Косенко Надежда Анатольевна, — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Косенко Надежда Анатольевна,

2020-06-02 197
Косенко Надежда Анатольевна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой живописи,

 

Академическая художественная школа имеет давние традиции. Более 250 лет система академического художественного образования в России накапливала и сохраняла свои традиции. Так или иначе, до настоящего времени все учебные программы по живописи в государственных учебных учреждениях основывались на принципах и традициях академического художественного образования. Это в такой же мере касается и художественно-педагогического образования. «К родовым чертам «академической школы» следует отнести почитание традиций. В этом она сродни фундаментальной науке». [1,с.350]. В основе обучения художника заложены принципы подражания классическим образцам, изучения натуры; особое внимание обращается на профессиональную культуру, оттачивание ремесленной стороны мастерства и развитие творческой составляющей будущего художника.

 Исследователи, изучающие проблему применения основных принципов академического художественного образования в современных условиях (С.А.Гавриляченко, О.А.Самойлова и др.) отмечают значительную роль «авторской» школы и системы мастерских. 

Авторские школы и авторские программы получили наибольшее распространение в системе российского образования в 1990-е, в том числе в художественном образовании. При этом качество авторских методик не всегда было высоким, и не все педагоги были настоящими профессионалами. Но авторские школы и системы мастерских в Академии художеств, напротив, доказали высокий уровень обучения студентов.

Сегодня идея авторских школ в подготовке будущего художника-педагога на начальном этапе обучения живописи вполне может получить эффективное воплощение на практике, так как здесь реализуется важнейший принцип обучения - принцип наглядного показа, использования личного примера педагога. Художник-педагог учит так, как учили его. Это главная отправная точка в методике обучения живописи.

Одновременно с этим, на сегодняшний день академическая художественная школа обладает некоторой консервативностью в хорошем смысле слова. Эта консервативность касается сохранения традиций русского реалистического искусства. Одновременно с этим, отечественная академическая художественная школа не тормозит, а закладывает прочные основы развития изобразительного искусства в новейших современных направлениях на основе качественного базового образования мастеров искусства.

Вопрос об академизме и необходимости его сохранения в процессе обучения изобразительному искусству с завидной периодичностью поднимался и оказывал влияние на развитие художественного образования. Об этом свидетельствуют неоднократно проводимые реформы в области обучения изобразительному искусству на всех ступенях образования: от школы до академии. Подвергались сомнению выработанные веками единые классические нормы. Но основная масса случайных инноваций доказала свою несостоятельность.

Классическая схема обучения художника до недавнего времени – это: художественная школа, училище, вуз. По аналогии проходила профессиональная подготовка художника-педагога. Это означало то, что художник-педагог – не второсортный художник, который не состоялся в мире искусства, а высококлассный специалист и в искусстве, и в педагогике. Поэтому в настоящее время негативное значение имеет сокращение учебного времени на подготовку художника-педагога в соответствии с последними Федеральными государственными стандартами.

Живопись относится к основным дисциплинам предметной подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Существуют сложившаяся система, определенные принципы обучения живописи на начальном этапе, которые берут свое начало в академическом художественном образовании. Эти правила и принципы распространяются в том числе на процесс обучения художника-педагога.

В отечественной художественной педагогике было неоднократно доказано, что преподавание живописи без системы, полная свобода творчества студентов не могут привести к качественной подготовке по предмету.

В связи с этим, можно выделить ряд принципов и методов обучения живописи, которые зародились в стенах Академии художеств и до нашего времени не утратили своей актуальности.

Первый принцип – «от простого к сложному» требует неукоснительного соблюдения. На начальной стадии обучения живописи художника-педагога применяется принцип последовательности и постепенного усложнения учебных задач от изучения основ цветоведения, техники работы акварелью, затем гуашью в живописи. Связано это еще и с тем, что система «школа – училище-вуз» не всегда «работает». Многие абитуриенты часто не имеют никакой художественной подготовки. С такими студентами, начиная с первого семестра, начиная с азов нужно «пройти» в ускоренном темпе программу художественной школы и художественного училища. В связи с этим, обучающимся в течение первого семестра целесообразно «расписаться»: освоить основы живописной грамоты на примере акварельной живописи. В этом плане на практике была доказана эффективность использования упражнений и краткосрочных этюдов в акварельной технике. В основе обучения живописи – строго продуманная система практических занятий. На первом и втором курсе принцип системности в построении занятий по живописи особенно важен.

Принципы системности и научности в художественном образовании берут свое начало в академическом образовании. А. Н. Оленин (1763—1843), президент Академии художеств одним из первых способствовал развитию методики обучения рисунку, живописи, композиции, перспективы. Благодаря ему педагогическая система Академии стала развиваться на новой научной основе. Оленин особое внимание обращал на теоретическую подготовку будущих художников.

Одним из главных принципов в обучении живописи на начальном этапе остаются известные принципы: принцип наглядности, изучение натуры и неразрывность владения формой и цветом. Педагоги Академии художеств в процессе обучении рисунку и живописи с натуры умело демонстрировали сущность процесса изображения и определяли качественную планку, к которой следовало стремиться обучающимся.

Известный художник-педагог П.П.Чистяков отмечал важность рисования и живописи с натуры: «Преподавание в академии должно идти не по произволу каждого художника, более или менее маньериста, а по законам, лежащим в натуре, нас окружающей, с полными доказательствами, на все ясными». [5, с.196]

В академической живописи особое значение имеет правильная композиция изображения и грамотный конструктивный рисунок. То есть, на первой ступени обучения живописи необходимым этапом является освоение обучающимся принципов грамотного композиционного и конструктивного построения. Эти принципы обучения живописи были разработаны также педагогами Академии художеств. С. К. Зарянко отмечал, что будущий художник должен понять не только закономерности построения формы, ее основные качества, но и научиться их выражать средствами рисунка или живописи: «Но прежде всего овладевайте механизмом и ознакомьтесь как можно более с рисунком, чтобы свободно, не затрудняясь, передавать задуманное и прочувствованное». [4, с.87]

В связи с этим, перед выполнением даже краткосрочных живописных этюдов студенты должны научиться выполнять композиционные эскизы или так называемые раскомпоновки. Вначале обучающиеся выполняют графические композиционные эскизы, затем студенты учатся выполнять композиционные цветовые «раскладки». Воспитание художественного восприятия, творческого видения, навыков изображения учебной постановки обобщенно и целостно является одной из важнейших задач обучения.

При работе над длительным живописным этюдом студенты должны освоить выполнение подготовительного рисунка – картона, с которого изображение будет переводиться на основной формат. Геометральный метод обучения можно считать классическим в процессе освоения работы над подготовительным рисунком для живописного изображения.

К классическим формам, применяемым в процессе обучения изобразительному искусству, в том числе живописи, относится такая форма контроля, как просмотр учебных и творческих работ. В стенах Академии художеств проходили просмотры, во время которых не только оценивались работы обучающихся, но и обсуждались вопросы преподавания, отрабатывались методы обучения живописи, рисунку, композиции.

В академической подготовке будущего художника важнейшей ступенью была подготовка его к собственному творческому процессу. Немаловажным моментом творческое начало является и в профессиональной подготовке художника-педагога.

В Академии художеств методика творческой подготовки мастеров неоднократно менялась. На начальных этапах существования Академии самостоятельное творческое произведение разрешалось выполнять учащемуся только после освоения программы копирования и натурной штудии. Сегодняшние студенты Академии ежесеместрово, параллельно с процессом освоения художественной грамоты, выполняют небольшие творческие композиции на заданные темы. Художник-педагог также параллельно с освоением живописной грамоты обучается создавать первые творческие композиции.

 Как любое жизнеспособное явление, методика обучения изобразительному искусству отвечает потребностям современного общества, изменений в нем, пополняется новыми методами и приемами. В связи с этим существует целесообразность систематизации опыта предшествующих поколений, классических традиций академической школы и выявления стратегии развития художественной педагогики в современных условиях.

Закрепили право на существование те методики, приемы, формы и средства обучения живописи на начальном этапе обучения художника-педагога, которые были проверены на практике и традиционно «работают» в академической системе подготовки художника.

Начальный курс программы по живописи для будущих художников-педагогов связан в первую очередь с освоением основ живописной грамоты. Параллельно обучающиеся изучают материалы, методы и приемы работы акварелью на примере этюдов простейших учебных постановок.

Изображение объема, пространства, материальности предметов осваивается при помощи натюрмортов, состоящих из двух - трех предметов ясной формы и окраски. Постепенно учебные постановки натюрморта становятся более сложными. Студенты учатся решать живописные задачи в различных условия освещения. Перед обучающимися по возрастающей ставятся новые колористические задачи.

Очень важным требованием является взаимосвязь и взаимопроникновение учебных задач дисциплин «Живопись», «Рисунок» и «Композиция».

В системе подготовки художника-педагога традиционно применяется система постепенного длительного обучения в условиях учебных мастерских. В учебной мастерской ставится натурная постановка и студенты решают конкретные учебные задачи в области живописи, последовательно выполняя указания и установки преподавателя. Традиционными и самыми распространенными методами на начальном этапе обучения живописи являются: словесное объяснение, использование наглядных пособий, применение наглядного показа приемов живописного изображения. Эти методы достаточно хорошо изучены и упоминаются во многих научно-педагогических работах и учебных пособиях.

Необходимо отметить, что незаслуженно забытым в подготовке художника-педагога оказался метод копирования. Редко применяется метод сравнения и анализа учебных и творческих работ студентов и творческих работ мастеров искусства. эффективным является метод выполнения одной и той же учебной постановки с постановкой акцента на различные задачи.

Однако современные условия диктуют более экономно, оптимально использовать учебное время. Появилась возможность применять в учебном процессе различные инновационные технологии, в том числе компьютерные.

Расширяется возможность наглядного показа за счет подобранного по тематике видеоряда, мастер-классов. Студенты могут знакомиться с определенными приемами работы при помощи видеоуроков различных педагогов, мастеров искусства (с обязательным комментарием ведущего преподавателя).

Грамотно построенная самостоятельная работа студентов на начальном этапе обучения живописи позволит эффективно внедрять метод индивидуального подхода, при котором задания педагогом разрабатываются для каждого конкретного студента с его личной образовательной траекторией развития.

В конце первого года обучения в систему заданий по живописи необходимо внедрять учебно-творческие и творческие задания. С помощью таких заданий студенты не только дифференцированно проходят конкретные ступени живописной грамоты: решаются определенные задачи, связанные с живописными средствами и приемами выразительности в живописи, с изучением художественного образа и способов его выявления при помощи конкретных живописных приемов и др.

Методы самоконтроля и самоанализа являются очень важными в системе профессиональной подготовки по живописи художника-педагога. Это ближайший путь к познанию своих творческих способностей и путей их развития. Для одних - это освобождение от боязни постоянного контроля педагога, для других – расширение зоны самостоятельности и самореализации. Но однозначно, - это незаменимые пункты, пополнение профессионального багажа в подготовке учителя изобразительного искусства.

Основная цель обучения на начальном этапе живописи будущего художника-педагога – формирование у обучающихся способности адекватно воспринимать и творчески изображать объекты посредством цветовых отношений, овладение живописной грамотой. Современное художественное образование нуждается в грамотных, творческих, инициативных художниках-педагогах. Прогресс будет зависеть от качества подготовки будущих педагогов, от возможности оптимально сочетать в учебном процессе традиционных академических достижений в области обучения живописи и современных методов и технологий.

Список литературы

 

1. Гавриляченко С.А. Очерк истории реформ «академического» художественного образования в России // Методологическая сфера образования. Современные научные подходы. Ростов-на-Дону. 2007. - С. 349-406.

2. Гавриляченко С.А. История реформ ≪академического≫ художественного образования в России // ≪Перспективы развития художественного образования в России≫: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф.Казань, 2009. 100 с.

3. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины 19 — начала 20 века. Москва: Искусство. 1967. 564 с.

4. Молева, Н. Педагогическая система Академии художеств XIX в./ Н.Молева, Э.Белютин. — М.: Искусство, 1956. — 270 c.

5. Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподаванию рисунка / Н. Н. Ростовцев. — М: Изобраз. искусство, 1983. — 173 c.

6. Самойлова О.А. Методики академического художественного образования как волновой процесс (нормативная и авторская системы) // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 225—232.

7. Шпурик Д. С. Содержание и уровень подготовки художников в провинциальной России // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 75-78. — URL https://moluch.ru/archive/29/3325/.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.