В. В. Стасов, портрет кисти И. Е. Репина (1873) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В. В. Стасов, портрет кисти И. Е. Репина (1873)

2020-06-02 188
В. В. Стасов, портрет кисти И. Е. Репина (1873) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Посмертная выставка его произведений была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены более 400 работ художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др. На этой выставке картины Гартмана продавались.

Литография по эскизу Гартмана

Выставка на Мусоргского, произвела огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.

Он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года композитор ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

Конечно Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему: эскиз Гартмана к балету «Трильби» изображает крошечных птенцов в скорлупках у Мусоргского превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.

Из работ художника, по которым написаны «Картинки» Мусоргского сохранилось всего шесть.

Произведение упоминалось как «Гартман»; название «Картинки с выставки» появилось позднее. Цикл был создан за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.

В. Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана: …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…»

 «Картинки»  были опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского.   «Картинки с выставки», написанны для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана». Позже  произведение вошло в репертуар пианистов.

Интересные факты

· Гартман так высоко и ценил Мусоргского, что иначе как «божественным» композитора не называл.

· Несмотря на то, что вдохновением стали работы Гартмана, цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского.

· Мусоргский – композитор – новатор, постоянно искавший новые пути в музыке, среди своих соратников считался недоучкой.

Н. А. Римский-Корсаков

· Римский-Корсаков, который был близким другом Модеста, говорил, что произведения Мусоргского можно исполнять только после исправления гармонии и оркестровки. После кончины композитора Римский-Корсаков проделал всю эту колоссальную работу.

· Редакция первого сборника, вышедшего в печать, принадлежит Римскому-Корсакову. Как преподаватель консерватории, композитор исправил всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее, тираж разошелся достаточно быстро.

· Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.

· Многие современники находили авторскую – фортепианную версию «Картинок» произведением не фортепианным, не удобным для исполнения.

· Существует более сорока версий данного произведения, сделанных для симфонического оркестра. Наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому французскому композитору М. Равелю в 1922 году. Подбор тембров полностью соответствует образам.

Программная основа

«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями.

В «Картинках с выставки» он создал новые формы фортепьянных пьес: портретные характеристики («Два еврея», частично «Гном»), бытовые сценки («Тюильри», «Лиможский рынок», «Быдло»); сказочные и былинные образы русского народного творчества («Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота») и другие. Только одна пьеса – «Балет невылупившихся птенцов» – написана в общепринятом жанре скерцо (итал. scherzo букв. «шутка»).

Композитор поставил перед собой новую и трудную задачу: звуками воспроизвести зрительные образы, запечатлённые художником.

 Мусоргского привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей.

Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 пьес:

              «Прогулка» - теме-интермедия (связующее звено между музыкальными номерами)

1. «Гном»;

2. Старый замок»;

3.  «Тюильри» («Ссора детей после игры»);

4. «Быдло»;

5. «Балет невылупившихся птенцов»;

6. «Два еврея»;

7. «Лиможский рынок»;

8. «Катакомбы»;

9. «Избушка на курьих ножках»;

10. «Богатырские ворота».

Особенности строения цикла.

Посещение Мусоргским выставки картин его друга послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть из них.

«Картинки с выставки» - это уникальная сюита, из десяти фортепианных миниатюр с отчётливо выстроенной драматургией.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.