Образец читательского дневника (5 – 6 классы) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Образец читательского дневника (5 – 6 классы)

2020-06-05 150
Образец читательского дневника (5 – 6 классы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План анализа лирического произведения

1. Дата написания, связь стихотворения с биографией автора.

2. Жанр стихотворения.

3. Идейно-тематическое содержание стихотворения:

o ведущая тема;

o эмоциональная окраска;

o личностное или общественное звучание преобладает.

4. Композиция стихотворения.

5. Особенности стихотворной формы:

o размер;

o рифма;

o средства художественной выразительности (тропы).

6. Основные образы стихотворения, их художественное значение.

7. Образ лирического героя.

8. Место стихотворения в творчестве автора.

 

 

План анализа эпического произведения малого жанра

1. Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Жанр произведения: рассказ, новелла, повесть, роман и т.д.

3. Особенности сюжета. Ключевые эпизоды произведения.

4. Система персонажей: главные, второстепенные, их характеристика.

5. Тема произведения.

6. Проблемы произведения, авторское видение их решения.

7. Композиция произведения:

· наличие эпиграфа, посвящения, пролога, эпилога;

· основные элементы сюжета и их характеристика: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

8. Характеристика конфликта. Связь развития конфликта с композицией произведения.

9. Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

10. Смысл названия произведения.

11. Место произведения в творчестве автора.

 

План анализа драматического произведения

 

1. Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Связь пьесы с литературным направлением: классицизм, сентиментализм, романтизм и т.д.

3. Вид и жанр произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.).

4. Специфика организации действия драмы: деление на действия, акты, явления.

5. Действующие лица, «говорящие» фамилии. Главные, второстепенные, внесценические персонажи.

6. Особенности конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7. Композиция пьесы: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

8. Специфика диалогов и монологов в пьесе.

9. Тема пьесы и ключевые эпизоды, помогающие ее раскрыть.

10. Проблемы произведения, авторское видение их решения.

11. Специфика авторских ремарок.

12. Смысл названия произведения.

 

План анализа эпизода драматического произведения

1. Озаглавить эпизод.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Назвать участников эпизода.

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

6. Охарактеризовать участников эпизода:

o их отношение к событию, проблеме;

o друг к другу;

o речь участников диалога;

o особенности их поведения;

o авторские ремарки.

7. Охарактеризовать эмоциональное напряжение в эпизоде.

8. Охарактеризовать авторское отношение к событию, проблеме; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения.

9. Сформулировать основную мысль эпизода.

10. Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.

 

План анализа эпизода литературного произведения

1. Определить границы эпизода, озаглавить его.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3. Назвать участников эпизода.

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

6. Найти и охарактеризовать противоречие, лежащее в основе эпизода.

7. Охарактеризовать участников эпизода:

o их отношение к событию, проблеме;

o друг к другу;

o речь участников диалога;

o особенности их поведения;

o авторские ремарки.

8. Охарактеризовать структуру эпизода и разобрать его композиционные элементы: завязка, кульминация, развязка.

9. Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

10. Сформулировать основную мысль эпизода.

11. Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.

 

Художественные средства выразительности речи

Фонетические (звукопись)

Аллитерация - повтор согласных, создающий образ:

Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей

Ассонанс - повтор гласных, создающий образ:

Люблю березу русскую

То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность

Лексические (тропы)

Эпитет - красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки:

И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь.

Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.

Сравнение - выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется  в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что:

Как море бесшумное, волнуется все войско.

Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Метафора - троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов:

Летят алмазные фонтаны/

С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз);

Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.

Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению:

Эй ты, шляпа! (человек в шляпе)

Читая Булгакова… (его книги)

Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева

Синекдоха - разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот:

Каждую копейку в дом несет (деньги);

И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия)

Аллегория - изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ:

Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости

Ирония - слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому:

Такой ты умный! (=глупый)

Олицетворение - неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа:

Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

Гипербола – преувеличение:

В сто сорок солнц закат пылал

Литота – преуменьшение:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;

Ниже тоненькой былиночки: Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.

Перифраз(а) - слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора:

Лев = царь зверей

Нефть = черное золото

Весна = утро года

Синонимы

1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.

2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.

2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.

Антонимы - слова, имеющие противоположенные значения:

Коварство и любовь;

Белей лишь блеск, чернее тень.

Архаизм - устаревшее слово или оборот речи:

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим  На перепутье мне явился...

Диалектизм -слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм):

Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить

Жаргонизм - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений:

«Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Неологизм - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий:

«Бездарь» вместо «бездарность»

Афоризм - обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор:

«У сильного всегда бессильный виноват»

Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы:

Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор) - повтор частей в начале строк (единоначатие):

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы…

Эпифора (лексический повтор) - повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений:

Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Композиционный стык (лексический повтор) - повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:

Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Антитеза – противопоставление:

Волос длинный – ум короткий;

Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака:

На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза.

Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть...

Оксюморон - соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:

Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной.

Мёртвые души, живой труп, горячий снег

Инверсия - изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше):

Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали;

Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)

Параллелизм - сравнение в форме сопоставления. Параллелизм бывает прямой (Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль) и и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

Эллипсис - пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста:

Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

Парцелляция - членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения:

И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Многосоюзие - однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами:

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.

Бессоюзие - однородные члены предложения соединяются без помощи союзов:

Швед, русский колет, рубит, режет…

Риторическое восклицание - восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств:

Кто не бранивал станционных смотрителей!

Риторический вопрос - вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя:

Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»

Риторическое обращение - обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения:

Прощай, немытая Россия!

Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу:

Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.

Парадокс - суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению:

Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно;

Чем хуже, тем лучше

Оценочная лексика - прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:

Пушкин – это чудо.

Экспрессивная лексика - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.

Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

Здесь представлены средства художественной выразительности, которыми могут пользоваться учащиеся, организуя самостоятельную работу с текстом.

 

Класс

Из русской литературы XIX

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».  А.С. Пушкин. «Выстрел». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг».

Из русской литературы XX века  

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». Е.И. Носов. «Варька». В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго». А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». В.И. Белов. «Скворцы». В.К. Железников. «Чудак из 6 ―Б». Р.П. Погодин. «Тишина».

  Из зарубежной литературы  

 А. Конан Дойл. «Голубой карбункул». А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста»

Класс

Класс

Класс

Из древнерусской литературы

«Моление Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

 

Класс

Класс

Литература второй половины 19 века

А. Н. Островского. Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы». И. С. Тургенев. «Рудин». А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Н.С. Лесков. Повести «Тупейный художник», «Запечатлённый ангел».  Л. Н. Толстой. Повесть «Казаки», роман «Анна Каренина». Ф.М. Достоевский. Романы «Идиот», «Братья Карамазовы». А. П. Чехов. Пьесы «Гроза», «Дядя Ваня».

Класс

Русская литература 20 века

М. Горький. Рассказы «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход»; повесть «Фома Гордеев». А.И. Куприн. Рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

Новейшая русская проза

В. Токарева. Повесть «Длинный день». Галина Щербакова. Повесть «Митина любовь». Людмила Улицкая. Повесть «Сонечка». Татьяна Толстая.  Рассказы «Соня», «Милая Шура», «Сомнамбула в тумане». Людмила Петрушевская. Повесть «Время ночь». Сергей Довлатов. Повесть «Иностранка». Виктор Пелевина. Рассказы «Желтая стрела», «Синий фонарь», «Хрустальный мир», «Девятый сон Веры Павловны».

 

 

Список литературы

1. Васильева, А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения [Текст]. – М.: Просвещение, 19663.

2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р.Гальперин. – М.: Просвещение, 1984.

3. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Когда книга учит. [Текст] / Г.Г.Граник. - М.: Педагогика, 1991. - (Б-ка учителя и воспитателя).

4. Граник, Г.Г. Путешествие в Страну Книги [Текст]: учеб. пособие по литературному чтению: в 4 кн. / Г.Г. Граник, О.В.Соболева. – М.: Педагогика, 1998.

5. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание теста [Текст] / Л.П. Доблаев. - Саратов, 1987.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская АН.; М.: 2015.

План анализа лирического произведения

1. Дата написания, связь стихотворения с биографией автора.

2. Жанр стихотворения.

3. Идейно-тематическое содержание стихотворения:

o ведущая тема;

o эмоциональная окраска;

o личностное или общественное звучание преобладает.

4. Композиция стихотворения.

5. Особенности стихотворной формы:

o размер;

o рифма;

o средства художественной выразительности (тропы).

6. Основные образы стихотворения, их художественное значение.

7. Образ лирического героя.

8. Место стихотворения в творчестве автора.

 

 

План анализа эпического произведения малого жанра

1. Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Жанр произведения: рассказ, новелла, повесть, роман и т.д.

3. Особенности сюжета. Ключевые эпизоды произведения.

4. Система персонажей: главные, второстепенные, их характеристика.

5. Тема произведения.

6. Проблемы произведения, авторское видение их решения.

7. Композиция произведения:

· наличие эпиграфа, посвящения, пролога, эпилога;

· основные элементы сюжета и их характеристика: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

8. Характеристика конфликта. Связь развития конфликта с композицией произведения.

9. Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

10. Смысл названия произведения.

11. Место произведения в творчестве автора.

 

План анализа драматического произведения

 

1. Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Связь пьесы с литературным направлением: классицизм, сентиментализм, романтизм и т.д.

3. Вид и жанр произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.).

4. Специфика организации действия драмы: деление на действия, акты, явления.

5. Действующие лица, «говорящие» фамилии. Главные, второстепенные, внесценические персонажи.

6. Особенности конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7. Композиция пьесы: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

8. Специфика диалогов и монологов в пьесе.

9. Тема пьесы и ключевые эпизоды, помогающие ее раскрыть.

10. Проблемы произведения, авторское видение их решения.

11. Специфика авторских ремарок.

12. Смысл названия произведения.

 

План анализа эпизода драматического произведения

1. Озаглавить эпизод.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Назвать участников эпизода.

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

6. Охарактеризовать участников эпизода:

o их отношение к событию, проблеме;

o друг к другу;

o речь участников диалога;

o особенности их поведения;

o авторские ремарки.

7. Охарактеризовать эмоциональное напряжение в эпизоде.

8. Охарактеризовать авторское отношение к событию, проблеме; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения.

9. Сформулировать основную мысль эпизода.

10. Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.

 

План анализа эпизода литературного произведения

1. Определить границы эпизода, озаглавить его.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3. Назвать участников эпизода.

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

6. Найти и охарактеризовать противоречие, лежащее в основе эпизода.

7. Охарактеризовать участников эпизода:

o их отношение к событию, проблеме;

o друг к другу;

o речь участников диалога;

o особенности их поведения;

o авторские ремарки.

8. Охарактеризовать структуру эпизода и разобрать его композиционные элементы: завязка, кульминация, развязка.

9. Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

10. Сформулировать основную мысль эпизода.

11. Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.

 

Образец читательского дневника (5 – 6 классы)

(на примере рассказа Н. С. Лескова «Человек на часах»)

Автор и название произведения Николай Семёнович Лесков «Человек на часах»
Жанр произведения (его особенности) Данное произведение относится к такому жанру, как рассказ, так как: 1. Оно небольшого объёма; 2. В нём ограниченное число героев; 3. Одна сюжетная линия (а именно судьба главного героя); 4. Повествование ведётся от одного лица.
Главные герои Главными героями рассказа являются: · Николай Иванович Миллер – офицер с блестящим образованием; · Постников – солдат, стоящий на посту, мягкосердечный человек; · Офицер инвалидной команды – лгун и честолюбец; · Свиньин – подполковник, требовательный и неумолимый до жестокости; · Кокошкин – обер-полицмейстер Петербурга; · Тонувший (имя не указывается).  
Сюжет произведения История произошла зимней ночью в Петербурге. Стоя на посту, часовой Постников услышал со стороны реки зов о помощи. Ему было запрещено покидать место службы, однако больше вокруг никого не было. После длительных терзаний, он все же бросился на спасение утопающего. На его беду неподалеку проезжал офицер, который все видел. Он забрал пострадавшего с собой и отвез в Адмиралтейскую часть. Оповестил пристава, что это он вытащил человека, рискуя своей жизнью. Солдат рассказывает о происшествии начальнику – офицеру Миллеру, который передает все своему командиру – Свиньину. Опасаясь, что дело может дойти до государя, Свиньин едет к генералу Кокошкину и докладывает все обстоятельства. Тот требует доставить к себе на допрос пристава, офицера, якобы спасшего утопающего, и самого пострадавшего. На допросе офицер настаивал, что именно он является спасителем, а пострадавший не смог вспомнить, кто ему помог. Других свидетелей происшествия не было. В результате из-за оставления места службы Постников получил 200 ударов плетьми, а офицера наградили.
Основная мысль произведения Автор раскрывает нравственную сторону человеческой души. Часовой, зная, что за уход с поста ему грозит наказание, все же жертвует собой и бросается на помощь. На его примере показаны лучшие качества человека. Основная мысль рассказа очевидна: независимо от ранга и положения в обществе, нужно оставаться человеком – справедливым, честным, порядочным.
Ваши впечатления от прочитанного произведения Прочитанный мною рассказ показался мне очень интересным. Во время прочтения я испытала такие чувства, как страх, любопытство, злость, сострадание. Уже самый первый эпизод произведения оказался интригующим: я хотела узнать, покинет ли свой пост герой (спасёт жизнь другого человека), или же останется стоять на посту, выполняя свой служебный долг. Когда же началось описание сцены, где офицер нагло приписывает себе подвиг постового, я испытала бурю негодования и обиды. Я понимала, что так будет лучше даже для самого Постникова, но во мне всё равно играло чувство несправедливости. Финал рассказ показался мне довольно предсказуемым, но также оставил больше негативных впечатлений, чем позитивных.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.