Грех – не личное дело грешника — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Грех – не личное дело грешника

2020-06-04 86
Грех – не личное дело грешника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и дала также мужу своему, и он ел. Мы уже говорили, что если ересь, грех или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас оно затрагивает и наших близких, и наши семьи. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергает в этот грех своего мужа.

Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека – касается множества людей. Преподобный Серафим Саровский говорил: “Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя”. Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распространяется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих.

 

Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя бы и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и “взрывоопасными”?…Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи – их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис. 25, 7–11). В Священном Писании сказано: ...Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, – им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, не исповеданный грех.

Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее...

Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: “не греши, старайся исправиться!”, то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье.

 

Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7).

Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: “Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение”. Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать.

 

В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: “Воровство – это грех?”, – он отвечал: “Да”. У убийцы я спрашивал: “Убийство – это грех?”, у блудника: “Разврат – это грех?”, – и все мне отвечали: “Да”. Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: …Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15).

Немецкий философ Кант говорил: “Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне”.

 

...И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!

Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: кто же может спастись? И услышали в ответ: …человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу (Мк. 10, 27).

Ошибиться может всякий: не надо упорствовать!

 

Сразу же после того, как совершилось грехопадение первозданного человечества, Господь поспешил прийти людям на помощь. Но они… услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8).

Что случилось с Адамом? Что случилось с Евой? Они прячутся от Бога! Вот действительно безумие: это уже не тот Адам, не та Ева, которыми они были до грехопадения – это люди с поврежденным сознанием. Они вдруг сразу оказываются на непостижимо низкой ступени религиозного бытия: они предполагают, что от Бога можно спрятаться! От Вездесущего Бога Адам и Ева прячутся в кустах!

 

Однажды, когда я еще служил диаконом в Тамбовской епархии, мне довелось зайти в дом к одному из прихожан во время поста. И вот он решил меня угостить: “Отец диакон, у меня домашняя колбаска есть”. Увидев смущение на моем лице, он все понял, и хитро, но в то же время и по-доброму взглянув, сказал: “Я все понял. Сейчас сделаю, как надо!” Встал, подошел к иконам и занавесил их. Я спросил: “А оттуда не видно?” Он простодушно отвечал: “Нет, не видно. Я туда залазил, смотрел – не видно”.

Это был простой поселянин, имевший весьма примитивное представление о религии, о Боге. Именно в этот момент я вспомнил, как Адам и Ева прятались в кустах. Но мы должны раз и навсегда уяснить для себя, что от Бога спрятаться невозможно! В Священном Писании сказано:

Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет (Пс. 138, 8–12).

Господь вездесущ. Господь все видит, Господь все слышит. Он знает любое, самое тайное движение нашей мысли, нашего сердца и чувств. Над нами всегда открыта книга, в которую записывается каждое наше деяние. Бог всегда видит нас, слышит каждого из нас. Диавол не является таким вездесущим: он может только наблюдать за нами. Поэтому не давайте лукавому повода узнать вас. Если, например, у вас есть какие-то греховные мысли, то это еще не значит, что диавол уже полностью овладел вами. Он выстроит определенный план, как увлечь вас ко греху, тогда, когда вы взором, внешними телодвижениями дадите ему понять, что с вами происходит. Но диавол знает также и то, что человек может во мгновение ока исправиться: для этого ему нужно только исповедаться. И когда вы, хорошо исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, идете из храма домой, бесы в ужасе разбегаются: они сразу теряют надежду вас погубить.

 

Итак, Адам, находясь в поврежденном состоянии, прячется от Вездесущего Бога. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (Быт. 3, 9).Почему же вездесущий и всезнающий Бог спрашивает у Адама, где тот находится? Этот вопрос означает на самом деле не столько: “где ты?”, сколько: “с кем ты?” Господь спрашивает Адама: известно ли ему, как далеко удалился он от Бога, осознает ли он степень своего падения, догадывается ли он, к кому он стал теперь ближе?.. Адам ответил: … голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 10–11).

Как нерадивому школьнику, Господь задает Адаму ряд наводящих вопросов: не догадается ли тот, что нужно ответить Богу в этой ситуации? Господь прямо взывает к совести Адама, показывает, в каком направлении тому надо идти, чтобы раскаяться. Ведь именно совесть – голос Божий, постоянно живущий в душе человека, – подсказала ему, что он наг, что есть причины, по которым он не может предстать перед Богом: Бог свят, а Адам – грешен. Если, согрешая тем или иным образом, ты еще испытываешь чувство стыда, если совесть твоя еще не сожжена, – значит, еще не все потеряно в деле твоего спасения. Ведь Бог пришел во время прохлады дня к падшему человеку именно для того, чтобы восстановить с ним прежние отношения. И если бы Адам ответил Господу своему: “Да, я ел от дерева, с которого Ты запретил мне есть, я грешен пред Тобою, Господи; мы ели вместе с женою моею и теперь вместе каемся!” – это означало бы, что Адам осознал свой грех, раскаялся в нем и вернулся к Творцу своему. Но, как мы уже сказали, первозданное человечество уже потеряло благодать. Вместо того, чтобы покаяться, Адам пытается выгородить себя: он прямо обвиняет в случившемся свою жену, а косвенно – даже Самого Бога: … Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Акцент, который Адам делает на том, что жена эта дана ему Богом, граничит с богохульством. Адам забыл собственные слова: … вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2, 23). Теперь он говорит совсем иначе, теперь это совсем иной человек: свою вину он пытается переложить на Творца. Представьте себе, что бы говорил Адам, если бы Ева была создана не из его ребра, а из праха земного, как и он сам!

Далее Господь обращается к Еве, пытаясь найти покаянное чувство в ней. Может быть, с нее начнется дело спасения первозданного человечества? В Священном Писании сказано: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (Кор. 7, 16). Многие верующие жены, согласно слову Божию, действительно спасают своих неверующих мужей. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13).

Итак, мы видим, что Адам сваливает вину на жену, косвенно обвиняя при этом Бога, а жена – на змея. Как же похожи мы на своих прародителей! Мы готовы обвинять кого угодно в своих собственных грехах, в своих заблуждениях, но только не себя самих; мы не можем признаться в том, что именно мы сами виноваты перед Богом, именно мы согрешили, именно мы от темени головы до подошвы ног покрыты грехами!

 

Очень часто на исповеди я слышу оправдания вместо покаяния. Один говорит, что это родители довели его до такого бесстыдства, другой обвиняет друзей или соседей, третий – вообще посторонних людей... Но, несмотря на то, что мы готовы вместо себя обвинять всю вселенную, надо помнить, что в Судный день каждый из нас будет давать ответ перед Богом именно за свои поступки.

Один старец, поясняя мне значение подлинной исповеди, сказал: “Подлинная исповедь – это когда ты обвиняешь только себя. Когда же ты показываешь пальцем на другого человека, помни, что три пальца показывают на тебя!” Наша падшая человеческая природа постоянно увлекает нас к самооправданию. А смысл исповеди – обвинить, обличить самого себя.

 

Творец не спрашивает змея: “Змей, где ты, что ты сделал?” Из этого Церковь делает вывод, что покаяние для диавола невозможно. Если бы для диавола существовала возможность спастись, то Господь непременно использовал бы ее. Святой Иоанн Дамаскин свидетельствует о падших духах в своем “Точном изложении Православной Веры”: “...после падения для них невозможно покаяние, подобно тому, как и для людей оно невозможно после смерти”.

В “Толковом Евангелии” сказано: “О, что сотворим, братие, егда никтоже будет предстоящий, ни помогающий: ни отец, ни мати, ни сын, ни дщи, ни внучата. Всякий бо тогда нужду свою имать, о других же пещися не может. Брат не может помощи тамо, ни сестра, ни друг, ни ближний, ни мудр познаваемый, ни имения злата, ниже ино что человеческое, но си вся непостоянно будут одержимы страхом и боязнью осуждения”.

Именно сейчас, пока мы еще живы, пока не наступил страшный и нелицеприятный суд, человек с Божией помощью должен найти в себе самом смелость, чтобы осудить себя в грехах, совершенных им во дни его земной жизни. И в тот момент, когда мы, вопреки стремлению нашей падшей природы, станем не оправдывать, но осуждать себя, – в тот момент Сам Господь Бог станет оправданием нашим. Не об этом ли молился псалмопевец Давид: Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня (Пс. 118, 108)? Но наши прародители не пошли по пути самообвинения и покаяния

 

Наказание

 

Четыре наказания Господь полагает согрешившему человечеству. Обращаясь к Еве, Он говорит: … Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3, 16–17). Кроме этого, Господь дает два общих наказания. Первое: … прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Таким образом, отныне, сколько бы ни прожил человек на земле, рано или поздно он все равно должен умереть. И второе: Господь изгоняет Адама и Еву из рая, а чтобы они не вернулись назад и не вкусили от древа жизни, Он ставит у ворот сада Едемского херувима с пламенным мечом в руке. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что херувим с пламенным, обращающимся мечом – символ враждебных отношений между людьми и Богом. Мир же между человеком и Творцом был восстановлен только тогда, когда Господь Иисус Христос, явившись ученикам Своим по воскресении из мертвых, сказал им: Мир вам! (Ин. 20, 21).

Без сомнения, Бог не мог оставить изгнанных из рая наших прародителей без надежды на будущее спасение. И оттого прямо в раю прозвучало первое Евангелие, первая благая весть о спасении, о Господе Иисусе Христе. Слова первого Евангелия, как воинский клич, обращены к змию: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Кто здесь – “жена”, кто – “семя жены”, кто – “семя змия”? О чем тут идет речь? Здесь говорится о борьбе сил зла со Святой Церковью. Под женою святые Отцы понимают Святую Православную Церковь, непрестанно ведущую борьбу с семенем змиевым. Семя змия – это и плевелы на ниве Божией, и сыны погибели; это и сам антихрист, который будет вести великую брань против Святой Церкви. Но сказано, что семя жены будет поражать змия в голову, а змий – жалить его в пяту. Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом – Церковь в лице Главы ее, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

А о какой “пяте” идет речь: будешь жалить его в пяту? – Господь Иисус Христос нас ради человек и нашего ради спасения принял на себя немощную человеческую плоть, облекся в человеческое тело. И диавол через своих слуг истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к Кресту прибита, копьем прободена. Но это – все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе на Спасителя. В тот момент, когда на голгофском Кресте Иисус Христос воскликнул: Совершилось! (Ин. 19, 30), Он провозгласил победу над древним змием – ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет (Откр. 20, 1–3). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, пишет: “Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну”.

Святой Иоанн Златоуст учит, что Господь сошел на землю для того, чтобы нас возвести на небеса, соделался человеком – чтобы нас сделать “богами”.

Да, тайна спасения очень велика. Она была непостижима и для Адама, и для Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал на землю Того, Кого прикровенно нарек “семенем жены” (под “женой” святые Отцы понимают и Пресвятую Богородицу) – Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя “Ева”, которое Адам дал своей жене, его значение – “жизнь” – также свидетельствует о напряженности этого ожидания. Как обрадовалась Ева после рождения своего первого сына, воскликнув: Приобрела я человека от Господа! (Быт. 4, 1), и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца! Так Господь показал, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами для себя избрали; до конца пройти тот путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божией, от воли Творца и избрав волю диавола. И вся история человечества от изгнания из рая до пришествия в мир Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания спасения: вечной жизни в Боге и с Богом.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.