Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-06-02 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
4) Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов.
5) Уловки в споре. Нечестные приемы.
Основы мастерства беседы.
Этапы беседы.
Беседа и ее разновидности. Виды деловых бесед.
Цели и задачи деловой беседы. Структурная организация беседы.
Роль вопроса в деловой беседе. Типы вопросов.
ИСКУССТВО СПОРА
Один из основных видов диалога, в который каждый из нас вступает часто и в разных обстоятельствах – это, конечно, спор. Спор возникает там, где есть противоположные мнения по одному вопросу.
Спор — это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.
Центром любого спора, его необходимым и основным элементом является тезис или тема, который один из участников утверждает, а другой опровергает.
Тезис – это мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация).
Спор развивается по следующей схеме:
сначала один из участников высказывает свою мысль → потом оппоненты отыскивает в ней уязвимые места (т.н. пункты разногласия) → оппонент выдвигает антитезис, который считает истинным.
Начиная спор, важно определить для себя, считаем ли мы свой тезис несомненно истинным и будем его отстаивать до конца или мы рассматриваем его как возможный и готовы поменять свое мнение. Как подготовиться к спору? Прежде всего, сформулировать тезис и антитезис, обязательно в краткой и простой форме! Когда тезис сформулирован, мы приступаем к его доказательству, для чего прибегаем к помощи логики.
Для доказательства истинности/ложности тезиса выдвигаются утверждения, которые называют доводами. Они обладают доказательной силой для адресата, то есть признаются верными не только нами, но и нашим оппонентом (или слушателям). Если наша цель – поставить в тупик противника, выбираем доводы, которые вызовут у него затруднение.
|
Доводами могут быть иллюстрации, статистические данные, примеры, указание причин или последствий, аргументация от противоположного, приведение фактов, цитаты из произведений известных ученых, политиков и т.п. Выбирая доводы, важно помнить, что они обязательно связаны с тезисом, из их правильности должна вытекать правильность тезиса.
Классификация споров
Основания классификации разные, цель спора – только одно из них, но очень важное. Поэтому давайте рассмотрим сначала виды споров, выделенные в зависимости от цели.
1. Высшая форма спора – спор для разъяснения истины.
Вступая в такой спор, мы еще не уверены в истинности или ложности нашего тезиса (мнения, которое мы защищаем). Выбираем самые сильные доводы для доказательства своей правоты. Не используем сомнительные приемы ведения спора. Противники в таком споре обычно равны (по знаниям, интеллектуальному уровню). Важно помнить, что мы ищем истину, а не защищаем себя как человека, предложившего на обсуждение какую-либо мысль.
2. Спор для убеждения противника.
В таком споре отбирают аргументы, наиболее убедительные для оппонента; иногда несколько преувеличивают информацию.
3. Спор ради победы.
Выбирают такие аргументы, которые поставят оппонента в тупик. Используют эффектные, но неэтичные способы воздействия – острословие, игру на чувствах и т.п. Например, свидетелем такого спора можно стать на митинге.
4. Спор ради спора.
Любитель подобных споров может завтра отстаивать то, что не принимал вчера, только из удовольствия скрестить копья с кем-нибудь. Такие споры часто затевают «дети» с «отцами» в переходном возрасте.
|
5. Спор-игра был популярен в Древнем мире. Например, играли таким образом: оппоненту задавали вопросы, на которые он мог ответить только «да» или «нет». Задача - ставить вопросы так, чтобы в итоге оппонент пришел к противоречию себе, то есть согласился с тезисом, противоречащим его первоначальному утверждению. Это неплохая тренировка для овладения искусством спора, помогает научиться внимательно следить за ходом спора.
Споры могут быть:
- сосредоточенными (спорящие всё время имеют в виду один спорный тезис);
- бесформенными (такие споры начинаются из-за одного тезиса, затем какое-либо доказательство вызывает новые споры; часто потом трудно вспомнить, из-за чего же начался спор);
- простыми (в таких спорах участников двое);
- сложными (в обсуждении участвует несколько человек; такой вид спора играет важную роль в общественных делах; в таком споре обычно нужен руководитель, ведущий);
- без слушателей;
- при слушателях (важна поддержка аудитории; участники спора упорнее отстаивают своё мнение, больше горячатся, чаще используют уловки);
- есть даже спор ДЛЯ слушателей (убеждают противники не друг друга, а слушателей);
- устными;
- письменными (например, дискуссия в научном журнале, которая может растянуться на несколько номеров или даже лет).
Кроме умения формулировать тезис и приводить доводы нужно также знать особенности культуры спора, основныетребования к его участникам.
В идеальном споре мы бы обязательно считали оппонента равным себе, искренним и беспристрастным, компетентным и стремящимся к истине. Мы должны с уважением относиться к своим оппонентам и их убеждениям. А это значит: не оскорблять оппонента, не смеяться над ним. Как совершенно справедливо отмечает С.И. Поварнин, «Обычно люди … склонны считать человека, который держится других убеждений, или идиотом, или мерзавцем и во всяком случае настоящим врагом». Нужно помнить о том, что оппонент в споре – не ваш личный враг.
Вступая в спор с человеком иной культуры, следует учитывать национальные обычаи и культурные традиции собеседника. Так, у японцев горячие споры считаются грубостью.
Чтобы спор был эффективным, необходимо, чтобы каждый из противников в споре четко выразил свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Без этого спорить будет сложно – непонятно будет, на что именно мы возражаем и есть ли вообще основания для спора.
|
Очень важно определить понятия и термины, которыми мы оперируем в споре. Если этого не сделать, может оказаться, что мы спорим о разных вещах. Ведь одна из особенностей нашего языка заключается в том, что около 80% слов в нём – многозначные!
Чтобы успешно отстаивать свою позицию, нужно уметь выбирать тактику и владеть приемами спора. Знакомство с приемами поможет вам также оценить, какой прием использует против вас оппонент, и дать достойный отпор.
Прежде всего, нужно помнить, что в споре мы: 1) доказываем, 2) убеждаем.
Доказывать – значит устанавливать истинность тезиса. Убеждать – вселять в слушателей уверенность в истинности тезиса. Можно долго логически верно рассуждать, но при этом не убедить, потому что ваши аргументы слишком сложны для слушателей. А можно убедить, пользуясь неосведомленностью, предрассудками и т.п. Но обычно именно доказательность делает речь убедительной.
Чтобы защитить свою точку зрения или опровергнуть мнение оппонента используют полемические приемы.
Полемические приемы
Обязательные психологические элементы публичного выступления (в т.ч. спора) – юмор, ирония, сарказм. Будьте осторожны: иногда ироническое замечание могут использовать, чтобы вас смутить, но при этом оно часто не связано с предметом спора. В этом случае, посмеявшись, вернитесь к обсуждению проблемы.
«Доведение до нелепости», «сведение к абсурду». Если вы заметили, что из тезиса вашего оппонента вытекают следствия, которые противоречат действительности, покажите это. Этот прием использовал известный русский адвокат Ф.Н. Плевако, когда защищал старушку, которая украла дешевенький жестяной чайник. Прокурор в своей речи сказал, что эта незначительная кража является покушением на собственность, а собственность священна, а значит, если позволить покушаться на неё, страна погибнет. Плевако развил мысль прокурора: он указал на то, что Россия перенесла набеги половцев, печенегов и татар, пережила множество войн, но от кражи чайника, конечно, должна погибнуть.
|
Приём бумеранга – это использование тезиса или аргумента оппонента против него самого. Вариант такого приёма – «подхват реплики». Так, на одном процессе знаменитый адвокат (А.Я. Пассовер) защищал богатого контрабандиста. В ответ на защитительную речь адвоката, прокурор эмоционально заявил, что если бы подсудимый не был контрабандистом, он не смог бы заплатить защитнику миллион. Адвокат обратил эту реплику против прокурора: он подсчитал жалование прокурора и разделил его на количество судебных дней, в результате пришел к выводу, что его самого оценивают в миллион, а вот слову прокурора цена – грош.
В споре важно умение перехватывать инициативу. Для этого используют прием «атака вопросами». Отвечать всегда сложнее, чем спрашивать, поэтому нужно стараться чаще задавать вопросы. Ваши вопросы заставляют оппонента защищаться, оправдываться, а это, согласитесь, невыгодная для него позиция.
Иногда вместо обсуждения доводов начинают обсуждать личность того, кто их выдвинул. Это т.н. «довод к человеку». Вот как «рекламирует» такую манеру спора в своем монологе Михаил Жванецкий:
Хватит спорить о вариантах зернопогрузчика! Долой диспуты вокруг технических вопросов!
Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера.
О чем может спорить человек, который не поменял паспорт? Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки? Пойманный с поличным, он сознается и признает себя побежденным.
И вообще, разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется.
Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на "ты", сказать: "А вот это не твоего собачьего ума дело", и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.
Другая разновидность этого приема – «апелляция к публике». Оратор стремится воздействовать на чувства публики, привлечь аудиторию на свою сторону. В рассказе А.П. Чехова «Случай из судебной практики» опытный адвокат, защищая грабителя и мошенника, так описал страдания его жены и детей, разлученных с любимым отцом семейства, так представил психологию своего клиента (Взгляните на его глаза!... Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О, нет! Они, эти глаза, плачут!), что не только присяжные и судьи прослезились, но и прокурор был растроган. К сожалению, адвокат растрогал и своего подзащитного, тот сознался в своих преступлениях и был осужден.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!