На территории Волги Оренбуржья и Урала Цивилизация пошла от Древнего Татарстана — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

На территории Волги Оренбуржья и Урала Цивилизация пошла от Древнего Татарстана

2020-05-10 116
На территории Волги Оренбуржья и Урала Цивилизация пошла от Древнего Татарстана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волго-Уральская Цивилизация

 

Башкирский Урал - гуманистическая цивилизация мира.

Будет правильно, если мы скажем: "Урал это Пуп Земли"!!! Здесь, пересекались и взаимообогащались, взаимодействуя друг с другом, различные культуры, верования, цивилизации, ментальности. Это воистину Богоизбранный край! Я могу даже утверждать что Основатель Мировой Религии ЗАРООСТРИЗМА - ЗАРАУШТРА родился на Урале! На Урале родилась так же основанная им Мировая Религия - Зароостризм! По - моему,  Колыбель Человечества: Тюрков, Германцев, Финно-Угров, Ариев и др. именно на Урале!!!!! Это слово имеется во всех языках и созвучно со словом Родина!!!

На рекламных баннерах совершенно справедливо пишут о том, что Башкортостан это душа Урала и сердце Евразии,и так как именно с Терра Башкирии, с этой Богоизбранной Земли с Края талантов исходит генезис цивилизации Мира.

Эту гипотезу подтверждает при комплексном анализе и языковые исследования. Сравнительно-лингвистические научные разработки англо – саксо - викингских и башкирского и татарского языков показывают родство фонем и древней лексики этих языков; поэтому можно сделать вывод о Южно-Уральском происхождении викингов и англо-саксов. Об этих фактах писали и пишут многие башкирские, татарские и российские учёные профессора-лингвисты.

Уральские татары

I. Деревня Танып (Бардымский район Пермской области).

В период основания деревни (приблизительно 300 лет тому назад) на этих местах других деревень не было. Поэтому Танып из всех окрестных деревень, расположенных по р. Тол, считается наиболее старой (древнее бывшего уездного центра Оса). Первыми здесь поселились татары-тептяри. Их также называли припущенниками. Они переселились сюда из-под Казани, спасаясь от крещения. Старшим среди них был дед Биккул Кушкилдин. Он несколько раз ездил в Чердынь (возможно, к Демидовым) на лыжах, чтобы получить документ на право владения землями. Отвозил туда подарки -шкуры ценных зверей. Наконец, в одну из поездок, привез документ, написанный на звериной шкуре (сактоян). Тептяри получили право на владение землями, начиная от истоков р.Ермия до ее впадения в р.Тол и землями, расположенными по нижнему левобережье р.Тол до р.Кажмакты (р.Барда). По реке Барда тоже поселились тептяри, называемые бардобашские тептяри ("бардабаш типтэрлэре"). Татары из-под Казани, в основном портные, мелкие торговцы, оседали в деревне и в более позднее время. До революции, например, здесь остались портной дед Ярулла и другие.

В прошлом старики составляли "шажэрэ". Они теперь утеряны. В "шажэрэ" указывалась родословная многих тептярских семей (фамилии записывались по названию рода: нэсел, зат. Распространенными были "насел" Чурагуловых, Чуракаевых, Туйгильдиных, Гумаровых, Якуповых, Яткуловых, Макачевых, Нурмухаметовых.

Расселение в деревне было по родственному признаку. Члены одного рода старались обстраиваться поближе друг к другу, на одной улице. Усадьбы тептярей в основном были на улицах, называемых "типтэр жыен", "мэчет жыен", "тавык жнен".

Башкиры в деревне поселились позднее тептярей. Они основали свою улицу ("башкорт жыен") на правом берегу р. Тол. Башкиры являлись выходцами из-под Осы, из деревни Удик. По реке Тол размещались многие башкирские деревни. Они имели свое кантонное управление.

Вблизи р.Тол, на р.Башап (Ар Башап) поселились удмурты. Видимо, часть удмуртов когда-то жила и в деревне Танып. Одна из улиц в деревне называется "ар жыен" и на ней расселен самый многочисленный род Батыркаевых. По преданиям, основатель этого рода был удмурт. Были роды и марийского происхождения, таковы: Уразтемировы, Габжалиловы, Алешины. Они жили на отдельной улице ("чирмеш жыен"). В настоящее время потомки удмуртских и марийских родов причисляют себя к башкирам. Данные материалы собраны учителем Нурмухаметовым Г.Ш. в 1974 г. от стариков деревни и от информаторов Уразтемирова Хисаметдина (1895 г.) и от Халилова Хэтми (1910 г.).

 

2. Деревня Бердыкаево (Саескан, Суксунский район Пермской области).

Деревне Саескан 300-350 лет. Первыми поселенцами считаются татары, прибывшие из-под Казани. Это два родных брата: дед Бердикай и дед Агафон. Первый основал деревню Бердикаево, а второй - д.Тау авыл (Агафонково). Они владели всеми окрестными землями, но позднее часть земель была продана русским.

Население деревни называет себя татарами, а при выезде в другие районы - уральскими татарами. Себя и жителей дд.Агафонково, Лямпа, Карчи, Гайна и Юлтаево по языку и быту отличают от бардинских. Районы за г.Красноуфимском называют "Офэр як", к западу -"Барда як", а свои места " Кунгур як" (окрестности называют "Чурэ як").

Самыми старинными в деревне считаются три рода: Аит патакасы, Давит патакасы, Мелек патакасы ("патака" - общее название всех семей рода). Отдельные семьи обозначают термином "зат", а родственные семьи - "жыен", "табын" (термин "аймак" применяется для обозначения собрания большого числа людей). В деревне есть еще четвертый род - Гайби патакасы, но он позднего происхождения и в число трех основных родов не входит. Такое же обозначение родов, родственных семей практикуется и в д.Агафонково, По обычаю родственные семьи хоронят покойников на кладбище на своем определенном месте (жыен белэн куму).

В окрестных деревнях (Оттуз, Чистякове, Теш Баш, Солянка) татары смешались с марийцами. Так же и в д.Агафонково (там, например, основателем рода "кэбэч нэсел" считается мариец). Такое смешение объясняется тем, что в прошлом в этих краях население было малочисленным, поэтому татары и марийцы селились в одних деревнях и смешивались между собой. (Информаторы: Хайруллин Гайнулла /1909г./, Бадамшин Муллаян /1911 г./, Бархутдинов Салим /1903 г./).

 

3. Деревня Агафонково (Тау авыл, Суксунский район Пермской области).

Первыми поселенцами считаются татары, бежавшие из-под Казани. Дед Бирдекэй основал д.Саескан (Бердыкаево), дед Юлай -д.Юлаево, дед Байгын - д.Байгын и дед Агафон - д.Агафонково (Тау авыл). Люди добирались до этих мест по рекам: Волге, Каме и Сылве. Позже здесь оседали пришлые из Кукмора татары-валяльщики обуви, а из Актаныша - портные. Население деревни немного обашкирилось.

В деревне сохранились обозначения родственных групп: Мелек зат, Гыйззэт зат, Пузыр зат. Каждая группа имела свою тамгу для обозначения земельных участков. (Информатор: Салахиев Хауфи /1909 г./).

 

4. Деревня Усть-Турка (Тор, Кунгурский район Пермской области).

Деревня основана примерно 400 лет тому назад бежавшими от крещения пришельцами из-под Казани. Вначале они поселились на месте "иске йорт", затем старики Кызылбай, Тимербай, Актырнак-бай переселились на это место. Вначале жили в землянках, затем отстроили срубные избы. Актырнакбай был удмуртом и его род отатарился. В деревне также жили переселенцы из дд.Карьево (Иске авыл) и Кунгыр, которые считаются в этих местах самыми старыми деревнями. (Информатор: Нуриханов Васил /1910 г./).

 

5. Деревня Енапаево (Саз авыл, Октябрьский район Пермской области).

Дата основания деревни забыта. Первые поселенцы пришли со стороны Казани, из разных мест. Помнят, что Гали Эгерже был из Агрыза, Казан Касыйм, Мортый бай - из Казани, На кладбище был надгробный камень с надписью: "Эгержэ кызы Фатыйма, 1664 ел". Родственные группы называются "зат": Дилэвер заты, Мохэммэдьяр заты. Оба они входят в род "волка" (буре заты).

Старое название деревни "Саз авыл". Так деревню называли потому, что вокруг было много болот. Первоначально деревня была расположена в стороне Гондыря и называлась Башанбаш. По мнению информаторов, в стороне Гондыря1 во многих деревнях живут отатаренные марийцы и удмурты, говорящие на татарском языке, носящие татарскую одежду и т.д. В д. Енапаево тоже были роды, смешанные с удмуртами.

По рассказам стариков, впервые на эти места пришли три брата: дед Янапай основал деревню Енапаево, второй дед - д.Кашку, а имя третьего деда забыто. Все они были крещеными татарами.(Информаторы: Исламутдинов Вафа /1897 г./, Фаязов Фаиз /1903 г./).

 

6. Деревня Тюндюк (Бардымский район Пермской области).

Население называет себя татарами. Переселились (время неизвестно) со стороны Гондыря на свободные земли. Вся эта местность была покрыта лесами, которые находились в свободном пользовании. Кто-где хотел, там и расчищал участок для пахоты. Первоначально жили, занимаясь охотой. Окрестные земли по р.Тол, от начала и до устья впадающих в нее речек, были пожалованы татарам за выдачу ими рекрутов. Уже со времен Екатерины население деревни записывалось как татары-башкиры. (Информаторы: Кучукбаев Муллый /1905г./, Максеев Байрам /1903 г./).

 

7. Деревня Малый Ашап (Ординский район Пермской области).

Деревня основана 300-350 лет тому назад татарами-тептярями. Татары пришли со стороны Башкирии и расселились по верхнему течению р.Ирени. Первоначально предки татар поселились в лесистой местности и основали д.Большой Ашап. Занимались земледелием, бортничеством, рыболовством. Позднее в д.Большой Ашап был построен медеплавильный завод Демидовых. С татарами они заключили договор о том, что будут защищать татар от притеснения, а последние, в свою очередь, должны будут предоставлять им лесные участки для рубки где бы то ни было, работать на рубке леса, обжигать уголь, добивать руду и доставлять все это на медеплавильный завод. Приказчики Демидова хозяйничали по своему усмотрению. Устанавливались большие нормы рубки леса, добычи руды и за невыполнение били палками. Поэтому тептяри перешли через р. Ирень и осели на р. Малый Ашап; часть татар разбрелась по другим деревням: Калдык оч, Шалканды, Иске авыл (Карьево), Бэиш и т.д. Деревня Малый Ашап в первое время была малодворной: 2-3 двора построены на значительном расстоянии друг от друга. Между ними были покосы. На разных концах деревни (чук) селились отдельные родственные группы (зат): Мимин заты (в Колакбаш чук), Жамалетдин заты, Кэриш заты, Элмохэммэт заты (каждый из них занимал свою улицу).

За каждой родственной группой сохранялись древние тотемические названия родов: Аю заты, Чэукэ заты, Чабак заты, Карга заты, Буре заты, Ак буре заты. В деревне Шалканды имелись: Торек заты, Ябалак заты, а в д. Тор - Торна заты. Данные материалы собраны учителями Мало-Ашапской средней школы от Файсханова Муллаяра (1897 г.), Усманова Таира (1906 г.) и информатора Садыкова Тарифа (1900 г.).

 

8. Деревня Башкултаево (Пермский район Пермской области).

Население продвигалось на эти места по Волге и Каме. Первоначально на Каме основали деревни Нижний и Верхний Мул. Оттуда их вытеснили русские и они обосновались в деревне Кояново, а затем в верховье речки Мулянки в д.Култаево (Кече Мул).

В 1850 г. население д.Култаевой подало прошение управляющему 9-м юртом 1-го башкирского кантона зауряд-есаулу Тюймесеву, в котором просит вернуть им право владения землями, пожалованными им грамотой от 1592 г. (это право было признано недействительным в 1810 г.). В прошении жители деревни подписались башкирцами. (Информаторы: Хужалугов Салих /1902 г./, Мурзакаев Хафиз /1915 г./, Муртазин Габделбэр /1911 г./, а также учителя 8-летней Башкултаевской школы).

 

9. Деревня Арсланково (Нязепетровский район Челябинской области).

До основания настоящей деревни предки татар жили на месте, называемом "йорт осте". Оттуда переселились на безымянную речку, которую назвали Арсланка (сейчас Мельничная), по имени первого поселившегося здесь деда. Дед Арсланов прибыл из-за Камы, бежал от притеснения Строгановых. Занимался охотой. Женился на башкирке из д.Шокурово и в качестве приданого получил от башкир земельные участки. Башкиры же были пожалованы землями за участие в походе Ермака в Сибирь. Население деревни занималось жжением угля и сдавало его через подрядчиков заводу. Позже в Арсланково переселилось некоторое число татарского населения (ювелиры, портные, торговцы), прибывшие со стороны Казани; из-под Кукмора и Мамадыша. (Информаторы: Байрамгулов Хаерзаман /1905 г./, Исмагилов Саргэскэр /1904 г./).

 

10. Деревня Рахманкулово (Артинский район Свердловской области).

Основателем деревни считается дед Рахмангул. Население состояло из татар-припущенников (тептярей) и татар кунгурцев (кунгурцами заселена также соседняя деревня Бишково). Тептяри и кунгурцы имели свои отдельные сельские общества, отдельные кладбища. В деревне били и русские. Тептяри представляли малоземельную категорию крестьян. Земли крестьянам были отведены от башкирской деревни Рахманково. В деревне имеются также татары, предки которых переселились из-под Казани сравнительно поздно. Информатор: Зиннатов Халфат /1902 г./).

 

11. Деревня Большой Турыш (Красноуфимский район Свердловской области).

Жителей деревни издавно называют "кунгер татарлары". Эти места (земли между речками Малый и Большой Турыш) принадлежали марийцам. В период основания деревни г. Красноуфимск еще не был построен. В деревне обосновались переселенцы из Симбирской губернии и из Чистопольского уезда Казанской губернии. Первый поселенец Тореш бабай имел прозвище "Чистай бабай". Соседняя деревня Токтамыш тоже основана татарами из Симбирской губернии. (Информаторы: Минхайдаров Мунип /1892 г./, Бадреддинов Динислам /1908 г./).

 

12. Деревня Средний Бугалыш (Красноуфимский район Свердловской области).

В этой местности находятся четыре деревни с названием Бугалыш: Средний, Верхний, Новый Бугалыш и Бугалыш Тамак. В Верхнем Бугалыше живут марийцы, а остальные деревни - татарские. Из всех этих деревень Средний Бугалыш считается наиболее древней, основанной около 400 лет тому назад. Деревни основали татары, бежавшие из-под Казани от крещения. Первым поселенцем был дед Эжембай. В составе населения также имеются тептяри и кунгурские татары. Известно, что казанские татары переселялись сюда из Сабинского района Татарии. Все три категории татар имели отдельные кладбища. (Информатор: Муфликупов Габдульян /1900 г./).

 

13. Деревня Старое Биткино (Артинский район Свердловской области).

Деревню основал дед Бикин - башкир, владевший большими земельными участками. От башкир земли брали татары-тептяри (припущенники) и татары-кунгурцы. Самыми малоземельными были последние. Из-под Кунгура первым здесь поселился дед Этембай.

Все три категории населения были расселены на отдельных улицах: "башкорт оч", "типтэр оч", "кунгыр оч" или "кунгыр урамы".

Все они имели брачные связи. Пользовались одним общим кладбищем. (Информаторы: Фатыхов Ханиф /1887 г./, Нигометзянов Монир /1906 г./).

 

1- Три деревни под названием "Гондырь" (Большой, Малый, Верхний) располагаются в бассейне речки Буй (по современному административно-территориальному делению, Куединский район Пермской области).

 

Данная информация содержится в сборнике 1983 года "Пермские татары", подготовленным Институтом литературы и истории им.Г.Ибрагимова Казанского филиала АН СССР. Редколлегия: Халиков А.Х. (ответственный редактор), Мухамедова Р.Г., Исхаков Д.М.

 

Дух Урала.

Кровавы истории Урала…

Жестоко испытывала

Судьба башкир и татар, империи сатанели,

Но все равно башкир и татарин твердил:

Свобода, свобода!

Диктатуры пожирали лучших сыновей и дочерей…,

Но башкир и татарин не преклонялся перед тиранами,

В неравной схватке бился, погибал…

Не склонял головы, умирая, на последнем вздохе,

Твёрдо шептал: свобода, свобода!

 

Источники и библиография.

 

 

1. Родина Шумеров – Урал? https://zen.yandex.ru/media/uralstalker/rodina-shumerov-ural-5e5e262e2a48bf004d143887?&utm_campaign=dbr

2. Рабит ФӘТХИ. Башкортостан-дөнья үзәге. “Түлпар” җурналы, 4 сан, 2019 ел. (Башкортостан-центр мира. Журнал «Тулпар»,№4, 2019г.)

3. Рабит Фәтхи. Татар язмышы. "Түлпар" журналы.(Татарская судьба. Журнал «Тулпар»)

https://vk.com/wall-147944323_1508

4. Фатхиев Р. Отечественная история в школе. Журнал «Ватандаш»,№4,1998г.С.с.140-145.

5. Фәтхиев Р.И.Рус булмаган халыкларның милли үзаңын формалаштыру проблемалары хакында. Газета “Өмет”,19 февраля, 16 апреля, 1998г.

6. Фәтхиев Роберт. Без тарихта эзлебез. Шулганның алтыны кайда? Журнал “Түлпар”,№5,2004г.

7. Пшеничнюк А. Х., Савельев Н. Филлиповские курганы. — Родина, 2010. — С. 2.

8. Кара-абызская культура (население центральной Башкирии на рубеже нашей эры) // Археология и этнография Башкирии. Т. V. Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев, Н. А. Мажитов (ред.). Уфа, 1973. С. 162—243;

9. Культура ранних кочевников Южного Урала. М., 1983. 199 с.;

10. Филипповка: некрополь кочевой знати IV века до н. э. на Южном Урале. Уфа, 2012. 280 с.

11. Филипповские курганы Евразийских степей // Каталог выставки «Золотые олени Евразии». Нью-Йорк, 2000 (на англ. яз.);

12. Филипповские курганы Евразийских степей // Каталог выставки «Золотые олени Евразии». Милан, 2001 (на ит. яз.);

13. Золотые олени Евразии. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 18 октября 2001 года — 20 января 2002 года / Под общей научн. ред. М. Б. Пиотровского и Р. Г. Кузеева. СПб, 2001. 248 с.

14. Музей археологии и этнографии: Каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований уфимского научного центра РАН / Отв. ред. А. Б. Юнусова. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН: Информреклама, 2007. 220 с.

15. Караабызская культура //Археология и этнография Башкирии. Т.5. Уфа, 1973;

16. Шиповский комплекс памятников //Древности Южного Урала. Уфа, 1976; Культура ранних кочевников Южного Приуралья. М., 1983.

17. Пшеничнюк А. Звериный стиль Филипповских курганов. Южный Ура и сопредельные территории в скифо-сарматское время. Уфа. 2005.

18. Бахмутинская культура. М., 1969; Тайны древнего Урала. Уфа, 1973;

19. Южный Урал в VII—XIV вв. М., 1977;

20. Курганы Южного Урала в VIII—XII вв. М., 1981.

21. Южный Урал в VII—XIV вв. М.: Наука, 1977.

22. Курганы Южного Урала в VIII—XII вв. М.: Наука, 1981.

23. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981 (соавтор).

24. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. Уфа, Китап, 1994. (в соавторстве с А. Н. Султановой)

25. Кузеев Р. Г. Проблемы этнической истории народов Среднего Поволжья и Южного Урала с середины второй половины I тыс. н. э. до XVI в.

26. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978.

27. Кузеев Р. Г.. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. — М.: Наука, 1974. — 572 с. — 2400 экз. (в пер.)

28. Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир: Родоплеменные организации башкир в XVII—XVIII вв. Уфа

29. Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. - М.: Наука, 1992. - 347с.+таб..

30. Кузеев Р. Г. Национальные движения в Волго-Уральском регионе и федерализм в России // Этничность и власть в полиэтнических регионах. М.: Наука.

31. Кузеев Р. Г. Государственная программа «Народы Башкортостана». Уфа.

32. Кузеев Р. Г. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979. (В соавторстве).

33. Кузеев Р. Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. «Народы Башкортостана»./ Отв. редактор М. Н. Губогло. - М.: ЦИМО. 1999г. 376с.

34. Хуснутдинова Э.К.Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона.Уфа,1999г.

35. Лимбарская С.А.,Хуснутдинова Э.К.,Балановская Е.В.Этногеномика и геногеография народов Восточной Европы. М.,2002.

36. Бойс М. Зороастрийцы.СПб.,1993.

37. Сборник 1983 года "Пермские татары", подготовлен Институтом литературы и истории им.Г.Ибрагимова Казанского филиала АН СССР. Редколлегия: Халиков А.Х. (ответственный редактор), Мухамедова Р.Г., Исхаков Д.М.

 

38. Миграция ариев в свете данных ДНК. https://zen.yandex.ru/media/id/5aa224901410c34eb19f1597/migraciia-ariev-v-svete-dannyh-dnk-genealogii-aklesov-5e6b528b818d0b6eb5ca026e?&utm_campaign=dbr

 

39. Древний город под Челябинском возрастом около 4000 лет.

https://portal-kultura.ru/articles/obshchiy-plan/317583-arkheologi-nashli-pod-chelyabinskom-ruiny-goroda-vozrastom-okolo-4000-let/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr

 

40. Скифы и Сарматы. https://zen.yandex.ru/media/id/5d98602fc31e4900af4919b9/skify-i-sarmaty-5e77779cadc7b73f7d8ddace?&utm_campaign=dbr

41. Рамил Сорагол. Аркайым. https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&st.cmd=logExternal&st.sig=4tF5OQ21bA2WPtjRjHC-OU5v8JXYdTKQ_AAiKJvf_yvN2G3LfLS1lbgZCfVG3Lms&st.link=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo53558413_166348127&st.name=externalLinkRedirect&st.tid=151287868958753

42. Тенгрианство.

https://zen.yandex.ru/media/id/5d98602fc31e4900af4919b9/tengrianstvo-5e6fc95bc1b8d96d45cc2aec?&utm_campaign=dbr

43. Скифские Боги.

https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kakim-bogam-molilis-drevnie-skify-5e63fc38824a2d437a81229d?&utm_campaign=dbr

 

 

44. Татарин из села Биштяки: легендарный генерал Минигали Шаймуратов посмертно стал Героем России

https://sntat.ru/news/society/02-04-2020/tatarin-iz-sela-bishtyaki-legendarnyy-general-mingali-shaymuratov-posmertno-stal-geroem-rossii-5733478?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr

 

Волго-Уральская Цивилизация

 

На территории Волги Оренбуржья и Урала Цивилизация пошла от Древнего Татарстана

 

По современным научным данным человечество возникло в Африке. При этом, в Европу первые люди современного типа пришли лишь 30 тысяч лет назад. Естественно, они тогда еще не делились на племена и народы, все случилось намного позже.

В Поволжье люди появились на заре цивилизации. Волга была разветвлённой водной артерией в в неё впадала Кама, Вятка, Агидель, реки Русской равнины, поэтому здесь возникла цивилизация торгово-ремесленно-урбанистического типа ещё в период Древности и затем она распространилась на степи Оренбуржья и на горный регион Урала. Здесь вначале доминировали индоевропейские племена, затем финно-угорские верования и культура, потом скифо-сарматская империя, затем гунская, после тюрско-булгарско-золотоордынская, далее Казанское ханство, потом Российская империя. Тюркское Тенгрианство с культом Небесного и Солнечного Тенгри, который определял всю судьбу сущего, при этом истинный тюрк - татарин должен был служить Могучему Тенгри и Своему Великому Илю (Стране Тюрков). Эта патриотичная и воинственная вера сменилась Мусульманством, где воинственный дух гармонировал с торгово-ремесленным укладом.

 При этом, тюркская нация сформировалась на Алтае и в Монголии и начала свои миграцию. Считается, что эти покорители Вселенной - первые тюрки на западе Евразии были племена, которые пришли с гуннами. А возможно, и сами гунны были тюрками. По крайней мере, их правящий класс.

Отсюда вопрос – кто жил на территории Среднего Поволжья до татар, учитывая, что люди заселили этот регион задолго до нашей эры, а возникновение татарского народа обычно связывают с эпохой Золотой Орды?

Одной из самых ранних археологических культур, которая захватывала и нынешний Татарстан, была фатьяновская. Это бронзовый век, т.е., 3 тысячи лет до нашей эры. Это были люди европеоидной внешности, которые пришли сюда из региона Средиземного моря. Их обычно относят к индоевропейским племенам, к тому периоду их существования, когда балтийские, германские и славянские народы еще не разделились.

На Волгу они явились из нынешней Белоруссии примерно 2,8 тысяч лет до н.э. В это время тут уже жили представители волосовской культуры – предки современных финно-угорских народов Поволжья и Урала.

Одни были скотоводами, другие занимались охотой и собирательством. Каждое из племен обладало собственными инфекциями, которые в итоге привели к упадку каждого из них. На свободное место пришли представители срубной культуры, которые, судя по всему, принадлежали к другой ветви индоевропейцев – скифско-иранской. Они владели этими местами почти до железного века.

Их историческими преемниками стали представители ананьинской, городецкой и пьяноборской общностей, которых вполне надежно идентифицируют с финно-уграми. Они занимались скотоводством, ловили рыбу, били в местных лесах зверя. Их эпоха продлилась практически до исторического времени – до 4-о века нашей эры.

А дальше начинается нечто совсем непонятное. Именьковская культура Среднего Поволжья существовала в 4-7-х веках. В ее населении разные ученые видят балтов, славян, готов, скифов, мадьяр, тюрок. Слишком много доказательств, которые говорят об отдельных языках, способах ведения хозяйства, погребальных обрядах и т.д. Впрочем, возможно, что здесь жили разные племена и народы, как и с современном нам Татарстане.

После них все более-менее понятно. Под ударами германцев и римлян гуннская орда распалась, тюрки-булгары, которые были одной ее частью, сначала откочевали к Черному морю, а потом разделились на несколько ветвей. Одни племена образовали из славян Антов современное государство Болгарию, вторые ушли на Кавказ и создали Кабардино-Балкарию, и третья группа поднялась вверх по Волге и сформировали Булгаристан и Чувашстан. Они привнесли первые элементы государственности в автохтонные финно-угорские народы и башкирскому народу. За несколько столетий булгары и местные финно-угры с возможным небольшим участием славян слились в единый народ, говорящий на тюркском языке.

Потом пришла Орда. Жители Поволжья утратили свой булгарский диалект, и стали говорить на кипчакской ветви тюркского наречия. Десятки степных племен изменили места своего обитания в эту эпоху.

Татарский этнос возник уже при ханах Сарая. Он консолидировался из всех групп местного населения примерно к 15-у веку. Это достаточно раннее появление единой нации, учитывая, что разделение древнерусского народа на три части случилось столетием-двумя позднее.

С тех пор так и живем. В Татарстане, Оренбурге,Башкортстане чак-чак и эчпочмак кушаем.

 

Рабит Фатхи

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.