Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-06-05 | 311 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Зачем человеку совесть?
В. Осеева. «Бабка»
Вопросы к обсуждению:
• Как вы представляете членов данной семьи? Что о каждом можно сказать? Ваше отношение к ним?
• Была ли бабка лишней в семье, как считали взрослые ее члены? В чем состояла ее роль кроме той, что она чистила, убирала, вязала? Почему так грустно звучат последние слова рассказа: «Не придет утром бабка»?
• Как она относилась к каждому члену семьи и как они к ней? Было ли равенство в семейных отношениях? Хорошо ли бабке жилось в этой семье? О чем говорит фраза: «бабка спала на сундуке»? Отец Борьки считал, что никто бабку не обижал. Так ли это?
• Как повлиял приятель Борьки на отношение Борьки к бабушке?
• Почему содержание шкатулки, вскрытой после смерти бабушки, так растрогало Борьку?
• Как вы понимаете слова бабки: «обидеть – что ударить, при-ласкать – надо слово искать»? Какое отношение эти слова имеют к Борьке и к самой бабке?
• Как вы думаете, раскаялся ли Борька в своем отношении к бабке? Чем это можно доказать?
• Какой завет оставила бабка внуку? А какой завет ваша бабушка или родители дают вам?
1
В. Голявкин. «Совесть»
Вопросы к обсуждению:
• Что побудило мальчика украсть классный журнал? Какое последствие этого поступка вы считаете самым тяжким?
• Сравните переживания мальчика в начале рассказа и в конце, чем они отличаются друг от друга?
• Почему так круто изменились намерения мальчика: сначала он не хотел признаться в своей вине, а потом, во что бы то ни стало, стремился доказать ее всем? Какое отношение к этому имеет эпизод: «Учитель сидит за столом, обхватив свою голову руками, и в очень мрачном настроении. Потом он, подперев руками щеки, сидит и смотрит в одну точку». Почему в конце рассказа в разговоре Алеши с учителем появляются паузы, обозначенные многоточиями? Что стоит за ними?
|
• Почему учителю не приходило в голову, что кто-то из учеников украл журнал? Почему он не поверил признанию Алеши?
• Почему Алеша, после того как ему не поверили, «чувствовал себя в сто раз хуже, чем если бы был жестоко наказан». Почему он и учитель – оба заплакали?
• Согласны ли вы с мнением учителя, что Алеша «еще не совсем потерянный человек»? Чем это можно подтвердить?
• Почему рассказ называется «Совесть»?
В. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Вопросы к обсуждению:
• Как вы оцениваете поступок мальчишки по отношению раненой птицы? Зачем он убил ее?
• В какой момент и почему ему стало жалко ее?
• Почему он каждое лето с особым нетерпением ждал прилета коростелей? Почему ему было важно, чтобы птица простила его?
• Как встречают прилет коростеля во Франции, в городе, на гербе которого изображена птица коростель? Почему она там считается священной?
• Почему, став взрослым и пройдя войну, где было много жестокости, писатель не может забыть убитого им в детстве коростеля? Почему каждый прилет птиц в его родные места вызывает в его душе мучение? Как называется у людей мучение из-за причиненного ими кому-то зла? Испытывали вы такое состояние когда-нибудь?
В. Солоухин. «Ножичек с жестяной ручкой» Вопросы к обсуждению:
• Почему ножичек с костяной ручкой был мальчику так дорог? В чем его ценность?
2
• Какие чувства испытал мальчик, когда обнаружил исчезновение ножичка? Приходилось ли вам испытывать подобное в жизни?
• Как хозяин ножичка реагировал на обыск одноклассников, какие чувства он испытывал при этом? Почему он испытывал неловкость, отчужденность свою от класса в этот момент? Разделяете ли вы его состояние?
|
• Почему признаться, что ножичек нашелся, было так «ужасно» для него? Почему все же он заставил себя признаться?
• Вместо того чтобы скорее убежать домой и там прийти в себя, он остался стоять у дверей школы, готовый казнить себя укорами одно-классников и учителя. Как вы думаете, почему он так поступил?
• Поддерживаете ли вы его поступок или осуждаете?
• Виноват ли мальчик? Если «да», то в чем его вина?
С. Вольф. «Подарочек»
Вопросы к обсуждению:
• Почему рассказ называется не «Подарок», а «Подарочек»? Как вы это объясните?
• Можно ли оправдать мальчика за его «подарочек»? Если вам кажется, что он должен был поступить иначе, то как именно?
• Чем объяснить, что первоначальная решимость «дать в глаз» Сане Трофимову к концу сменилась у мальчика колебанием и нежеланием это делать?
• Мальчик называет себя глупым человеком. Согласны ли вы с этим мнением? Какие черты характера проявились у мальчика в истории с подарком?
3
• Зачем мальчик, прежде чем ударить Саню Трофимова, сказал, что у того нос кривой? Какой в этом смысл?
• Почему он после драки с Саней Трофимовым не захотел говорить, что у него было на душе? Давайте попытаемся представить себя на его месте, когда он уходил со двора, и передать его чувства своими словами.
• Как вы относитесь к решению героя: «Лучше я буду глупым»? Какое отношение к этому имеет молчаливый укор мальчишек, смотревших ему вслед после случившегося? Почему он осуждает себя, а не Игорька, спровоцировавшего драку?
• «Умница» Игорек – какое чувство он у вас вызывает? Почему его зовут так ласково? Как он раскрывает себя в эпизоде с подарком?
• Как, по-вашему, в дальнейшем сложатся отношения между приятелями? Почему вы так думаете?
Н. Васильева. «Полынья»
Вопросы к обсуждению:
• Что передумал Валерка в ночь гибели Лешки? В рассказе об этом не говорится. Давайте поставим себя на место Валерки и представим ход его мыслей.
• Почему ему казалось, что все, кто был на похоронах, смотрели ему вслед?
• Почему Ваську, который подговорил молчать, Валерка при встрече окинул ненавистным взглядом?
• Почему он боялся столкнуться с Лешкиной мамой?
• Как воспринял Валерка приглашение Лешкиной матери прийти к ней домой и взять в память о Лешке его аквариум?
|
• Почему у него мурашки поползли по спине, когда он увидел портрет Лешки в черной рамке?
• Виноват ли Валерка в гибели Лешки? Если нет, то почему ему так плохо? Что он сделал не так? Какой жизненный урок из случившегося он, по-вашему, для себя вынес?
• Какое чувство Валерка у вас вызывает? Что его соединяло с Лешкой?
• Можно ли было избежать гибели Лешки? Поделитесь вашими соображениями.
2. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Ю. Томин. «Счастливый день»
Вопросы к обсуждению:
• Почему рассказ называется «Счастливый день»? Разделяете ли вы убеждение Павлика, что этот день был действительно счастливый? Что
4
же в нем особенного? Только ли в том, что мальчика взяли на рыбалку?
Какие душевные качества Павлика раскрылись в этот счастливый день?
• Почему Павлик не только не обиделся, когда на вопрос-восклицание «Я?!» Жека ответил «А кто, свинья?», но «засмеялся еще гром-че Жеки, хотя понимал, что над собой смеется»?
• Раньше Павлик никогда не трогал коров, боялся их, а сегодня подошел к одной и похлопал ее. Почему именно сегодня ему «ничего не было страшно»? Как объяснить, что после слов Жеки «мы с Павликом» Павлик ощутил в себе небывалое мужество и силу?
• «Напоминание о сожженной кастрюле отозвалось в низу живота легким холодком», однако Павлик решил: «Если Жеке нужна кастрюля, она будет». Одобряете ли вы это решение? Почему?
• Согласны ли вы с мнением Павлика, что Жека – настоящий друг?
• Почему Жека, раньше друживший с Витькой, заступился за Павлика, а не за Витьку? Как объяснить, что Витька не осуществил свою угрозу, говоря Жеке – «еще получишь!», он отступил сразу на два шага?
• Случайно ли в коротком рассказе так много места отведено природе? Какие рисунки к рассказу вы нарисовали бы, если бы были художниками? Поделитесь вашими замыслами.
• В этот день все окружающее казалось Павлику прекрасным, и было ощущение, что «лес смеется» вместе с ним. Было ли нечто по-хожее в вашей жизни? Расскажите.
В. Токарева. «Самый счастливый день» Вопросы к обсуждению:
|
• Понравилась ли вам героиня этого рассказа? Какое она у вас оставила впечатление?
• Почему девочка не стала писать сочинение о своих полезных делах, как на это рассчитывала учительница, а написала просто о поездке к бабушке?
• Какой оценки, по-вашему, заслуживает ее сочинение?
• Все одноклассники кажутся школьнице талантливыми, кроме нее самой. Согласны ли вы с ее мнением, что у нее «ни рук, ни мозгов – один словарный запас?» А каким запасом душевных качеств обладает она? Разделяете ли вы ее мнение, что эгоистки из нее не получится?
• Что в ее характере вам кажется самым ценным?
• Девочка считает, что любить – это и значит приносить пользу.
• Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы понимаете его смысл?
• Почему автор сочинения считает, что поездка к бабушке была просто счастливым днем, а самый счастливый у нее – еще впереди?
• Каким, по-вашему, будет для нее самый счастливый день? Был ли такой день в вашей жизни? Если не было, то каким он рисуется в ваших мечтах?
5
• Если бы вам задали написать такое сочинение, о чем бы каждый из вас написал?
А. Приставкин. «Фотографии»
Вопросы к обсуждению:
• О чем этот рассказ, и какие жизненные ассоциации он у вас вызвал? Как объяснить, что дети оказались далеко от дома?
• Почему так важно было детям рассматривать семейные фотографии? Что они для них значили?
• Как объяснить, что по мере сообщений, присланных на листках бумаги, учащались встречи брата с сестрой и последовательно исчезали из конвертика фотографии матери, отца и тети? Что за этим стоит?
• Почему при рассматривании фотографий раз от разу менялась характеристика тети: сначала она была «неплохая», позже «хорошая», а когда дети совсем осиротели, стала «удивительная» и «замечательная»?
• Ваши варианты объяснения, почему она не взяла детей из детского дома, что могло содержаться в ее письме завучу детского дома?
• Если вы читали рассказ сами, а не просто слушали, то наверняка обратили внимание, как много в нем многоточий. Как вы думаете – почему?
• Как вы понимаете концовку рассказа: слова мальчика, сказанные
сестренке: – «Ведь нас очень много, правда?», хотя их осталось всего двое?
• Почему, по вашему мнению, рассказ включен в раздел «В ответе за тех, кого приручил»?
Дополнительная литература по теме:
• Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
• Воскобойников В. «Все будет в порядке»
• Крапивин В. «Та сторона, где ветер»
• Погодин Р. «Книжка про Гришку»
• Алмазов Б. «Старые да малые»
• Алексин А. «Повести и рассказы»
• Крюкова Т. «Костя+Ника»
|
• Лиханов А. «Никто»
• Фраерман Р. «Дикая собака Динго»
• Мурашова Е. «Класс коррекции»
Быть или казаться
Р. Погодин. «Сима из четвёртого номера» Вопросы к обсуждению:
• Почему, еще не зная мальчика, ребята невзлюбили его? Как истолковали его внешний вид? За что дали ему обидное прозвище? Почему отобрали альбом с рисунками? Совпадает ли ход мысли ребят
7
при виде новенького мальчика с вашими размышлениями о его внешности? Как объяснить, что Колю Григорьева мальчишки прозвали Симой?
• Каким Сима выглядел и каким был на самом деле? Что заставило ребят изменить отношение к нему? С какого момента произошел поворот в их отношении к Симе?
• Что вы скажете о Мишке? Проследите, как менялось его отношение к Симе. Какое значение в этом имел разговор с Людмилкой? Почему именно после разговора Мишка стал отбирать у ребят картинки, принадлежавшие Симе?
• Как объяснить, что Мишка дрался с Симой не в полную силу и был неразговорчив весь вечер, стараясь не глядеть в глаза своим товарищам? Почему он предложил Симе мир?
• Как вы относитесь к тому, что ребята сами преподнесли подарок учительнице, за который раньше осуждали Симу? О чем говорит сделанная ими новая надпись на альбоме?
• Приходилось ли вам ошибаться в людях и попадать в ситуацию, подобную той, в какой оказались Сима и мальчишки с одного двора?
• Какие люди у вас вызывают симпатию, а какие – нет? Как вы обычно узнаете, что за человек перед вами: хороший он или плохой?
Ю. Яковлев. «Багульник»
Вопросы к обсуждению:
• Какое отношение к Косте сложилось в классе? Почему мальчика прозвали «молчальником»? Был ли он таким на самом деле?
• Как класс отреагировал на принесенные Костей в класс прутики, какие он поставил в банку с водой?
• С какого момента ребята изменили свое отношение к Косте? Почему «молчальник», с их точки зрения, превратился в волшебника? Каким же Костя был на самом деле?
• Какой загадочной жизнью жил Костя за пределами школы? Куда он так стремительно несся после звонка? Считаете ли вы его дело важным?
• Почему «молчальник» в школе был разговорчив в общении с со баками? Чем объяснить их взаимную любовь друг к другу?
• Как объяснить, что сонливость Кости, сначала так раздражавшая учительницу Женечку, перестала ее раздражать? Что значат последние слова рассказа, произнесенные Женечкой: «Тебе пора».
• Верность собакам со стороны Кости и верность самих собак своим хозяевам, как они соединились в рассказе?
• Костя поддерживал в собаках веру в человека? А как поддерживает веру в человека сам рассказ?
• Героем рассказа, как мы убедились, является школьник Костя. Почему же рассказ назван «Багульник»?
8
М. Бременер. «Достойнейший»
Вопросы к обсуждению:
• Рассказ Макса Бременера назван «Достойнейший». Как вы думаете, кого из героев имел в виду автор, так назвав рассказ? Был ли тот, кто поехал в экспедицию, достойнейшим? Поясните свой ответ.
• Как случилось, что в экспедицию исторического кружка попал Михаил, который историей не увлекался, а не Саша, – лучший член кружка, у которого вкус к истории появился очень рано?
• Заслужил ли поездку на Черное море Михаил? Если нет, то по-чему?
• Когда Михаил осознал, что занимает чужое место в экспедиции? Почему, узнав, что Сашу Тростянского не взяли, Михаил почувство-вал себя неловко? Почему на все окружающее в экспедиции он стал смотреть глазами Саши?
• Какую роль сыграл учитель Прокофий Семенович в осознании Михаилом нечестности своей поездки? И почему учитель успокоил Михаила, что эта нечестность поправима?
• Почему, живя в интернате, далеко от Москвы, Михаил почувство-вал себя неловко, узнав, что Саша Тростянский вместе с Прокофием Семеновичем дежурили на крышах московских домов, а потом он рыл траншеи от фашистских танков, двигающихся на Москву, где и погиб?
• Как вы понимаете последние слова рассказа: «Я смотрел на стенд и медленно понимал, что Саша уже не просто прошлое школы – он ее история»? Что, по-вашему, значит – войти в историю? Каждому ли это суждено?
• Какое у вас в целом осталось впечатление от рассказа? Как в реальной жизни вы определяете достоинство человека? Что кладете в основу своего определения? Встречали ли вы таких людей в жизни?
И. Пивоварова. «Селиверстов не парень, а золото!» Вопросы для обсуждения:
• Какие качества в людях вы оцениваете как положительные и как отрицательные? Как вы определяете: человек хороший или плохой перед вами?
• Почему Селиверстова в классе не любили и не дружили с ним? И почему он «побелел от злости» и со всей силой наступил Люське на ногу, когда она сделала ему замечание и поставила двойку за чистоту?
• Оправдываете ли вы его поведение в данной ситуации? Как бы вы реагировали, если ваша одноклассница заглядывала бы вам в уши?
• Права ли была Люська в своей характеристике Селиверстова? Не она ли сама проявила свои злые черты, видя в мальчишке только плохое?
• С каким намерением Люська пришла домой к Селиверстову? Почему
ее намерение рассказать матери Селиверстова, какой он плохой, было не выполнено. Почему вместо этого она стала говорить, какой он хороший? Что повлияло на изменение ее рассказа о мальчике?
9
• Как реагировала мама Селиверстова на рассказ Люськи о ее сыне? Согласны ли вы с выводом мамы: «Хорошая у тебя подружка, Юра!»?
• Что открыло Люське нового в Селиверстове, когда она посетила его дома? Почему первоначальное злое чувство к Люське, посетив-шей его дома, сменилось на доброе?
• Какой же Селиверстов был на самом деле? И какое он и Люська оставили у вас впечатление?
• Согласны ли вы, что Селиверстов не парень, а золото?
А. Драбкина. «Исключительный человек» Вопросы к обсуждению:
• «Разве я виноват, что меня отовсюду исключают?» – недоумевает Сеня, начиная рассказ о себе. Как думаете вы? Почему мальчика исключили из хора, из драмкружка, а в секции бокса объявили бойкот?
• Права ли была вожатая, назвав Сеню предателем? По его мнению, с ним поступили несправедливо: он ратовал за «правду искусства», никого не выдавал, верности не нарушал.
• Почему Витька Длинный счел важным не допустить Сеню в секцию бокса, за что он назвал его «хуже хулигана»?
• Почему драку сильного Витьки со слабым Никаноровым руководитель секции бокса признал «по правилам»? Является ли правдой факт, изложенный Сеней («дрался-то он со слабым»), правдой по существу?
• Правильно ли оценивал герой себя и других? Подтвердите примерами?
• Как вы думаете, найдутся ли желающие дружить с Сеней (как помните, он этого страстно хочет)? Есть ли в нем качества, достойные уважения? Как вы отнесетесь к тому, кто протянет Сене руку помощи и дружбы?
• Почему рассказ называется «Исключительный человек»? Как свою исключительность понимает герой, как ее понимаете и оцениваете вы? Исключительное ли это явление в нашей жизни? Не встречали ли вы людей, похожих на него? С кем из литературных героев можно сравнить Сеню?
Дополнительная литература:
• Бременер М. «Толя Трилли»
• Бременер М. «Чур, не игра!»
• Погодин Р. «Алфред»
• Тендряков В. «Весенние перевертыши»
• Алексин А. «Безумная Евдокия», «Тем временем где-то».
• Васильев Б. «Великолепная шестерка»
• Масс А. «Дик Сенд»
10
О шутке всерьёз
Ю. Томин. «Шутка»
Вопросы к обсуждению:
• Как вы оцениваете то, что произошло в шестом «а» классе? Кто виноват в случившемся? Некоторые считают, что виноват только Боков, другие полагают, что главная вина – зачинщика Радужного, третьи обвиняют весь класс. Чью позицию разделяете вы? Почему?
• Почему рассказ начинается с подробного описания поведения ребят в первые минуты после звонка на урок? Какое отношение это имеет к тому, что произошло дальше?
• Можно ли считать шуткой то, что произошло в классе? Как «шутит» Радужный и как Боков?
• Могла ли подобная шутка закончиться благополучно? В чем ее губительные последствия, только ли в том, что Володя сорвался со скалы и чуть не погиб? Проследите, как влияло каждое проявление шутки на взаимоотношения Ани и Володи.
• Почему, хотя надпись на скале стерлась, и Володя давно выздоровел, они с Аней по-прежнему сидят на разных партах?
• В рассказе неоднократно встречаются слова «быть добрым». Как вы их понимаете? Какая связь между добротой и тем, что произошло? Как изменился класс в результате истории с «шуткой»?
• Почему Радужного простили, а Бокову пришлось уйти из школы, и класс провожал его молчанием?
• Чему научила шестой «а» класс история с шуткой? Какой след эта история оставила в вашей душе? Случалось ли подобное происшествие в вашей жизни?
Р. Погодин. «Шутка»
Вопросы к обсуждению:
• Почему о своей шутке ребята вспоминать не хотят, однако помнят о ней всегда?
• Расскажите, как люди искали детей. Чего стоили им эти поиски?
• Почему старый директор школы еще больше сгорбился, когда сообщал радисту: «Это, извините, была шутка с их стороны»?
• Как вы понимаете слова: «от обмана ослабели люди»? Почему шутка названа обманом? Обман и шутка – в чем разница?
• Почему возвращение с поисков для людей было тяжелее, чем сами поиски?
• Зачем директор повел шутников в больницу? Что дало им это посещение? Почему шутники залезли под больничный диван?
• Какое отношение к случившемуся имеет размышление Коли Уральцева: «И как все-таки необходимо обо всем думать»?
11
• Приведите примеры из вашей жизни, или из кино, когда шутка развеселила, и когда – она огорчила человека.
Н. Внуков. «Новенький»
Вопросы к обсуждению:
• Согласны ли вы с мнением самого Кольки, что шутка его была гениальной?
• Как вы оцениваете поступок Кольки, направленный на ни в чем неповинного новичка? Почему у него возникло желание напакостить ему?
• Что говорит о Линевском тот факт, что, закашлявшись от подсыпанного ему перца, он не выдал шутника учителю, а сказал, что просто поперхнулся?
• Прав ли был Колька, считая, что Линевский сыграл с ним злую шутку. Чья шутка – Кольки или Линевского – вызвала у вас уважение? В чем между шутками разница? Надо ли прощать того, кто под видом шутки делает подлость другому?
• Как вы думаете, успешно ли прошел Линевский испытание «на прочность» характера? И как, по-вашему, сложатся отношения между Колькой и Линевским в дальнейшем?
М. Бременер. «Лёшкина переэкзаменовка» Вопросы к обсуждению:
• Почему Володя с самого начала не был доволен собой, что подшутил над Лешкой? Почему ему очень хотелось открыть правду Лешке? Почему то, что произошло, он назвал не шуткой, а путаницей?
• Какую роль сыграл для Лешки звонок Володи, произведенный якобы Анной Аркадьевной? Почему именно после звонка Володи Лешка стал готовиться к экзаменам на совесть?
• Правильно ли поступили ребята, что не открыли Лешке правду? Разделяете ли вы их мнение, что обман «имел большое воспитательное значение»? В каких случаях так бывает?
• Почему, когда Лешка сдал экзамен, ребята так и не сказали ему правду?
• Почему, узнав о звонке и о том, что Лешка сдал на четверку, Анна Аркадьевна «покраснела так, как никогда не краснел ни один учитель»? О чем, по вашему мнению, подлинная Анна Аркадьевна говорила с Лешкой по приезде из Кисловодска?
• Почему история с обманом подружила Володю с Лешкой и раздружила его с Владиком и Верой?
• Чем отличается добрая шутка от злой?
12
Дополнительная литература по теме:
• Железников В. «Чучело»
• Грошева О. «Славкины истории: в шутку и всерьез»
• Крюкова Т. «Единожды солгавший: повесть и рассказы»
• Махотин С. «Вирус ворчания»
• Нагибин Ю. «Как был спасен Мальмгрен»
• Пантелеев Л. «Честное слово»
• Алексин А. «В стране вечных уроков»
Что есть красота?»
Ю. Нагибин. «Эхо»
Вопросы к обсуждению:
• Почему встречу с этой девчонкой Сережа не может забыть всю жизнь? Что она за человек? Какие душевные качества ей присущи? Что отличало ее от Сережи?
• Почему именно ей оказалось подвластным горное эхо? Почему оно не откликнулось на голос Сережи, пожелавшего продемонстрировать его перед мальчишками?
• Как понимала смысл коллекционирования Витька и как – Сережа? Чем принципиально отличались их коллекции? Чья позиция вам ближе?
• Почему такие разные люди, как Сережа и Витька, подружились. И почему их дружба оказалась недолговечной?
• Как вы относитесь к желанию Сережи остаться непричастным к Витькиному «позору»? Права ли была Витька, назвав его трусом?
• Как вы понимаете слова Сережиной мамы: горы отзываются только чистым и честным?
13
• Как можно объяснить, что «карзубая, костлявая, некрасивая» девчонка превратилась в памяти Сережи «в самую красивую девчонку на свете»?
• О ком еще в рассказе или в реальной жизни можно сказать «красивый человек»? В чем состоит его красота? Какие качества души его отличают от других людей?
М. Ибрагимбеков. «Прощай, «Миледи»» Вопросы к обсуждению:
• Какое отношение роман французского писателя Дюма «Три мушкетера» имеет к рассказу «Прощай, ʺМиледиʺ!». Читали ли вы этот роман? Расскажите о ваших впечатлениях.
• Как вы думаете: почему герои рассказа завидуют людям, которые в первый раз читают роман Дюма?
• Игра мальчишек в мушкетеров, как она отразилась на их взаимоотношениях с соседкой Ляфруз ханум и ее дочерью?
• Как вы понимаете слова: «Мы не играли, а были мушкетерами»? Почему им казалось, что лучшей профессии нет на свете?
• Как и почему изменились отношения с Ляфруз ханум, когда приехала
ее дочь Саида?
• Чем она очаровала «мушкетеров»? С кем и почему они стали ее сравнивать? В чем проявлялась их любовь к ней?
• Как проявили себя мушкетеры и Саидка по отношению к раненой собаке?
• Как объяснить, что красавица Саидка превратилась в сознании мушкетеров в злую Миледи? Разделяете ли вы их мнение по поводу поведения девочки? Какими чертами характера она обладала? Почему красота ее лица перестала волновать и мальчишек, и дядю Джебраила?
• Какое чувство вызвала у вас эта девочка? Как вы думаете, почему она выросла такой злой?
• Знакомы ли вам подобные примеры в жизни?
Р. Погодин. «Жаба»
Вопросы к обсуждению:
• Если бы вы оказались на месте Коли и увидели ужасно некрасивую жабу, как бы вы поступили по отношению к ней?
• Какое отношение рассказ о жабе имеет к разговору о красоте?
• Зачем Елизавета Антоновна, узнав, что Коля «кокнул» жабу, потому что та некрасивая, принесла в дом камень?
• Куда, по словам Елизаветы Антоновны, уходит у старых людей их красота?
• Почему после разговора с Елизаветой Антоновной Коле надо было убедиться, что жаба жива, и почему, ложась спать после этого, у него легко было на душе и мысли приходили в голову самые добрые?
• Что этот рассказ открыл вам нового в понятии «красота»?
В. Суслов. «Наташка стала красивой» Вопросы к обсуждению:
• Не удивило ли вас название рассказа? Может ли человек ни с того ни с сего стать красивым?
• Как это «событие» произошло с Наташкой Самсоновой? Как оно отразилось на учебе Наташки, и как реагировал на это весь класс?
• Почему Костю раздражал ее разговор о собственной красоте, а особенно то, что она бегала на третий этаж к старшеклассникам?
• Почему именно Косте поручили спасать Наташку?
• Удалось ли ему это? Какая идея пришла ему в голову и как он ее реализовал?
• Правильно ли поняли фотографы намерения Кости получить портрет Наташки? Каковы были их предположения?
• Как вы думаете, почему портрет Наташки Костя не отдал ей, как ни умоляла она его, а повесил у своего стола, за которым готовил уроки?
Дополнительная литература по теме:
• Алексин А. «Безумная Евдокия»
• Погодин Р. «О веселых людях и хорошей погоде»
• Искандер Ф. «Где зарыта собака»
15
• Драгунский В. «Денискины рассказы»
• Крапивин В. «Колыбельная для брата»
• Коваль Ю. «Картофельная собака»
• Нагибин Ю. «Нас было четверо»
• Железников В. «Чучело»
• Евгеньева Л. «Лягушка»
Пусть сердце добрым будет
В. Астафьев. «Конь с розовой гривой» Вопросы для обсуждения:
• Как вы думаете, о чем этот рассказ? Одни считают, что он об обмане, другие полагают, что он о доброте. Чья позиция вам ближе?
• Какой момент в рассказе вам кажется самым главным? Чем он поразил вас? Что переживали вы в этот момент?
• Какими вы представляете себе главных героев рассказа: бабушку и ее внука? Расскажите о них. Что они за люди?
• Отличается ли бабушкин внук от тех левонтьевских ребят, с которыми он пошел собирать землянику? Если отличается, то чем?
• Почему пряник в виде коня с розовой гривой был такой желанный для автора в детстве?
• Как жилось этому мальчику?
• Почему он совершил обман? И как переживал он этот обман?
• По заслугам ли его отругала бабушка? Справедливые ли были ее упреки?
• Как вы думаете – любила ли его бабушка, хоть и ругала? Чем вы можете свое мнение подтвердить?
• Почему событие, отраженное в рассказе, автор не может забыть всю жизнь, в чем его значение?
• Случалось ли вам в вашей жизни получать уроки доброты? Расскажите об этом.
В. Солоухин. «Мститель»
Вопросы к обсуждению:
• Как случилось, что «дурачество» на школьном участке закончилось для героя чуть ли не слезами? Согласны ли вы с его мнением, что ударивший его Витька Агафонов поступил с ним несправедливо?
• Как зародилась у мальчика мысль о мщении? Разделяете ли вы ее?
• Каким образом он решил осуществить свое намерение? Зачем пригласил Витьку в лес разжечь «теплинку»?
• По дороге в лес крепло или уменьшалось его желание мстить? Почему он откладывал исполнение своей мести, искал для этого более
16
подходящий момент? Какие моменты для мести были, по-вашему, упущены им?
• Почему герою не хотелось из леса идти домой? Потому что он не успел отомстить или потому что ему с Витькой было хорошо?
• Когда Витька шел впереди, что стоило герою ударить его? Почему он этого не сделал?
• Одобряете или осуждаете вы героя, что он не исполнил задуманную месть?
• Почему рассказ называется «Мститель», ведь мщения в рассказе не произошло?
• Почему от отказа мстить у героя стало легко на душе? Слабость или силу своего характера показал он, отказавшись от мести?
• Как бы вы поступили на месте потерпевшего?
Н. Внуков. «Чудеса»
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вызвали у вас Борька и старик Терлецкий? Встречались ли вы с такими стариками в жизни?
• Почему именно Борьке открыл старик тайну подлинного чуда? Как вы представляете прошлое этого старика?
• Что имел в виду старик, когда говорил: «Волшебников, волшебниц в мире много, они среди нас, но мы не видим их!»?
18
• Какими чертами характера обладает сам Борька? Нет ли среди этих черт волшебных?
• Что значат слова Терлецкого: «Ты еще не умеешь смотреть»?
• Почему мальчику показалось, что старик похож на того черного человека с мечом в руке, который смотрел с обложки книги «Дон Кихот»? А вы сами об этой книге что-нибудь слышали?
• Почему именно эту книгу выбрал старик для подарка Борьке? А себе купил другие?
• Почему рассказ называется «Чудеса»? Какое главное чудо из всех чудес открылось Борьке при встрече с Терлецким?
Дополнительная литература по теме:
• Лихачев Д. «Письма о добром»
• Голявкин В. «Мой добрый папа»
• Крапивин В. «Оруженосец Кашка»
• Распутин В. «Уроки французского»
• Достян Р. «Тревога».
• Коваль Ю. «Клеенка».
• Воскобойников В. «Портрет Кати Е.»
Правда, ложь и фантазия
Н. Носов. «Карасик»
Вопросы к обсуждению:
• Понравился ли вам рассказ Николая Носова? Какие мысли и чувства он вызвал у вас?
• Как относился Виталик к своему карасику? Почему он решил отдать его своему приятелю в обмен на свисток? С радостью ли он совершил обмен? Возникали ли у него сомнения?
• А вы сами поддерживаете ли этот обмен, помня, что карасика подарила мальчику мама? Как бы вы поступили на месте Виталика?
• Как стал вести себя Виталик, когда понял, что коту из-за него достанется? Переживали ли вы за исход дела? Если «да», то какой момент рассказа был для вас самый переживательный?
• Почему Виталик сидел грустный за обедом? Почему на душе у него было нехорошо? Почему он не был рад возвращению Мурзика?
• Почему именно в тот момент, когда мама взяла кота за шкирку, Виталик признался маме в своей провинности?
• Согласны ли вы со словами мамы Виталика, что только трусы боятся говорить правду? Был ли Виталик трусом?
19
Н. Носов. «Фантазёры»
Вопросы к обсуждению:
• Интересны ли вам были выдумки Мишки и Стасика? О чем свидетельствуют эти выдумки? Что на основании их выдумок мы можем сказать об этих ребятах?
• Легко ли выдумывать? Давайте попробуем что-то неправдоподобное выдумать?
• Почему у Игоря не получилась выдумка, а получилась ложь?
• Ребята пожалели заплаканную Ирку, на которую свалил свою вину Игорь, и отдали ей свое мороженое? Как это характеризует Мишку и Стасика?
• Как вы оцениваете их неправду, что якобы они по десять порций мороженого съели? Зачем они это сказали? Чем их неправда отличается от лжи Игоря?
• В чем, на ваш взгляд, состоит ценность фантазии, почему она нужна людям? Каждый ли способен фантазировать?
• Кого из литературных героев или героев фильмов вы можете отнести к фантазерам, а кого к обманщикам? Чем первые отличаются от вторых?
Ю. Яковлев. «А Воробьёв стекло не выбивал…» Вопросы для обсуждения:
• Почему автор рассказа не может забыть Сёмина – своего школьного товарища? Чем он привлекателен?
• За что Сёмин получил прозвище Марк Порций Катон Старший? Уважительное или негативное это прозвище?
• Почему ему было важно повторять директору и другим фразу: «А Воробьёв стекло не выбивал»? Какой смысл, вопреки признанию Воробьёва, твердить, что Воробьёв стекло не выбивал?
• Почему сам директор был возмущен этой историей, полагая, что это слишком маленькая правда, чтобы её так упорно отстаивать?
• Поддерживаете ли вы ответ Сёмина: «Правда всегда большая»? Верите ли вы в рассказанную историю? Правдива ли она? Есть ли в вашей школе такие борцы за правду? Если есть, как вы к ним относитесь?
• Как вы объясните концовку рассказа: «Все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припа
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!