Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-06-02 | 506 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Вообще уловка – это не всегда запретный прием. Это любой приём, с помощью которого участник спора стремится облегчить спор для себя и затруднить для оппонента.
Так, если во время спора вы не можете сразу подобрать или сформулировать возражение или аргумент, допустимо применение такой уловки, как оттягивание возражения: начните задавать оппоненту вопросы, связанные с высказанным им доводом, это даст вам время подумать.
Поставить «ловушку » для оппонента, который прибегает к нечестным приемам ведения спора, – тоже пример допустимой уловки. Так, если ваш противник горячо доказывает, что все люди нечестны и корыстны, остановить его можно отнесением этого утверждения к его собственной персоне. Пример самой простой ловушки: Заметив, что противник злостно отрицает каждый наш довод в пользу доказываемой мысли, а какой-нибудь довод нам необходимо провести, мы ставим ловушку. О нашем доводе умалчиваем, а вместо него берем противоречащую ему мысль и делаем вид, что ее-то и хотим употребить, как довод. Если противник "заладил" отрицать все наши доводы, то он может, не вдумавшись хорошенько, наброситься и на нее и отвергнуть ее. Тут-то ловушка над ним и захлопнется. Отвергнув мысль, противоречащую нашему доводу, он тем самым принял наш довод, который мы хотели провести.
Современные публичные споры на телеэкране и в интернете богаты примерами уловок недопустимых. Рассмотрим основные.
Можно выделить несколько тактик нечестного ведения спора. Во-первых, если недобросовестный спорщик почувствовал слабость своей позиции и хочет избежать поражения, он может попытаться спор прекратить. Например, сорвать. Спорщик постоянно перебивает противника, старается перекричать или просто демонстративно показывает, что не желает его слушать; зажимает себе уши, напевает, свистит и т.д. и т.д. В споре при слушателях иногда играют такую роль слушатели, видящие, что их единомышленнику приходится плохо: тут бывает и хор одобрения или неодобрения, и рев, и гоготанье, и топанье ногами, и ломанье столов и стульев, и демонстративный выход из помещения – все по мере культурности нравов слушателей (примечание: это называется обструкцией). Спорить при таких условиях, конечно, невозможно.
Нередко можно встретить следующий пример выхода из спора: Если спорщик достаточно нахален, он может, "поспорив" так с вами и не дав вам сказать ни слова, заявить: "с вами нельзя спорить, потому что вы не даете нового ответа на вопросы" или даже: "потому что вы положительно не даете возможности говорить".
Чтобы уйти от поражения, спорщик может попытаться: увести разговор в сторону; обличить противника в расхождении между словом и делом; перевести вопрос на точку зрения пользы или вреда (доказывать не истинность положения, а его последствия для нас).
Желающий покинуть поле боя раньше времени спорщик может инсценировать непонимание: Софист Калликл в платоновском диалоге "Горгиас". Что ни скажет ему Сократ – один ответ "не понимаю". "Не понимаю твоего умничанья, Сократ". "Не знаю, что ты говоришь" и т.д. и т.д. Так и вышел бы Калликл из спора, если б учитель его, Горгиас, не приказал ему продолжать. "Нет, нет, Калликл, отвечай и для нас, чтобы исследование было доведено до конца". Иногда все это делается "тоньше". Вы привели сильный, но сложный довод, против которого противник не может ничего возразить: он тогда говорит с иронией: "Простите, но я не могу спорить с вами больше. Такие доводы – выше моего понимания. Они слишком учены для меня"».
Более жесткий вариант выхода из спора – «довод к городовому». Сначала человек спорит честь честью, спорит из-за того, истинен ли тезис или ложен. Но спор разыгрывается не в его пользу – и он обращается ко властям предержащим, указывая на опасность тезиса для государства или общества и т.д. И вот приходит какая-нибудь "власть" и зажимает противнику нашему рот, что и требовалось доказать. Спор прекратился и "победа" за ними».
Похожая уловка – использование «палочных» доводов; это своеобразное психологическое или интеллектуальное насилие – приводим такой довод, который оппонент не может ответить, потому что боится неприятных последствий.
Еще одна разновидность таких уловок – «чтение в сердцах»: вместо того, чтобы оценивать сказанное, пытаемся определить мотивы, по которым это говорят: «Вы говорите так из жалости», «Вы преследуете личные интересы».
Похожий приём – инсинуация – используется тогда, когда спор происходит в присутствии зрителей и нужно подорвать доверие к противнику. Для этого прибегают к безответственным намёкам: «Кто докажет, что вы этого не делали?», «Никто не знает, что вы там делали или говорили».
Если цель спора – победа любой ценой, могут попытаться вывеси оппонента из себя – грубостью, оскорблениями, издевками.
Одна из сильнейших уловок в устном споре – внушение. Уверенная речь, внушительный громкий голос, представительная внешность и манеры – все это может создать преимущество в споре, особенно в споре для слушателя. Так, речи Гитлера сопровождались музыкой Вагнера, которая создавала ощущение надвигающейся угрозы, подавляла слушателей.
Нередко в спорах в качестве аргумента используют ссылки на свой возраст, образование, положение: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите», «Сначала получите диплом, а потом поговорим». Очень популярен такой приём в интернете при обсуждении новостей из жизни известных людей. Если кто-то выскажется о «звезде» неодобрительно, обязательно услышит в свой адрес от её поклонников «Сначала сам того же добейся, а потом уже говори». Однако сами по себе возраст, образование и положение ошибок не исключают, поэтому такие доводы не должны вас смущать.
Оппонента можно запутать. Например, если довод слабый, используют такую уловку, как «подмазывание аргумента» - его выражают в очень запутанной, туманной форме, и при этом часто добавляют комплимент оппоненту типа «Вы, как умный человек, не станете отрицать, что …». Кто же захочет возразить против первой части такого довода? А значит, придется принять и вторую.
Уловка под названием «двойная бухгалтерия» заключается в том, что себя мы оцениваем менее строго, а противника – более строго. Если довод нам выгоден, мы объявляем его верным, если нет – ошибочным. Так, на одном музыкальном канале обсуждали недавно завершившееся «реалити-шоу» (Каникулы в Мексике) с точки зрения этики. На обсуждение пригласили двух участниц проекта, между которыми был конфликт. Одна из девушек, русская, обвиняла другую, девушку с Кавказа, в неприличном поведении. Единственным её аргументом были слова: «Она нарушает традиции». Собственное поведение, не более достойное, девушка не оценивала столь же строго. Очевидно, потому, что, по её мнению, у русских традиции другие.
Можно сделать ставку на ложный стыд. Люди часто хотят казаться лучше, чем они есть, бояться показаться недостаточно умными, несведущими. Поэтому полемист может предварить недоказанный или ложный аргумент словами: «Вам, конечно, известно» или «Только необразованный человек не знает, что», и человек постесняется признаться, что впервые такое слышит.
Нечестные приемы
Сбить оппонента с толку можно при помощи явления, которое называется «ошибкой многих вопросов»: под видом одного вопроса оппоненту задают сразу несколько вопросов, требующих РАЗНЫХ ответов. При этом требуют немедленно ответить: да или нет. А потом трактуют ответ в свою пользу – применяют ответ к «нужной» части вопроса. Например, античные учителя риторики задавали ученикам вопрос: «Прекратил ли ты бить своего отца? Да или нет?». И ответ «да», и ответ «нет» предполагают, что факт битья имел место.
Уклонение от поставленных вопросов. Иногда полемисты просто пропускают ответ, как говорится, мимо ушей, как бы не замечая его.
Вместо ответа оппонент может начать иронизировать над вопросом: «Вы задаете такие «глубокомысленные» вопросы»; «И вы считаете свой вопрос серьезным?». Или дает отрицательную оценку вопросу: «Это наивный вопрос»; «Это незрелый вопрос». Конечно, такой ответ демонстрирует неуважение к оппоненту.
Неприемлем ответ вопросом на вопрос. Это попытка уйти от неудобного вопроса.
Если оппонент не хочет отвечать на вопрос, он может уклониться от ответа: перевести разговор на другую тему или сослаться на сложность вопроса и перенести ответ на «потом». Последняя уловка называется «ответом в кредит».
В споре важно заметить нечестный прием противника и показать ему и зрителям, что вы его «раскусили».
2. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА БЕСЕДЫ
Самой распространенной формой общения считается беседа. Согласно словарям, беседой называют 1) Спокойный продолжительный разговор, дружеский или деловой. 2) Собеседование на политические, научные и т.п. темы, рассчитанные на обмен мнениями между присутствующими, выяснение каких-либо вопросов.
Общение между людьми может происходить в разных формах. Беседа - это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.
Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, целью которого является либо стремление лучше понять характер возникшей проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом его интересов и мнения по обсуждаемому вопросу. Поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказывать свое отношение к изложенному мнению.
Этапы беседы
Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов: подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.
Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы её целесообразности, условия и время её проведения, подготовить необходимые материалы и документы.
Готовясь к предстоящей беседе, важно избежать двух крайностей: с одной стороны, излишней уверенности в своём умении провести эффективный разговор, а с другой - своеобразной перестраховки, стремления пунктуально продумать все этапы будущей встречи. В первом случае инициатива может перейти к партнёру, во втором - малейшее отклонение от плана может привести к растерянности и неуверенности.
Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны прежде всего с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору.
Перечислим ряд методов, использование которых эффективно в начале беседы:
· метод снятия напряжённости: использование тёплых слов, комплиментов, шутки для установления контакта с собеседником;
· метод "зацепки": использование какого-либо события, личного впечатления или необычного вопроса, позволяющих образно представить суть проблемы, обсуждению которой должна быть посвящена беседа;
· метод стимулирования игры воображения: постановка в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны рассматриваться в ходе беседы;
· метод "прямого подхода": непосредственный переход к делу - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа, и быстрый переход к конкретному вопросу.
Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.
Конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:
· бестактное обрывание на полуслове;
· неоправданное лишение собеседника права высказать своё мнение;
· навязывание мнения ведущего беседу;
· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;
· грубая реакция на высказывание партнёрами противоположных точек зрения;
· подтасовка фактов;
· необоснованные подозрения, голословные утверждения, окрики за критику;
· давление на собеседника голосом, манерами.
Заключительная часть беседы служит своеобразной общей её оценкой. Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей. Задачами этого этапа являются: достижение основной или запасной цели; обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы; стимулирование собеседника к выполнению намеченной деятельности; поддержание в случае необходимости дальнейшего контакта с собеседником.
Важно отделить завершение беседы от других её фаз; для этого используются выражения типа "Давайте подведём итоги" или "Мы подошли к концу нашей беседы".
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!