Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-06-02 | 267 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Л. А. Алексеева
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ
Учебно-методическое пособие
по освоению дисциплины и написанию контрольной работы
для студентов заочной формы обучения в бакалавриате
по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
Калининград
Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ»
УДК657.0/5(076)
РЕЦЕНЗЕНТ
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой учета, анализа и аудита
в отраслях и комплексах ФГБОУ ВО «Калининградский государственный
технический университет» В. Л. Даниленков
Алексеева, Л. А.
Бухгалтерский учет и анализ: учеб.-метод. пособие по освоению дисциплины и написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения в бакалавриате по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Л. А. Алексеева. – Калининград: Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019. – 117 с.
В учебно-методическом пособии изложены общие положения, требования по изучению дисциплины (по всем разделам учебной программы), даны методические указания по ее освоению (по отдельным темам), а также по написанию контрольной работы.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями утвержденной рабочей дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент».
Табл. 8, список лит. – 61 наименование.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой учета, анализа и аудита в отраслях и комплексах Института отраслевой экономики и управления ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» 06 марта 2019 г., протокол № 7
Учебно-методическое пособие рекомендовано к печати методической комиссией Института отраслевой экономики и управления ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» 29 марта 2019 г., протокол № 10
|
УДК657.0/5(076)
© Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Калининградский государственный
технический университет», 2019 г.
© Алексеева Л. А., 2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................... | 4 |
1. Общие сведения о дисциплине............................................................... | 6 |
1.1. Цель и задачи дисциплины............................................................. | 6 |
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины......................... | 6 |
1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.... | 7 |
2. Содержание и методические указания по освоению дисциплины....... | 11 |
2.1. Тема 1 «Бухгалтерский учет в системе управления экономикой. Общая характеристика бухгалтерского учета»............................ | 11 |
2.2. Тема 2 «Предмет и метод бухгалтерского учета»........................ | 15 |
2.3. Тема 3 «Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись»................................................................................................ | 18 |
2.4. Тема 4 «Классификация и план счетов бухгалтерского учёта»... | 20 |
2.5. Тема 5 «Стоимостное измерение в бухгалтерском учете и принципы учета основных хозяйственных процессов»............. | 22 |
2.6. Тема 6 «Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. Бухгалтерская (финансовая) отчетность».............................................................................................. | 26 |
2.7. Тема 7 «Учет денежных средств, обязательств и расчетов»......... | 29 |
2.8. Тема 8 «Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования»....................................................................... | 34 |
2.9. Тема 9 «Учет основных средств и нематериальных активов»...... | 37 |
2.10. Тема 10 «Учет материально-производственных запасов»......... | 43 |
2.11. Тема 11 «Учет финансовых вложений»....................................... | 47 |
2.12. Тема 12 «Учет оплаты труда и расчетов»................................... | 49 |
2.13. Тема 13 «Учет затрат на производство»..................................... | 55 |
2.14. Тема 14 «Учет готовой продукции и товаров»........................... | 59 |
2.15. Тема 15 «Учет финансовых результатов и распределения прибыли» | 63 |
2.16. Тема 16 «Учет капитала и резервов»........................................... | 66 |
2.17. Тема 17 «Анализ имущественного состояния организации и структуры его финансирования»............................................... | 71 |
2.18. Тема 18 «Анализ финансовой устойчивости»............................. | 76 |
2.19. Тема 19 «Анализ платежеспособности и ликвидности»............. | 78 |
2.20. Тема 20 «Анализ финансовых результатов деятельности организации» | 82 |
3. Задания и методические указания по выполнениюконтрольной работы............................................................................................................. | 86 |
3.1. Теоретические задания по выполнению контрольной работы..... | 88 |
3.2. Практические задания по выполнению контрольной работы...... | 90 |
4. Сведения по написанию курсовой работы............................................ | 95 |
5. Содержание практических занятий, методические указания по подготовке к ним............................................................................... | 96 |
6. Материалы промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине.... | 102 |
6.1. Общие положения........................................................................... | 102 |
6.2. Экзаменационные вопросы по дисциплине.................................... | 103 |
6.3. Экзаменационные задачи по дисциплине....................................... | 106 |
7. Список рекомендуемых источников...................................................... | 112 |
|
Введение
В современных условиях бухгалтерский учет и анализ представляют собой часть экономической науки, которая на базе специфических приемов формирует информацию об активах организации, ее источниках и хозяйственных процессах в виде исчисления отдельных показателей, необходимых для принятия управленческих решений.
Постоянный рост объема учетной информации требует дальнейшего совершенствования форм и методов бухгалтерского учета, сокращения времени на регистрацию и обработку первичных учетных данных с помощью применения автоматизации бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет и отчетность являются информационной базой для проведения анализа, основная целью которого – дать объективную и точную оценку состава средств и источников, изменений в их структуре, выявить недостатки в работе экономического субъекта и разработать мероприятия по улучшению экономической и финансовой деятельности.
|
Для специалиста необходимо знание действующих экономических законов, законодательных и нормативных актов, базовых принципов, методологических приемов применительно к современным требованиям управления.
Настоящее учебно-методическое пособие представляет собой комплекс систематизированных материалов для самостоятельного углубленного изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» студентами, обучающимися по программе бакалавриата по направлению 38.03.02 «Менеджмент». При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные студентами при освоении других дисциплин.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями утвержденной рабочей программы дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Материал пособия изложен по разделам, соответствующим отдельным участкам изучения бухгалтерского учета и анализа.
Материал, изложенный в пособии, определяет базовый объем знаний для получения теоретических и практических профессиональных навыков современных специалистов бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
В первом разделе приводятся общие организационно-методические указания, включая цель, задачи и результаты освоения дисциплины, общая трудоемкость, логика изложения и тематический план учебной дисциплины, распределение учебного времени по темам и самостоятельной работе студентов.
Во втором разделе учебного пособия содержатся методические указания и советы по изучению и освоению дисциплины, а также вопросы для самоконтроля студента.
В третьем – приводятся задания и даются общие методические указания по выполнению контрольной работы.
В четвертом – представлены сведения и рекомендации по написанию курсовой работы. При написании курсовой работы рекомендуется использовать «Учебно-методическое пособие по написанию курсовой работы» [52].
Пятый раздел содержит практические занятия и методические указания по подготовке к ним.
В шестом разделе содержатся материалы по подготовке к итоговой аттестации по дисциплине.
|
В седьмом – представлены источники по обеспечению дисциплины.
1. Общие сведения о дисциплине
1.1. Цель и задачи дисциплины
Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» строится, исходя из требуемого уровня подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Ме-неджмент».
Дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ» является базовой дисциплиной, целью освоения которой является получение теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для формирования профессиональных компетенций, соответствующих требованиям к результатам освоения образовательной программы (ФГОС ВО) бакалавриата.
Задачи изучения дисциплины:
– освоение организации и ведения бухгалтерского учета и экономического анализа; системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
– освоение принципов финансового учета, организационно-правовых особенностей предприятий и их влияния на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах;
– формирование основ управленческого бухгалтерского учета;
– освоение учетной информации о затратах на производство продукции по объектам калькулирования, о маржинальном доходе с целью принятия управленческих решений;
– формирование и приобретение практических навыков по проведению анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов.
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины
Результатом освоения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» должны быть следующие этапы формирования у обучающегося общепрофессиональных (ОПК), предусмотренных ФГОС ВО, и дополнительных общепрофессиональных компетенций (ОПКД), предусмотренных ОП ВО, а именно:
– владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем:
– знание методов составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации;
– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач:
– способность выбрать методы экономического анализа для обработки экономической и деловой информации, организовывать и осуществлять бухгалтерский учет хозяйственных операций.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
– назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;
|
– основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности;
– основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности;
– основные системы управленческого учета;
– принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;
– модели оценки капитальных (финансовых) активов;
– принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;
– основные концепции и методы организации операционной деятельности;
– основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;
уметь:
– использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;
– анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;
– калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета;
– оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения;
– оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;
– уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;
– разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;
– обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
– проводить оценку финансовых инструментов;
– планировать операционную деятельность организации;
– применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах.
владеть:
– методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования.
1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б1.Б.22 «Бухгалтерский учет и анализ» входит в состав базовой части образовательной программы (ОП) бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
В процессе изучения этой дисциплины студенты приобретают знания в области организации и ведения бухгалтерского учета у экономических субъектов, овладевают новейшими методами и современными приемами экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности различных форм хозяйствования.
При изучении дисциплины используются знания и навыки, получаемые студентами при освоении дисциплин Б1.Б.09 «Математика», Б1.Б.12 «Экономическая теория», Б1.Б.16 «Экономика предприятий и организаций»,
Б1.Б.17 «Статистика».
Результаты освоения данной дисциплины могут быть использованы для изучения дисциплин вариативной части образовательной программы бакалавриата, при прохождении практик и государственной итоговой аттестации, а также в профессиональной деятельности.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (ЗЕТ),
т. е. 288 академических часов (216 астр. ч) контрактных (лекционных и практических занятий) занятий и самостоятельной учебной работы студента, работы, связанной с текущей и промежуточной (заключительной) аттестацией по дисциплине (табл. 1.1 – 1.3).
Распределение трудоемкости освоения дисциплины: по семестрам, по темам и видам учебной работы обучающегося приведено ниже (табл. 1.2).
Форма аттестации по дисциплине:
Заочная форма, четвертый семестр – контрольная работа, зачет; пятый семестр – курсовая работа, экзамен (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Объем (трудоемкость освоения) в заочной форме обучения и структура дисциплины
Номер и наименование темы,
Вид учебной работы
Объем учебной работы, ч
СРС
Всего
Контактная работа
Семестр – 4, трудоемкость – 3 ЗЕТ (108 ч.)
Зачет
Итого в четвертом семестре
Окончание табл. 1.1
Номер и наименование темы, Вид учебной работы |
Объем учебной работы, ч | ||||
Лекции | ЛЗ | ПЗ |
СРС |
Всего | |
Контактная работа | |||||
Семестр – 5, трудоемкость – 5 ЗЕТ (180 ч) | |||||
7. Учет денежных средств, обязательств и расчетов | – | – | 1 | 8 | 9 |
8. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования | – | – | 1 | 8 | 9 |
9. Учет основных средств и нематериальных активов | 1 | – | – | 8 | 9 |
10. Учет материально-производственных запасов | – | – | 1 | 9 | 10 |
11. Учет финансовых вложений | – | – | 1 | 8 | 9 |
12. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом | – | – | 1 | 9 | 10 |
13. Учет затрат на производство | – | – | 1 | 9 | 10 |
14. Учет готовой продукции и товаров | – | – | 1 | 8 | 9 |
15. Учет финансовых результатов и распределения прибыли | 1 | – | 1 | 8 | 10 |
16. Учет капитала и резервов | – | – | 1 | 8 | 9 |
17. Анализ имущественного состояния организации и структуры его финансирования | 1 | – | – | 9 | 10 |
18. Анализ финансовой устойчивости | 1 | – | – | 9 | 10 |
19. Анализ платежеспособности и ликвидности | 1 | – | – | 9 | 10 |
20. Анализ финансовых результатов деятельности организации | 1 | – | 1 | 9 | 11 |
Курсовая работа | – | – | – | 36 | 36 |
Учебные занятия | 6 | – | 10 | 155 | 171 |
Промежуточная аттестация |
Экзамен | 9 | |||
Итого в пятом семестре | 180 | ||||
Итого по дисциплине |
| 288 |
ЛЗ – лабораторные занятия (не предусмотрены), ПЗ – практические занятия, СРС – самостоятельная работа студентов.
Таблица 1.2 – Объем (трудоёмкость освоения) и структура практических занятий (ПЗ)
Номер темы | Содержание (семинарских) практических занятий | Заочная форма, ч |
1 | Изучение Федерального закона «О бухгалтерском учете» | 1 |
2 | Группировка имущества организации по функциональной роли в хозяйственном процессе и по источникам формирования | 1 |
Окончание табл. 1.2
Номер темы | Содержание (семинарских) практических занятий | Заочная форма, ч |
3 | Составление бухгалтерского баланса. Открытие счетов. Составление бухгалтерских проводок и отражение хозяйственных операций на счетах | 2 |
4–5 | Решение задачи с целью отражения на счетах хозяйственных операций процесса снабжения, производства и продажи готовой продукции | 3 |
6 | Изучение Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Составление приказа об учетной политике организации | 1 |
7 | Оформление кассовых операций и операций по учету денежных средств на расчетных и валютных счетах организации | 1 |
8 | Отражение на счетах хозяйственных операций по учету долгосрочных инвестиций | 1 |
10 | Составление акта инвентаризации и сличительной ведомости по результатам инвентаризации материалов | 1 |
11 | Составление бухгалтерских проводок по учету финансовых вложений | 1 |
12 | Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по начислению заработной платы, удержаний и отчислений | 1 |
13 | Учет прямых затрат. Группировка затрат на производство по элементам и статьям расходов. Распределение расходов. Учет косвенных затрат | 1 |
14 | Определение финансового результата от обычных видов деятельности (продажи продукции, работ и услуг) | 1 |
15 | Решение задач отражения финансовых результатов на счетах. Решение задач по учету нераспределенной прибыли | 1 |
16 | Решение задач по учету уставного и добавочного капиталов | 1 |
20 | Анализ отчета о финансовых результатах организации, расчет показателей рентабельности, факторный анализ прибыли и рентабельности | 1 |
Итого: | 18 |
Таблица 1.3 – Объем (трудоёмкость освоения) и формы самостоятельной работы
студентов (СРС)
№ п/п | Вид (содержание) СРС |
Форма контроля, аттестации | |
Заочная форма | |||
1 | Освоение теоретического учебного материала (в т. ч. выполнение контрольной работы) | 110 | Контрольная работа |
2 | Подготовка к практическим занятиям | 97 | Контроль знаний на ПЗ |
Промежуточная аттестация | 4 | Зачет | |
4 | Курсовая работа | 36 | Защита курсовой работы |
Итого | 243 |
Контрольная работа выполняется в четвертом семестре, предусматривает раскрытие теоретических вопросов и решение практических заданий по бухгалтерскому учету отдельных объектов и экономическому анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Курсовая работа выполняется в пятом семестре. Результатом ее выполнения является оценка действующей практики ведения бухгалтерского учета отдельных объектов в организациях различных организационно-правовых форм хозяйствования и подготовка рекомендаций по его совершенствованию, проведение анализа различных видов производственных ресурсов организаций и определение резервов их более эффективного использования, исследование финансовых результатов и финансового состояния деятельности экономических субъектов.
2. Содержание и методические указания по освоению дисциплины
2.1. Тема 1 «Бухгалтерский учет в системе управления экономикой. Общая характеристика бухгалтерского учета»
Методические указания
Цель изучения темы – ознакомление с целью и задачами дисциплины, ролью экономической информации в деятельности организации, с хозяйственным учетом, его видами, с законодательством, определяющим задачи, функции и требования к бухгалтерскому учету и профессии бухгалтера.
В результате изучения темы проводится систематизация экономической информации о хозяйственном учете, особенностях бухгалтерского учета, закрепляются знания в области нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, а также роли и функциях бухгалтерского учета в системе управления организацией.
В процессе изучения следует уяснить, что экономическая информация является основой бизнеса, которая требует четкой организации сбора, анализа и обработки её в процессе хозяйственной деятельности, состоящей из операций снабжения, производства, реализации, строится на определенных учетных аспектах хозяйственного учета, видами которого является оперативный, статистический, бухгалтерский учет, охватывающий всю финансово-хозяйственную
деятельность, а также получить знания об особенностях бухгалтерского учета, объектах.
Эффективность управления обеспечивается качественной информацией о деятельности служб, отделов подразделений экономического субъекта. Такая информация необходима для руководителей разных уровней управления внутри организации с целью принятия ими правильных управленческих решений.
Обобщающим показателем эффективности менеджмента можно считать стоимость бизнеса и его динамику. Важную роль в рыночной экономике занимают хозяйственный учёт и его виды.
Хозяйственный учет состоит: из оперативного, статистического, бухгалтерского.
Оперативный учет используется для получения информации в целях текущего управления и контроля за хозяйственными процессами на отдельных участках производственной и финансовой деятельности.
К основным функциям оперативного учета относятся:
– наблюдение процессов и фактов хозяйственной жизни организации;
– накопление и представление данных для оперативного анализа, контроля и управления.
Статистический учет предназначен для регистрации, группировки, обобщения и изучения массовых явлений, а также анализа результатов различных процессов и прогнозирования дальнейшего их развития.
Бухгалтерский учет представляет собой систему подготовки и сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию и отражение хозяйственных фактов. При этом бухгалтерским учетом охватывается вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Бухгалтерский управленческий учет предназначен для сбора внутренней учетной информации об издержках производства, группируется и учитывается по видам затрат, по месту их возникновения и др. Показатели управленческого учета формируются на основе данных бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета.
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговых баз по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговая отчетность представляется налоговым органам, которые являются основными пользователями данных налогового учета.
В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности Законом № 402-ФЗ определены международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО). Действующая в настоящее время система законодательно-нормативного регулирования российского бухгалтерского учета включает в себя акты нескольких уровней.
Первый уровень – российское законодательство о бухгалтерском учете. Основным актом этого уровня правового регулирования и является Закон
№ 402-ФЗ, которым установлены: 1) правовой механизм регулирования бухгалтерского учета; 2) единые требования к ведению бухгалтерского учета. Кроме того, к актам первого уровня относят также Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной бухгалтерской отчетности».
Второй уровень – стандарты бухгалтерского учета, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете: 1) федеральные; 2) отраслевые.
Федеральные стандарты обязательны к применению. Они устанавливают определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; требования к учетной политике, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту.
Отраслевые стандарты регламентируют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности, они не должны противоречить федеральным стандартам.
Третий уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета, которые принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [22].
Четвертый уровень – стандарты экономического субъекта, которые предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства. Экономический субъект самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов (на базе единого Плана счетов), учетную политику предприятия, порядок документооборота, а также приказы, распоряжения руководителя, должностные инструкции и иные рабочие документы.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с принципами ст. 20 Закона № 402-ФЗ [11].
Субъектами регулирования бухгалтерского учета (ст. 22 Закона № 402ФЗ [11]) являются:
1) уполномоченный федеральный орган (Минфин России) и Центральный банк Российской Федерации;
2) саморегулируемые организации – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета.
Цель бухгалтерского учета раскрывается в его задачах, которые приведены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [16].
Для осуществления основных задач бухгалтерский учет выполняет ряд функций:
1) Контрольную функцию, с помощью которой путем применения специальных приемов и способов осуществляется три вида контроля:
– предварительный контроль – до совершения хозяйственной операции;
– текущий контроль – во время совершения хозяйственной операции;
– последующий контроль – после совершения хозяйственной операции.
2) Информационную функцию, использующуюся во всех видах хозяйственного учета с целью планирования и прогнозирования, а также для определения стратегии и тактики деятельности организации.
3) Функцию обеспечения сохранности имущества, которая осуществляется в зависимости от действующей системы учета и определенных предпосылок.
4) Функцию обратной связи, предназначенную для формирования и передачи информации о фактических параметрах развития объекта управления, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров. Цель – повышение эффективности процессов учета за счет их периодического измерения.
5) Аналитическую функцию, в которой достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений.
Все участники рыночной экономики являются пользователями бухгалтерской информации, которых можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние (сторонние) пользователи – это физические и юридические лица, обособленные по отношению к данному экономическому субъекту, но в своей деятельности применяющие информацию о нем.
К внутренним пользователям относятся физические лица – сотрудники организации, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного экономического субъекта и принимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия.
Незаинтересованные пользователи – органы статистики, биржи, консалтинговые и аудиторские организации, общественные организации, пресса.
В соответствии с п. 4. ст. 7. ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» [11] главный бухгалтер или иное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последующих семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости.
В Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики членов НП «ИПБ России» [41] (далее – Кодекс) – свод правил поведения, обязательных для профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Профессиональный бухгалтер должен соблюдать следующие основные принципы этики:
честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
Источники: [11, 16, 22, 41].
Вопросы для самоконтроля:
1. Кому необходима экономическая информация, какова ее цель, задачи и содержание?
2. Какие функции выполняет управленческая информация?
3. С помощью каких подходов строится процесс управления организацией?
4. Виды хозяйственного учета. В чем их особенности? Каковы функции каждого из них?
5. Какова роль бухгалтерского учета, какие требования предъявляются к нему?
6. В чем заключается законодательно-нормативное регулирование российского бухгалтерского учета?
7. Какова цель бухгалтерского учета, задачи и функции?
8. Кто является пользователями бухгалтерской информации в рыночной экономике?
9. В чем особенность профессии бухгалтера, для чего нужен кодекс профессиональной этики?
Задания и методические указания по выполнению контрольной работы
Целью выполнения контрольной работы является проверка степени усвоения студентами теоретического материала по указанным темам, а также их способности применять теоретические знания, полученные при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ», для решения практических задач, связанных с ведением бухгалтерского учета и проведением анализа. Исходя из поставленной цели, задания контрольных работ сформулированы таким образом, чтобы в каждой задаче происходило освоение навыков ведения бухгалтерского учета и проведения анализа по единым правилам и нормам, установленным нормативными и законодательными актами, регулирующими учет и отчетность в Российской Федерации.
Контрольная работа является одним из видов контроля результатов освоения студентами дисциплины и способствует привитию навыков ведения бухгалтерского учета и проведения экономического анализа.
Задание по контрольной работе состоит из теоретической части и задачи.
При выполнении контрольной работы студенты выбирают самостоятельно из перечня одно задание для ответа в письменной форме и задачу.
Практическая часть контрольной работы состоит из сквозной задачи.
В табл. 3.1 приведены варианты теоретических заданий и задач, которые студенты должны выполнить самостоятельно, представив решение задачи в соответствующих формах бухгалтерской отчетности, утвержденных Министерством финансов РФ.
Перед решением задачи необходимо приводить ее условие, без этого контрольная работа к проверке не принимается. В контрольной работе представлены три варианта задач. Представлена алфавитная схема распределения теоретических заданий и задач, которой следует руководствоваться при выборе контрольных заданий.
Таблица 3.1 – Варианты теоретических заданий и задач
Начальная буква фамилии студента | Номер теоретического задания | Номер задачи |
А | 15 | 3 |
Б | 1 | 2 |
В, Г | 14 | 1 |
Д, Е | 2 | 3 |
Ж, З | 13 | 2 |
И, К | 3 | 1 |
Л, М | 12 | 3 |
Н, О | 4 | 2 |
П, Р | 11 | |
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!