наумов Е. И. С. Есенин. Жизнь и творчество М – Л.: Просвещение 1965.

22. Прокушев Ю. Л. Юность Есенина – М.: Московский рабочий 1963.

23. Сергеев А. Ты такая ж простая как все. А. Миклашевская и С. Есенин. Встреча, любовь, разлука. // Земля нижегородская – 1995 – 10 июня С. 13.

24. Силов В. Без купюр: Есениана // Литературная Россия 1997 №33 С. 10.

25. Сидорина Н. «Знак того что вместе нам сгореть (женщины в жизни С. Есенина) // Россия молодая – 1994 10 – 12 С. 88 – 91.

26. Холщевников В. Е. Стихотворение и поэзия – Л.: 1991 С. 247-255.


Интернет-источники:

  1. О творчестве - Есенин Сергей Александрович http://www.sesenin.ru
  2. Сергей Есенин, биография, жизнь и творчество http://ser-esenin.ru/
  3. «Знакомый ваш Сергей Есенин» http://eseninmuseum.ru/portfolios/esenin
  4. Творчество С. Есенина www.museum-esenin.ru/tvorchestvo
  5. Поэзия С. Есенина - лирическая исповедь, его биография http://www.litra.ru/

6. 6. http://yuristov.Narod.Ru/esenin.Htm

7. 7. http://music.Lib.Ru/s/shtajn_igorx_anato/alb8.Shtml http://esenin.Ru/

8. 8. http://www.Cnso.Ru/litera/lit19.Html.

Источники иллюстраций

1.Фотографии Есенина Сергея Александровича -Яндекс картинки

2. Фотографии Анна Алексеевна Сардановская- - https://yandex.ru/

3. Фотографии Анна Изряднова-https://yandex.ru/

4. Фотографии Зинаида Райх-https://yandex.ru/

5. Фотографии Айседора Дункан-https://yandex.ru/

6. Фотографии Галина Бениславская .- https://yandex.ru/

7. Фотографии Августа Миклашевская.- https://yandex.ru/

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.