Лекция на тему «Правительство Российской Федерации: нормативная основа деятельности, порядок формирования, структура, полномочия» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Лекция на тему «Правительство Российской Федерации: нормативная основа деятельности, порядок формирования, структура, полномочия»

2020-06-04 186
Лекция на тему «Правительство Российской Федерации: нормативная основа деятельности, порядок формирования, структура, полномочия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новый состав Правительства РФ сформирован и приступил к своей детальности 16.01.2020. Прежний состав Правительства под председательством Д.А. Медведева отправлен Президентом РФ в отставку.

 

Персональный состав Правительства РФ можно посмотреть по ссылке, включая распределение обязанностей зам.Председателя Правительства -http://government.ru/gov/persons/#vice-premiers

 

1. Члены Правительства Российской Федерации:

Председатель Правительства Российской Федерации – Михаил Владимирович Мишустин (статья 7, 8 ФКЗ назначение).

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.

Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

 

ВНИМАНИЕ!!!

В случае принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ, будет изменена процедура формирования Правительства РФ, что будет связано, в том числе, с повышением роли Государственной Думе в этой процедуре.

 

В случае принятия поправок к Конституции РФ процедура назначения Председателя Правительства РФ будет выглядеть следующим образом:

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации не с согласия Государственной Думы (как закреплено сейчас), а после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства

Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения представления.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (сейчас же Президент однозначно обязан в этом случае распустить Государственную Думу и назначить новые выборы).

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации

1 первый зам. (А.Р. Белоусов) + 8 замов (в прежнем составе было 9 замов)

 

федеральные министры = 21 (их количество не поменялось, но поменялся ряд персоналий). Их назначение – статья 9 ФКЗ.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

 

В случае принятия поправок изменится и процедура назначения заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, вновь дав больше полномочий в этой процедуре Государственной Думе. Она будет утверждать их кандидатуры, а Президент – назначать на должность своим указом, не имея права отклонить утвержденные Государственной Думой кандидатуры.

2. Президиум Правительства (статья 29 ФКЗ)

Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации для решения оперативных вопросов может образовать Президиум Правительства Российской Федерации. Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Российской Федерации и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.

3. Комитеты и комиссии, советы, в состав которых могут входит Председатель Правительства и замы. С персональным распределением членов Правительства в комитетах и комиссий можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://government.ru/agencies/

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации. Для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий Правительство Российской Федерации вправе учреждать правительственные комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий. По решению Председателя Правительства Российской Федерации к работе в указанных комиссиях могут привлекаться представители Федерального Собрания Российской Федерации.

 

4. Аппарат Правительства РФ http://government.ru/office/(Положение об Аппарате + статья 47 ФКЗ) является государственным органом, образованным для:

- обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и Председателя Правительства

- организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений

- обеспечения совместно с органами исполнительной власти и другими государственными органами реализации полномочий Правительства.

 

В аппарат входят:

- руководитель аппарата (Григоренко Д.Ю., зам.Пред)

- замы = 12

- секретариаты и департаменты

- полпреды Правительства = 3 (в ГД, СФ, КС и ВС РФ)

 

Аппарат Правительства взаимодействует с:

- Администрацией Президента Российской Федерации,

- аппаратами Государственной Думы и Совета Федерации

- с государственными корпорациями «Росатом» и «Роскосмос»

 

Организация и порядок деятельности Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства.

 

Статья 28. Вопросы, решения по которым принимаются на заседаниях Правительства Российской Федерации

Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации
(например):

- принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета;

- принимаются решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу;

- принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- образуется Президиум Правительства Российской Федерации;

- утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

- утверждаются Регламент Правительства Российской Федерации и Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации;

- рассматриваются ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

 

Расходы на содержание Правительства Российской Федерации определяются в федеральном бюджете отдельной строкой. Члены Правительства Российской Федерации за свою служебную деятельность получают денежное содержание, размер которого устанавливается федеральным законодательством.

Статья 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий +ст.116,117 Конституции РФ

1. Автоматическое сложение полномочий

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

2. Добровольная отставка

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. В этом смысле отставка является добровольной.

Причины прошения об отставке могут быть любыми, например принятие Правительством ошибочного решения, повлекшего большой материальный ущерб для страны, урон престижа на международной арене; несогласие с политикой Президента или др.

Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом (часть 1 статьи 117). В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Президент не связан в принятии решения прошением об отставке. Он может как принять ее, так и отклонить, и тогда Правительство будет вынуждено продолжить свою деятельность.

3. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

4. Инициатива Президента РФ

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. Причины могут быть весьма разные, но, как правило, это следствие обострения противоречий между ними.

 

5. Инициатива Государственной Думы

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. После этого Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

При этом срок для принятия решения Президентом Конституцией не определен. Во всяком случае, до тех пор, пока часть 3 статьи 117 Конституции не получила иного толкования, из нее не вытекает обязанность Президента в определенный разумный срок отреагировать на повторное выражение Думой недоверия Правительству. Следовательно, если Президент желает сохранить Правительство и не желает распускать Думу, так как опасается усиления позиции своих оппонентов в составе вновь избранной Думы, он формально вправе принимать решение, предписанное в части 3 статьи 117 Конституции, сколь угодно долго.

6. Постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии (часть 4 статьи 117 Конституции). Это может быть связано с общим вопросом - одобрением его программы - либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначения новых выборов.

 

Правительство не может прекратить свою деятельность сразу же после отставки или сложения полномочий. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Это положение направлено на то, чтобы обеспечить преемственность власти и не создавать в стране вакуум управления исполнительной власти.

 

Правительство РФ руководит деятельностью иных федеральных органов государственной власти в лице федеральных министерств, служб и агентств. С их перечнем вы сможете ознакомиться, перейдя по ссылке http://government.ru/ministries/.

 

Таким образом, Правительство РФ является органов государственной власти, возглавляющим систему исполнительной власти Российской Федерации, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями, осуществляющими координацию деятельности ряда иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб, агентств).

Лекция на тему «Правительство Российской Федерации: нормативная основа деятельности, порядок формирования, структура, полномочия»

 

Официальный сайт Правительств РФ, ссылки на отдельные разделы которого будут встречаться по ходу изложения материала - http://government.ru/

 

Нормативную основу составляют:

1. Конституция РФ главы 1 и 6.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ
(ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» (далее в тексте будет сокращение «ФКЗ»).

3. ФЗ, например:

- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе для государственных должностей Правительства РФ;

- деятельность Правительства РФ в области противодействия терроризму регулируют положения Федерального закона от 06.03.2006
№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

- и другие ФЗ в части реализации Правительством РФ отдельных полномочий в конкретных сферах.

4. Нормативные указы Президента РФ:

1) Указы о структуре федеральных органов исполнительной власти и об образовании отдельных министерств и служб:

- Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 26.02.2019)
«О структуре федеральных органов исполнительной власти»

- Указ Президента РФ от 30 сент1992 г. № 1149 (ред. от 18.06.1994) «О координационных и консультативных органах, создаваемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации» и др.;

2) Указы, регламентирующие организацию деятельности Правительства в целом, а также отдельных министерств и служб:

- Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1185 (ред. от 26.11.2001)
«Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 26.04.2004 № 562 (ред. от 30.09.2013)
«О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации» и др.;

3) Указы Президента об отдельных направлениях деятельности Правительства или о вопросах, подлежащих разрешению Правительством:

- Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 (ред. от 12.04.1999)
«О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».

5. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 10.05.2019) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

Приведенным перечнем нормативных актов база правовых источников, регламентирующих деятельность Правительства Российской Федерации, не ограничивается.

 

Статья 1 ФКЗ позволяет выделить следующие свойства (признаки) Правительства РФ:

1) Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

При реализации законодательно закрепленных полномочий Правительство РФ обладает рычагами государственного принуждения.

2) Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно части 1 статьи 110 Конституции, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Данная норма отражает целевое направление деятельности Правительства РФ, в рамках которого оно осуществляет функции, присущие исполнительной власти: обеспечение исполнения НПА, принятых в РФ, создание условий для их наиболее полной и своевременной реализацией иными органами.

3) Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом

Коллегиальный характер деятельности означает, что ни одно лицо не может присвоить себе всю полноту власти и правомочий данного органа. Все решения подготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органа совместно. Непосредственно коллегиальный состав Правительства раскрывается в ч. 2 ст. 110 Конституции РФ и ст. 6 ФКЗ. В данных нормах указывается, что Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Решения по важнейшим вопросам компетенции Правительства РФ принимаются коллегиально на его заседаниях. ФКЗ содержит перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

4) Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

- руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

- осуществляет систематический контроль за исполнением НПА федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

- Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

- вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

 

ВНИМАНИЕ!!!

В случае принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ, будет изменена концепция исполнительной власти в Российской Федерации. Это связано с тем, что согласно новой конституционной формилировке, будет говориться, чтоисполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации. Это усиливающийся признак президентской республики.

Структура и порядок формирования (глава II ФКЗ)

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.