Влияние других народов расселение славян. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Влияние других народов расселение славян.

2020-06-02 55
Влияние других народов расселение славян. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1.Начало миграции славян из Дунайского региона…………………………….5

2.Влияние других народов на расселение славян………….……………………9

3.Влияние славянской культуры на другие народы………….……………..…11

4.Завершение миграции славян из Дунайского региона……….……………...14

Заключение.............................................................................................................18

Список источников и литературы........................................................................19

 

 

Введение

Одна из теорий о появлении славян на территории Руси, свидетельствует о том, что славяне пришли как раз из Дунайского региона, такие логические выводы мы можем сделать, опираясь на «Повесть временных лет»: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели»[1] так же думал и знаменитый историк Н.К. Карамзин, который в свою очередь опирался на «Повесть временных лет».Он пишет в своей книге «История государства Российского»: «Нестор пишет, что Славяне издревлеобитали в странах Дунайских»[2]. Возникает вопрос, зачем жившим «в странах Дунайских» славянам, вдруг, бросать свои земли и уходить на территорию Руси? Этот вопрос касается до конца не раскрытых тем появления славян и их расселения. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы. Объект исследования: славяне.

Предмет исследования: миграцияславян из Дунайского региона.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать процесс миграции славян из Дунайского региона.

Задачи исследования:

- проанализировать научную литературу по данной теме;

- разобраться в причинах переселения славян из Дунайского региона

- рассмотреть временные рамки миграции славян.

- проследить изменение культуры других народов в результате миграции славян

Хронологические рамки: период, который охватывает данная курсовая работаVII – X вв.

Источниковая база представлена «Повестью временных лет», которая и является свидетельством того, что славяне жили в Дунайском регионе и мигрировали на территории Руси.


1. Начало миграции славян из Дунайского региона

В «Повести временных лет» есть история о расселении славян с Дуная: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели»[3]. По Нестору, Дунайский регион был древнейшей территорией славянства после их прихода из Передней Азии, которая, согласно библейскому преданию, была родиной всего человечества.

Это летописное сообщение стало основой так называемой дунайской теории происхождения славян. Однако данные археологии и языкознания в сочетании со свидетельствами римских авторов показывают, что в I тыс. до н. э. и в первых веках нашей эры Среднее и Нижнее Подунавье заселяли различные неславянские этносы и только с III IV вв. н. э. появляются основания говорить о проникновении первых групп славян в Дунайские земли. Массовое же заселение славянами этого региона относится к V–VI вв.

В VIII–IX вв., когда земли Восточной Европы были уже в значительной степени освоены разноплеменным славянским населением, наблюдается широкая инфильтрация новых, сравнительно многочисленных групп славянских переселенцев из Подунавья. Важнейшими показателями итого переселенческого процесса являются прежде всего появление и распространение различных вещевых находок дунайского происхождения.

Первые дунайские переселенцы появились в южных землях Восточной Европы на рубеже VII–VIII вв. Наиболее ярким отражением этого являются находки изделий из цветных металлов на Пастырском городище, художественный стиль которых обнаруживает явные дунайские истоки. Как показали изыскания О. М. Приходнюка, первые мастера-ювелиры, работавшие на этом поселении, несомненно, пришли из Дунайского ареала. Только дунайские ремесленники могли принести в Среднее Поднепровье передовые для того времени технологии провинциальновизантийского мастерства. Следы подобных переселений небольших групп дунайского населения фиксируются также в материалах производственных комплексов, выявленных археологами на городище Зимно на Волыни и на поселении Бернашевка на среднем Днестре, при анализе находок, обнаруженных на селищах в Гайвороне и острове Мытковском на Южном Буге, в Малых Будках на Сумщине. К изделиям дунайских ремесленников, переселившихся в южнорусские земли, относятся и многие вещи, находившиеся в составе кладов Днепровского левобережья[4].

С расселением на Восточно-Европейской равнине довольно многочисленных групп славянского населения из Среднего Подунавья связано появление и распространение в середине VIII в. ярких дунайских наборов украшений, изготовленных в технике тиснения и обильно декорированных зернью. Они включают серьги, лунницы, бусы, круглые медальоны и перстни с полусферическими щитками. Все эти находки до этого не были известны в славянских землях Восточной Европы. Первоначально высказывались догадки об их восточном происхождении. Однако последующие изыскания опровергли такое мнение. Шведский археолог В. Дучко, исследовав всесторонне подобные украшения, найденные в памятниках Скандинавии, убедительно показал их среднедунайское происхождение. К таким же результатам пришла О. А. Щеглова, изучавшая рассматриваемые украшения, встреченные в кладах Среднего Поднепровья. В итоге она утверждает, что появление в середине VIII в. в среднеднепровской области дунайского набора украшений и последующее распространение их может быть обусловлено только приходом в этот регион населения из Среднего Подунавья.

С расселением дунайских славян связано и появление в восточнославянском ареале проволочных височных колец (или серег) со свисающей подвеской в виде виноградной грозди, оформленных узорами из зерни и скани. Наиболее ранними среди них являются серьги пастырского типа. Они найдены на Пастырском городище, на поселениях в Григоровке и Зеленках и в составе Харьевского клада.

Несомненным свидетельством переселения разрозненных групп дунайских славян в среднюю полосу Восточной Европы являются также находки трапециевидных подвесок с точечным узором по нижнему краю. Их славянскую атрибуцию показала румынская исследовательница М. Комша, каталогизируя эти предметы, широко представленные в Дунайском регионе. В Смоленско-Полоцком ареале подобные трапециевидные подвески найдены в длинных курганах, где они коррелируются с проволочно-пластинчатыми (серповидными) височными кольцами, производными от дунайских лунничных.

Заново проанализировав находки трапециевидных подвесок, И. О. Гавритухин выделил среди них группу малых с орнаментацией по нижнему краю в виде полосы из прессованных точек. Наиболее ранние экземпляры их были сравнительно широко распространены в Подунавье, где в славяно-аварских могильниках датируются VII — началом VIII в. Не позднее рубежа VII и VIII вв. такие подвески получают некоторое бытование среди славянского населения, представленного пражско-корчакской культурой, преимущественно в областях, примыкающих к Карпатскому региону.[5]

Показателем расселения разрозненных групп дунайских славян являются и находки на восточнославянской территории железных ножей с рукоятками, оформленными волютообразными навершиями.Они имеют довольно крупные размеры — от 9 до 19 см, плоскую железную рукоятку, иногда украшенную насечками, составляющими геометрические узоры.

Эти ножи неоднократно привлекали внимание исследователей. В результате можно утверждать, что первые ножи с волютообразными рукоятками появились в Дунайско-Прикарпатском регионе. В составе вещевого клада, найденного в Шилагушомльёо (Румыния), имелась золотая цепочка, на которой были прикреплены амулеты и среди них — миниатюрный нож с волютообразной рукояткой. Одни исследователи датировали эту находку концом IV — первой половиной V в., К. Яжджевский отнес нож-амулет к VI в. По всей вероятности, подобные культовые амулеты и послужили прототипами рассматриваемых раннесредневековых ножей.

В VI–VIII вв. железные ножи с волютообразными рукоятками получили распространение в Дунайско-Карпатской области. Они найдены на славянских поселениях в Словакии (Хвойно, Нитра), Польши (Бониково. Бискупин, Челядж, Велько, Новая Гута-Могила, Сандовель, Глезиановск, Бнин, Милич, Жуковице), Молдавии (Алчедар III, Бранешты I, Лопатна, Требужены, Перерыта пе Шее), в могильнике аварского периода Богойево в Югославии, а также в позднеаварских некрополях Среднего Подунавья (Алаттьян, Зилингталь, Кестхей, Соб).[6]

Связь этих ножей со славянским этносом не может вызывать серьезных возражений. Наличие на позднеаварских могильниках погребений славян ныне достаточно надежно аргументировано. В чешской и словацкой литературе эти некрополи не без оснований именуются славяноаварскими.

Уже В. Шиманьский рассматривал ножи с волютообразными рукоятками как предметы жреческого языческого культа, с чем согласились большинство археологов, публиковавших эти находки. В погребениях они встречаются в сопровождении богатых инвентарей.

В нижнедунайском регионе такие ножи бытовали и в VIII–X вв. В Среднем Подунавье они уже не встречаются, но зато широко распространяются по Восточно-Европейской равнине.

В южной области Восточной Европы железные ножи с волютообразными рукоятками найдены на поселениях Ревно на Буковине, Плиснеск (Подгорцы) на Волыни, Каневском на Днепре и на двух городищах роменской культуры — Новотроицком и Шуклинском.

 


Заключение

Из-за гнета аварского каганата, славяне, начиная с IIV века, стали пытаться постепенно переселяться и «перешли в Россию, в Польшу и другие земли»[15]. Так же большое влияние на переселение оказал и Карл Великий с его сыном Пипином. Франкские войны существенным образом затронули и славян-земледельцев Среднего Подунавья. В таких условиях притеснения славяне предпочли переселиться на Восточноевропейские территории. Так же в VII-VII вв. появились на территориях славян и волхи (романское население), известны в источниках под именем волохи (в русских летописях — влахи). К началу VIII в. большая часть могильников перестала функционировать. Очевидно, что большие массы славянского населения покинули эти места. Не менее значительное переселение славян в восточных направлениях имело место сразу же после разгрома Великоморавской державы. На территории Дунайского региона были державы, которые мешали развитию славян, а так же нападение врагов и переселенцы из других государств заставили переселиться славянский народ.

 


Источники

1. Повесть временных лет [ Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt (дата обращения 28.11.19)

Литература

2. Карамзин Н.М. История государства Российского [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo/1_2 (дата обращения 28.11.19)

3. Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165 (дата обращения 28.11.19)

4. Фёдоров Г. Б. Славяне Поднестровья  – Режим доступа: http://www.pecherski.net/?file=po-sledam-23 (дата обращения 28.11.19)

 

 

[1] Повесть временных лет [ Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt

[2] Карамзин Н.М. История государства Российского [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo/1_2

[3] Повесть временных лет [ Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt

[4] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[5] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[6] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[7] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[8] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[9] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[10] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[11] Фёдоров Г. Б. Славяне Поднестровья / Г.Б. Фёдоров // По следам древних культур: Древняя Русь. М., 1953. С. 150-151

[12] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[13] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[14] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=137165

[15] Карамзин Н.М. История государства Российского [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo/1_2

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1.Начало миграции славян из Дунайского региона…………………………….5

2.Влияние других народов на расселение славян………….……………………9

3.Влияние славянской культуры на другие народы………….……………..…11

4.Завершение миграции славян из Дунайского региона……….……………...14

Заключение.............................................................................................................18

Список источников и литературы........................................................................19

 

 

Введение

Одна из теорий о появлении славян на территории Руси, свидетельствует о том, что славяне пришли как раз из Дунайского региона, такие логические выводы мы можем сделать, опираясь на «Повесть временных лет»: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели»[1] так же думал и знаменитый историк Н.К. Карамзин, который в свою очередь опирался на «Повесть временных лет».Он пишет в своей книге «История государства Российского»: «Нестор пишет, что Славяне издревлеобитали в странах Дунайских»[2]. Возникает вопрос, зачем жившим «в странах Дунайских» славянам, вдруг, бросать свои земли и уходить на территорию Руси? Этот вопрос касается до конца не раскрытых тем появления славян и их расселения. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы. Объект исследования: славяне.

Предмет исследования: миграцияславян из Дунайского региона.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать процесс миграции славян из Дунайского региона.

Задачи исследования:

- проанализировать научную литературу по данной теме;

- разобраться в причинах переселения славян из Дунайского региона

- рассмотреть временные рамки миграции славян.

- проследить изменение культуры других народов в результате миграции славян

Хронологические рамки: период, который охватывает данная курсовая работаVII – X вв.

Источниковая база представлена «Повестью временных лет», которая и является свидетельством того, что славяне жили в Дунайском регионе и мигрировали на территории Руси.


1. Начало миграции славян из Дунайского региона

В «Повести временных лет» есть история о расселении славян с Дуная: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели»[3]. По Нестору, Дунайский регион был древнейшей территорией славянства после их прихода из Передней Азии, которая, согласно библейскому преданию, была родиной всего человечества.

Это летописное сообщение стало основой так называемой дунайской теории происхождения славян. Однако данные археологии и языкознания в сочетании со свидетельствами римских авторов показывают, что в I тыс. до н. э. и в первых веках нашей эры Среднее и Нижнее Подунавье заселяли различные неславянские этносы и только с III IV вв. н. э. появляются основания говорить о проникновении первых групп славян в Дунайские земли. Массовое же заселение славянами этого региона относится к V–VI вв.

В VIII–IX вв., когда земли Восточной Европы были уже в значительной степени освоены разноплеменным славянским населением, наблюдается широкая инфильтрация новых, сравнительно многочисленных групп славянских переселенцев из Подунавья. Важнейшими показателями итого переселенческого процесса являются прежде всего появление и распространение различных вещевых находок дунайского происхождения.

Первые дунайские переселенцы появились в южных землях Восточной Европы на рубеже VII–VIII вв. Наиболее ярким отражением этого являются находки изделий из цветных металлов на Пастырском городище, художественный стиль которых обнаруживает явные дунайские истоки. Как показали изыскания О. М. Приходнюка, первые мастера-ювелиры, работавшие на этом поселении, несомненно, пришли из Дунайского ареала. Только дунайские ремесленники могли принести в Среднее Поднепровье передовые для того времени технологии провинциальновизантийского мастерства. Следы подобных переселений небольших групп дунайского населения фиксируются также в материалах производственных комплексов, выявленных археологами на городище Зимно на Волыни и на поселении Бернашевка на среднем Днестре, при анализе находок, обнаруженных на селищах в Гайвороне и острове Мытковском на Южном Буге, в Малых Будках на Сумщине. К изделиям дунайских ремесленников, переселившихся в южнорусские земли, относятся и многие вещи, находившиеся в составе кладов Днепровского левобережья[4].

С расселением на Восточно-Европейской равнине довольно многочисленных групп славянского населения из Среднего Подунавья связано появление и распространение в середине VIII в. ярких дунайских наборов украшений, изготовленных в технике тиснения и обильно декорированных зернью. Они включают серьги, лунницы, бусы, круглые медальоны и перстни с полусферическими щитками. Все эти находки до этого не были известны в славянских землях Восточной Европы. Первоначально высказывались догадки об их восточном происхождении. Однако последующие изыскания опровергли такое мнение. Шведский археолог В. Дучко, исследовав всесторонне подобные украшения, найденные в памятниках Скандинавии, убедительно показал их среднедунайское происхождение. К таким же результатам пришла О. А. Щеглова, изучавшая рассматриваемые украшения, встреченные в кладах Среднего Поднепровья. В итоге она утверждает, что появление в середине VIII в. в среднеднепровской области дунайского набора украшений и последующее распространение их может быть обусловлено только приходом в этот регион населения из Среднего Подунавья.

С расселением дунайских славян связано и появление в восточнославянском ареале проволочных височных колец (или серег) со свисающей подвеской в виде виноградной грозди, оформленных узорами из зерни и скани. Наиболее ранними среди них являются серьги пастырского типа. Они найдены на Пастырском городище, на поселениях в Григоровке и Зеленках и в составе Харьевского клада.

Несомненным свидетельством переселения разрозненных групп дунайских славян в среднюю полосу Восточной Европы являются также находки трапециевидных подвесок с точечным узором по нижнему краю. Их славянскую атрибуцию показала румынская исследовательница М. Комша, каталогизируя эти предметы, широко представленные в Дунайском регионе. В Смоленско-Полоцком ареале подобные трапециевидные подвески найдены в длинных курганах, где они коррелируются с проволочно-пластинчатыми (серповидными) височными кольцами, производными от дунайских лунничных.

Заново проанализировав находки трапециевидных подвесок, И. О. Гавритухин выделил среди них группу малых с орнаментацией по нижнему краю в виде полосы из прессованных точек. Наиболее ранние экземпляры их были сравнительно широко распространены в Подунавье, где в славяно-аварских могильниках датируются VII — началом VIII в. Не позднее рубежа VII и VIII вв. такие подвески получают некоторое бытование среди славянского населения, представленного пражско-корчакской культурой, преимущественно в областях, примыкающих к Карпатскому региону.[5]

Показателем расселения разрозненных групп дунайских славян являются и находки на восточнославянской территории железных ножей с рукоятками, оформленными волютообразными навершиями.Они имеют довольно крупные размеры — от 9 до 19 см, плоскую железную рукоятку, иногда украшенную насечками, составляющими геометрические узоры.

Эти ножи неоднократно привлекали внимание исследователей. В результате можно утверждать, что первые ножи с волютообразными рукоятками появились в Дунайско-Прикарпатском регионе. В составе вещевого клада, найденного в Шилагушомльёо (Румыния), имелась золотая цепочка, на которой были прикреплены амулеты и среди них — миниатюрный нож с волютообразной рукояткой. Одни исследователи датировали эту находку концом IV — первой половиной V в., К. Яжджевский отнес нож-амулет к VI в. По всей вероятности, подобные культовые амулеты и послужили прототипами рассматриваемых раннесредневековых ножей.

В VI–VIII вв. железные ножи с волютообразными рукоятками получили распространение в Дунайско-Карпатской области. Они найдены на славянских поселениях в Словакии (Хвойно, Нитра), Польши (Бониково. Бискупин, Челядж, Велько, Новая Гута-Могила, Сандовель, Глезиановск, Бнин, Милич, Жуковице), Молдавии (Алчедар III, Бранешты I, Лопатна, Требужены, Перерыта пе Шее), в могильнике аварского периода Богойево в Югославии, а также в позднеаварских некрополях Среднего Подунавья (Алаттьян, Зилингталь, Кестхей, Соб).[6]

Связь этих ножей со славянским этносом не может вызывать серьезных возражений. Наличие на позднеаварских могильниках погребений славян ныне достаточно надежно аргументировано. В чешской и словацкой литературе эти некрополи не без оснований именуются славяноаварскими.

Уже В. Шиманьский рассматривал ножи с волютообразными рукоятками как предметы жреческого языческого культа, с чем согласились большинство археологов, публиковавших эти находки. В погребениях они встречаются в сопровождении богатых инвентарей.

В нижнедунайском регионе такие ножи бытовали и в VIII–X вв. В Среднем Подунавье они уже не встречаются, но зато широко распространяются по Восточно-Европейской равнине.

В южной области Восточной Европы железные ножи с волютообразными рукоятками найдены на поселениях Ревно на Буковине, Плиснеск (Подгорцы) на Волыни, Каневском на Днепре и на двух городищах роменской культуры — Новотроицком и Шуклинском.

 


Влияние других народов расселение славян.

С инфильтрацией среднедунайских славян следует связывать и появление на восточнославянской территории металлических крестиков с так называемым грубым изображением распятого Христа. Истоки этих крестов находятся в Великой Моравии. Первые находки их относятся ко времени до официального принятия христианства Древнерусским государством.

Картография находок дунайского происхождения на восточнославянской территории достаточно надежно свидетельствует, что в VII–X вв. имели место многократные оттоки славянского населения из Дунайского региона. Продвигаясь в восточных направлениях, группы дунайских переселенцев оседали в различных местностях Восточно-Европейской равнины, уже освоенных славянами. Разнотипность находок (украшения, культовые языческие и христианские предметы, гончарная керамика, предметы конского снаряжения) и их рассеянность на широких пространствах указывают на множественность миграционных групп, вышедших из разных регионов Подунавья. Продолжалась инфильтрация дунайских славян, очевидно, около двух — трёх столетий.

Фиксируемые археологическими данными отливы славянского населения из Дунайского региона находят объяснение в исторических событиях того времени.

В VI–VII вв. в Среднем и Нижнем Подунавье доминировали славяне. Они составляли значительную часть жителей Аварского каганата. Это была та сила, которая способствовала оседлости номадов, приобщению их к земледелию и ремесленной деятельности.[7]

Дунайские славяне вынуждены были терпеть грабежи, гнет и унижения со стороны аваров. Это зафиксировано как Хроникой Фредегара, так и другими историческими документами. Естественно, что в такой ситуации из Дунайского региона уходили отдельные группы славян. В конце VIII в. Аварский каганат был разгромлен Карлом Великим и его сыном Пипином. Франкские войны существенным образом затронули и славян-земледельцев Среднего Подунавья. По-видимому, значительные массы славян в этих условиях отдельными группами оставили Дунайские земли и продвинулись в Восточноевропейские области. Письменные документы IX в. именуют центральные области бывшего Аварского каганата «пустыней».

В V–VII вв. земли к северу от нижнего течения Дуная были весьма плотно засечены славянами. В VII–VIII вв. здесь наблюдается активизация романского населения, известного в источниках под именем волохи (в русских летописях — влахи). К начачу VIII в. большая часть могильников перестала функционировать. Очевидно, значительные массы славянского населения в этой ситуации вынуждены были покинуть этот регион.

Не менее значительное переселение славян в восточных направлениях имело место сразу же после разгрома Великоморавской державы. Археологические материалы свидетельствуют, что славянами были оставлены все крупные поселения предгородского облика и свыше половины аграрных селений Великой Моравии. Рассмотренное выше даёт основание полагать, что немалые группы переселенцев осели в восточнославянских землях.[8]

 

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.