Тема: М Мусоргский. Цикл для фортепиано «Картинки с выставки». — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: М Мусоргский. Цикл для фортепиано «Картинки с выставки».

2020-06-02 189
Тема: М Мусоргский. Цикл для фортепиано «Картинки с выставки». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: М Мусоргский. Цикл для фортепиано «Картинки с выставки».

История создания цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

Модест Мусоргский (1839 - 1881) был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. В 1873 г. Ему было всего 39 лет, когда смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.

В.А. Гартман

Виктор Александрович Гартман (1834 - 1873) был выдающимся русским архитектором и художником. Он окончил курс в Академии художеств, после изучения практически строительного дела, провел несколько лет за границей, повсюду делал зарисовки памятников архитектуры, фиксировал карандашом и акварелью народные типы и сцены уличной жизни. Он сделал около 600 рисунков, по которым были сооружены разные павильоны всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге.  В этих рисунках неистощимая фантазия, тонкий вкус, большая оригинальность художника. За эту работу он был удостоен звания академика. Он создал несколько архитектурных проектов (ворот для постройки в Киеве, Народного театра в Петербурге и др.). Гартман был ещё сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, сделал рисунки декораций и костюмов для оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

 Он был одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.

Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI-XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.

Н. А. Римский-Корсаков

· Римский-Корсаков, который был близким другом Модеста, говорил, что произведения Мусоргского можно исполнять только после исправления гармонии и оркестровки. После кончины композитора Римский-Корсаков проделал всю эту колоссальную работу.

· Редакция первого сборника, вышедшего в печать, принадлежит Римскому-Корсакову. Как преподаватель консерватории, композитор исправил всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее, тираж разошелся достаточно быстро.

· Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.

· Многие современники находили авторскую – фортепианную версию «Картинок» произведением не фортепианным, не удобным для исполнения.

· Существует более сорока версий данного произведения, сделанных для симфонического оркестра. Наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому французскому композитору М. Равелю в 1922 году. Подбор тембров полностью соответствует образам.

Программная основа

«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями.

В «Картинках с выставки» он создал новые формы фортепьянных пьес: портретные характеристики («Два еврея», частично «Гном»), бытовые сценки («Тюильри», «Лиможский рынок», «Быдло»); сказочные и былинные образы русского народного творчества («Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота») и другие. Только одна пьеса – «Балет невылупившихся птенцов» – написана в общепринятом жанре скерцо (итал. scherzo букв. «шутка»).

Композитор поставил перед собой новую и трудную задачу: звуками воспроизвести зрительные образы, запечатлённые художником.

 Мусоргского привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей.

Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 пьес:

              «Прогулка» - теме-интермедия (связующее звено между музыкальными номерами)

1. «Гном»;

2. Старый замок»;

3.  «Тюильри» («Ссора детей после игры»);

4. «Быдло»;

5. «Балет невылупившихся птенцов»;

6. «Два еврея»;

7. «Лиможский рынок»;

8. «Катакомбы»;

9. «Избушка на курьих ножках»;

10. «Богатырские ворота».

Особенности строения цикла.

Посещение Мусоргским выставки картин его друга послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть из них.

«Картинки с выставки» - это уникальная сюита, из десяти фортепианных миниатюр с отчётливо выстроенной драматургией.

Тема: М Мусоргский. Цикл для фортепиано «Картинки с выставки».


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.