Деятельность педагога-психолога по разработке психологического сопровождения дистанционного обучения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Деятельность педагога-психолога по разработке психологического сопровождения дистанционного обучения

2020-06-05 172
Деятельность педагога-психолога по разработке психологического сопровождения дистанционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Российские и зарубежные исследователи (Дж. Диз, П. Жане, Т. Парсонс, К. Серено, Р. Д. Шан, А. Эспинас и др.) выделяют 3 механизма общения: интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия), перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга) и коммуникативный (отвечающий за обмен информацией). Все они взаимосвязаны и разделить их можно лишь условно.

Многие дистанционные курсы не учитывают интерактивный элемент обучения и фактически являются курсами для самообучения. Мы вслед за Е.С. Полат и М.В. Моисеевой настаиваем на активном использовании интерактивности во всех ее формах.

Целями стимулирования общения в дистанционном обучении (ДО) являются

- улучшение мотивации познавательной деятельности,

- присвоение способов деятельности, принятых в группе;

- развитие критического мышления и инициативности;

- улучшение саморегуляции деятельности за счет регулярного применения самоконтроля и взаимоконтроля;

- повышение эффективности обучения.

Рассмотрим специфику видов взаимодействия в дистанционном обучении:

1) преподаватель --> группа

Основной целью этого общения является постановка целей и анализ результатов деятельности студентов.

2) преподаватель --> студент

В данном случае координатор руководит действиями отдельного студента, дает советы, рекомендации, анализирует результаты деятельности.

3) студент --> преподаватель

Основной формой подобного общения является запрос учащегося, сообщающего преподавателю, в каком именно знании он сейчас нуждается. В данном случае происходит осознание учащимся своего незнания, вычленение его как отдельной категории. Формулируя, в чем он испытывает трудность, студент учится предвидеть возможные трудности других в усвоении данного материала. Студент учится самостоятельно ставить проблему. Кроме того, при общении по данной схеме студент может представлять результаты своего труда.

4) cтудент1 --> студент2

Подобные взаимодействия вначале возникают стихийно. Как правило, первыми вступают в контакт наиболее активные участники дистанционного курса.

5) группа --> студент и студент --> группа

Сотрудничество с референтными партнерами является необходимым условием инициативности учащегося в действиях, имеющих рефлексивную природу. В учебной деятельности сотрудничество с сокурсниками является существенным моментом присвоения понятий, ибо поляризация и координация точек зрения в группе являются способом определения границ каждого понятия, границ знания и незнания учащихся. Поэтому у учащихся, участвовавших в групповой работе, рефлексивные способности формируются значительно более эффективно, чем у учащихся, осваивавших понятия только в ходе общего обсуждения.

Студенты отстаивают собственную точку зрения и изучают возможные варианты интерпретации информации. Студент учится ставить проблему, планировать пути ее возможного решения и непосредственно осуществлять решение.

На начальных стадиях дистанционного курса используются три первых варианта, когда координатор общается с группой и каждым студентом в отдельности. Однако для наибольшей эффективности курса необходимо, чтобы наблюдалась динамика группы. Под групповой динамикой психологи понимают "совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в малой группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие".  Важнейшими из таких процессов являются:

- процесс образования малой группы (т.е. те психологические механизмы, которые делают группу группой);

- развитие группы, т.е. прохождение определенных стадий;

- процессы групповой сплоченности;

- распределение ролевых позиций и выделение лидеров;

- нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей;

- групповое принятие решений;

- разрешение внутригрупповых противоречий.

Рассмотрим возможности, которые предоставляют телекоммуникационные сети для общения. В распоряжении ведущих и учащихся дистанционного курса находятся:

1. электронная почта

2. списки рассылки

3. форум

4. чат

5. видеоконференция

Проведем сопоставление механизмов общения и возможностей оболочки VLE (Virtual Learning Environment) (она не предусматривает видеоконференций, но мы сочли возможным ввести этот элемент, чтобы представление возможностей было полнее).

Таблица 1.

Сопоставление возможностей оболочки VLE

и реализуемых в ней механизмов общения

Механизмы общения Возможности оболочки VLE
интерактивный Электронная почта, чат, видеокоференция, форум
  перцептивный Визитные карточки, чаты, видеоконференция
коммуникативный Электронная почта, форум, обмен файлами

В заключение отметим, что использование указанных возможностей для поддержания интерактивности способствует достижению целей обучения, главной из которых является повышение эффективности дистанционного курса.

Среди учреждений, занимающихся дистанционным обучением на отечественном рынке образовательных услуг, уже шесть лет действует совместный дистанционный центр Южно-Уральского Государственного Университета (ЮУрГУ) и Института общего среднего образования Российской Академии образования (ИОСО РАО). За последние годы в этом центре созданы и апробированы в условиях реального учебного процесса несколько курсов для учащихся средних школ, а также для системы повышения квалификации преподавателей.

Курсы, проводимые ЮУрГУ и ИОСО РАО, отличаются от всех прочих подобных тем, что они проводятся с использованием новых педагогических технологий и активных методов обучения (метод проектов, исследовательский метод, деловые игры, психологические тренинги и пр.), предполагающих постоянное общение всех участников обучения друг с другом.

С одной стороны, использование подобных технологий дает неоценимые преимущества по сравнению со ставшим уже традиционным переносом в Интернет лекционно-семинарской формы занятий, в которой преобладает самостоятельная работа «дистанционного» студента, а процесс общения с другими студентами и с преподавателем отходит на второй план. Дистанционные курсы, организованные с использованием активных методов, оказываются более эффективными за счет постоянного контакта всех участников процесса обучения друг с другом.

Однако, как показал опыт проведения курсов ЮУрГУ и ИОСО РАО, постоянное общение участников обучения друг с другом в рамках учебного процесса таит в себе немало «подводных камней». Речь идет, прежде всего, о том, что Интернет – среда весьма специфичная, развивающаяся по своим законам и правилам. Ведь не случайно в Интернет действуют свои правила телекоммуникационного этикета, распространяющиеся как на переписку по электронной почте, так и на разнообразные по форме телеконференции и дискуссии в режиме реального времени. Следовательно, организуя дистанционное обучение в Интернет, необходимо учесть особенности этой коммуникационной среды. Другой проблемой является то, что и студенты, и преподаватели, начинающие работать в Интернет, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка. К числу подобных трудностей можно отнести, например, неумение вести себя на сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.), сложности в личном общении с преподавателем по электронной почте, неумение самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и пр.

Среди прочих, общих проблем, можно также выделить:

· трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;

· проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп;

· повышение мотивации обучения;

· создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;

· адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии;

· соблюдение норм и правил действующего в Интернет телекоммуникационного этикета; соблюдение норм педагогической этики в отношении дистанционных студентов;

· периодическое возникновение конфликтов внутри учебной группы;

· снятие агрессивных проявлений, стрессов у участников процесса дистанционного обучения и т.п.

Организация эффективного дистанционного обучения в условиях Интернет невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой, особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса дистанционного обучения (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения.

Специфика общения в сети определяется тем, что в Интернет происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Следовательно, при создании различных средств обучения (образовательных веб-сайтов, веб-учебников, справочных систем и пр.) необходимо еще на этапе их проектирования, а также при использовании их в учебном процессе учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. С развитием мультимедийных средств, включенных в Интернет (например, видео- и аудиотелеконференций), становится актуальным и изучение особенностей восприятия информации в речевой форме. Это позволит не только повысить эффективность и качество дистанционного обучения, но и снимет лишние учебные нагрузки на учащихся.

Во-вторых, общение участников дистанционных курсов по Интернет преимущественно в вербальной форме позволяет им принять новые социальные роли. При этом форма взаимодействия участников обучения друг с другом может прямо транслироваться из реальной жизни, может частично изменяться, а может и порождаться в виде абсолютно новой и непривычной с точки зрения сложившихся привычек и традиций формы.

Авторы и разработчики дистанционных курсов, а также преподаватели и координаторы, проводящие дистанционное обучение, по-видимому, также должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом в целях повышения его эффективности. Учебное заведение или организация системы дополнительного образования, осуществляющие дистанционное обучение, должны включить в штат своих сотрудников профессиональных психологов, владеющих в достаточной степени навыками работы со средствами новых информационных и коммуникационных технологий и выполняющих свои функциональные обязанности в новой среде обучения.

Главной целью психолого-педагогической поддержки учащихся является создание благоприятного психологического климата при проведении дистанционного обучения. Помимо этого не менее важной целью является оказание помощи учащимся в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное.

Проанализировав возникшие проблемы, коллектив авторов дистанционных курсов ЮУрГУ и ИОСО РАО под руководством к.п.н. Моисеевой М.В. и к.ф-м.н. Кривощекова В.А. пришел к выводу о необходимости привлечения профессиональных психологов к разработке и проведению дистанционных курсов. В результате проведенной работы появилась Концепция психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения.

Таким образом, теорию дистанционного обучения (ДО) можно представить себе как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение образовательного процесса в системе ДО. С формальной точки зрения теория ДО как высшая самая развитая форма организации обобщенного достоверного научного знания представлена как система, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих объекта теории, в нашем случае системы образования.

Как результат сформулировано положение о том, что дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения инвариантен к их расположению в пространстве и времени. Образовательный процесс дистанционного обучения проходит в специфической дидактической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения.

Установлено, что дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной, заочной и экстернатом.

Выяснили, что дистанционное обучение - это целенаправленный процесс, как и при других формах получения образования, протекающий в специфической дидактической системе

Основываясь на многочисленных трактовках понятия технологии обучения, предложенных Э.К. Коротковым, Т.С. Назаровой, А.Я. Савельевым, Г.К. Селевко и др., а также, учитывая особенности ДО, технология дистанционного обучения (ТДО) рассматривается как система методов, средств и форм при воспроизводимой реализации заданного содержания образования. Научное осмысление практики технологии образовательного процесса при ДО позволило сформулировать принципы целостности, воспроизводимости, адаптации, психологической обоснованности, которыми следует руководствуются разработчики современных ТДО.

Установлено, что методы дистанционного обучения не отличаются от канонических методов, разработанных И.Я. Лернером и В.В. Трифоновым) и включают в себя пять общедидактических методов обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателей и обучающихся как при очном контакте, так и при интерактивном взаимодействии при использовании средств информационных технологий. Наибольшее распространение в СДО в настоящее время получили рецептивный и репродуктивный методы. 

Выяснили, что в российской педагогической практике ДО в настоящее время наиболее часто используются такие средств обучения, как печатные, компьютерные и аудио-видео материалы. Такие средства, как геоинформационные системы и виртуальная реальность должны встраиваться в учебный процесс, как и экспертные системы, сообразно своим дидактическим свойствам, без спешки, вызванной рекламным ажиотажем этих средств для системы образования.

В итоге, основываясь на выше сказанное, для организации профессиональной психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Включить профессиональных психологов в группу разработчиков образовательных сайтов и прочих программных средств учебного назначения, использующихся при дистанционном обучении;

2. Включить профессиональных психологов в группу разработчиков диагностических средств, использующихся в психолого-педагогических исследованиях;

3. Организовать и провести психолого-педагогические исследования, связанные с учебно-познавательной деятельностью учащихся в Интернет;

4. Организовать и провести психолого-педагогические исследования, направленные на отслеживание эффективности и своевременную коррекцию нарушений функционирования системы дистанционного обучения;

5. Организовать работу психологов-консультантов, проводящих как индивидуальную работу с участниками дистанционного обучения, так и участвующих в консультировании в режиме группового обсуждения.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.