Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-06-05 | 953 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопросы к обсуждению:
• Какие три мира было у Сеньки? И почему ближний мир ему дороже всего? За что его любили и он любил всех?
• Почему Сенька боялся «огромадного» мира? Какие мысли ему приходили в голову в связи с этим миром?
• Как встретил Сенька появление на свет его сестры?
• Всех животных, птиц, даже шмелей Сенька понимал, а вот когда собрался уйти из деревни, то не понял он ни «по-петушиному», ни «по-телячьи», как и они не поняли его. Почему?
• Почему Сенька раздумал покидать деревню именно в тот мо-мент, когда поднялся на бугор? Что открылось его взору?
• До появления сестры Сенька тоскливо думал, что придется ему делить с ней все, что у него было, а потом решил, что нельзя делить, а надо целиком отдать все, ибо «неделимое оно». Как вы понимаете ход мысли Сеньки? Разделяете ли вы его?
• Кого или что вы сами цените больше всего в жизни, с чем не могли бы расстаться? Расскажите.
В. Драгунский. «Сестра моя Ксения»
• Сравните настроение Дениски в начале рассказа и в конце. Если бы вы были музыкантами, как бы передали звуками разницу этого настроения? Чем обусловлена эта разница?
• Чем вызван переход желания Дениски «ничего не делать» к активной, энергичной деятельности?
• Какие фантазии и игры приходили в голову Дениске, пока он убирался в комнате. Какие команды он себе давал?
• Он рисовал себе, кем он станет (Я буду – ого! Я буду даже ого-го! Огогугаго! Вот кем я буду!) А кем он стал несколько минут спустя, когда появилась мама со свертком в руках? Стать братом – защитником своей сестры – разве это мало?
• Почему именно в тот момент, когда сестренка крепко ухватилась за палец Дениски своими «воробьиными» пальчиками, и когда он почувствовал, что ему одному она доверяет свою жизнь, он и полюбил ее?
|
• Случалось ли вам испытывать ответственность за другого? Что вы при этом чувствовали? Были ли ваши чувства схожи с тем, какие испытал Дениска? Поделитесь опытом испытанных вами чувств.
6
А. Приставкин. «Фотографии»
Вопросы к обсуждению:
• О чем этот рассказ, и какие жизненные ассоциации он у вас вызвал? Как объяснить, что дети оказались далеко от дома?
• Почему так важно было детям рассматривать семейные фотографии? Что они для них значили?
• Как объяснить, что по мере сообщений, присланных на листках бумаги, учащались встречи брата с сестрой и последовательно исчезали из конвертика фотографии матери, отца и тети? Что за этим стоит?
• Почему при рассматривании фотографий раз от разу менялась характеристика тети: сначала она была «неплохая», позже «хорошая», а когда дети совсем осиротели, стала «удивительная» и «замечательная»?
• Ваши варианты объяснения, почему она не взяла детей из детского дома, что могло содержаться в ее письме завучу детского дома?
• Если вы читали рассказ сами, а не просто слушали, то наверняка обратили внимание, как много в нем многоточий. Как вы думаете – почему?
• Как вы понимаете концовку рассказа: слова мальчика, сказанные
сестренке: – «Ведь нас очень много, правда?», хотя их осталось всего двое?
• Почему, по вашему мнению, рассказ включен в раздел «В ответе за тех, кого приручил»?
Дополнительная литература по теме:
• Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
• Воскобойников В. «Все будет в порядке»
• Крапивин В. «Та сторона, где ветер»
• Погодин Р. «Книжка про Гришку»
• Алмазов Б. «Старые да малые»
• Алексин А. «Повести и рассказы»
• Крюкова Т. «Костя+Ника»
• Лиханов А. «Никто»
• Фраерман Р. «Дикая собака Динго»
• Мурашова Е. «Класс коррекции»
|
Быть или казаться
Р. Погодин. «Сима из четвёртого номера» Вопросы к обсуждению:
• Почему, еще не зная мальчика, ребята невзлюбили его? Как истолковали его внешний вид? За что дали ему обидное прозвище? Почему отобрали альбом с рисунками? Совпадает ли ход мысли ребят
7
при виде новенького мальчика с вашими размышлениями о его внешности? Как объяснить, что Колю Григорьева мальчишки прозвали Симой?
• Каким Сима выглядел и каким был на самом деле? Что заставило ребят изменить отношение к нему? С какого момента произошел поворот в их отношении к Симе?
• Что вы скажете о Мишке? Проследите, как менялось его отношение к Симе. Какое значение в этом имел разговор с Людмилкой? Почему именно после разговора Мишка стал отбирать у ребят картинки, принадлежавшие Симе?
• Как объяснить, что Мишка дрался с Симой не в полную силу и был неразговорчив весь вечер, стараясь не глядеть в глаза своим товарищам? Почему он предложил Симе мир?
• Как вы относитесь к тому, что ребята сами преподнесли подарок учительнице, за который раньше осуждали Симу? О чем говорит сделанная ими новая надпись на альбоме?
• Приходилось ли вам ошибаться в людях и попадать в ситуацию, подобную той, в какой оказались Сима и мальчишки с одного двора?
• Какие люди у вас вызывают симпатию, а какие – нет? Как вы обычно узнаете, что за человек перед вами: хороший он или плохой?
Ю. Яковлев. «Багульник»
Вопросы к обсуждению:
• Какое отношение к Косте сложилось в классе? Почему мальчика прозвали «молчальником»? Был ли он таким на самом деле?
• Как класс отреагировал на принесенные Костей в класс прутики, какие он поставил в банку с водой?
• С какого момента ребята изменили свое отношение к Косте? Почему «молчальник», с их точки зрения, превратился в волшебника? Каким же Костя был на самом деле?
• Какой загадочной жизнью жил Костя за пределами школы? Куда он так стремительно несся после звонка? Считаете ли вы его дело важным?
• Почему «молчальник» в школе был разговорчив в общении с со баками? Чем объяснить их взаимную любовь друг к другу?
• Как объяснить, что сонливость Кости, сначала так раздражавшая учительницу Женечку, перестала ее раздражать? Что значат последние слова рассказа, произнесенные Женечкой: «Тебе пора».
|
• Верность собакам со стороны Кости и верность самих собак своим хозяевам, как они соединились в рассказе?
• Костя поддерживал в собаках веру в человека? А как поддерживает веру в человека сам рассказ?
• Героем рассказа, как мы убедились, является школьник Костя. Почему же рассказ назван «Багульник»?
8
М. Бременер. «Достойнейший»
Вопросы к обсуждению:
• Рассказ Макса Бременера назван «Достойнейший». Как вы думаете, кого из героев имел в виду автор, так назвав рассказ? Был ли тот, кто поехал в экспедицию, достойнейшим? Поясните свой ответ.
• Как случилось, что в экспедицию исторического кружка попал Михаил, который историей не увлекался, а не Саша, – лучший член кружка, у которого вкус к истории появился очень рано?
• Заслужил ли поездку на Черное море Михаил? Если нет, то по-чему?
• Когда Михаил осознал, что занимает чужое место в экспедиции? Почему, узнав, что Сашу Тростянского не взяли, Михаил почувство-вал себя неловко? Почему на все окружающее в экспедиции он стал смотреть глазами Саши?
• Какую роль сыграл учитель Прокофий Семенович в осознании Михаилом нечестности своей поездки? И почему учитель успокоил Михаила, что эта нечестность поправима?
• Почему, живя в интернате, далеко от Москвы, Михаил почувство-вал себя неловко, узнав, что Саша Тростянский вместе с Прокофием Семеновичем дежурили на крышах московских домов, а потом он рыл траншеи от фашистских танков, двигающихся на Москву, где и погиб?
• Как вы понимаете последние слова рассказа: «Я смотрел на стенд и медленно понимал, что Саша уже не просто прошлое школы – он ее история»? Что, по-вашему, значит – войти в историю? Каждому ли это суждено?
• Какое у вас в целом осталось впечатление от рассказа? Как в реальной жизни вы определяете достоинство человека? Что кладете в основу своего определения? Встречали ли вы таких людей в жизни?
И. Пивоварова. «Селиверстов не парень, а золото!» Вопросы для обсуждения:
• Какие качества в людях вы оцениваете как положительные и как отрицательные? Как вы определяете: человек хороший или плохой перед вами?
|
• Почему Селиверстова в классе не любили и не дружили с ним? И почему он «побелел от злости» и со всей силой наступил Люське на ногу, когда она сделала ему замечание и поставила двойку за чистоту?
• Оправдываете ли вы его поведение в данной ситуации? Как бы вы реагировали, если ваша одноклассница заглядывала бы вам в уши?
• Права ли была Люська в своей характеристике Селиверстова? Не она ли сама проявила свои злые черты, видя в мальчишке только плохое?
• С каким намерением Люська пришла домой к Селиверстову? Почему
ее намерение рассказать матери Селиверстова, какой он плохой, было не выполнено. Почему вместо этого она стала говорить, какой он хороший? Что повлияло на изменение ее рассказа о мальчике?
9
• Как реагировала мама Селиверстова на рассказ Люськи о ее сыне? Согласны ли вы с выводом мамы: «Хорошая у тебя подружка, Юра!»?
• Что открыло Люське нового в Селиверстове, когда она посетила его дома? Почему первоначальное злое чувство к Люське, посетив-шей его дома, сменилось на доброе?
• Какой же Селиверстов был на самом деле? И какое он и Люська оставили у вас впечатление?
• Согласны ли вы, что Селиверстов не парень, а золото?
А. Драбкина. «Исключительный человек» Вопросы к обсуждению:
• «Разве я виноват, что меня отовсюду исключают?» – недоумевает Сеня, начиная рассказ о себе. Как думаете вы? Почему мальчика исключили из хора, из драмкружка, а в секции бокса объявили бойкот?
• Права ли была вожатая, назвав Сеню предателем? По его мнению, с ним поступили несправедливо: он ратовал за «правду искусства», никого не выдавал, верности не нарушал.
• Почему Витька Длинный счел важным не допустить Сеню в секцию бокса, за что он назвал его «хуже хулигана»?
• Почему драку сильного Витьки со слабым Никаноровым руководитель секции бокса признал «по правилам»? Является ли правдой факт, изложенный Сеней («дрался-то он со слабым»), правдой по существу?
• Правильно ли оценивал герой себя и других? Подтвердите примерами?
• Как вы думаете, найдутся ли желающие дружить с Сеней (как помните, он этого страстно хочет)? Есть ли в нем качества, достойные уважения? Как вы отнесетесь к тому, кто протянет Сене руку помощи и дружбы?
• Почему рассказ называется «Исключительный человек»? Как свою исключительность понимает герой, как ее понимаете и оцениваете вы? Исключительное ли это явление в нашей жизни? Не встречали ли вы людей, похожих на него? С кем из литературных героев можно сравнить Сеню?
Дополнительная литература:
• Бременер М. «Толя Трилли»
|
• Бременер М. «Чур, не игра!»
• Погодин Р. «Алфред»
• Тендряков В. «Весенние перевертыши»
• Алексин А. «Безумная Евдокия», «Тем временем где-то».
• Васильев Б. «Великолепная шестерка»
• Масс А. «Дик Сенд»
10
О шутке всерьёз
Ю. Томин. «Шутка»
Вопросы к обсуждению:
• Как вы оцениваете то, что произошло в шестом «а» классе? Кто виноват в случившемся? Некоторые считают, что виноват только Боков, другие полагают, что главная вина – зачинщика Радужного, третьи обвиняют весь класс. Чью позицию разделяете вы? Почему?
• Почему рассказ начинается с подробного описания поведения ребят в первые минуты после звонка на урок? Какое отношение это имеет к тому, что произошло дальше?
• Можно ли считать шуткой то, что произошло в классе? Как «шутит» Радужный и как Боков?
• Могла ли подобная шутка закончиться благополучно? В чем ее губительные последствия, только ли в том, что Володя сорвался со скалы и чуть не погиб? Проследите, как влияло каждое проявление шутки на взаимоотношения Ани и Володи.
• Почему, хотя надпись на скале стерлась, и Володя давно выздоровел, они с Аней по-прежнему сидят на разных партах?
• В рассказе неоднократно встречаются слова «быть добрым». Как вы их понимаете? Какая связь между добротой и тем, что произошло? Как изменился класс в результате истории с «шуткой»?
• Почему Радужного простили, а Бокову пришлось уйти из школы, и класс провожал его молчанием?
• Чему научила шестой «а» класс история с шуткой? Какой след эта история оставила в вашей душе? Случалось ли подобное происшествие в вашей жизни?
Р. Погодин. «Шутка»
Вопросы к обсуждению:
• Почему о своей шутке ребята вспоминать не хотят, однако помнят о ней всегда?
• Расскажите, как люди искали детей. Чего стоили им эти поиски?
• Почему старый директор школы еще больше сгорбился, когда сообщал радисту: «Это, извините, была шутка с их стороны»?
• Как вы понимаете слова: «от обмана ослабели люди»? Почему шутка названа обманом? Обман и шутка – в чем разница?
• Почему возвращение с поисков для людей было тяжелее, чем сами поиски?
• Зачем директор повел шутников в больницу? Что дало им это посещение? Почему шутники залезли под больничный диван?
• Какое отношение к случившемуся имеет размышление Коли Уральцева: «И как все-таки необходимо обо всем думать»?
11
• Приведите примеры из вашей жизни, или из кино, когда шутка развеселила, и когда – она огорчила человека.
Н. Внуков. «Новенький»
Вопросы к обсуждению:
• Согласны ли вы с мнением самого Кольки, что шутка его была гениальной?
• Как вы оцениваете поступок Кольки, направленный на ни в чем неповинного новичка? Почему у него возникло желание напакостить ему?
• Что говорит о Линевском тот факт, что, закашлявшись от подсыпанного ему перца, он не выдал шутника учителю, а сказал, что просто поперхнулся?
• Прав ли был Колька, считая, что Линевский сыграл с ним злую шутку. Чья шутка – Кольки или Линевского – вызвала у вас уважение? В чем между шутками разница? Надо ли прощать того, кто под видом шутки делает подлость другому?
• Как вы думаете, успешно ли прошел Линевский испытание «на прочность» характера? И как, по-вашему, сложатся отношения между Колькой и Линевским в дальнейшем?
М. Бременер. «Лёшкина переэкзаменовка» Вопросы к обсуждению:
• Почему Володя с самого начала не был доволен собой, что подшутил над Лешкой? Почему ему очень хотелось открыть правду Лешке? Почему то, что произошло, он назвал не шуткой, а путаницей?
• Какую роль сыграл для Лешки звонок Володи, произведенный якобы Анной Аркадьевной? Почему именно после звонка Володи Лешка стал готовиться к экзаменам на совесть?
• Правильно ли поступили ребята, что не открыли Лешке правду? Разделяете ли вы их мнение, что обман «имел большое воспитательное значение»? В каких случаях так бывает?
• Почему, когда Лешка сдал экзамен, ребята так и не сказали ему правду?
• Почему, узнав о звонке и о том, что Лешка сдал на четверку, Анна Аркадьевна «покраснела так, как никогда не краснел ни один учитель»? О чем, по вашему мнению, подлинная Анна Аркадьевна говорила с Лешкой по приезде из Кисловодска?
• Почему история с обманом подружила Володю с Лешкой и раздружила его с Владиком и Верой?
• Чем отличается добрая шутка от злой?
12
Дополнительная литература по теме:
• Железников В. «Чучело»
• Грошева О. «Славкины истории: в шутку и всерьез»
• Крюкова Т. «Единожды солгавший: повесть и рассказы»
• Махотин С. «Вирус ворчания»
• Нагибин Ю. «Как был спасен Мальмгрен»
• Пантелеев Л. «Честное слово»
• Алексин А. «В стране вечных уроков»
Что есть красота?»
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!