Стадии построения художественно-образного содержания музыкальной пьесы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Стадии построения художественно-образного содержания музыкальной пьесы

2020-06-05 179
Стадии построения художественно-образного содержания музыкальной пьесы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начальная стадия [1] построения концепции художественно­образного содержания музыкальной пьесы предполагает осознание исполнительских задач. Соответственно тому, что «прочитывает» музыкант в нотной записи, в его воображении зарождается звуковой образ. Эмоциональная реакция исполнителя, возникающая при первом знакомстве с произведением, очень важна. Эмоциональное постижение музыки, ее способность с первой встречи проникать в мир чувств и переживаний исполнителя служит фундаментом целостности образа музыкального произведения. Первоначальное эмоциональное отражение приобретает, как правило, вид общего симультанного представления, заключающего логику развития содержания музыкального произведения. На основе такого единовременного представления зарождается впоследствии исполнительская гипотеза, оно также накладывает отпечаток на проектирование исполнительского плана произведения и является опорой его интонационной выразительности. Возникающее как непосредственный отклик исполнителя на музыку, это первоначальное эмоциональное ощущение несет в себе именно то личностное своеобразие реакции на прочтение нотного текста, которое сможет обернуться последующей субъективной неповторимостью исполнительского результата. Г.М. Коган указывает: «Едва ли не самое главное в работе - момент, когда создается в представлении образ произведения». С.И. Савшинский подчеркивает, что если в это время «не выкристаллизовался жизненный образ произведения, то вся дальнейшая над ним работа будет вестись вслепую».

Первые впечатления направляют и стимулируют творческий поиск пианиста. Процесс познания музыкального образа опирается на глубокое исследование нотного текста произведения, практическая неисчерпаемость которого позволяет искать и находить все новые грани звучания и превращать условные знаки нотной записи в яркие, сочные емкие звуковые образы. Проникая вглубь идейно-образного содержания музыки, исполнитель обнаруживает закономерности формы, музыкального языка и стиля, индивидуальные черты и особенности. В воображении музыканта, по свидетельству И. Гофмана, начинает «вырисовываться звуковая картина. Она действует на соответственные доли мозга, возбуждает их сообразно своей яркости». И далее И. Гофман отмечает: «при разучивании нового произведения настоятельно необходимо, чтобы в уме сложилась совершенно ясная звуковая картина, прежде чем начнется механическая (или техническая) работа». Общая картина музыкального замысла вдохновляет работу воображения, придает конкретность продуктивным слуховым образам, побуждает мысль исполнителя к поиску новых творческих решений. Знакомство с музыкой становится творчески-познавательным процессом, направленным на всесторонний охват художественно-образного содержания пьесы. Осмысленный итог этой работы предстанет в виде углубленного понимания единства формы и содержания произведения, что будет способствовать логике развития музыкального образа и безошибочной расстановке смысловых акцентов.

Процесс планирования образа, необходимость которого диктуется переходом от общего ощущения образного строя произведения к отделке его частностей. Наступает период конкретизации замысла. Эта работа корректируется мышлением. На основе целостного анализа нотного текста происходит уточнение исполнительской концепции музыкального произведения, постепенное наполнение звукового контура живой интонационной плотью тембров, красок и других звуковых подробностей. Общий симультанный образ в процессе анализа детализируется, конкретизируется, насыщается подробностями. Логика развертывания художественно­образного содержания во времени систематизирует продуктивные проявления внутреннеслуховой сферы музыканта-исполнителя и руководит эмоциональным, смысловым и интонационным насыщением деталей. Подбор средств выразительности и размещение смысловых акцентов предопределяются общим развитием музыкального образа. Они должны естественно вписываться в намеченный исполнительский план, не нарушая линии «сквозного действия» в драматургическом развитии музыкальной пьесы. Качественный уровень проявлений внутреннеслуховой сферы проверяется и корректируется практикой. В ходе исполнения музыкального произведения проявляются недочеты, которые устремляют исполнителя на поиск иных средств выразительности, более точно отвечающих его художественным требованиям. Этот процесс отражает диалектику совершенствования исполнительской концепции. Строгость и объективность слуховой самооценки и непрерывный внутреннеслуховой поиск помогут исполнителю сформировать свою оригинальную палитру средств выразительности, позволят выйти за пределы традиционного воплощения музыки и придать своему исполнительскому результату неповторимую субъективную окраску.

Обобщение конкретизированного и детализированного содержания музыкального произведения приводится в итоге в единый целостный симультанный образ. В отличие от первоначального эмоционального ощущения, он заключает в себе произведение со всеми художественными подробностями, дает возможность яснее почувствовать архитектонику формы, отсечь все лишние детали, способствует наиболее оптимальному распределению средств выразительности, дирижерской организации музыкального материала, содействует адекватности исполнительской концепции ведущим закономерностям развития образного содержания музыки. Наличие способности к такому роду музыкально-слуховых представлений сигнализирует о высокой степени пластичности и оперативности внуреннеслуховых функций исполнителя. Мысленный звуковой образ всегда шире, объемнее и содержательнее, чем его реальное воплощение («недосягаемый идеал», к реальному звуковому воплощению которого постоянно стремится исполнитель). Суть процесса формирования исполнительской концепции художественно-образного содержания музыкального произведения очень ярко описывает А. Корто: «Интерпретатор в поисках художественной правды как бы авиатор, озирающий местность с высоты полета, и одновременно странник, пешеход, видящий мельчайшие детали и особенности местности. В работе над произведением интерпретатор должен проделать три действия. Сначала подняться ввысь, чтобы увидеть местность, ее рельеф, общие контуры, затем спуститься и исколесить вдоль и поперек местность, чтобы все увидеть, почувствовать и запомнить, и, наконец, вновь подняться ввысь, чтобы в момент передачи произведения, воплощая общую картину, выполнить характерные особенности сочинения».

Приложение 4

Д.Б. Кабалевский

«Песенка» ор.27 №2

 

  Приложение 5

«ПОЭТИЧНО» «НЕЖНО»
возвышенно ласково
мечтательно ласкающе
одухотворенно любовно
сердечно с любовью
задушевно радушно
интимно мягко
трепетно благородно
душевно трогательно
напевно приветливо
окрыленно елейно
проникновенно деликатно
пленительно любезно
чутко почтительно
лирично приятно
вдохновенно целомудренно
невинно чисто
неискушенно безропотно
заворожено доверчиво

 


[1] Материал изложен в 2, с.193-196.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.