Т. Кудрявцева «Принц и нищий» — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Т. Кудрявцева «Принц и нищий»



 

Вопросы для обсуждения:

 

• Читали ли вы повесть Марка Твена «Принц и нищий»? Если читали, то расскажите, в чем сходство сюжетов рассказа Татьяны Кудрявцевой и повести Марка Твена? Если не читали, то я вам расскажу кратко его сюжет.

 

• Что, по-вашему, имела в виду писательница, озаглавив рассказ «Принц и нищий»? Кого из героев рассказа – Алису или Лизу – можно назвать принцем, а кого нищим, и почему?

 

• На чем была основана дружба богатой Алисы и бедной Лизы? Как понимали дружбу та и другая одноклассницы? В чем разница?

 

• Можно ли назвать эту дружбу настоящей? Почему?

 

• Чем покорила телевизионщиков Лиза? Почему именно ее они стали снимать, а не Алису? Что значит выражение: «У девочки явно есть лицо»? Было ли такое лицо у Алисы?

 

• Почему Алиса, считая Лизу убогой, раньше звала ее Бедная Лиза по имени героини повести Карамзина? А после посещения «Шоколадницы», где встретились с телевизионщиками, даже в мыслях не смогла ее назвать бедной?

 

• Зачем Алисе была нужна Лиза, а Лизе – Алиса? Было ли равенство в их дружбе?

 

• Согласны ли вы с утверждением Алисы «У кого деньги есть, те и принцы»? Подтвердил ли это мнение прочитанный вами рассказ? Как попасть снова в принцы, Алиса не знала, что вы могли бы ей подсказать?

 

• Как, по-вашему, сложатся дальнейшие отношения между Алисой и Лизой?

 

• Какое у вас оставил впечатление этот рассказ? Какое вызвал настроение? На какие мысли о дружбе вас навел?

 

Т. Кудрявцева «Размышляй, Фроликов!» Вопросы для обсуждения:

 

• Как вы поняли название рассказа? Соответствует ли оно содержанию рассказа? Заставило ли оно вас самих размышлять? Если «да», то о чем?

 

27


• Фроликов считал себя «нормальным» школьником. Что он вкладывал в это слово? Согласны ли вы с его мнением, что ему есть чем гордиться?

 

• Интересный ли человек Фроликов? Хотелось ли вам быть таким, как он?

 

• Раньше тройки по школьным предметам Фроликова вполне удовлетворяли. Почему, получив тройку по географии на этот раз, он был недоволен? Почему ему сразу вспомнилась Катя – питерская гостья? Что в Кате было такого, что отличало ее от других девчонок?

 

• Почему отсутствие книг в комнате Фроликова заставило его покраснеть и придумать благовидную причину?

 

• В какой момент встречи с Катей Фроликов понял, что в сравнении с ней он очень мало знает? И почему это затронуло его самолюбие?

 

• Он сам считал, что зашел в музей старомосковского быта ради смеха. А как вы считаете, что подтолкнуло его туда зайти?

 

• Как объяснить, что никому об этом кроме Кати он сообщать не собирался? Почему ему было важно, чтобы она об этом узнала?

 

• Можно ли считать отношения Фроликова и Кати дружбой?

 

Дополнительная литература по теме:

• Нагибин Ю. «Нас было четверо»

• Воронкова Л. «Гуси-лебеди»

• Погодин Р. «Книжка про Гришку»

 

• Арро В. «Мой старый дом»

• Журавлева З. «Ожидание»

• Мурашова Е. «Полоса отчуждения»

• Иванов С. «Тринадцатый год»

• Железников В. «Чучело»

• Крапивин В. «Мушкетер и фея»

• Тендряков В. «Весенние перевертыши»

 

Чтение как души движение

 

В. Драгунский. «Тиха украинская ночь» Вопросы к обсуждению:

 

• Чем не понравилось преподавателю географии понимание Дениской стихотворения Пушкина? Почему она считает, что его понимание неправильное? Согласные ли вы с ее оценкой его реакции на стихотворение?

 

• Какие качества чтения Дениски вы заметили? Чем оно отличается от прочтения стихотворения учительницей? Чей подход к стихотворению Пушкина вам ближе?

 

28


• Как в прочтении Дениской стихотворения Пушкина проявился его собственный характер? Какой он?

 

• Разделяете ли вы смех Дениски и Мишки, смоделировавших ход рассуждений учительницы о стихотворении Лермонтова «Сосна»?

 

• Как вы считаете, правомерен ли научный подход к прочтению художественного произведения? В чем своеобразие чтения литературного произведения?

 

• А что вы сами видите, чувствуете, переживаете в ответ на стихотворение «Тиха украинская ночь»? Расскажите.

 

Ф. Искандер. «Чик и Пушкин»

Вопросы для обсуждения:

 

• Что пробудило у Чика интерес к чтению произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

 

• Какое место в стихотворении особенно обострило его внимание? Какая мысль «пронзила» его? Совпадает ли она с вашей мыслью?

 

• Что открылось Чику в жизни, когда он читал стихотворение Пушкина? О чем догадался он, дойдя до смерти князя Олега?

 

• Как вы понимает фразу: «Слова сияли, словно переводные картинки, промытые слезами Чика»?

 

• Как вы объясните, что первоначальная задача – отыскать буквы на рисунке, показалась Чику ничтожной по сравнению с той великой историей, которая отражена в стихотворении Пушкина. Согласны ли вы с его мнением? Поясните свою мысль.

 

• Какой момент показался Чику самым печальным в стихотворении? Что представилось его мысленному взору в ответ на строчки Пушкина: «Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега». Как вы сами представляете себе эту сцену?

 

• Почему Чик считает, что пир дружины приятен мертвому Олегу?

 

• Какая картина видится Чику, где пирует дружина Олега? О чем свидетельствует описание этой картины, которой в тексте Пушкина нет? Какое творческое качество проявилось у Чика как читателя? А с вами, когда вы читаете, такое бывает?

 

В. Драгунского «Тиха украинская ночь» Вопросы к обсуждению:

 

• Чем не понравилось преподавателю географии понимание Дениской стихотворения Пушкина? Почему она считает, что его понимание неправильное? Согласные ли вы с ее оценкой его реакции на стихотворение?

 

• Какие качества чтения Дениски вы заметили? Чем оно отличается от прочтения стихотворения учительницей? Чей подход к стихотворению Пушкина вам ближе?

 

29


• Как в прочтении Дениской стихотворения Пушкина проявился его собственный характер? Какой он?

 

• Разделяете ли вы смех Дениски и Мишки, смоделировавших ход рассуждений учительницы о стихотворении Лермонтова «Сосна»?

 

• Как вы считаете, правомерен ли научный подход к прочтению художественного произведения? В чем своеобразие чтения литературного произведения?

 

• А что вы сами видите, чувствуете, переживаете в ответ на стихотворение «Тиха украинская ночь»? Расскажите.

 

А. Масс. «Дик Сэнд»

Вопросы к обсуждению:

 

• Читали ли вы роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»? А может быть, смотрели одноименный фильм? Давайте вспомним, о чем там идет речь.

 

• На какие особенности чтения школьницы Вали вы обратили внимание? Она испытывала от чтения большое удовольствие, знакомо ли вам это чувство при чтении книги?

 

• Бывало ли с вами такое, что, читая, вы забывали окружающий мир? Или вам казалось, что вы читаете о самом себе? Если бывало, то расскажите.

 

• Как реагировала девочка на злодея Нэгоро? Кого и почему она считала идеальным человеком, изображенным в романе? Какими чертами характера он обладал?

 

• Как вы понимаете, что девочка Валя, читая роман Жюля Верна, для самой себя стала юношей Дик Сендом?

 

• Почему читательнице было так важно спасти книгу

«Пятнадцатилетний капитан»? Что она для нее значила?

 

• Есть ли в вашей читательской биографии книга, с которой вам не хотелось расставаться? Что в этой книге вас больше всего поразило?

 

Е. Перехвальской «Сострадание к Швабрину» Вопросы к обсуждению:

 

• Читали ли вы повесть Пушкина «Капитанская дочка»? Если читали, то каким вы представляете себе Швабрина? Охарактеризуйте его. Каково ваше к нему отношение?

 

• Как вы понимаете слово «сострадание»? Что это за чувство?

 

• Как вы думаете, чью позицию разделяет сама писательница: тех, кто считает, что предатель и «гнусный злодей» Швабрин достоин сострадания, или тех, кто сострадание по отношению к нему считает недопустимым?

 

• Согласны ли вы с мнением Крыгиной, что сами участники спора похожи на Швабрина? Если «да», то в чем это проявилось? Как, на ваш

 

30


взгляд, следует относиться к людям в реальной жизни, подобным Швабрину?

 

• Какая нравственная проблема поставлена в этом рассказе? Достойна ли она обсуждения? Имеет ли она связь со взаимоотношениями одноклассниц?

 

• Как вы объясните последнюю фразу рассказа: «Я смотрела на лестницу

и молча кусала губы»?

 

Ю. Сотник. «Ищу Троекурова»

 

Вопросы для обсуждения:

 

• Чем увлекла Лешу Тучкова повесть Пушкина «Дубровский»? С какого эпизода повесть так захватила читателя, что он не мог от нее оторваться?

 

• Как и кого он копировал? Какое отношение к происходящему имела книжная этажерка?

 

• Какой благородный разбойничий подвиг он решил совершить? Как он представлял себе спасение красавицы?

 

• Почему в качестве негодяя он выбрал Троекурова? Каким он представлял себе образ Троекурова? Кого на место Троекурова он подставлял в реальной жизни?

 

• Как развертывались события? Почему именно толстого мальчишку с мячиком Леша выбрал в качестве Троекурова? Почему, подумав, он отказался от мысли «убивать» этого Троекурова? Какую черту характера он при этом продемонстрировал?

 

• Как вы думаете, кто оказался более подходящим для роли Троекурова, с которым Леша легко справился? Чем, по-вашему, закончилась эта игра в благородного разбойника?

 

• Справился ли Леша с ролью Дубровского? Каких личных качеств ему для этого не хватило?

 

• Приходилось ли вам играть в литературных героев? Расскажите об этой игре.

 

• Случалось ли вам с таким же увлечением что-либо читать, как читал Леша Тучков повесть «Дубровский»?

 

 

Дополнительная литература по теме:

 

• Берестов В. «Как хорошо уметь читать»

• Тахистова М. «Уроки внеклассного чтения»

• Пастернак Б. «Детство Люверс»

• Кудрявцева Т. «Пора, мой друг, пора!»

• Шукшин В. «Забуксовал»

• Мошковский А. «Книга»

• Толстой А. «Детство Никиты»

 

 

31


• Твардовский А. «Заветная книга»

• Махотин С. «Шестиклассник Серафим»

• Тарловский М. «Вперед, мушкетеры!»

 

 

32






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.