Путь к браку в племени эумеев — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Путь к браку в племени эумеев

2020-06-05 185
Путь к браку в племени эумеев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Почти каждое племя имеет нечто особенное. Это могут быть брачные или семейные отношения, ритуалы, связанные с переходом детей во взрослость или родами.

 

Свои особенности существуют и в племени эумеев, которое проживает в западно-африканском государстве Бенин. Здесь удивительные отношения складываются между родителями и детьми. Так, эумеи считают, что ребенок рождается, не имея никаких свойств и качеств. И их необходимо развивать, в том числе, и чувственность.

Однако больше всего родители озабочены правильным формированием тела ребенка. В племени принято считать, что природа никого не наделяет хорошей фигурой и правильными чертами лица. Поэтому мать и старается сформировать у ребенка внешнюю привлекательность.

С этой целью она практически каждый день делает малышу массаж. И все то время, пока ребенок сосет грудь, она купает его в свежей воде, в которую добавляет еще и перец. Мать также наматывает на бедра ребенка жемчужные бусы, украшает его амулетами, натирает мазью из мякоти апельсинов. Положив младенца к себе на колени, она разминает ему руки, ноги и спину. Мальчикам еще и вытягивают пенис. Нежные прикосновения должны развить в ребенке чувственность. Семейное счастье — это многочисленное и здоровое потомство. Поэтому детей заранее готовят к продолжению рода.

При первых признаках зрелости начинается новый этап полового воспитания. Теперь главное внимание уделяется девочкам: они готовятся к будущей встрече с юношами. Цель каждой из них — стать красивой. Женская красота для эумеев — это уверенная походка, гордый взгляд, округлые бедра и красивая грудь. Пока груди не обрели вытянутой формы, девушку не будут считать взрослой.

Помимо формирования привлекательной внешности, девушкам в этот период открывают мир чувственных наслаждений. И делают это матери и пожилые женщины. Под их наблюдением девушки предаются интимным играм, изучают искусство чувственных прикосновений и ласк. Этот тщательно оберегаемый от посторонних глаз интимный опыт нужен для того, чтобы будущий брак оказался счастливым. Обучение не прекращается почти до самой свадьбы.

Однако несмотря на то, что к интимной жизни дети готовятся с рождения, порядки в племени строгие и целомудренные. До брака близость между юношей и девушкой исключена. Девственность невесты — непременное требование. Поэтому и родители, и взрослые члены ее клана всегда настороже. Они постоянно приглядывают за девушкой, оберегая ее от любого неосмотрительного поступка. Самая большая вольность, которую та может позволить себе, — украдкой обменяться с парнем взглядам.

Но вот наконец-то наступает момент, когда девушка готова стать невестой. И тогда клан через колдуна спрашивает у духа племени, кого из юношей должна выбрать девушка в качестве будущего мужа. И как только, кстати, тоже через колдуна, получен ответ, начинаются активные приготовления к самой свадьбе.

Жених посылает невесте возбуждающие средства — перец, орехи, соль. Это знак согласия взять ее в жены. Потом в дар приносится набедренная повязка, что означает скорую близость. Невеста же, в свою очередь, дарит жениху высушенные тыквы-калебасы и циновки и под присмотром родственниц готовит соус из масла и красного перца. Девушка передает его жениху и в эту же ночь становится его женой. Брак заключен.

 

МУЖСКОЙ КОНКУРС КРАСОТЫ

 

Если обычно жених выбирает невесту; то в Западной Африке есть племя фулани, где эта процедура поставлена «с ног на голову». Дело в том, что в этом племени, чтобы найти невесту, юноше необходимо принять участие в семидневном конкурсе красоты. Именно во время этих состязаний девушки и выбирают женихов.

 

А для того чтобы на молодого человека обратили внимание, он всеми способами старается придать себе привлекательный вид, И для этого юноши используют местные косметические средства, с помощью которых они становятся похожими на молодых симпатичных женщин. На свои губы молодые люди наносят обильный слой темной краски, а голову украшают локонами. Создается такая прическа с помощью прядей бараньей шерсти, свисающих с обеих сторон лица молодого человека. Кроме того, юноши надевают на себя цепочки, разноцветные бусы и кольца.

Но это, как говорится, лишь прелюдия к конкурсу. Главные состязания ждут участников впереди. Начинаются же они с того, что юноши выстраиваются в шеренгу и, стоя на месте, мягко и грациозно покачивают бедра-ми. А чтобы еще больше подчеркнуть свои прелести, они обнажают зубы, показывая их поразительную белизну, выкатывают глаза, чтобы присутствующие увидели, насколько они у них большие и красивые.

Продемонстрировав свои внешние достоинства, юноши переходят ко второму этапу конкурса, который намного сложнее и опаснее первого. Теперь каждый участник конкурса должен пройти испытание на физическую выносливость. Заключается оно в следующем: юноша выбирает человека, который будет сечь его кнутом. Причем секут молодого человека по-настоящему, как говорится, что есть сил. Он же ни одним мускулом не должен показать, что ему больно. А чтобы отвлечь свое внимание от сыплющихся на спину ударов, юноша или кладет себе на голову руки, или перебирает бусины ожерелья, с отвлеченным видом рассматривая себя в зеркальце. И хотя от порки остаются пожизненные рубцы, они юношей не беспокоят, поскольку считаются знаком их мужества и символом мужской красоты.

В то время как молодые люди демонстрируют свои прелести и мужественно переносят удары плетью, за ними внимательно наблюдают прибывшие сюда молодые девушки. И здесь же делают свой выбор. И чаще всего тот, кто понравился девушке, становится ее мужем. Есть здесь и пожилые дамы, но у них другое занятие: они прибыли сюда пошутить над теми молодыми людьми, кого они посчитают недостаточно красивыми.

Следует заметить, что в племени фулани мужская красота очень ценится. По этой причине, как только на свет появляется мальчик, его мать прилагает неимоверные усилия, чтобы сделать из своего сына красавца. Например, она периодически давит на головку младенцу, чтобы добиться ее идеальной сферической формы.

Своеобразной «пластической» операции подвергается и нос ребенка. Дело в том, что у фулани непременным признаком мужской красоты считается длинный и прямой нос, поэтому мать старается вытянуть его до нужной длины. Порой она даже пытается растянуть тельце младенца в надежде, что он вырастет высоким и стройным.

 

ЖЕСТОКИЕ ИНИЦИАЦИИ

 

В нашем обществе переход из детства во взрослость специально не отмечается. Однако у многих народов мира мальчик становится мужчиной, а девочка — женщиной лишь тогда, когда они выдержат ряд суровых испытаний.

У мальчиков — это инициация. Важнейшей же ее частью у некоторых племен является обрезание. И обычно ему подвергаются мальчики 13–15 лет.

 

Так, в кенийском племени кипсиги их по одному подводят к старейшине, который отмечает то место на крайней плоти, где будет проходить надрез. Затем они садятся на землю. Перед каждым стоит отец или старший брат с палкой в руке и требует, чтобы мальчик смотрел прямо перед собой. Церемонию проводит старейшина, который и отсекает крайнюю плоть в отмеченном месте.

В течение всей операции молодой человек не имеет права не только вскрикнуть, но и вообще показать, что ему больно. Это очень важно. Ведь перед обрядом он получил специальный амулет от девушки, с которой помолвлен. Если же сейчас он вскрикнет от боли или хотя бы поморщится, ему придется бросить этот амулет в кусты — за такого человека не согласится выйти замуж ни одна девушка. До конца жизни он будет посмешищем в своей деревне, поскольку все будут считать его трусом…

Недалеко от побережья Новой Гвинеи, у жителей острова Вайгео, ритуал посвящения в мужчины связан с обильным кровопусканием, смысл которого заключается в «очищении от скверны». Но прежде необходимо научиться… играть на священной флейте: до крови очистить язык наждаком, поскольку в глубоком детстве юноша сосал молоко матери и тем самым «осквернял» язык…

В свою очередь у многих племен во время обряда инициации у мальчиков удаляют один или несколько передних зубов. Причем с этими зубами впоследствии тоже проводятся определенные магические действия. Так, у ряда племен Нового Южного Уэльса выбитый зуб засовывали под кору дерева, которое росло рядом с водоемом. Проходило время. И если зуб покрывался корой или сваливался в воду, никто по этому поводу не беспокоился. Однако, если зуб был заметен и по нему бегали муравьи, то соплеменники были уверены: юноше грозила болезнь полости рта. Иногда выбитый зуб вручали на хранение одному из стариков, который передавал его другому, тот — третьему и так до тех пор, пока, обойдя по кругу всю общину, зуб не возвращался к отцу юноши и, наконец, к самому молодому человеку.

А вот у майданов — индейцев, населявших бассейн реки Миссури, обряд посвящения юношей в мужчины заключался в следующем: молодого человека обвязывали веревками и подвешивали на них. И находился юноша в этом положении до тех пор, пока не терял сознания. Затем в этом состоянии его клали на землю. Когда спустя какое-то время он приходил в себя, то должен был на четвереньках подползти к специальному шалашу, в котором находился старый индеец с топором в руке. Перед ним лежал череп буйвола.

Юноша поднимал мизинец левой руки как жертву великому духу, клал на череп, и палец отсекался, иногда, вместе с указательным пальцем…

Не менее тяжелое испытание приходилось выдерживать молодым людям из североамериканского племени чейенн. По достижении мальчиком возраста, когда он мог стать воином, отец привязывал его к столбу, стоявшему близ дороги, по которой девушки ходили за водой. Причем привязывал особым образом: в грудных мускулах делались параллельные надрезы, а вдоль них протягивали ремни из невыделанной кожи. И молодой человек должен был освободиться самостоятельно от веревок.

Большинство юношей откидывались назад, натягивая ремни тяжестью своего тела, отчего они врезались в плоть. Дня через два натяжение ремней ослабевало, и юноша освобождался. Более мужественные ухватывались обеими руками за ремни и водили ими взад и вперед, благодаря чему они освобождались уже через несколько часов. Юноша, освободившийся таким образом, всеми восхвалялся, и на него смотрели, как на будущего предводителя на войне.

Впрочем, юноша имел право попросить о помощи. Более того, он знал, что она будет тотчас оказана ему: с ним сразу заговорят, и освободят его. Но в то же время он помнил, что это станет для него пожизненным наказанием, ибо отныне его будут считать особой женского пола, его оденут в женское платье и заставят выполнять женские работы. Он не вправе будет охотиться, носить оружие и быть воином. И, конечно же, ни одна женщина не захочет выйти за него замуж. Поэтому подавляющее большинство чейеннских юношей по-спартански выдерживали эту жестокую пытку…

На некоторых островах Фиджи инициация молодых людей тоже имеет свои особенности. Ритуал ряда племен требует, чтобы юноши босиком прошли по раскаленным докрасна камням. Таким способом все мужчины племени демонстрируют свою волю, мужественность, силу и верность традициям предков. Перед ритуалом инициации молодые люди в длинных волокнистых крашеных юбках входят 8 хижину жреца-шамана, который должен установить для них связь с духами предков, которые уберегут молодых людей от ожогов.

На этот ритуал собирается вся деревня. Выйдя из хижины жреца-шамана, юноши подходят к затухающему костру с раскаленными камнями. Выходит из своей хижины и сам жрец, но он не принимает участия в церемонии, а остается лишь наблюдателем происходящего.

Наступает мертвая тишина, и юноши неторопливо, один за другим, начинают ходить по горячим булыжникам. Лица их словно окаменели, не шевелится ни один мускул! И когда юноши сходят с камней, над деревней разносятся возгласы ликования ее жителей. Юноши улыбаются тоже. Они действительно не обожглись, хотя и шли по раскаленным камням очень медленно!

Теперь, после процедуры инициации, юноши могут жениться. Выбрав себе невест, они должны будут, согнувшись пополам в знак уважения к родителям девушек, внести в их дома кокосовое масло… Это еще одна ритуальная традиция фиджийцев.

 

ПЫТКИ МУРАВЬЯМИ

 

Своеобразная и довольно изощренная пытка-посвящение существовала в амазонском племени мандруку. На первый взгляд, применяемые при ее проведении инструменты выглядели вполне безобидно. Они представляли собой подобие двух, глухих с одного конца, цилиндров, которые изготавливались из коры пальмового дерева и имели длину около тридцати сантиметров. Таким образом, они напоминали пару огромных, грубо изготовленных рукавиц.

 

Посвящаемый засовывал руки в эти футляры и в сопровождении зевак, которые обычно состояли из членов всего племени, начинал долгий обход поселения, останавливаясь перед входом в каждый вигвам и исполняя нечто вроде танца.

Однако эти рукавицы были на самом деле не столь безобидны, как можно было бы подумать. Ибо внутри каждой из них находилась целая «коллекция» муравьев и других жалящих насекомых, отобранных по признаку наибольшей причиняемой их укусами боли.

В других племенах при посвящении используется тыквенная бутылка с муравьями. Но кандидат в члены сообщества взрослых мужчин не совершал обход поселения, а стоял на месте до тех пор, пока происходили танцы племени под аккомпанемент диких криков. После того, как юноша выдержал ритуальную «пытку», плечевую часть его руки украшали перьями…

В южноамериканском племени оуна также до недавнего времени применяли «испытание муравьями» или даже «осой». Для этого муравьи или осы втыкались в особого рода сетчатую ткань, форма которой часто соответствовала внешнему виду какого-нибудь фантастического четвероногого, рыбы или птицы.

Все тело юноши закутывалось в эту ткань. От этой пытки юноша чаще всего падал в обморок, и в бессознательном состоянии его относили в гамак, к которому его привязывали веревками. И в этом ничего удивительного нет, поскольку под гамаком горел слабый огонь. В таком положении молодой человек оставался одну-две недели и мог питаться только маниоковым хлебом и мелкой разновидностью копченой рыбы. Даже в употреблении воды существовали определенные ограничения.

Эта пытка предшествовала пышному танцевальному празднеству, продолжавшемуся в течение нескольких дней. Гости появлялись в масках, в огромных головных уборах с весьма красивой перьевой мозаикой и в разных украшениях. Во время этого карнавала юноша подвергался еще и битью.

У ряда карибских племен при инициациях мальчиков также использовали муравьев. Но перед этим молодым людям с помощью клыка кабана или клюва тукана до крови расцарапывали грудь и кожу рук. И только после этого приступали к пытке этими насекомыми. Проводивший эту процедуру жрец имел специальное приспособление, похожее на сетку, в узкие петли которого помещали 60–80 больших муравьев. Их размещали так, чтобы их головы, вооруженные длинными острыми жалами, располагались с одной стороны сетки.

В момент инициации сетку с муравьями прижимали к телу мальчика и держали в таком положении до тех пор, пока насекомые не впивалось в кожу несчастной жертвы.

В процессе этого ритуала жрец прикладывал сетку к груди, рукам, нижней части живота, спине, задней части бедер и икрам беззащитного мальчика, который при этом никоим образом не должен был выразить свое страдание.

Следует отметить, что в этих племенах подобной процедуре подвергаются и девушки. Они также должны спокойно выносить укусы разъяренных муравьев. Малейший стон, болезненное искажение лица лишает несчастную жертву возможности пользоваться обществом старших. Более того, ее подвергают такой же операции до тех пор, пока она мужественно вынесет ее, не выказав ни малейших признаков боли.

 

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ КАРИБОВ

 

Карибами, или караибами называют индейцев, которые населяют отдельные районы Южной Америки. Но наиболее компактно эта группа южноамериканских племен проживает в Гвиане.

В настоящее время их численность около 100–150 тысяч человек.

 

Еще в XIX веке карибы буквально терроризировали соседние индейские племена. И до настоящего времени слово «караиба» в языках аравакской группы означает «сильный и свирепый пришелец-чужак».

К сожалению, об этой индейской народности известно немного, поскольку этнографы уделяли им мало внимания. Между тем карибы имеют ряд любопытных особенностей, которые выделяют их из сонма других южноамериканских племен.

Во-первых, они очень рослые: в среднем на полголовы выше прочих индейцев, а также крепко сложены. Кроме того, у них очень четкое внешнее отличие: они имеют длинные волосы, украшенные перьями орлов и грифов, в то время как индейцы Южной Америки в основном носят цветные перья кетцаля и попугая ара. То есть карибы очень походят на североамериканских индейцев… Во-вторых, карибы отличаются своей эмоциональной сдержанностью, И, в-третьих, у них немало любопытных обрядов. Например, касающихся детей и брачных отношений…

Известно, что во многих племенах еще до появления ребенка на свет его окружают величайшей заботой оба родителя. Это сказывается, в основном, в соблюдении диеты: отец и мать воздерживаются от употребления мяса некоторых животных и питаются преимущественно овощами и фруктами. Соблюдение особой предродовой диеты родителями объясняется опасением, что некоторые дурные качества определенных животных могут передаться ребенку. Так, если отец ест мясо небольшого зверька — ребенок будет тощим и слабым; если же он съест маленькую рыбку — ребенок родится слепым; при употреблении мяса дикого борова — у ребенка будет свиное рыло.

После рождения младенца жизнь родителей продолжает регулироваться строгими правилами. Молодая мать должна оставаться в уединении от 5 да 10 дней, и только муж имеет право делить с ней одиночество. Они ничего не должны делать, а питаться только блюдами из корней маниока и печеных муравьев. Любое нарушение этого запрета могло бы причинить вред новорожденному.

Следует отметить, что после рождения ребенка мужчина должен выполнять требования обряда, называемого «кувада». В это время в продолжение нескольких недель он не должен отходить далеко от хижины, стрелять из ружья, рубить деревья и так далее. Наоборот, он обязан большую часть дня лежать в гамаке.

Кроме того, как только на свет появляется ребенок, все родные дуют на него. Затем через несколько дней дедушка или бабушка дают ему какое-нибудь обычное имя. Если ни одного из них нет в живых, то эту обязанность выполняет отец. К тому же, в раннем детстве ребенку прокалывают ушные мочки, нижнюю губу и ноздри.

Матери к своим младенцам относятся с необычайной нежностью и кормят их грудным молоком до тех пор, пока ребенок сам от него не откажется. По этой причине женщины постоянно заботятся о сохранении молока, и кроме детей, вскармливают грудью молодых обезьян и других млекопитающих. Порой эти звери настолько к ним привыкают, что следуют за своими кормилицами буквально по пятам. Помимо зверей, женщины приручают разных птиц, вынимая их птенцами из гнезда. Это могут быть попугаи, трупиалы и другие обитатели тропиков.

Любопытны обряды перехода во взрослость. Например, во время первой менструации девочке запрещают всякие отношения с обитателями хижины. Она не может спать на прежнем месте, и ее гамак перемещают под крышу, где несчастная едва не задыхается от дыма.

В первое время она не смеет покидать свое спальное место в продолжение всего дня, а после заката солнца она должна сойти вниз и просидеть всю ночь у разведенного ею огня. Кроме того, в этот период она должна соблюдать очень строгий пост: утром она готовит себе кашу, которая является ее единственной пищей, в отдельном горшке и на отдельном костре.

Наконец, через десять дней в хижине появляется местный колдун и снимает чары с девушки и со всего того, к чему она прикасалась. Посуду же, которую она использовала для еды и питья, разбивают, а черепки закапывают в землю.

Но на этом обряд перехода во взрослость не завершается. Девушка должна ночью искупаться, а затем стать на стул или камень, чтобы мать до крови высекла ее тонкой розгой. Она же в это время должна стойко переносить боль. Через месяц бичевание повторяется.

И только после всех этих процедур девушка, наконец, становится чистой и может опять занять свое прежнее место в доме. Если же девушка уже сосватана, то жених является на следующий день в хижину и уводит ее к себе. Иногда ритуал был еще мучительнее. Девушке сначала выжигали на голове волосы, затем жрец зубом агути делал на ее спине два глубоких поперечных разреза, а в образовавшиеся раны втирал перец. Причем во время этой экзекуции она не должна показать даже вида, что ей больно.

После этой операции ее укладывали с привязанными вдоль туловища руками в гамак и надевали талисман из зубов различных животных. В гамаке, без пищи и воды, она безмолвно лежала три дня. Затем ей развязывали руки и отправляли в другой гамак, в котором ей предстояло провести целый месяц. Правда, на этот раз она могла уже пить воду и питаться, однако, только кореньями некоторых растений и хлебом. Но на этом мучения девушки не заканчивались. По истечении первого месяца церемония повторялась. И только после третьего месяца испытание считалось законченным.

Мальчики же, прежде чем занять место среди мужчин, тоже должны пройти определенные обряды. Им, например, наносят клыками дикого кабана или острыми клювами птицы тукана глубокие раны на теле, После этого следовала еще одна стадия инициации — пытка муравьями, но о ней уже рассказывалось выше.

 

«ВОЗДУШНАЯ» ИНИЦИАЦИЯ

 

У племени мандан, относящегося к группе североамериканских индейцев, обряд посвящения, наверное, был самым жестоким.

 

Происходил он следующим образом. Посвящаемый юноша сначала становился на четвереньки. После этого один из мужчин большим и указательным пальцами левой руки оттягивал около дюйма плоти на его плечах или груди и зажатым в правой руке ножом, на обоюдоострое лезвие которого для усиления причиняемой боли были нанесены зазубрины и насечки, пронзал оттянутую кожу. А стоявший рядом помощник вставлял в рану колышек или шпильку.

Затем несколько мужчин племени, заблаговременно забравшись на крышу помещения, где проходил обряд, через отверстия в потолке опускали две тонкие веревки, которые привязывали к этим шпилькам, и начинали подтягивать посвящаемого вверх. Это продолжается до тех пор, пока его тело не приподнималось над землей.

После этого ножом прокалывалась кожа на каждой руке ниже плеч и на ногах ниже колен, и в образовавшиеся раны также вставлялись колышки, и к ним тоже привязывались веревки. За них посвящаемых подтягивали еще выше. После этого на колышки, торчащие из конечностей, навешивали лук, щит, колчан и т. д. Затем жертву снова подтягивали вверх, пока она не повисала в воздухе так, чтобы не только ее собственный вес, но и вес развешенного на конечностях вооружения приходился на те части тела, к которым прикреплены веревки.

И вот так, превозмогая непомерную боль, покрытые запекшейся кровью, посвящаемые висели в воздухе, кусая язык и губы, чтобы не издать ни малейшего стона и с триумфом пройти это наивысшее испытание на твердость характера и мужество.

Когда руководящие посвящением старейшины племени считали, что юноши достойно выдержали эту часть обряда, они приказывали опустить их тела на землю, где они и лежали без видимых признаков жизни, медленно приходя в себя.

Но муки молодых людей еще не заканчивались. Им предстояло пройти еще одно испытание- «последний бег», или на языке племени — «эх-ке-нах-ка-нах-пик». Во время этой процедуры к каждому из юношей приставляли двух старших по возрасту и физически сильных мужчин, которые захватывали руками свободные концы широких кожаных ремней, привязанных к запястьям посвящаемого. А к шпилькам привязывали тяжелые грузы. После этого мужчины начинали бегать широкими кругами, увлекая за собой своего подопечного. И продолжалась эта процедура до тех пор, пока жертва не теряла сознания от потери крови и изнеможения.

 

ДЕВУШКА СТАНОВИТСЯ ЖЕНЩИНОЙ

 

Во многих племенах не менее жестокие «пытки» приходится выдерживать и молодым девушкам, которых посвящают во взрослость. Так, у индейцев панамского племени куна для этого обряда строят особую хижину из листьев и без крыши. Девочку приводят в это жилище и обливают холодной водой.

Совершают же эту процедуру две ее подружки.

 

Продолжается обливание с перерывами в течение четырех дней. Причем девочки, которые проводят этот ритуал, не проявляют к своей соплеменнице ни капли сострадания.

Когда эта процедура завершается, в хижину приносят фрукты. Это знак того, что пленница свободна. Чтобы подтвердить это, девушка сама должна разрушить свою «тюрьму». Затем она разрисовывает свое тело фруктовым соком. И в таком виде возвращается домой.

Но на этом посвящение девушки не завершается. Во второй части ритуала ее подвергают церемонии погребения, которую проводит местный шаман. Накануне ритуала испытуемую по плечи зарывают в землю, и как только шаман начнет обряд, его помощник кусочком раскаленного янтаря начинает прижигать определенные точки на голове девушки. Периодически, чтобы облегчить страдания испытуемой, ее голову поливают холодной водой.

И продолжается эта «экзекуция» в течение нескольких часов. Когда, наконец, девочку вытаскивают из земли, она не в состоянии стоять на ногах, поэтому ее кладут в гамак, где она и приходит в себя. Причем в это время интерес к ней со стороны соплеменников совершенно пропадает, поскольку у них начинается праздник…

В племени бавенда молодых девушек, несмотря на время года, даже зимой, заставляют с самого утра погружаться в воду, где они должны оставаться часами. И в то время как устроители торжества греются на берегу у костра, несчастные жертвы сидят в воде, коченея от холода. Часто они настолько замерзают, что уже сами не могут выйти из воды…

А вот у бушменов посвящение девушки в женщины осуществляется путем нанесения на ее бедра татуировки в виде так называемых «мушек». Происходит это тогда, когда ей исполняется 13–14 лет. Производит эту операцию одна из пожилых женщин, Посвящаемая девушка садится напротив татуировщицы, которая острым камнем делает на ее бедрах надрезы длиной от пяти до десяти сантиметров и втирает в них угольный порошок.

У некоторых женщин на каждом бедре может находиться до двадцати таких шрамов. Благодаря им они пользуются повышенным вниманием мужчин, даже если и не выделяется особой привлекательностью.

У индейцев племени карайя, когда девушка становится половозрелой, ее также украшают татуировкой. Представляет она из себя синий кружочек, диаметром десять-пятнадцать миллиметров, расположенный под глазами. Для получения знака сначала на щеках особой печаткой отмечают размеры кружка, а затем это место вырезают острым камешком и в рану, чтобы остановить кровотечение, вкладывают растительные волокна. После прекращения кровотечения в рану втирают сок определенного растения, отчего шрам впоследствии приобретает синий цвет…

У макалаков в Западной Африке достигших половой зрелости девушек тоже татуируют. Проделывают эту операцию старухи, нанося на тело несчастных до четырех тысяч насечек, в которые потом втирается особая мазь черного цвета.

В Бирме, когда девушка достигала половой зрелости, ей прокалывали серебряной иглой ухо, В образовавшееся отверстие засовывали несколько стебельков местных растений. Затем отверстие расширяли с помощью сережек, сделанных в виде винтов, и в него вставляли крупные кольца.

У племени бэле из Сахары девочкам, достигшим восьмилетнего возраста, «украшают» щеки ритуальными рубцами. Эту операцию обычно проводит пожилая женщина, Она небольшим острым ножом производит надрезы, куда втирает сажу. Когда раны заживают, на щеках образуются широкие темные рубцы. Но это, так сказать, первый шаг к красоте. Во время обряда инициации девушкам также делают темно-синюю татуировку на губах. Эта болезненная операция производится при помощи шипов акации, которыми прокалывают губы. Затем образовавшиеся ранки заполняются черной краской и, опять же, сажей.

Впрочем, не у всех племен и народов девушке, чтобы стать взрослой, приходится проходить суровые испытания. К примеру, у маори (коренных жителей Новой Зеландии) вступление во взрослость отмечается просто и весело. Для виновницы торжества (или сразу для нескольких одновременно) строят качели. Девушка в особом наряде — в юбке из материи, изготовленной из луба, — украшенная цветами, с распущенными волосами, садится на качели, ее раскачивают родственники и друзья… Сходит с качелей она уже взрослой.

 

МУКИ МОЛОДОЙ СУДАНКИ

 

А вот среди племен и народностей Северо-восточной и Центральной Африки — галла, данакиль, некоторых групп бедуинов — до настоящего не изжил себя еще более жестокий обычай: инфибуляция, или зашивание вульвы.

 

Для того чтобы произвести эту процедуру, удаляют малые половые губы, а с больших снимается внутренняя поверхность. Сразу после операции ткани соединяются и сращиваются так, чтобы полностью блокировать вход во влагалище. В некоторых случаях плоть даже сшивают нитками, оставляя лишь небольшое отверстие для выхода мочи и менструальной крови. Со временем на месте вульвы образуется грубый шрам. Такой операции подвергаются обычно девочки в возрасте от пяти до восьми лет.

Вся же процедура длится четыре-пять минут. Чтобы заглушить крики ребенка, собравшиеся взрослые начинают громко разговаривать, шутить, смеяться. Наконец, когда операция закончена и кровь остановлена, девочку укладывают на спину и плотно перепеленывают ей вытянутые ноги, так что она некоторое время не может ходить.

Следует заметить, что эта очень болезненная операция повторится снова перед замужеством: у девушки на этот раз вульву разрезают. Когда же молодая жена забеременеет, влагалище снова запирается на все время беременности. Перед родами вход в него опять разрезают, иначе ребенок может получить тяжелейшие родовые травмы.

Поскольку инфибуляция является чрезвычайно жестоким, болезненным и очень вредным для здоровья женщины обычаем, в Судане в 1947 году этот обряд был запрещен законом. Но, к сожалению, обычай не так просто упразднить. Многие люди, в том числе и женщины, держатся старых традиций, и в начале XXI века девочки все еще ложатся под нож.

 

ЛЮБИТЕЛИ КРОВИ

 

Наверное, наибольшей известностью на Африканском континенте пользуются масаи — полукочевой народ, населяющий южную часть Кении и север Танзании.

 

Главной собственностью у этих племен является скот, тучными стадами которого они очень гордятся. К тому же, несмотря на то, что современная цивилизация вторглась в быт практически каждого народа Земли, масаи все-таки сохранили многие, причем довольно странные обычаи и обряды своих предков.

Так, когда в семье масая рождается ребенок, то женщины, пришедшие проведать роженицу, обязательно должны плюнуть на пол. Этим действием они защищают ребенка от злых духов, которые, если эту процедуру проигнорировать, могут, по мнению масайцев, вызвать у младенца болезнь. В дальнейшем, когда у ребенка появляются зубы, мать, тоже соблюдая обычаи предков, сама удаляет ему два передних зуба на нижней челюсти, чтобы сделать своего сына или дочь более привлекательными.

До недавнего времени масаи, чтобы выглядеть красивыми, удлиняли себе мочки уха. Для этого они подвешивали к ним грузики. В результате такой процедуры мочки удлинялись настолько, что касались плеча.

Среди масаев, особенно у их племени доробо, с давних пор существует еще один очень странный и любопытный обычай. После того, как мальчику сделают обрезание, он получает право искать себе невесту. Для этого он выходит на улицу, прихватив с собой лук со стрелами. И как только потенциальный жених увидит привлекательную девушку, он… стреляет в нее из лука. Какого-либо вреда молодой особе эти стрелы не причиняют, поскольку концы у них затуплены. Однако такая необычная «охота» показывает окружающим, и в первую очередь, невестам, что мальчик проявляет интерес к представительницам противоположного пола, поскольку стал юношей.

Посвящение же во взрослого мужчину осуществляется позже, после чего юноша становится воином и называется моран. И остается он в этом статусе в течение семи, а иногда и четырнадцати лет. В этот период ему запрещено жениться, хотя он имеет полное право вступать в интимные отношения с женщинами. Потом, когда моран женится, его приятели из той же возрастной группы, что и он, имеют право на интимную связь с его невестой. Но если кто-нибудь из них от этого обычая откажется, то в племени к жениху станут относиться с пренебрежением.

Кроме странных интимных обычаев, есть у этого племени еще одна необычная особенность: их чрезмерная любовь к свежей крови. Чтобы получить ее, наконечником стрелы они прокалывают корове вену и нацеживают кровь в особый сосуд из тыквы. При этом масаи стараются не наносить животному серьезных повреждений. Видимо, чтобы продлить удовольствие от употребления крови, они предварительно смешивают ее с коровьим молоком…

Отличаются масаи и своими довольно любопытными погребальными обрядами. Так, только очень важные и знатные члены племени предаются земле. При этом их хоронят в неглубоких могилах. А для того, чтобы выразить особое уважение к покойнику, ему надевают новые сандалии.

А вообще масаи перед покойниками испытывают немалый страх, который зиждется на вере, что мертвец может заразить болезнью жилище. И поэтому, когда человек находится при смерти или безнадежно болен, от него обычно стараются избавиться, удаляя за пределы населенного пункта.

Нередко старых родителей, которые находятся в тяжелом состоянии и в скором времени должны умереть, дети увозят из деревни. А ведь нередко отец или мать еще находятся в полном сознании. Стариков обычно оставляют где-нибудь далеко в саванне, в специально построенной для этих целей хижине, где родители и умирают. А поскольку у них уже отсутствуют силы, чтобы оказать сопротивление голодным животным, они очень часто становятся легкой добычей хищников. Безусловно, это довольно жестокий обычай. Но, тем не менее, в некоторых глухих селениях его придерживаются и по сей день.

 

ЛЮБИТЕЛИ ТАТУИРОВОК

 

Островное государство Самоа, расположенное в южной части Тихого океана, занимает западные территории одноименного архипелага.

 

Живут самоанцы в обычных хижинах овальной формы, называемых фале. Устроены они довольно просто: на деревянных столбах располагается крыша из листьев пандануса или кокосовой пальмы. Впрочем, в настоящее время встречаются фале и с железной крышей. Стены в хижине отсутствуют, однако ночью или в плохую погоду проемы между столбами завешиваются циновками, которые в скатанном виде хранятся под крышей. Пол выложен ровной крупной галькой.

Что же касается отношений между членами сообщества, то они весьма любопытны. Так, на Самоа, как и во всей Полинезии, браки между родственниками не практикуются. К тому же, братья и сестры в одном помещении не могут находиться без свидетелей, запрещены ими прогулки наедине.

В семейной жизни тоже имеются свои особенности. Так, муж или жена, уличенные в измене, навсегда должны покинуть сваю деревню. А это значит, что они теряют не только связь со своим кланом, но и с<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.