Практический анализ (Д. Кабалевский «Песенка») — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Практический анализ (Д. Кабалевский «Песенка»)

2020-06-05 406
Практический анализ (Д. Кабалевский «Песенка») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыка Д.Б. Кабалевского привлекает своим мелодическим богатством, взращённым на разнообразном фольклоре и потому содействующим культурному взаимопониманию народов мира. «Продолжая классические традиции великой русской школы, композитор в то же время ищет новые интонации, новые выразительные средства, новые пути в будущее. Это позволяет совмещать классические и современные тенденции в музыкальном образовании» [5]. По словам композитора «Сочинять фортепианные пьесы для детей я начал в 1927 году, будучи еще студентом консерватории. Но лишь немногие из них я решился тогда издать. Пять пьес под названием «Из пионерской жизни» (ор; 14) были напечатаны в 1931 году, одну я ввел в качестве третьей части во Вторую сонатину (ор. 13 № 2), несколько самых легких включил позже в сборник «30 фортепианных пьес» (ор. 27). Остальные пьесы, которые раньше я хотел собрать под ор. 3, частично пропали, частично сохранились в черновиках и эскизах. Лишь сорок лет спустя, в 1968 году я по этим эскизам написал сюиту из шести пьес, назвал ее «В пионерском лагере» и поставил не только две даты сочинения – 1927-1968, но и два опуса - 3/86»  [6]. Большое количество фортепианных пьес и песен для детской аудитории приходится на послевоенные годы. «Фортепианная музыка для детей и юношества». Это цикл из 13-ти тетрадей, включающих в себя около полутора сотен пьес разных жанров, масштабов и степени трудности. Эти сочинения прочно вошли в школьный, а также училищный, учебный и концертный репертуар. Сочинять эти пьесы композитор начал ещё в 1927 году, будучи студентом консерватории; самое же позднее сочинение, включенное в цикл - это маленький концерт для фортепиано со струнным оркестром ор. 95.Фортепианную музыку для детей и юношества можно поставить в один ряд с «Нотной тетрадью Анны Магдалены Бах», «Альбомом для юношества» Шумана, «Детским альбомом» Чайковского, детскими пьесами Бартока, Лютославского, Пипкова. Ближе всего этот цикл к знаменитому бартоковскому «Микрокосмосу». Однако цикл Бартока представляет собой своего рода фортепианную школу и включает пьесы и упражнения, предназначенные для систематического обучения и развития маленького музыканта. У Д.Б. Кабалевского же - только художественный материал. К детским сочинениям Кабалевского не подходит сухой термин «инструктивные пьесы». Они представляют собой веселые или печальные, задорные или спокойные, но всегда занятные, любопытные «историйки» -музыкальные сказки, рассказы, повести или стихи. Они инструктивны в лучшем смысле этого слова, так как учат пониманию выразительного языка музыки, попутно решая технические проблемы. В «Шуточке» - это быстрое и равнозвучное пятипальцевое последование, в «Скерцо» - острое, гибкое стаккато, в «Маленькой польке» - противопоставление стаккато и легато в партиях обеих рук и. т. д.

Пьесу «Песенка» (Приложение 4), которая входит в сборник «30 пьес для детей» ор.27, мы отнесли к лирическому образу, на раскрытие которого направлены следующие выразительные средства (Таблица 1):

Таблица 1

 

средство выразительности

Характеристика

Мелодия   певучая, плавная движение поступенное и волнообразное, есть скачки, соединенные мотивно; кульминация на звуке ля2 Гармония   выразительная диатоническая мелодия гармонизуется как в натуральном миноре, так и хроматическими звуками; в сопровождении в основном терции и ум.4 Лад минор В основе – натуральный минор, но присутствуют «мажоро-минорные» краски в развитии: мажорное S53, D 53, пониж.II53 Фактура гомофонно-гармоническая сочетаются более подвижная по длительностям мелодия (верхний голос) и «скупое» сопровождение протянутыми звуками интервалов; в 1-м предложении встречается перестановка линии мелодии в нижний пласт фактуры Темп   Andantino Неторопливый, к концу ещё более замедляется Динамика Преобладает piano, кульминации forte В развитии музыки пьесы происходит движение от тихого к громкому звучанию и постепенное затихание Ритм ровный плавный   преобладают четверти и восьмые; музыка оканчивается на долгих длительностях Регистр средний и высокий   Диапазон звучания от соль# мал. – до3 Штрихи legato Основной (главный) способ исполнения Форма Период повторного строения  2-е предложение гармонически более сложное, развивающего типа

 

Песня или песнь - наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором, как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).

Название фортепианной пьесы «Песенка» сообщает исполнителю, прежде всего, о предполагаемой напевной манере исполнения, подразумевающейся подтекстовке. Используя в аналитико-исполнительской работе над пьесой «Словарь признаков характера звучания» (словарь эстетических эмоций В. Ражникова) мы выявили, что музыкальный образ ближе к модальности «поэтично» и «нежно» (Приложение 5).

Заключение

Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности. Чтобы лучше понять произведение, следует иметь представление об элементах музыки - выразительных средствах музыки. Анализ средств выразительности пьесы «Песенка» способствовал более глубокому пониманию авторского замысла и направил исполнительскую трактовку пьесы. При работе над произведением рекомендуется анализ направления движения голосов мелодии и сопровождения, тщательная проработка аппликатуры для более певучего звучания. Невыразительная, однообразная исполнительская динамика (динамическое развитие) не создаст мечтательно-задушевного настроения (колорита) пьесы. Гармонические особенности развития в музыке (способствующие созданию настроения) также должны быть подчеркнуты, важным является движение к кульминации.

Итак, все элементы музыкального языка (средства музыкальной выразительности, исполнительские средства) в создании музыкального образа выступают совместно. В создании интерпретации - исполнительской трактовки лирического образа пьесы «Песенка» важно понимание значения характеристики каждого элемента, его «вклада» в общее звучание, постоянная работа по совершенствованию творческого результата. Интерпретировать - это воссоздавать в себе произведение, которое играешь (С. Фейнберг). Путь, по которому идет пианист от первого знакомства с музыкальным произведением до его первого исполнения, по меткой характеристике С.Е. Фейнберга, - это «линия, ведущая от бесконечного через конечные элементы нотной записи опять к бесконечному».

Оформление музыкального образа в воображении исполнителя происходит постепенно и является идеальной концепцией музыкального произведения (как бы образом-эталоном).

 

Список используемой литературы

1. Кабалевский, Д.Б. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 3.  Переиздание [Ноты] / Д. Кабалевский. – М.: Советский композитор, 1985. – 64 с.

2. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 368 с.

3. http://lershkola-5.ucoz.ru/ped_kollektiv/anosova/Studmed.ru_kabalevskiy-db-ruk-programmy-obscheobra.pdf / Программа «Музыка» 1-8 классы.

4. http://vikidalka.ru/2-211030.html / Понятие о музыкальном образе. Классификация образов.

5. https://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/kabalevskyi_fmdu.htm / Д. Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Выпуск 1. “Советский композитор”, 1983.

6. https://refdb.ru/look/2942288-pall.html / Филиппова А.С. Фортепианное творчество Д.Б. Кабалевского: исполнительский и педагогический аспект.

7. http://webdiana.ru/otdih/1489-sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html / Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение.

8. http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/sredstva-muzykalnoj-vyrazitelnosti / Ирина Анищенко. Средства музыкальной выразительности.

9.http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/vyrazitelnye-sredstva-muzyki / Ирина Анищенко. Средства музыкальной выразительности.

10. http://mymusicmy.ru/interesnosti/sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti

 

Приложение 1

Приложение 2


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.