Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

2020-06-02 197
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таблица 1

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологические этапы Деятельность педагога Деятельность Учащихся и родителей Возможные приемы и методы
I стадия (фаза) Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик совместно с родителем «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия Осмысление содержания (realizationofmeaning): - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик  совместно с родителем читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection): -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся совместно с родителем соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

 


Синквейн

«Родина» Россия Великая, многонациональная Открывает, принимает, предоставляет Умом Россию не понять Патриотизм «Социальная активность» Гражданин Активный, ответственный Думает, выбирает, реализует Не ждет, чтоб кто-то решил за него Жизнь!
«Патриотизм» Ответственность Истинный, притворный Защищать, развивать, прославлять Патриот не берет, а отдает Родина «Владимир Путин» Президент Убедительный, харизматичный Вмешивается, позиционирует, доминирует Вернул России геополитический статус Авторитет
«Дональд Трамп» Бизнесмен Решительный, хитрый Управляет, спорит, выигрывает Темная лошадка, победившая на зло многим Президент США «Хилари Клинтон» Политик Неугомонная, скандальная Спорит, диктует, навязывает Претендует стать первой женщиной-президентом США Провал

 

Хокку / хайку

Рос/си/я/ и/ США/ Как/ нам/ до/го/во/рить/ся/, Чтоб/ не/ бы/ло/ войн? На/род/ и/ли/ власть/ – Кто/ важ/ней/ в  э/том/ ми/ре/? Ко/го/ чтит/ за/кон/?  
За/чем/ вы/бо/ры/? Раз/ве/ я/ мо/гу/ вли/ять/? И/ме/ю/ го/лос/!!! За/кон/ не/ с то/бой/? Не/ жди/ пе/ре/мен/ - де/лай/. Вы/би/рай/ с у/мом/!!!  

Диаманта

Ответственность Добровольная, осознанная Принимаемая, выполняемая, неотвратимая Ограничение, несвобода, нежелание, протест Отрицание, противоречие, уклонение Негативная, деструктивная Безответственность Потребительство Ленивое, эгоистичное Непонимаемое, осуждаемое, критикуемое Бессмысленность, скука, раздумье, действие Взросление, осознание, принятие Ответственная, растущая Гражданственность

Денотатный граф

 

 


 

Фишбоун

 

 

 

Ход проведения мероприятий (1 занятие - 45 минут)

Дата Работа Результат
01.08 Знакомство с коллективом, краткое раскрытие плана. Распределение по группам, присвоение названия, девиза, эмблемы. Педагог распределяет литературные жанры и приёмы по группам (на 1 группу по 2 жанра). Представление визиток групп. Название группы может сочетаться с названием жанра.
03.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём ПМИ (плюс, минус, интересно). 2 группа работает с пословицами и поговорками через приём Синквейн. 3 группа работает со сказками и рассказами с помощью приёма Кластер (гроздь). 4 группа работает со стихами и баснями через приём Мозговой штурм (брейнсторминг). Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
05.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём Инсерт. 2 группа работает с пословицами и поговорками через приём Хокку. 3 группа работает со сказками и рассказами с помощью приёма Денотатный граф. 4 группа работает со стихами и баснями через приём Оксфордские дебаты. Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
07.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать). 2 группа работает с пословицами и поговорками через приём Диаманта (диамант). 3 группа работает со сказками и рассказами с помощью приёма Древо предсказаний. 4 группа работает со стихами и баснями через приём Метод анализа кейс-стади (case-studу). Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
09.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём «Толстые» и «тонкие» вопросы. 2 группа работает с пословицами через приём - РАФТ. 3 группа работает со рассказами с помощью приёма Фишбоун. 4 группа работает со стихами и баснями через приём Метод анализа Чтение с остановками (просмотр с остановками). Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
11.08 Каждая группа начинает работать с приёмами, которые поручил педагог на 1-м занятии. 1 группа работает с загадками и скороговорками через приём Бортовой журнал. 2 группа работает с поговорками через приём - РАФТ. 3 группа работает со сказками с помощью приёма Фишбоун. 4 группа работает со стихами и баснями через приём «Думательных шляп»Эдварда де Боно. Выступление групп, представление своих работ. Работа может оформляться на плакате размером А3. После выступлений групп, каждая группа Оценивает работу других групп баллами (от 1 до 5)
13.08 Педагог проводит итоговую викторину по пройденным литературным произведениям, которые изучали родители и дети. Счёт баллов за всё мероприятия. Ребята делятся впечатлениями о прошедших занятиях.    Подведение итогов. Награждение участников и победителей.

 

Таблица 1

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологические этапы Деятельность педагога Деятельность Учащихся и родителей Возможные приемы и методы
I стадия (фаза) Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик совместно с родителем «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия Осмысление содержания (realizationofmeaning): - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик  совместно с родителем читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection): -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся совместно с родителем соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

 



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.