Особенности организации учебно-воспитательного процесса — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности организации учебно-воспитательного процесса

2020-06-02 92
Особенности организации учебно-воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Весь учебно-воспитательный процесс должен базироваться на полном контакте и взаимопонимании между учеником и педагогом специального класса. Опыт педагога, его знания, мастерство является для ученика образцом в течение всего этапа обучения. Плодотворность этой общей деятельности в значительной мере предопределяется творческой инициативой самого ученика. Способность к самоанализу в работе над инструктивным и художественным материалом – один из важнейших аспектов в процессе формирования музыканта-профессионала.

На изучение предмета «Музыкальный инструмент ударные инструменты» отводится 2 академических часа в неделю.

Срок обучения может быть 6 или 8 лет. Такие сроки обусловлены разным возрастом детей, желающих освоить такие сложные ударные инструменты как ксилофон, виброфон, малый барабан и ударную установку, а в старших классах знакомство с литаврами. Кроме того, эти сроки и дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся с неодинаковыми физическими данными и музыкальными способностями и с разным уровнем общей подготовки. При определении срока обучения важное значение имеет также и желание ученика, его родителей, рекомендации преподавателя по специальности.

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе ударных инструментов является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Преподаватель формирует гармонично развитую личность, которая в процессе становления способна самостоятельно решать несложные художественные и технические задачи.

В связи с современными музыкальными веяниями, существованием эстрадных отделений в средних профессиональных учебных заведениях искусств, консерваториях и музыкальных академиях, возникла необходимость преподавания не только клавишных ударных инструментов (ксилофона, вибрафона и колокольчиков) и малого барабана, а также и ударной установки. Поэтому эта программа предусматривает не факультативное, а специальное изучение ударной установки.

За время обучения в музыкальной школе (музыкального отделения школы искусств) ученик должен ознакомиться с определенным минимумом нотографической литературы, который включает лучшие образцы классической, современной и эстрадно-джазовой музыки. Объем и качество программ, которые выполняются в каждом отдельном случае зависят от уровня подготовки ученика, его музыкальных способностей и потенциальных возможностей. Совокупность этих качеств и определяет тот критерий, которым руководствуется преподаватель при составлении индивидуальных учебных планов и программ.

Ежегодно, до начала I-го и II-го семестров, преподавателем по специальности составляется индивидуальный план на каждого ученика. План утверждается заведующим отделом (отделением). При зачислении нового ученика план составляется и утверждается в течение месяца от начала занятий.

Программный репертуар, который является средством музыкального и технического развития учащегося, строится на лучших образцах национальной и мировой музыкальной культуры, а также должен быть разнообразным по стилям, жанрам, форме, фактуре и образному содержанию. Необходимо помнить, что главной предпосылкой составления индивидуальных планов ученика по каждому классу в течение всего обучения в школе является постепенное целенаправленное и обоснованное заключение программы не только произведениями с расширенным использованием технических приемов, но и произведениями с растущим интеллектуально-художественным наполнением.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных к изучению по каждому классу в течение учебного года, предоставляется в ориентировочных годовых требованиях. В работе над репертуаром ученик должен достигать разных степеней законченности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них будут исполнены публично, вторые изучаются для исполнения в классе, третьи – в порядке ознакомления.

Ежегодно, в конце учебного года, преподаватель по специальности составляет  в индивидуальном плане каждого ученика краткую характеристику развития его музыкальных способностей, творческих достижений или неудач.

Следует обратить внимание, что для профессионально ориентированных выпускников, которые желают продолжить обучение в высших учебных заведениях культуры и искусств, годовой план должен составляться с учетом требований профессиональных экзаменов для поступающих в высшие учебные заведения культуры и искусств.

 

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Ксилофон:

· гаммы до 3-х знаков, арпеджио;

· 1 технический этюд, тремоло;

· 2 пьесы.

Малый барабан:

· одиночные, двойные и тройные удары;

· 2 технических этюда.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ»

Ксилофон или виброфон:

· 2 гаммы (мажорную и минорную) до 2-х знаков в медленном темпе;

· один этюд;

· 2 разнохарактерные пьесы (одну из них эстрадно–джазовую исполнить на ударной установке).

Ударная установка:

· основные технические приемы (одиночные и двойные удары, ритмические комбинации);

· полиритмический этюд (на одновременную работу рук и ног);

· небольшое соло (1-2 квадрата);

· 3-4 разновидности фактуры аккомпанемента в эстрадно – танцевальной и джазовой музыке.

Важной составляющей успешных результатов ученика является четко продуманная система его домашних занятий, которая ориентирована на рациональное использование времени и умение организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы предотвратить перегрузки.

Следует отметить, что на начальном этапе обучения ученики могут заниматься дома не только на барабанах (ударная установка не всегда удобна для занятий в квартире (кроме частных домов), но и на резинке, глухом барабане или на тренажере. Тренажер  представляет собой деревянные круги диаметром 24-26 см., толщиной 3-5 см. с наклеенной на одну сторону /игровую/ резиной или губкой. Круги эти, имитирующие игровую сторону барабанов, могут крепиться по-разному: на штативах каждый отдельно или соединяться в единый комплекс, как электронные барабаны. Внизу такой круг крепится вертикально (имитируя большой барабан) и к нему крепится педаль для большого барабана. Расстояние между кругами должно быть удобным для ученика, и меняться во всех плоскостях. Для того чтобы сделать такой тренажер дома, надо привлечь к сотрудничеству родителей, которые должны помочь и обеспечить детей всем необходимым для успешного обучения и создать благоприятную домашнюю атмосферу для их музыкального развития. В случае, когда в музыкальный школе отсутствуют в прокате ксилофоны, возможно (рекомендовано) использовать фортепиано для изучения музыкального текста, а потом в классе его совершенствовать.

Для оптимизации учебного процесса преподавателю специального класса необходимо наладить творческий контакт с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин и руководителями творческих коллективов.

Одним из основных моментов в учебном процессе является чтение нот с листа. На начальном этапе важно постоянно контролировать ученика, развивать навык чтения  нот с листа на самых простых упражнениях и этюдах. С первого года обучения ученик должен освоить и систематически, последовательно совершенствовать навыки чтения нот с листа, что дает возможность развивать внутренний слух ученика, координацию движений и, что очень важно при игре на клавишных ударных инструментах, точность попадания по пластине, способность “думать на перед”, легко ориентироваться в нотном тексте. Умение ученика грамотно и быстро разбирать нотный текст активизирует учебный процесс, способствует более эффективному изучению ансамблевых и оркестровых партий.

В учебные программы обязательно следует включить и разделы, посвященные ансамблевому музицированию. Современный ансамбль ударных инструментов – это концертирующий коллектив особого типа, многогранный по инструментальным составам, который позволяет создать идеальные условия для накопления различных тембровых слоев звучания, нетрадиционных пространственных ощущений звуковой среды, а порой и целых театральных действ. Ученик должен участвовать в ансамблях различных составов: от классического до смешанного и эстрадного. Это дает возможность практически реализовать выше упомянутые ансамблевые формы, а также формирует умение слушать друг друга и четко ориентироваться в общей системе коммуникативных связей, которые складываются между участниками коллектива при исполнении тех или иных музыкальных произведений. Процесс этот довольно сложный и требует от каждого участника ансамбля длительного, систематического труда.

Программа не регламентирует каждый шаг преподавателя, поскольку трудно предугадать все аспекты и нюансы учебного процесса, так различные по уровню одарённости и психофизиологическим особенностям учащиеся требуют индивидуального подхода. Программа ориентирует и направляет творческую деятельность преподавателя, который, опираясь на собственный опыт и используя определенные педагогические методы, должен организовать и обеспечить успешный ход учебного процесса.

 

Рекомендации по организации и проведению

Контрольных мероприятий

Творческий отчет ученика о работе за тот или иной период обучения проводится согласно учебному плану на отделе в форме академического концерта, итогового академического концерта, технического зачета, публичных концертных выступлений на творческих отчетах отдела и школы, концертах класса, сольных концертах, участия в городских, республиканских и международных конкурсах, фестивалях и олимпиадах. Для учащихся выпускных классов – два прослушивания: в первом семестре – крупная форма, во втором семестре – вся программа и выпускной экзамен.

В связи с разным уровнем музыкальных способностей учащихся, физическими возможностями детей, их нагрузками в общеобразовательной школе, а также что немало важно, отсутствие возможностей в приобретении дорогостоящих инструментов и отсутствием их в прокатах школ, предлагается корректировать требования к контрольным мероприятиям (количество и степень сложности произведений, а также количество выступлений за год) на заседаниях отделов.

 

В 0-м классе обязательными контрольными мероприятиями являются:

Итоговый академический концерт – конец апреля – начало мая.

В 1-м классе обязательными контрольными мероприятиями являются:

Прослушивание (без оценки) – декабрь.

Академический концерт (с оценкой) для учеников после 0-го (подготовительного) класса – декабрь.

Итоговый академический концерт – конец апреля – начало мая.

В 2-5 классах (срок обучения 6 лет) и в 2-7 классах (срок обучения 8 лет) обязательными контрольными мероприятиями являются:

Академический концерт – конец ноября – начало декабря.

Технический зачет – конец января – начало февраля.

Открытый академический концерт – март.

Итоговый академический концерт – май.

В 6 классе (срок обучения 6 лет), 8 классе (срок обучения 8лет) обязательными контрольными мероприятиями являются:

Прослушивание (без оценки) – декабрь.

Прослушивание (без оценки) – апрель.

Выпускной экзамен – май.

Для учащихся 9 класса рекомендуется прослушивание программы в декабре, апреле, итоговое – в мае.

Указанные сроки проведения контрольных мероприятий являются ориентировочными. Конкретные сроки определяются на заседании отдела (отделения) школы

От выступлений на академическом концерте могут быть освобождены учащиеся, которые принимали участие в конкурсах, фестивалях и сольных концертах, а также только что зачисленные ученики и такие, что учатся первое полугодие у преподавателя по специальности. Обязательными для всех учащихся являются итоговые академические концерты и выпускные экзамены. Только в отдельных случаях (в соответствии с пунктами 3.12 и 3.15 Положения об учреждении дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) утвержденного Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики 13.04.2016 № 76-ОД, с изменениями (Приказ Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 05.07.2016 № 142-ОД,) учащиеся могут быть освобождены руководством учреждения от сдачи итогового академического концерта или выпускного экзамена.

В течение года учащиеся 1-х – 5-х классов (срок обучения 6 лет) и 1-х – 7-х классов (сроком обучения 8 лет) должны исполнить наизусть как минимум 2-4 этюды и 4-6 разнохарактерных пьес, а с 3-го класса (срок обучения 6 лет) и 4-го класса (срок обучения 8 лет) – обязательно еще и 1-2 произведения крупной формы. Со 2-го класса (срок обучения 6 лет) и с 3-го класса (срок обучения 8 лет) вводится технический зачет (в форме контрольного урока).

Особое внимание следует обратить на открытые публичные выступления учеников. В конкурсах, фестивалях, отчётных концертах отдела и школы всегда принимают участие самые талантливые и достойные ученики класса. Но есть учащиеся, которые не ставят перед собой задачу дальнейшего профессионального обучения музыке, как быть с ними? Учитывая то факт, что между академическим концертом и итоговым академическим концертом перерыв почти полгода, хотелось бы предложить форму открытого концерта. Открытые концерты могут иметь разную направленность и различные формы: тематические, шефские, творческие вечера, концерт класса, концерты для родителей, выступление оркестра. Главное, чтобы проведение такого мероприятия превратилось в праздник музыки для участников концерта, их родителей и всех присутствующих. Удачное проведение открытого концерт в определенной степени зависит от творческой инициативы преподавателя по специальности и уровня подготовленности его учеников. Форма выступления ученика в этих мероприятиях может быть как сольная, ансамблевая так и в составе оркестра. Главное, что в этом концерте могут принимать участие все ученики класса, что окажет положительное воздействие на оживление творческой инициативы учащихся. Все эти концерты утверждаются и обсуждаются на заседаниях отдела.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.