Приемы ТРКМ. Группа 4. Дискуссионные формы работы. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Приемы ТРКМ. Группа 4. Дискуссионные формы работы.

2020-06-02 152
Приемы ТРКМ. Группа 4. Дискуссионные формы работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Оксфордские дебаты. Оксфордские дебаты – это интеллектуальный  командный спор по правилам. Каждая команда состоит из трех спикеров, которые выступают с различными типами конструктивных речей. Выступающим важно убедить оппонентов в верности оспариваемого тезиса. Каждому оппоненту дано только десять минут, чтобы предоставить свои аргументы. Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотичные конфронтации, происходящие в повседневной жизни. Для этого стороны защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы оппонентов. Нужно не просто выступить с речами, но и парировать аргументы другой стороны (утверждающей или отрицающей), сравнить свою позицию с позицией оппонентов и, таким образом, убедить судью в превосходстве. Право выступления в строго определенном порядке переходит от одной команды к другой. Выступление не может базироваться на уже имеющихся заготовках. Для успешного выступления необходимо учитывать аргументы, уже высказанные оппонентами. Победителем считается та команда, которой удалось продемонстрировать судьям и нейтральным наблюдателям большую убедительность.

Дебаты проводятся по наиболее актуальным и противоречивым темам. Необходимость внимательно выслушивать оппонента и импровизировать во время структурированного спора способствует качественному улучшению критичности мышления. Активизируется весь комплекс когнитивных функций. Происходит актуализация знаний и представлений об окружающей действительности.

- Мозговой штурм (брейнсторминг). Мозговой штурм – это метод коллективного обсуждения проблемы для выявления оптимального решения, основанный на рассмотрении большого количества креативных идей участников, их коллективном анализе и выборе лучшего варианта. Метод мозгового штурма разработал американский творческий деятель, основатель рекламного агентства, копирайтер Алекс Осборн еще в первой половине 20 века. Он успешно доказал на практике, что люди в одиночку часто боятся высказывать свои оригинальные и нестандартные идеи, опасаясь встретить неодобрение со стороны коллег или начальства. Поэтому проведение мозгового штурма, разработанное им, предполагало полный запрет на критику и осуждение на начальном этапе высказывания идеи.

Технология мозгового штурма заключается в двух основных правилах:

1. Запрет осуждения любых мыслей и предложений участников на начальном этапе.

2. Постепенная трансформация количества предложенных идей в качество.

В итоге участники брейнсторминга генерируют огромное число креативных идей, многие из которых постеснялись бы или не решились высказать при других, более формализованных условиях.

Существует разновидность брейнсторминга – метод «шести шляп», в котором аргументация высказывается с учетом каждой из шести ролей. Примечательно, что если для мозгового штурма непременно нужен коллектив не менее чем из 6-8 человек, то метод «шести шляп» можно применить даже в одиночку.

- Метод анализа кейс-стади (case-studу). Метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы детей проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При рассмотрении проблемы нравственного выбора или оценки модели социального поведения позволяет рассмотреть различные точки зрения и, если не принять решение, то увидеть проблему с диаметрально противоположных позиций и выработать свое отношение к каждой.

- Чтение с остановками (просмотр с остановками). Данный прием требует очень тщательного подбора исходного материала. Подходит только то содержание, в котором имеется некий момент выбора, возможного ветвления сюжетной линии. Обучающиеся прерывают чтение или просмотр видеоматериала и прогнозируют дальнейшее развитие событий. Это позволяет стимулировать аналитико-синтетические навыки, развивает способность видеть многогранность ситуации.

Обсуждение рассматриваемого материала может занять много времени, аудитория зависает на анализе ситуации, ищет все новые и новые варианты разворачивания событий. Подобную ситуацию необходимо пресекать, как только обсуждение становится малопродуктивным.


Метод «Думательных шляп» Эдварда де Боно.

Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная.

Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: негативная

Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.


Синяя шляпа: аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания.


 

«Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

· Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.

· Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумеваемую информацию, но не названную по каким-то причинам.

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.

· Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?

· Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?

· Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?


Синквейн

«Родина» Россия Великая, многонациональная Открывает, принимает, предоставляет Умом Россию не понять Патриотизм «Социальная активность» Гражданин Активный, ответственный Думает, выбирает, реализует Не ждет, чтоб кто-то решил за него Жизнь!
«Патриотизм» Ответственность Истинный, притворный Защищать, развивать, прославлять Патриот не берет, а отдает Родина «Владимир Путин» Президент Убедительный, харизматичный Вмешивается, позиционирует, доминирует Вернул России геополитический статус Авторитет
«Дональд Трамп» Бизнесмен Решительный, хитрый Управляет, спорит, выигрывает Темная лошадка, победившая на зло многим Президент США «Хилари Клинтон» Политик Неугомонная, скандальная Спорит, диктует, навязывает Претендует стать первой женщиной-президентом США Провал

 

Хокку / хайку

Рос/си/я/ и/ США/ Как/ нам/ до/го/во/рить/ся/, Чтоб/ не/ бы/ло/ войн? На/род/ и/ли/ власть/ – Кто/ важ/ней/ в  э/том/ ми/ре/? Ко/го/ чтит/ за/кон/?  
За/чем/ вы/бо/ры/? Раз/ве/ я/ мо/гу/ вли/ять/? И/ме/ю/ го/лос/!!! За/кон/ не/ с то/бой/? Не/ жди/ пе/ре/мен/ - де/лай/. Вы/би/рай/ с у/мом/!!!  

Диаманта

Ответственность Добровольная, осознанная Принимаемая, выполняемая, неотвратимая Ограничение, несвобода, нежелание, протест Отрицание, противоречие, уклонение Негативная, деструктивная Безответственность Потребительство Ленивое, эгоистичное Непонимаемое, осуждаемое, критикуемое Бессмысленность, скука, раздумье, действие Взросление, осознание, принятие Ответственная, растущая Гражданственность

Денотатный граф

 

 


 

Фишбоун

 

 

 

Ход проведения мероприятий (1 занятие - 45 минут)

Дата Работа Результат
01.08 Знакомство с коллективом, краткое раскрытие плана. Распределение по группам, присвоение названия, девиза, эмблемы. Педагог распределяет литературные жанры и приёмы по группам (на 1 группу по 2 жанра). Представление визиток групп. Название группы может сочетаться с названием жанра.
03.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём ПМИ (плюс, минус, интересно). 2 группа работает с пословицами и поговорками через приём Синквейн. 3 группа работает со сказками и рассказами с помощью приёма Кластер (гроздь). 4 группа работает со стихами и баснями через приём Мозговой штурм (брейнсторминг). Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
05.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём Инсерт. 2 группа работает с пословицами и поговорками через приём Хокку. 3 группа работает со сказками и рассказами с помощью приёма Денотатный граф. 4 группа работает со стихами и баснями через приём Оксфордские дебаты. Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
07.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать). 2 группа работает с пословицами и поговорками через приём Диаманта (диамант). 3 группа работает со сказками и рассказами с помощью приёма Древо предсказаний. 4 группа работает со стихами и баснями через приём Метод анализа кейс-стади (case-studу). Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
09.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём «Толстые» и «тонкие» вопросы. 2 группа работает с пословицами через приём - РАФТ. 3 группа работает со рассказами с помощью приёма Фишбоун. 4 группа работает со стихами и баснями через приём Метод анализа Чтение с остановками (просмотр с остановками). Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
11.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём Бортовой журнал. 2 группа работает с поговорками через приём - РАФТ. 3 группа работает со сказками с помощью приёма Фишбоун. 4 группа работает со стихами и баснями через приём «Думательных шляп»Эдварда де Боно. Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
13.08 Педагог проводит итоговую викторину по пройденным литературным произведениям, которые изучали родители и дети. Счёт баллов за всё мероприятия. Ребята делятся впечатлениями о прошедших занятиях.    Подведение итогов. Награждение участников и победителей.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.