Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

2020-06-05 995
Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История создания – написано стихотворение в 1953 году. Спустя пять лет после этого Заболоцкий, чье здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрет.

Тема стихотворения – рассказ о родной природе.

Композиция – одночастная на протяжении пяти строф автор рассуждает о том, как прекрасная российская природа.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.

Метафоры“государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.

Олицетворение“ручей, задыхаясь, поет”.

История создания

Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалеку от Казани. Однако долгое время он не ценит всю прелесть природы, не понимал ее красоты и очарования. Все изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особыми чувствами, И эта трепетность переключилась и на природу.

Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал ошибки молодого себя и поэтически переосмыслил свое отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.

Автор подчеркивает мысль о том, что по-настоящему оценить радости жизни может только тот, кто долгие годы был их лишен.

Тема

Свое произведение Николай Алексеевич с трепетом посвящает родной природе, ее неповторимой красоте и очарованию. Он восхищается самыми простыми картинами просто потому, что это – родина, а она всегда прекрасна. И простота – это часть очарования русского пейзажа, а никак не его недостаток.

Композиция

Заболоцкий создал одночастный стих, состоящий из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчеркивает мысль, что именно северные лагеря стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчеркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит о том, что новые знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Жанр

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики: с одной стороны автор описывает красоту природы, с другой же – говорит о своих чувствах к ней, рассуждает об окружающем мире и восхищается им.

Оно написано анапестом с перекрестной рифмовкой, который делает ритмику стихотворения более напевной и придает ей естественное очарование.

Средства выразительности

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:

  • Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”.
  • Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты”.
  • Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет”.

Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в свое стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удается действительно передать все свои ощущения и эмоции.

«Я воспитан природой суровой…» Николай Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

 

Песни на стихи русских поэтов ХХ века:

Инна Анатольевна Гофф родилась в 1928 году в Харькове. Её мать была преподавателем французского языка, отец работал врачом. С началом войны семья эвакуировалась в Томск. После войны Инна Анатольевна поступила в Литературный институт имени Горького в Москве. Ещё во время учёбы вышла замуж за известного поэта и писателя Константина Ваншенкина, с которым прожила всю жизнь.

Инна Анатольевна писала не только прекрасные стихи, но и талантливые прозаические произведения: это и рассказы, и повести, и романы. Успех к ней пришёл в 1950 году. На Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей Инна Гофф получила первую премию за повесть «Я – тайга». Основные темы её творчества: долг и верность, дружба и любовь.

Чувство юмора, необычный взгляд на жизнь проявляются в её произведениях: «Не верь зеркалам», «История Насти Стекловой», «Северный сон», «Телефон звонит по ночам».

Если вы хотите узнать о жизни и творчестве поэтов Александра Твардовского, Михаила Светлова, писателей Валентина Катаева, Юрия Олеши, Юрия Трифонова, прочтите о них в книгах Инны Гофф. Она сотрудничала и дружила со многими известными людьми, о которых потом писала в своих книгах.

Неожиданно сменив в молодости свой поэтический путь на прозу, Инна Гофф всё же не переставала писать стихи. Долгое время она писала стихи только «для себя», но благодаря актёру и певцу Марку Бернесу, композиторам Яну Френкелю, Эдуарду Колмановскому, с которыми её познакомил муж поэт Константин Ваншенкин, появились замечательные песни на стихи Инны Гофф: «Август», «Я улыбаюсь тебе», «Когда разлюбишь ты», «Ну, а лето продолжается», «Снова ветка качнулась» и другие. Это любимые песни ваших бабушек и дедушек, а может быть, пап и мам.

Вершиной же творчества Инны Анатольевны как поэта – песенника, безусловно, стала песня «Русское поле» на музыку Яна Френкеля, написанная к кинофильму «Новые приключения неуловимых» (1968). Поэт Расул Гамзатов сказал об этой песне: «Это лучшая песня о Родине. Я бы предложил сделать её Государственным гимном России».

Инна Гофф так рассказывает об истории создания этого стихотворения: «Написала, потому что люблю поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с такой «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Это ничем не заслоненный вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним видением моего отрочества».

Вечным темам долга, чести, любви к Родине посвящал свои стихи, песни поэт – бард Булат Шалвович Окуджава. Существует понятие «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном лице автора мелодии, автора стихов и исполнителя, аккомпанирующего себе чаще всего на гитаре.

Такие стихотворения-песни преимущественно небольшого объёма, они очень лиричны, то есть выражают сокровенные мысли, душевные переживания автора. В стихотворениях, положенных на музыку, органично сочетаются лучшие песенные качества: музыкальность стиха, мягкая лиричность интонации, простота сюжета, близкого и понятного многим.

Многоцветен мир песен и романсов, вобравших в себя чуть ли не все аспекты человеческой жизни: воспоминания о детстве, о друзьях юности, размышления о смысле жизни, грусть от потерь и разочарований. И встаёт за всем этим многообразием образ Родины, образ России.

Булат Окуджава – основоположник авторской песни. Биографически он принадлежит к фронтовому поколению. Он ушёл на фронт 18-летним. И в памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась на всю жизнь.

Особое место в его поэзии занимает тема Арбата – арбатский дворик «с человечьей душой». Здесь мир дворового детства, дворового братства, отношения душевной открытости и сердечной отзывчивости. Это мир мечты, юности, мир ностальгических чувств.

Песни Булата Окуджавы более поздних лет не только сохранили юношеское благородство чувств, честность, верность в дружбе и любви, но и приобрели новые черты: философские размышления о пережитом, о жизни:

Почему мы исчезаем

Так внезапно, так жестоко,

Даже слишком, может быть?

Потому что притязаем,

Докопавшись до истока,

Миру истину открыть.

Особенность поэзии Окуджавы в том, что многие стихи обращены не к одному человеку, а ко всем сразу. Очень часто поэт в своих стихах говорит «МЫ». «МЫ» - это то человеческое единение, в котором проступают лучшие качества людей.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это всё любви счастливые моменты.

У Булата Окуджавы есть цикл песен о войне. О ней рядовой Булат Окуджава знал, как многие его сверстники. Начиная с 1942 года, он, девятиклассник, вместо учебников осваивает науку пехотного боя. Воевал до конца 1944-го. Затем ранения, госпитали. Его первая песня о войне появилась в 1942 году. Она называлась «Нам в холодных теплушках не спалось». Горечь расставаний, боль утрат, страх от понимания того, что можно погибнуть в 17 лет. Об этом песня «Ах, война, что ты сделала, подлая..» (смотреть клип)

Песни о высоких чувствах, о горестных раздумьях - наше духовное богатство. Это защита от бездуховности, озлобления, эгоизма, всепроникающего практицизма. Защита от одиночества, безысходности, настигающей порой слабого человека, уставшего от политики, телевизионных шоу и разговоров о бизнесе. Слушайте, пойте сами наши прекрасные песни. Смело шагайте с ними по жизни!

Одним из этих талантливых поэтов был Александр Вертинский. В самом начале десятых годов XX века на эстрадных подмостках Петербурга появился артист в гриме и костюме Пьеро – автор и исполнитель песен собственного сочинения Александр Вертинский. В ту пору Вертинскому едва минуло 20 лет: он родился в Киеве 9 (21) марта 1889 года. С детства увлекался театром, некоторое время играл на любительской сцене.

Постепенно Вертинский приобрёл репутацию начинающего киевского литератора: он писал театральные рецензии на выступления знаменитостей

Легенда, Яркая страница отечественной художественной культуры! поэт и композитор, слагающий изысканно музыкальные новеллы, певец, лауреат Государственной премии СССР, перенесший на советскую сцену, на киноэкран свой высочайший артистизм, музыкальность, вкус...

В 1919 году А.Вертинский эмигрировал за границу и на протяжении почти четверти века своей скитальческой жизни давал концерты во многих странах запада. Вертинский мучительно переживал разлуку с родиной, очень хотел вернуться и в самый разгар войны, в 1943 году, возвратился в Советский Союз. С тех пор и до самой смерти (в Ленинграде, 21 мая 1957г.) Александр Вертинский побывал с концертами во многих уголках страны. И всюду ему сопутствовал успех.

И в годы эмиграции, и после возвращения на родину Вертинский снимался в кино. он был удостоен Государственной премии СССР за участие в фильме “Заговор обреченных”, “Анна, на шее”.

Творчество А.Вертинского многогранно. Сборники стихов и песен Вертинского в разные годы выходили в Париже, Вашингтоне, Шанхае. Тематика его стихов разнообразна. Это и проникновение стихи о любви (“Пани Ирена”, “Мадам, уже падают листья”, “Ваши пальцы пахнут ладаном”, и др.); кричащие стихи, направленные против социальных пороков (“Кокаинеточка”, “Безноженька”); а также стихи, в которых раскрывается широта творческой натуры Вертинского. (“В степи молдавской”…)

Кроме лирических песен на собственные слова, А.Вертинский создал немало произведений на стихи Блока, Есенина, Сологуба, Анненского, Ахматовой, Гумилева, Северянина, Теффи, Инбер, Антокольского и других русских поэтов.

Тексты многих песен Вертинского были автобиографичными, он не боялся открыть людям то, что больше всего их тревожит и о чем, как правило, молчат. Он не отступал от своего кредо: нет ничего важнее человеческой души, внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, страданий, отношений, из чего складывается жизнь. Вместе с тем он предложил эстраде песню –новую – авторскую, художественную песню.

За последние годы жизни Вертинский написал всего чуть более двадцати стихов: «Салют», «Пред ликом Родины», «Птицы певчие», «Отчизна», «Жене Лиле», «Детский городок».

Большинство стихотворений Вертинского написаны на реальные события жизни. Он является отцом известных актрис Марианны и Анастасии Вертинских. Обеим девочкам Вертинский посвятил одну из самых своих известных песен того периода: «Доченьки». (смотреть клип)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.