Практика работы над пейзажными этюдами — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Практика работы над пейзажными этюдами

2020-06-02 304
Практика работы над пейзажными этюдами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Майоров Денис Александрович,

Старший преподаватель кафедры живописи

Практика работы над пейзажными этюдами подразумевает работу на открытом воздухе, т.е. на пленэре. Для серьезного и глубокого изучения пейзажной живописи масляные краски являются прекрасным выбором. В отличие от акварели и других красок на водной основе, маслом вполне можно работать на пленэре круглый год. Даже зимой при минусовой температуре, при должной экипировке можно с успехом работать над этюдами пейзажа масляными красками. В качестве основ для масляной живописи успешно используются картон, оргалит, холст, холст на картоне, холст на оргалите. Перечисленные основы под живопись практически не подвержены влиянию влажности воздуха. Исключением может являться разве что холст на подрамнике, который может провисать из-за чрезмерной влажности воздуха в сырую погоду. Что касается бумаги, которая повсеместно применима при работе красками на водной основе, то при низкой температуре, высокой влажности даже бумага, натянутая на планшет, коробится и красочный слой на ней долго не сохнет.

      Для того, чтобы последовательно овладевать навыками и определенным мастерством при работе над пейзажным этюдом, необходимо иметь подготовку в рисунке пейзажа. Подготовительный рисунок можно выполнить твердым карандашом, мелом, пастелью. Но лучше всего прийти к тому, чтобы рисунок под живопись намечать сразу кистью, это дает определенную свободу и вырабатывает умение рисовать кистью в процессе самой живописи. Рисунок при этом выполняется в обобщенной манере, без лишних деталей. Используется жидко разведенная краска нейтральных тонов или ультрамарин. 

  Что касается красочной палитры, то не следует увлекаться излишним количеством различных цветов, т.к. зачастую, особенно у неопытных живописцев, это ведет к дробности в колорите. Надо приучать себя к умению находить цветовую гармонию и колористическое единство, исходя из небольшого количества различных цветов, в пределах 10 – 15 наименований. Этого количества хватит сполна, чтобы полноценно заниматься пейзажной живописью на всех ее этапах. К примеру, зимний мотив можно писать, используя всего 6 -10 различных красок.

    Так, как работа на пленэре подразумевает различные сложности: перемена погоды, состояния дня, смена освещения и другие факторы, то на начальном этапе следует писать небольшие по размерам, и не долгие по времени выполнения этюды. Это могут быть как очень короткие по времени этюды-«нашлепки», выполненные за 10-15 минут (например этюды быстро меняющего вечернего неба в предзакатный час), так и более длительные по времени выполнения (максимум до 2,5 – 3 часов) односеансные работы. Дольше писать не рекомендуется, т.к. в природе освещение всегда изменчиво, и даже в пасмурный день, через 2,5 - 3 часа после начала живописи, освещение будет уже совсем другим.   На начальном этапе занятий очень полезно написать несколько этюдов в технике «гризайль», этюды одного и тот же мотива в различное время дня. В этих небольших работах, прежде всего надо стараться передать состояние природы, общий тон пейзажа и не стремиться к детализации. Основная задача на начальном этапе обучения – научиться быстро и точно передавать общий тон, т.к. именно верно взятый тон и передает состояние пейзажного мотива. Законченность односеансного этюда может быть разной, все зависит от времени выполнения и поставленных задач. Например, в серый день односеансный этюд можно писать продолжительностью до 3-х часов. А в ясный летний вечер, перед заходом солнца – например не более одного часа. И в том, и в другом случае законченность этюдов будет разной. Следует понимать, что изучение натуры, наблюдение и передача цветовых и тональных отношений, полутонов – являются основной задачей в этюде. Вся этюдная работа заключается в непосредственном наблюдении, изучении натуры, в таких этюдах вполне допустима некоторая фрагментарность, незаконченность или полное отсутствие деталей. После того, как накоплен определенный опыт в живописи небольших односеансных этюдов, можно начать работать над более крупными по размеру этюдами, рассчитанными на несколько сеансов.

  При этом, независимо от того, сколько времени или сеансов уделяется тому или иному этюду, следует постоянно учитывать, что в природе многие факторы постоянно меняются, поэтому писать необходимо быстро, стараясь сразу передать верные тональные, цветовые и пространственные отношения, добиваться цельности в тональном и цветовом построении этюда. Следует помнить, что один и тот же мотив при различных состояниях погоды, времени суток будет иметь различную тональность и цветовую гамму, нужно стараться очень точно передавать все нюансы освещения, стремиться к правдивой передаче отношений. Нужно неустанно развивать зрительную память, наблюдая природу, ведь никогда не бывает двух совершенно одинаковых по состоянию дней.

. Важную роль в пейзажных этюдах играет выбор мотива, места, точки зрения. Что касается самой живописи, то выполнить ее можно различными методами, все зависит от уровня подготовки ее автора. 

Наиболее оптимальным для обучающимся разного уровня подготовки (речь не идет об уже опытных пейзажистах) будет метод, описанный ниже. Начать этюд предпочтительней с неба и дальнего плана, чтобы задать сразу отношения неба и земли, глубину пространства, передний план пока прописывается обобщенно. Уже на начальном этапе живописи нужно взять общее состояние пейзажа. Именно передача состояния природы и пространственной глубины является одной из основных задач в процессе изучения пейзажной живописи. Далее начинается детализация форм, различных элементов выбранного мотива. Здесь очень важно не останавливаться на отдельных частях (например, часть дома, дерево), а стараться разрабатывать весь этюд, не задерживаясь на малозначительных подробностях, искать и уточнять отношения тонов, передавать плановость, учитывать, что по мере удаления в глубину пространства, из-за воздушной перспективы, детали и формы смягчаются, приобретают обобщенный характер. Следует избегать излишней детализации, пестроты, а добиваться цельности, колористического единства. На заключительном этапе работы, при необходимости можно усилить элементы переднего плана или наоборот, обобщить различные участки (особенно на дальних планах), добиваясь пространственной глубины в изображении. Основная задача на заключительном этапе работы - добиться определенной законченности и колористического единства.

  Занимаясь пейзажной живописью, следует понимать, что цвет и тон в пейзаже зависят от многих факторов: цвета неба, освещенности, времени суток, атмосферных условий и других подобных факторов. Весьма полезно отдельно писать этюды неба, облаков в которых нужно стремиться изучать их разнообразные формы и характер.Следует писать различные по времени выполнения односеансные этюды: совсем быстрые и более длительные, подробно разработанные по цвету и полутонам.

  Приступая к длительному, многосеансному этюду маслом очень полезно предварительно сделать несколько набросков, найти композицию этюда, определить композиционный центр. Многосеансный этюд подразумевает определенную законченность, под которой следует понимать не максимальную деталировку,  а решение в данном этюде определенных задач. В процессе живописи такого этюда надо стремиться найти оптимальное образное решение.Не следует спешить с выполнением рисунка под живопись. Необходимо как можно точнее наметить и прорисовать в нем основные характерные формы, проследить пластику крупных и мелких масс растительности или каких-либо объектов изображения. Живопись следует начать с подмалевка, в котором обобщенно прописывают всю поверхность этюда. Начинать подмалевок лучше с наиболее крупных и ясных по цвету участков пейзажа. Не следует сразу нагружать длительный этюд красками, нужно избегать пастозного наслоения красок на начальном этапе. Начинать живопись лучше жидко, в тенях избегать белил, этим достигается насыщенность, звучность живописных отношений. По возможности, после первого сеанса этюд желательно просушить, так как писать лучше по просохшему подмалевку. Во время второго сеанса уже можно постепенно нагружать красками поверхность холста, писать более пастозно. При этом не следует отвлекаться на мелкие подробности, надо стараться сохранить гармонию цветовых и тональных отношений, характерную для выбранного пейзажного мотива. Моделирую формы деревьев, листвы и других элементов пейзажа нужно понимать их значение для общего цветового строя этюда. В следующий сеанс, который может быть завершающим, писать лучше по непросохшему слою или по полностью просохшей поверхности. Не рекомендуется писать по полусухому красочному слою, так как в этом случае неизбежно краски будут прожухать и в итоге потускнеют. В процессе выявления форм нужно добиваться убедительности и правдивости. Завершая длительный многосеансныйэтюд следует обобщить некоторые детали, если они «выпадают» из общего строя, или наоборот, усилить если им не хватает цветовой и тональной активности. Таким образом, процесс работы над многосеансным этюдом делится на основные этапы: первоначальная прописка или подмалевок; детальная разработка по полутонам и необходимым деталям; окончательное обобщение. Завершенность длительного этюда определяется не мелочной проработкой ненужных подробностей, а решением учебной и творческой задачи одновременно. Недопустимо писать бездумно. Лишь продуманная и прочувствованная композиция и планомерная работа над образным решением пейзажа обеспечивают накопление знаний и технических навыков.

Касаясь самой техники живописи, отметим, что этюд следует писать нескольким и кистями различных размеров, этим достигается разнообразие его фактурного решения. Когда работа ведется одной кистью и одинаковыми мазками, то это обедняет живописное решение пейзажа. Однако это не значит, что технике наложения мазков следует уделять особое внимание и не воспринимать ее как самоцель. Этюд должен отвечать прежде всего главному критерию – быть правдиво написанным. Только в этом случае в пейзаже будет передана свойственная натуре жизненная правда и изображение будет убедительным. А что касается внешних приемов, то о них не стоит чрезмерно заботиться. По мере накопления опыта появится и разнообразие и выразительность мазка, что все же является второстепенным фактором.

Что касается выбора мотива, то многие начинающие художники стараются найти в природе обязательно, как они говорят «красивый» пейзаж, часто не замечая скромных по композиции, но богатых по колориту мотивов. Систематические занятия на пленэре постепенно научат подмечать и передавать цветовые особенности, характерные для того или иного состояния природы. Однако колорит должен быть увиден и прочувствован в каждом этюде заново, т.к. не бывает в природе абсолютно одинаковых по состоянию природы дней. При выборе того или иного пейзажного мотива, интерес должна вызывать не какая то одна отдельная деталь пейзажа, а общий тон пейзажа, то что характеризует состояние природы. Начиная разрабатывать детали пейзажа, начинающие нередко теряют чувство целого, увлекаются перечислением мелких и второстепенных форм, стараются один в один передать какой то участок пейзажа не подчиняя его целому. Необходимо чаще отходить от холста на расстояние, чтобы посмотреть на этюд в целом. Очень показательны в этом плане слова И. Левитана: «Ищите общее. Живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон». Этюд нельзя переделывать без натуры, потому что при этом утрачена убедительность, характерная для работ с натуры. А убедительность – одно из самых ценных качеств в реалистическом искусстве. Недопустимо писать этюды одними и теми же удачно найденными сочетаниями красок. В природе ничто не повторяется. Если внимательно наблюдать, то можно заметить, например, что колорит солнечных дней в зависимости от влажности бывает разным. Колорит ясного дня в засушливую погоду отличается от красок ясного дня после дождя. Даже в пасмурный день начатый утром этюд нельзя продолжать через несколько часов, потому, что в течение даже пасмурного дня тональные отношения меняются.

  При желании, допустимо выполнять этюды и в темное время суток, ночью при искусственном свете. Для такой живописи картон или холст надо особым образом подготовить. Его заранее, при дневном свете покрывают сероватым тоном, который составляют из нескольких красок, при этом черную не используют. Если во время работы этюд нельзя осветить лампой, то обычно на палитре укрепляют электрический фонарик. При писании этюда ночью нельзя использовать яркие желтые и оранжевые краски, ими можно пользоваться лишь для передачи огней источников освещения.

Работая в солнечный день, располагаться надо таким образом, чтобы на живописную поверхность и на палитру не попадали солнечные лучи, так как под их влиянием краски будут выглядеть обманчиво яркими. Желательно для таких целей пользоваться специальным зонтом для живописи.

Многосеансные этюды рекомендуется выполнять не очень крупными по размерам. Начинать работу над ними лучше в устойчивую погоду, прогноз которой желательно заранее узнать. Постоянная облачность или ясные солнечные дни обеспечивают на долгий срок одинаковые условия освещения. Повторные сеансы надо проводить в одно и то же время дня. Отправляясь на очередной сеанс длительного этюда, желательно всегда иметь с собой запасной приготовленный картон, чтобы в случае перемены погоды написать на нем односеансный этюд.

   Помимо живописи с натуры, полезно писать и небольшие этюды по памяти. Такая работа по памяти заставляет очень внимательно подмечать особенности различных состояний природы, разнообразие ее форм. Пейзажисту очень важно развивать свою зрительную память. Часто бывает, что очень интересные для живописи состояния (например, порыв ветра, заход солнца и т. п.) быстро меняются и их невозможно даже зарисовать с натуры. Такие мимолетные состояния длятся в природе совсем не долго, их практически невозможно передать с натуры, но довольно убедительно их можно написать по памяти. Именно поэтому надо выполнять зарисовки и живописные наброски по памяти. Очень часто начинающие стремятся сделать из этюда готовое произведение. На самом деле картина – это не увеличенный этюд, в ней всегда должен быть композиционный замысел. Именно этюдный материал помогает в дальнейшем создавать глубоко продуманные, образные живописные решения. Однако в практике больших мастеров живописи часто бывало и так, что натурный этюд становился готовым произведением, перерастал в картину. В этом смысле показательны этюды В.А.Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, Е.И. Зверькова, Н.И. Федосова и других мастеров отечественного пейзажа. Многие пленэрные работы этих мастеров можно считать законченными картинами благодаря мастерству исполнения, законченности, убедительности и образному решению.  

   При занятиях пейзажной живописью в условиях города, т.е. в окружении архитектурных объектов, следует учесть определенные моменты. Нельзя протокольно перечислять во всех подробностях архитектуру зданий, детали транспорта и т.п., хотя рисунок, законы линейной перспективы в архитектурном пейзаже имеют большое значение. Предварительно, перед живописью, следует конструктивно построить крупные формы зданий и верно наметить архитектурные детали. Здесь также очень важно видеть главное и опускать второстепенное. 

  Систематическая практика на пленэре способствует накоплению того опыта, который необходим для дальнейшей работы над пейзажем-картиной. Этюды на пленэре могут быть средством изучения природы, учебными упражнениями и одновременно средством совершенствования мастерства. Часто они служат материалом для создания картины, например этюды отдельных фрагментов пейзажа, участков местности и других деталей, представляющих интерес для художника. Живопись на пленере развивает зрительную память, глазомер, укрепляет твердость руки, совершенствует живописное мастерство. В творчестве многих отечественных мастеров живописи этюд занимал и занимает важнейшее место. Работая на пленэре, занимаясь этюдной живописью художники обычно ставят перед собой определенные задачи, решая их различными методами, которые зависят от индивидуальных особенностей самого автора. Для начинающего живописца несомненную пользу принесет знакомство с работой над этюдами отдельных мастеров, их методами выполнения этюдов, техническими особенностями работы над ними. Если на вкладываться в изучение природы со всей страстью души не стоит и живописать ее. Решения поставленных задач как композиционных, так и колористических должны быть лаконичными. Для достижения этой лаконичности необходим определенный опыт и следование основной цели этюда. Нужно уметь сосредотачиваться на решении и достижении этой учебной или творческой цели. Следует сосредотачиваться на главном, а не на второстепенном, используя все свои композиционные и живописные возможности. Залогом успеха в создании этюда являются сосредоточенность, собранность, умение увидеть и выделить главное, быстрота и точность в работе. Писать этюд надо предварительно рассчитав свои силы и возможности, следует заранее определить в течении какого времени продлится интересующее состояние природы. Не рассчитав этого, очень легко впасть в ошибку – ведь состояние природы, освещенность быстро меняются. Чрезмерно долго писать этюд нельзя, потому что притупляется первоначальное впечатление от натуры, наступает утомление, утрачивается свежесть и острота восприятия. Для успешной работы над пленэрным этюдом немаловажное значение имеет и его размер. Следует учитывать свои силы и возможности, выбирать для этюда тот размер холста или картона, который наиболее удобен для работы в сравнительно короткий промежуток времени и одновременно дает возможность добиться законченности в этюде. Работая над этюдом, не следует перегружать палитру излишним количеством красочных цветов. Чрезмерное количество цветов приводит к трудностям в объединении колорита, лишает правдивости в передаче цветовых отношений, наблюдаемых в природе. Правдивость цветового строя – одно из основных качеств пленэрного этюда. Нужно очень внимательно предварительно изучить и выяснить пропорции, цветовые отношения, свет и тени и лишь после этого приступать к живописи. Для пейзажиста одинаково важно писать и маленькие и большие этюды. Большие по размеру, многосеансные этюды помогают выработать умение рисовать кистью, совершенствовать свои живописные приемы и технику. Не всякий мотив может быть написан за один сеанс. Например, лесной пейзаж с деревьями разных пород целесообразней писать в несколько сеансов, так как в краткосрочном этюде не получится передать многообразие форм, цвета различных пород деревьев и другие моменты. Есть мнение, что в пасмурный день можно писать очень долго. Это заблуждение малоопытных художников. Даже в серый пасмурный день условия освещения быстро меняются, следовательно и меняются первоначально верно взятые тональные отношения. Необходимо воспитывать в себе способность сохранять первое впечатление от натуры, уметь сохранять свежесть восприятия природы и передавать его средствами живописи. Работа на пленэре играет существенную роль в обучении пейзажной живописи, надо стараться не копировать природу, а творчески изучать и познавать ее. Можно сказать, пленэрный этюд – правдивая запись состояния природы, особенностей колорита и в некоторой степени нахождение новых композиционных решений. Работу над пленэрными этюдами можно сравнить с вхождением в мир природы и окружающей действительности. Систематическая работа над этюдами необходима и естественна не только на первоначальном этапе обучения пейзажной живописи, но и в течении всего творческого пути художника-реалиста. Следует понимать, что все эти занятия этюдной живописью не являются самоцелью, а постепенно позволяют накапливать опыт и подводят обучающихся к решению более серьезных творческих задач. Именно в этюдах отражены многочисленные наблюдения природы, записанных и сохраненных в памяти. Множество написанных этюдов помогает войти в природу, серьезно ее изучить и понять и тогда она по-настоящему раскрывается перед художником во всем своем многообразии. Природная действительность является и основой обучения пейзажной живописи, и основой творчества подлинного пейзажиста. Именно сама природа подсказывает, настраивает, побуждает воображение художника. Неустанное обращение к реальности не дает оскудеть мысли, увянуть краскам. Подлинному пейзажисту работать на пленэре необходимо круглый год, ведь природа – величайший колорист и великая школа, ее нужно полюбить, понять, сжиться с ней. Чем больше пишешь природу, тем больше она захватывает. Уместно по этому поводу привести слова поэта Ивана Никитина: «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!».

Список литературы:

  1. А.В. Виннер «Как работать над пейзажем масляными красками». Москва, Сварог и К., 2000 г.
  2. Н.Я. Маслов «Пленэр», издание Орловского государственного университа, 2013г.

К 60-ЛЕТИЮ ОРЛОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. РОЛЬ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА А. И. КУРНАКОВА В СТАНОВЛЕНИИ ОРЛОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ.ОТ «ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА» ДО «ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С.ТУРГЕНЕВА»


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.