Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ»

2020-06-02 267
Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л. А. Алексеева

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ

 

Учебно-методическое пособие

по освоению дисциплины и написанию контрольной работы

для студентов заочной формы обучения в бакалавриате

по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

 

Калининград

Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ»

 
2019

УДК657.0/5(076)

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой учета, анализа и аудита

в отраслях и комплексах ФГБОУ ВО «Калининградский государственный

технический университет» В. Л. Даниленков

 

 

Алексеева, Л. А.

Бухгалтерский учет и анализ: учеб.-метод. пособие по освоению дисциплины и написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения в бакалавриате по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Л. А. Алексеева. – Калининград: Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019. – 117 с.

 

В учебно-методическом пособии изложены общие положения, требования по изучению дисциплины (по всем разделам учебной программы), даны методические указания по ее освоению (по отдельным темам), а также по написанию контрольной работы.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями утвержденной рабочей дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент».

 

Табл. 8, список лит. – 61 наименование.

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой учета, анализа и ауди­та в отраслях и комплексах Института отраслевой экономики и управления ФГБОУ ВО «Ка­лининградский государственный технический университет» 06 марта 2019 г., протокол № 7

 

Учебно-методическое пособие рекомендовано к печати методической комиссией    Инс­ти­тута отраслевой экономики и управления ФГБОУ ВО «Калининградский государственный тех­нический университет» 29 марта 2019 г., протокол № 10

 

УДК657.0/5(076)

 

 

© Федеральное государственное

бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Калининградский государственный

технический университет», 2019 г.

© Алексеева Л. А., 2019 г.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение...................................................................................................... 4
1. Общие сведения о дисциплине............................................................... 6
1.1. Цель и задачи дисциплины............................................................. 6
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины......................... 6
1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.... 7
2. Содержание и методические указания по освоению дисциплины....... 11
2.1. Тема 1 «Бухгалтерский учет в системе управления экономикой. Общая характеристика бухгалтерского учета»............................ 11
2.2. Тема 2 «Предмет и метод бухгалтерского учета»........................ 15
2.3. Тема 3 «Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись»................................................................................................ 18
2.4. Тема 4 «Классификация и план счетов бухгалтерского учёта»... 20
2.5. Тема 5 «Стоимостное измерение в бухгалтерском учете и принципы учета основных хозяйственных процессов»............. 22
2.6. Тема 6 «Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. Бухгалтерская (финансовая) отчетность».............................................................................................. 26
2.7. Тема 7 «Учет денежных средств, обязательств и расчетов»......... 29
2.8. Тема 8 «Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования»....................................................................... 34
2.9. Тема 9 «Учет основных средств и нематериальных активов»...... 37
2.10. Тема 10 «Учет материально-производственных запасов»......... 43
2.11. Тема 11 «Учет финансовых вложений»....................................... 47
2.12. Тема 12 «Учет оплаты труда и расчетов»................................... 49
2.13. Тема 13 «Учет затрат на производство»..................................... 55
2.14. Тема 14 «Учет готовой продукции и товаров»........................... 59
2.15. Тема 15 «Учет финансовых результатов и распределения прибыли» 63
2.16. Тема 16 «Учет капитала и резервов»........................................... 66
2.17. Тема 17 «Анализ имущественного состояния организации и структуры его финансирования»............................................... 71
2.18. Тема 18 «Анализ финансовой устойчивости»............................. 76
2.19. Тема 19 «Анализ платежеспособности и ликвидности»............. 78
2.20. Тема 20 «Анализ финансовых результатов деятельности организации» 82
3. Задания и методические указания по выполнениюконтрольной работы............................................................................................................. 86
3.1. Теоретические задания по выполнению контрольной работы..... 88
3.2. Практические задания по выполнению контрольной работы...... 90
4. Сведения по написанию курсовой работы............................................ 95
5. Содержание практических занятий, методические указания по подготовке к ним............................................................................... 96
6. Материалы промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине.... 102
6.1. Общие положения........................................................................... 102
6.2. Экзаменационные вопросы по дисциплине.................................... 103
6.3. Экзаменационные задачи по дисциплине....................................... 106
7. Список рекомендуемых источников...................................................... 112

 

Введение

 

В современных условиях бухгалтерский учет и анализ представляют собой часть экономической науки, которая на базе специфических приемов форми­рует информацию об активах организации, ее источниках и хозяйственных про­цессах в виде исчисления отдельных показателей, необходимых для принятия управленческих решений.

Постоянный рост объема учетной информации требует дальнейшего совер­шенствования форм и методов бухгалтерского учета, сокращения времени на регистрацию и обработку первичных учетных данных с помощью применения автоматизации бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет и отчетность являются информационной базой для про­ведения анализа, основная целью которого – дать объективную и точную оцен­ку состава средств и источников, изменений в их структуре, выявить недос­татки в работе экономического субъекта и разработать мероприятия по улучше­нию экономической и финансовой деятельности.

Для специалиста необходимо знание действующих экономических законов, законодательных и нормативных актов, базовых принципов, методологи­ческих приемов применительно к современным требованиям управления.

Настоящее учебно-методическое пособие представляет собой комплекс сис­тематизированных материалов для самостоятельного углубленного изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» студентами, обучающимися по прог­рамме бакалавриата по направлению 38.03.02 «Менеджмент». При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные студентами при ос­воении других дисциплин.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями утвержденной рабочей программы дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» ба­калавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Материал пособия изложен по разделам, соответствующим отдельным участкам изучения бухгалтерского учета и анализа.

Материал, изложенный в пособии, определяет базовый объем знаний для по­лучения теоретических и практических профессиональных навыков современ­ных специалистов бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

В первом разделе приводятся общие организационно-методические указа­ния, включая цель, задачи и результаты освоения дисциплины, общая трудоемкость, логика изложения и тематический план учебной дисциплины, распределе­ние учебного времени по темам и самостоятельной работе студентов.

Во втором разделе учебного пособия содержатся методические указания и советы по изучению и освоению дисциплины, а также вопросы для самоконт­ро­ля студента.

В третьем – приводятся задания и даются общие методические указания по выполнению контрольной работы.

В четвертом – представлены сведения и рекомендации по написанию кур­со­вой работы. При написании курсовой работы рекомендуется использовать «Учебно-методическое пособие по написанию курсовой работы» [52].

Пятый раздел содержит практические занятия и методические указания по подготовке к ним.

В шестом разделе содержатся материалы по подготовке к итоговой аттес­та­ции по дисциплине.

В седьмом – представлены источники по обеспечению дисциплины.

 

 


 

1. Общие сведения о дисциплине

1.1. Цель и задачи дисциплины

 

Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» строится, исходя из тре­буемого уровня подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Ме-неджмент».

Дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ» является базовой дисциплиной, целью освоения которой является получение теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для формирования профессиональных компетенций, соответствующих требованиям к результатам освоения образовательной программы (ФГОС ВО) бакалавриата.

Задачи изучения дисциплины:

– освоение организации и ведения бухгалтерского учета и экономического анализа; системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

– освоение принципов финансового учета, организационно-правовых осо­бен­ностей предприятий и их влияния на постановку финансового учета в хозяйст­вующих субъектах;

– формирование основ управленческого бухгалтерского учета;

– освоение учетной информации о затратах на производство продукции по объектам калькулирования, о маржинальном доходе с целью принятия уп­рав­ленческих решений;

– формирование и приобретение практических навыков по проведению ана­лиза бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов.

 

1.2. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Результатом освоения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» должны быть следующие этапы формирования у обучающегося об­щепрофессиональных (ОПК), предусмотренных ФГОС ВО, и дополнительных общепрофессиональных компетенций (ОПКД), предусмотренных ОП ВО,          а именно:

– владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем:

– знание методов составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации;

– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач:

– способность выбрать методы экономического анализа для обработки экономической и деловой информации, организовывать и осуществлять бухгалтерский учет хозяйственных операций.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;

– основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности;

– основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платеже­способности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельнос­ти деятельности;

– основные системы управленческого учета;

– принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

– модели оценки капитальных (финансовых) активов;

– принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;

– основные концепции и методы организации операционной деятельнос­ти;

– основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;

уметь:

– использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;

– анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;

– калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета;

– оценивать эффективность использования различных систем учета и рас­п­ределения;

– оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

– уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;

– разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;

– обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбо­ра источников финансирования;

– проводить оценку финансовых инструментов;

– планировать операционную деятельность организации;

– применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах.

владеть:

– методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования.

 

1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина Б1.Б.22 «Бухгалтерский учет и анализ» входит в состав базовой части образовательной программы (ОП) бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

В процессе изучения этой дисциплины студенты приобретают знания в об­ласти организации и ведения бухгалтерского учета у экономических субъектов, ов­ладевают новейшими методами и современными приемами экономическо­го ана­лиза финансово-хозяйственной деятельности различных форм хозяйст­вования.

При изучении дисциплины используются знания и навыки, получаемые сту­дентами при освоении дисциплин Б1.Б.09 «Математика», Б1.Б.12 «Экономи­чес­кая теория», Б1.Б.16 «Экономика предприятий и организаций»,
Б1.Б.17 «Ста­тистика».

Результаты освоения данной дисциплины могут быть использованы для изу­чения дисциплин вариативной части образовательной программы бакалав­риа­та, при прохождении практик и государственной итоговой аттестации, а так­же в профессиональной деятельности.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (ЗЕТ),
т. е. 288 академических часов (216 астр. ч) контрактных (лекционных и практических занятий) занятий и самостоятельной учебной работы студента, работы, свя­зан­ной с текущей и промежуточной (заключительной) аттестацией по дисцип­лине (табл. 1.1 – 1.3).

Распределение трудоемкости освоения дисциплины: по семестрам, по темам и видам учебной работы обучающегося приведено ниже (табл. 1.2).

Форма аттестации по дисциплине:

Заочная форма, четвертый семестр – контрольная работа, зачет; пятый се­местр – курсовая работа, экзамен (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Объем (трудоемкость освоения) в заочной форме обучения и структура дисциплины

Номер и наименование темы,

Вид учебной работы

Объем учебной работы, ч

Лекции ЛЗ ПЗ

СРС

Всего

Контактная работа

Семестр – 4, трудоемкость – 3 ЗЕТ (108 ч.)

1. Бухгалтерский учёт в системе уп­равления экономикой. Общая ха­рак­теристика бухгалтерского учёта 1 – 1 12 14 2. Предмет и метод бухгалтерского учета 1 – 1 16 18 3. Балансовое обобщение, система сче­тов и двойная запись 2 – 2 16 20 4. Классификация и план счетов бух­галтерского учёта 1 – 1 16 18 5. Стоимостное измерение в бухгал­терс­ком учете и принципы учета ос­нов­ных хозяйственных процес­сов 2 – 2 14 18 6. Организация бухгалтерского уче­та, его правовое и методическое обес­печение. Бухгалтерская (финан­совая) отчетность 1 – 1 14 16 Учебные занятия 8 – 8 88 104 Промежуточная аттестация

Зачет

4

Итого в четвертом семестре

108

Окончание табл. 1.1

Номер и наименование темы,

Вид учебной работы

Объем учебной работы, ч

Лекции ЛЗ ПЗ

СРС

Всего

Контактная работа

Семестр – 5, трудоемкость – 5 ЗЕТ (180 ч)

7. Учет денежных средств, обяза­тельств и расчетов 1 8 9
8. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования 1 8 9
9. Учет основных средств и нематериальных активов 1 8 9
10. Учет материально-производст­венных запасов 1 9 10
11. Учет финансовых вложений 1 8 9
12. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом 1 9 10
13. Учет затрат на производство 1 9 10
14. Учет готовой продукции и товаров 1 8 9
15. Учет финансовых результатов и распределения прибыли 1 1 8 10
16. Учет капитала и резервов 1 8 9
17. Анализ имущественного состоя­ния организации и структуры его финансирования 1 9 10
18. Анализ финансовой устойчивос­ти 1 9 10
19. Анализ платежеспособности и ликвидности 1 9 10
20. Анализ финансовых результатов деятельности организации 1 1 9 11
Курсовая работа 36 36
Учебные занятия 6 10 155 171
Промежуточная аттестация

Экзамен

9

Итого в пятом семестре

180
Итого по дисциплине

 

288

ЛЗ – лабораторные занятия (не предусмотрены), ПЗ – практические занятия, СРС – самостоятельная работа студентов.

Таблица 1.2 – Объем (трудоёмкость освоения) и структура практических занятий (ПЗ)

Номер темы Содержание (семинарских) практических занятий Заочная форма, ч
1 Изучение Федерального закона «О бухгалтерском учете» 1
2 Группировка имущества организации по функциональной роли в хозяйственном процессе и по источникам формирования 1

Окончание табл. 1.2

 

Номер темы Содержание (семинарских) практических занятий Заочная форма, ч
3 Составление бухгалтерского баланса. Открытие счетов. Составление бухгалтерских проводок и отражение хозяйственных операций на счетах 2
4–5 Решение задачи с целью отражения на счетах хозяйственных операций процесса снабжения, производства и продажи готовой продукции 3
6 Изучение Положения по бухгалтерскому учету «Учетная полити­ка организации» (ПБУ 1/2008). Составление приказа об учет­ной политике организации 1
7 Оформление кассовых операций и операций по учету денежных средств на расчетных и валютных счетах организации 1
8 Отражение на счетах хозяйственных операций по учету долгосрочных инвестиций 1
10 Составление акта инвентаризации и сличительной ведомости по результатам инвентаризации материалов 1
11 Составление бухгалтерских проводок по учету финансовых вложений 1
12 Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по начислению заработной платы, удержаний и отчислений 1
13 Учет прямых затрат. Группировка затрат на производство по элементам и статьям расходов. Распределение расходов. Учет косвенных затрат 1
14 Определение финансового результата от обычных видов деятельности (продажи продукции, работ и услуг) 1
15 Решение задач отражения финансовых результатов на счетах. Решение задач по учету нераспределенной прибыли 1
16 Решение задач по учету уставного и добавочного капиталов 1
20 Анализ отчета о финансовых результатах организации, расчет показателей рентабельности, факторный анализ прибыли и рен­табельности 1

Итого:

18

Таблица 1.3 – Объем (трудоёмкость освоения) и формы самостоятельной работы
студентов (СРС)

п/п

Вид (содержание) СРС

Форма контроля, аттестации

Заочная форма

1 Освоение теоретического учебного материала (в т. ч. выполнение контрольной работы) 110 Контрольная работа
2 Подготовка к практическим занятиям 97 Контроль знаний на ПЗ
  Промежуточная аттестация 4 Зачет
4 Курсовая работа 36 Защита курсовой работы

Итого

243  

Контрольная работа выполняется в четвертом семестре, предусматривает раскрытие теоретических вопросов и решение практических заданий по бухгалтерскому учету отдельных объектов и экономическому анализу финансово-хо­зяйст­венной деятельности организаций.

Курсовая работа выполняется в пятом семестре. Результатом ее выполнения является оценка действующей практики ведения бухгалтерского учета отдель­ных объектов в организациях различных организационно-правовых форм хо­зяйствования и подготовка рекомендаций по его совершенствованию, проведе­ние анализа различных видов производственных ресурсов организаций и оп­ре­деление резервов их более эффективного использования, исследование фи­нан­совых результатов и финансового состояния деятельности экономических субъектов.

 

 

2. Содержание и методические указания по освоению дисциплины

2.1. Тема 1 «Бухгалтерский учет в системе управления экономикой. Об­щая характеристика бухгалтерского учета»

 

Методические указания

Цель изучения темы – ознакомление с целью и задачами дисциплины,  ролью экономической информации в деятельности организации, с хозяйственным учетом, его видами, с законодательством, определяющим задачи, функции и требования к бухгалтерскому учету и профессии бухгалтера.

В результате изучения темы проводится систематизация экономической информации о хозяйственном учете, особенностях бухгалтерского учета, зак­реп­ляются знания в области нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, а также роли и функциях бухгалтерского учета в системе управления орга­низацией.

В процессе изучения следует уяснить, что экономическая информация яв­ляет­ся основой бизнеса, которая требует четкой организации сбора, анализа и об­работки её в процессе хозяйственной деятельности, состоящей из операций снаб­жения, производства, реализации, строится на определенных учетных аспек­тах хозяйственного учета, видами которого является оперативный, статис­ти­чес­кий, бухгалтерский учет, охватывающий всю финансово-хозяйственную
дея­тельность, а также получить знания об особенностях бухгалтерского учета, объектах.

Эффективность управления обеспечивается качественной информацией о дея­тельности служб, отделов подразделений экономического субъекта. Такая ин­формация необходима для руководителей разных уровней управления внутри организации с целью принятия ими правильных управленческих решений.

Обобщающим показателем эффективности менеджмента можно считать стоимость бизнеса и его динамику. Важную роль в рыночной экономике занимают хозяйственный учёт и его виды.

Хозяйственный учет состоит: из оперативного, статистического, бухгалтер­ского.

Оперативный учет используется для получения информации в целях теку­ще­го управления и контроля за хозяйственными процессами на отдельных участ­ках производственной и финансовой деятельности.

К основным функциям оперативного учета относятся:

– наблюдение процессов и фактов хозяйственной жизни организации;

– накопление и представление данных для оперативного анализа, конт­ро­ля и управления.

Статистический учет предназначен для регистрации, группировки, обобще­ния и изучения массовых явлений, а также анализа результатов различных про­цессов и прогнозирования дальнейшего их развития.

Бухгалтерский учет представляет собой систему подготовки и сбора учет­ной информации, обеспечивающей регистрацию и отражение хозяйственных фак­тов. При этом бухгалтерским учетом охватывается вся финансово-хо­зяйст­вен­ная деятельность организации.

Бухгалтерский управленческий учет предназначен для сбора внутренней учетной информации об издержках производства, группируется и учитывается по видам затрат, по месту их возникновения и др. Показатели управленческого учета формируются на основе данных бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения на­ло­го­вых баз по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Россий­ской Федерации. Налоговая отчетность представляется налоговым органам, ко­торые являются основными пользователями данных налогового учета.

В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности Законом № 402-ФЗ определены международные стандарты финан­совой отчетности (далее – МСФО). Действующая в настоящее время система законодательно-нормативного регулирования российского бухгалтерского уче­та включает в себя акты нескольких уровней.

Первый уровень – российское законодательство о бухгалтерском учете. Ос­новным актом этого уровня правового регулирования и является Закон
№ 402-ФЗ, которым установлены: 1) правовой механизм регулирования бухгалтерского учета; 2) единые требования к ведению бухгалтерского учета. Кроме то­го, к актам первого уровня относят также Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной бухгалтерской отчетности».

Второй уровень – стандарты бухгалтерского учета, предусмотренные Зако­ном о бухгалтерском учете: 1) федеральные; 2) отраслевые.

Федеральные стандарты обязательны к применению. Они устанавливают оп­ределения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классифика­ции, допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского уче­та; требования к учетной политике, инвентаризации активов и обязательств, до­кументам бухгалтерского учета и документообороту.

Отраслевые стандарты регламентируют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности, они не долж­ны противоречить федеральным стандартам.

Третий уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета, которые при­нимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стан­дартов. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­ности организаций и Инструкция по его применению [22].

Четвертый уровень – стандарты экономического субъекта, которые предназ­начены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета все­ми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и предс­тавительства. Экономический субъект самостоятельно разрабатывает рабо­чий план счетов (на базе единого Плана счетов), учетную политику предприя­тия, порядок документооборота, а также приказы, распоряжения руководителя, должностные инструкции и иные рабочие документы.

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с прин­ципами ст. 20 Закона № 402-ФЗ [11].

Субъектами регулирования бухгалтерского учета (ст. 22 Закона № 402ФЗ [11]) являются:

1) уполномоченный федеральный орган (Минфин России) и Центральный банк Российской Федерации;

2) саморегулируемые организации – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Цель бухгалтерского учета раскрывается в его задачах, которые приведены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [16].

Для осуществления основных задач бухгалтерский учет выполняет ряд функций:

1) Контрольную функцию, с помощью которой путем применения специаль­ных приемов и способов осуществляется три вида контроля:

– предварительный контроль – до совершения хозяйственной операции;

– текущий контроль – во время совершения хозяйственной операции;

– последующий контроль – после совершения хозяйственной операции.

2) Информационную функцию, использующуюся во всех видах хо­зяйст­вен­ного учета с целью планирования и прогнозирования, а также для оп­ре­де­ле­ния стратегии и тактики деятельности организации.

3) Функцию обеспечения сохранности имущества, которая осуществляет­ся в зависимости от действующей системы учета и определенных предпосылок.

4) Функцию обратной связи, предназначенную для формирования и передачи информации о фактических параметрах развития объекта управления, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров. Цель – повышение эффективности процессов учета за счет их периодического изме­рения.

5) Аналитическую функцию, в которой достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений.

Все участники рыночной экономики являются пользователями бухгалтерской информации, которых можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние (сторонние) пользователи – это физические и юридические лица, обособленные по отношению к данному экономическому субъекту, но в своей деятельности применяющие информацию о нем.

К внутренним пользователям относятся физические лица – сотрудники ор­га­низации, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного эконо­мического субъекта и принимают решения на основе информации о деятельнос­ти данного предприятия.

Незаинтересованные пользователи – органы статистики, биржи, консалтин­говые и аудиторские организации, общественные организации, пресса.

В соответствии с п. 4. ст. 7. ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» [11] главный бухгалтер или иное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского уче­та, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, сос­тав­лением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутст­вии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее пя­ти лет из последующих семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости.

В Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики чле­нов НП «ИПБ России» [41] (далее – Кодекс) – свод правил поведения, обяза­тель­ных для профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России при осуществ­лении ими профессиональной деятельности.

Профессиональный бухгалтер должен соблюдать следующие основные прин­ципы этики:

честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциаль­ность, профессиональное поведение.

 

Источники: [11, 16, 22, 41].

Вопросы для самоконтроля:

1. Кому необходима экономическая информация, какова ее цель, задачи и содержание?

2. Какие функции выполняет управленческая информация?

3. С помощью каких подходов строится процесс управления организацией?

4. Виды хозяйственного учета. В чем их особенности? Каковы функции каждого из них?

5. Какова роль бухгалтерского учета, какие требования предъявляются к нему?

6. В чем заключается законодательно-нормативное регулирование российского бухгалтерского учета?

7. Какова цель бухгалтерского учета, задачи и функции?

8. Кто является пользователями бухгалтерской информации в рыночной экономике?

9. В чем особенность профессии бухгалтера, для чего нужен кодекс профессиональной этики?

Задания и методические указания по выполнению контрольной работы

 

Целью выполнения контрольной работы является проверка степени усвое­ния студентами теоретического материала по указанным темам, а также их способности применять теоретические знания, полученные при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ», для решения практических задач, связанных с ведением бухгалтерского учета и проведением анализа. Исходя из поставленной цели, задания контрольных работ сформулированы таким образом, чтобы в каждой задаче происходило освоение навыков ведения бухгалтерского учета и проведения анализа по единым правилам и нормам, установленным нормативными и законодательными актами, регулирующими учет и отчетность в Российской Федерации.

Контрольная работа является одним из видов контроля результатов освое­ния студентами дисциплины и способствует привитию навыков ведения бухгал­терского учета и проведения экономического анализа.

Задание по контрольной работе состоит из теоретической части и задачи.

При выполнении контрольной работы студенты выбирают самостоятельно из перечня одно задание для ответа в письменной форме и задачу.

Практическая часть контрольной работы состоит из сквозной задачи.

В табл. 3.1 приведены варианты теоретических заданий и задач, которые студенты должны выполнить самостоятельно, представив решение задачи в соответствующих формах бухгалтерской отчетности, утвержденных Министерством финансов РФ.

Перед решением задачи необходимо приводить ее условие, без этого контрольная работа к проверке не принимается. В контрольной работе представлены три варианта задач. Представлена алфавитная схема распределения теоретических заданий и задач, которой следует руководствоваться при выборе контрольных заданий.

 

Таблица 3.1 – Варианты теоретических заданий и задач

Начальная буква фамилии студента Номер теоретического задания Номер задачи
А 15 3
Б 1 2
В, Г 14 1
Д, Е 2 3
Ж, З 13 2
И, К 3 1
Л, М 12 3
Н, О 4 2
П, Р 11

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.