Дидактические аспекты дистанционного обучения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дидактические аспекты дистанционного обучения

2020-06-05 391
Дидактические аспекты дистанционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Закон Российской Федерации "Об образовании" определяет обучение как "ядро целенаправленного образовательного процесса в интересах личности, общества и государства, сопровождающегося констатацией достижения обучающимся определенных государством уровней знаний и соответствующих им стандартов". В связи с этим процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся должен протекать в рамках определенной педагогической системы. Дидактика, как часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения, решает общетеоретические задачи обучения. Предметом дидактики являются цели, содержание, закономерности, принципы и виды технологий обучения.

В последние годы создана классификация новых образовательных технологий:

· Дистанционные технологии образования, включающие в себя организацию учебного процесса, методическое и программное обеспечение дистанционных технологий образования, организацию довузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

· Мультимедиа - технологии образования, включающие педагогические технологии с использованием мультимедийных учебных пособий, гипертекстовых моделей образовательных систем, Web - технологий, использование пакетов прикладных программ, электронное тестирование, рейтинговый контроль и педагогический мониторинг.

· Информационно - образовательная среда вузов на базе Интернет - технологий, основанная на создании информационно - образовательной среды, опирающейся на корпоративные научно - образовательные сети на базе Интернет - технологий для учебного процесса, управлении информационно - образовательной средой корпоративных информационных систем по специальностям и направлениям подготовки специалистов электронных библиотеках и массивах данных.

· Инновации в образовании, включающие экономику и управление инновационной деятельностью в области образования, маркетинг инновационных образовательных продуктов, управление качеством образовательных услуг в условиях конкуренции, новые средства обучения, новые образовательные технологии на базе объединения учебного и научного процессов в ВУЗе, управление объектами интеллектуальной собственности в сфере образования.

·  Рейтинговые технологии в образовании, разрабатывающие учебно - методическое обеспечение рейтинговых технологий обучения, создающие объективный контроль знаний и умений обучающихся, методы активизации аудиторных знаний и самостоятельной работы обучающихся.

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно, и все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное образование включает в себя комплекс образовательных услуг, представляемых обучающимся специализированную информационно - образовательную среду, базирующуюся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и др.). Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео и аудиозаписи, электронные библиотеки – вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

За последнее десятилетие дистанционное обучение не только получило свое имя, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва – использования новых коммуникационных технологий, позволивших обеспечить постоянное взаимодействие между участниками обучения, несмотря на их географическую удаленность друг от друга.

В широком смысле интерактивность предполагает взаимодействие любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон: обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.д. Высокая интерактивность дистанционного обучения проявляется в проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям, что сделало взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционных формах обучения.

Достижение целей, которые преследует дистанционное обучение, возможно при соблюдении основных дидактических принципов:

· Научность обучения.

· Доступность (наглядность) обучения.

· Систематичность обучения.

· Сознательность и активность при руководящей роли преподавателя.

Научность обучения предполагает, что содержание образовательных курсов должно представлять собой систему знаний и истин, доказанных различными областями науки. Доступность обучения диктует то, что изучаемый материал должен быть понятен и нагляден для сознательного усвоения учащимся, должен активизировать его возможности, создать основу для овладения абстрактными понятиями. А так же только при систематичности обучения происходит овладение системой знаний, что является основой для их сознательного и творческого применения на практике.

Взаимосвязанное применение всех дидактических принципов обеспечивает эффективность процесса обучения. Структура учебного процесса представляет собой последовательность этапов – от постановки учебной задачи перед учащимися, изложением новых знаний, самостоятельной работы обучающихся по их приобретению, закреплению, применению на практике до проверки усвоения полученных знаний, умений и навыков. В дистанционном образовании очень важна мотивация к обучению, что поддерживается возможностью выбора любого курса, отвечающего интересам и потребностям учащегося. Рациональная организация самостоятельной работы учащихся значительно усиливает все познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, речь, воображение. В ходе работы по программам дистанционного обучения наиболее полноценно необходимо соблюдать принцип педагогической поддержки самостоятельной работы обучающихся. Психологически, педагогическая поддержка дает учащемуся не боятся самостоятельности в принятии решений, дает возможность преодолеть инерцию мышления. При любой форме образования наиболее важными являются цели и содержание образования. Усвоение этого содержания до такого уровня, тобы учащиеся могли свободно и творчески применять полученные знания. Именно поэтому многие факторы, значимые для системы очного образования, остаются не менее важными для системы дистанционного обучения. Форма обучения на расстоянии диктует свою специфику отбора средств обучения, организации деятельности учащихся, выбора методов и приемов обучения, соответствующих не только поставленным целям, содержанию обучения, возрастным особенностям учащихся, но и избранной форме обучения.

В последние годы Интернет - технологии и компьютерные телекоммуникации неотрывно связаны с дистанционным обучением и являются его технологической основой. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорит целый ряд факторов, обусловленных дидактическими свойствами этих средств информационных технологий:

· оперативная передача на любые расстояния информации любого объема и разнообразного вида;

· хранение информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени;

· возможность редактирования, обработки, распечатки информации;

· возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

· возможность доступа к различным источникам информации и демократизация пользования образовательными ресурсами:

· каталоги мировых библиотек и баз данных, в которых встроены системы поиска информации, без которых невозможен эффективный сбор данных;

· учебное программное обеспечение и документация из глобальных файловых архивов (с учетом того, что часть этой информации распространяется бесплатно. Это оказывает значительное влияние на среду, в которой происходит дистанционное обучение);

· системы кооперации компьютерных обучающих программ, которые дают учащимся возможность воспользоваться мощными технологиями и устройствами;

· возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио- и видеоконференций;

· организация индивидуального и группового общения;

O возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети;

O возможность запроса информации по любому интересующему вопросу.

Все это дает основание утверждать, что открылись широчайшие возможности для развития дистанционного обучения, которое при этом получило уже новое качество – учащийся почти не ограничен пространственными и временными рамками для получения информации, но появилась достаточно сложная проблема поиска необходимых сведений среди огромного объема накапливаемой информации.

В отечественной и зарубежной системе дистанционного образования существует множество отдельных ресурсов, делающих перспективным направлением развития дистанционного обучения интеграцию отдельных его сегментов для формирования объединенной системы для удаленного обучения. Организация единой образовательной сети дистанционного обучения включает проблемы не столько технического плана, которые достаточно просто решаются при наличии должного финансирования, сколько педагогического, содержательного. В противном случае материальные затраты на технико - организационную структуру окажутся просто невостребованными, либо будут наполняться несостоятельной или устаревшей информацией.

Уже накопленный опыт применения телекоммуникационных технологий позволяет трактовать дистанционное обучение в широком смысле, применяя его в различных сферах образования:

· при организации совместных исследовательских работ учащихся, педагогов, научных работников;

· при организации оперативной консультативной помощи широкому кругу обучаемых с помощью научно методических центров;

· при организации сети дистанционного обучения;

· при организации сети повышения квалификации;

· при оперативном обмене информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам и темам;

· при формировании коммуникативных навыков, культуры общения участников дистанционных проектов;

· при формировании навыков исследовательской деятельности, моделируя работу научных лабораторий, творческих мастерских;

· при формировании навыков получения и обработки информации;

· при создании единой языковой среды, способствующей созданию естественной потребности в общении на иностранном языке;

· при необходимости способствовать повышению культурного, этического, гуманистического уровня обучающихся.

Однако, говоря о различных аспектах дистанционного обучения необходимо помнить, что обучение не является синонимом самообразования и обязательно предполагает взаимодействие учителя и ученика. Наличие педагога в системе обучения обязательно, так как именно ему принадлежит функция управления процессом обучения. А так же необходимо подчеркнуть, что каждая система обучения строится на определенной дидактической концепции, которая и определяет отбор содержания, методов, организационных форм, средств обучения.

Концепция современных курсов дистанционного обучения строится на определенных педагогических положениях:

1. Главным в процессе обучения является самостоятельная познавательная деятельность обучаемого.

2. Необходимость более гибкой системы образования, позволяющей получать знания вне зависимости от местоположения обучаемого и в удобное для него время.

3. Обучение не должно носить пассивный характер: необходимо создать учащемуся мотивацию для самостоятельной деятельности и применению знаний для решения различных разнообразных прикладных задач.

4. Необходимость использования новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучающегося и формирования социальных качеств личности – умения работать в коллективе, решать совместными усилиями сложные задачи.

5. Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, должно включать возможность общения с преподавателем и другими партнерами.

6. Необходимо наличие технологий разноуровнего обучения, предусматривающих ту или иную форму дифференциации. Доступных с использованием средств информационных технологий.

7. Целенаправленная систематизация контроля за усвоением знаний и развитием способов познавательной деятельности, умением применять полученные знания. При этом системы контроля должны строится на основе обратной оперативной связи с преподавателем и отсроченного контроля полученных знаний, например, тестирования.

В настоящее время почти не вызывают проблем технические вопросы и доступность инструментов для разработки учебных курсов, а вот вопросы методологии и методик их построения изучены недостаточно полно. Довольно часто встречаются электронные издания с плохо систематизированным материалом, перегруженные всевозможными спецэффектами, не несущими смысловой и дидактической нагрузки, неэргономичным дизайном. Эти недостатки не только приводят к неоправданным затратам в процессе подготовки материала, но и затрудняют образовательный процесс и его объективность. Очевидно, что знания имеют информационную природу, а задача обучения заключается в освоении структурированной информации. При проектировании обучающих курсов, основанных на компьютерных технологиях, необходима систематизация подхода к формированию баз данных и организации учебного процесса. Очевидно, что необходима унификация построения задач курсов обучения, что позволит:

· структурировать учебный материал;

· создать объективные критерии оценки качества учебного материала;

· создать объективные критерии оценки качества усвоения знаний учащихся, позволяющие осуществлять автоматический контроль, не зависящий от субъективных факторов;

· применить различные формы контроля знаний: кроме традиционных экспертных систем использовать ситуационные, игровые и обучающие задачи, позволяющие более полно оценить знания обучающегося;

· организовать обратную связь: качество образования зависит от полноценности получаемых знаний, соответствующих профессиональным требованиям, следовательно, необходима своевременная коррекция курсов, возможность непосредственного контакта со специалистами.

Таким образом, дидактические основы и методологическая база дистанционного обучения являются достаточно неизученной, развивающейся областью педагогики. Накопленный на сегодняшний день опыт применения технологий дистанционного обучения показывает, что эффективность и целесообразность создания данной формы обучения напрямую зависит от тщательной дидактической проработки проблем курса, требований к получаемым знаниям.

Представим методы и формы дистанционного обучения. Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям.

1) по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я.Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский) – словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);

2) по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина) – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский;

3) по основным компонентам деятельности учителя (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования

 интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Мы полагаем, что уместно говорить о методах обучения, используемых в дистанционном обучении, выборе их оптимального сочетания и применимости в данном виде обучения. Впрочем, в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном. Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете.

Обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения включает информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы.

В условиях дистанционного обучения, на наш взгляд, следует различать:

- методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно-образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология,

ТВ-технология, сетевая технология);

- методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);

- методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

К обучающим средствам относят

- учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

- сетевые учебно-методические пособия;

- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

- аудио и видео учебно-информационные материалы;

- лабораторные дистанционные практикумы;

- тренажеры с удаленным доступом;

- базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

- средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и

геоинформационных систем (ГИС).

В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы,

курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Между тем главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом – остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания).

В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиа- лекции. Видеолекция в записи (off-line–видеолекция) – это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Видеолекция в реальном режиме времени (on-line–видеолекции) – это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. Online–видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи, посредством которых также практикуется web-трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, на которых обсуждаются наиболее сложные теоретические вопросы курса. Таким образом, семинары также должны быть представлены в дистанционном учебном процессе. Большая их часть может быть проведена с использованием on-line технологий – Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

В дистанционном обучении могут быть организованы:

- «очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;

- off-line консультации проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;

- on-line консультации проводятся с помощью программы mirk;

составляют более одной трети всего консультационного времени поучебному плану.

Обозначенные нами принципы, методы и формы дистанционного обучения создают основу для определения моделей и систем дистанционного обучения.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.