Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-05-10 | 493 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Творчество Л. Н. Толстого
По страницам великой жизни.
Из дневниковых записей.
Год (Толстому 19 лет).
17 марта.... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной...
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:
№ 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
Год.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро...
Правила исправления:
Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
Год.
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9) Написать правила.
10) Получить некоторые познания в естественных науках.
|
11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
Год.
2 ноября. … Одесса… Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных...
20 ноября.
Когда же, когда, наконец, перестану
Без цели и страсти своей век проводить,
И в сердце глубокую чувствовать рану,
И средства не знать, как ее заживить.
Год.
18 марта... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, — быть деятельным, рассудительным и скромным.
2 августа.... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.
21 сентября... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…
Год.
22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.
7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу...
9 мая.... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 3 десятины на душу. Грамотных два.
28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...
5 сентября. Москва.... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.
Год.
Жить в Ясной Поляне. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передан землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...
|
Год.
1 января. Москва.... Собственность как она теперь — зло... Не было ложки, было полено — я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием — городовым с пистолетом — это зло.
30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.
3 июня. … Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки — вот суд.
13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.
21 июня.... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.
Год.
27 ноября.... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям.
7 декабря.... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.
Год.
23-26 февраля. Москва.... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?
30 апреля.... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства:
|
1) Церковь, обман, суеверие, траты;
2) Войско, разврат, жестокость, траты;
3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;
4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;
5) Фабрика — убийство жизни;
6) Пьянство;
7) Проституция.
Год.
30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом...
23 ноября. Москва.... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвети плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.
Год.
21 марта.... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.
Год.
18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.
Год.
31 июля. Ясная Поляна.... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!...
… Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.
Год.
3-4 октября. Ясная Поляна....5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.
Год.
26 октября. Ясная Поляна.... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием — не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.
Год.
19 апреля. Ясная Поляна.... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.
3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.
|
Год.
7... Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?
26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...
История создания романа.
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы» от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. — времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.
По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора — 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. — еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, — «Война и мир».
Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг» (см. схему в Приложении 1).
Жанр.
Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга — как Библия.
|
«Что такое «Война и мир»?
Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника.
«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор
в той форме, в которой оно выразилось
Л. Н. Толстой.
«... Это не роман вообще, не исторический роман, даже не истории-
ческая хроника, это хроника семейная... это быль, и быль семейная».
Н. Страхов
«...оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в
себе эпопею, исторический роман и очерк правое».
И. С. Тургенев
В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».
«Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка — для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.
Признаки эпопеи — тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание — «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм... прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».
Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе — только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». История создания.
Вывод: «Я старался писать историю народа».
1857 г. — после встречи с декабристами Л. Н. Толстой задумал роман об одном из них.
1825 — «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 — «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
1805 — «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав не удач и нашего срама».
Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.
Жанр и композиция романа
«...Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примеров. История русской литературы со времени Пушки на не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни единого художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое вполне бы укладывалось в форму романа, поэмы или повести».
Л. Н. Толстой. Несколько слов по поводу книги «Война и мир». 1868.
«Предлагаемое теперь сочинение ближе всего подходит к роману или повести, но оно не роман, потому что я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы — как-то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса. Повестью же я не могу назвать моего сочинения потому, что я не умею и не могу заставлять действовать мои лица только с целью доказательства или уяснения какой-нибудь одной мысли или ряда мыслей».
Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867.
«Война и мир» — одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея. События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней по казан русский национальный быт».
Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир. 1987.
Салон А. П. Шерер
Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети — красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.
Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок» («Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня, — сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка»).
Просматривая 2 главу, учащиеся зачитывают факты, говорящие о фальши этого общества, оценочные эпитеты и сравнения в описаниях героев («плоское лицо», Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»... сначала виконта, потом аббата...).
— Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Кто они? Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
(Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне», и относилась к нему со страхом.)
— Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
— Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.
(Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной усталым, скучающим взглядом улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброю и приятною улыбкой»).
Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он — инородное тело в великосветской гостиной. Князь Василий говорит о нем Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».
О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него — чужие.
Обращаем внимание на особенности портретов у Толстого:
а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;
б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;
в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера...)
Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, и людей, которым претит такая жизнь.
— Обратим внимание на политические споры (гл. 4).
(История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны (1 гл.) о том, что нужно задавить гидру революции... в лице этого убийцы и злодея…»)
Если Пьер еще не осознал свою оппозиционность к светскому обществу, то князь Андрей глубоко презирает свет (характеристика светского общества гл. 6). Это проявляется в его манере поведения (в гостиной Шерер у него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо неприятно»), в открытой симпатии к проповедующему свободолюбивые взгляды Пьеру и в резких высказываниях о пустых и низменных интересах придворной аристократии.
— Каким эпизодом завершается вечер у А. П. Шерер?
(Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую любезность.)
— Обратим внимание на то, что 1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык?
(Французский язык — как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т. е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.)
Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет свое отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, автор приводит только по-русски. Реплики А. Болконского (а он, по привычке часто переходит на французский язык и говорит на нем, как француз, даже слово «Кутузов» произносит с ударением на последнем слоге) тоже приведены, в основном по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.
Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.
План: Тема мирной жизни (т. II)
1. «Интересы мысли» толстовских героев. Поиски ими плодотворной общественной деятельности.
2. Природа и жизнь людей в понимании Толстого.
3. Личная жизнь («жизнь сердца») героев романа.
4. Быт поместного дворянства, живущего в непосредственной близости к народу.
5. Почему рушится «мир» к концу II тома?
Желанный мир, любимые и любящие люди, русская зима, раз влечения, музыка, балы встречают возвратившихся с войны Николая Ростова, Денисова, Долохова и др. Это и есть та жизнь, о которой мечтал, например, Николай Ростов. Но оказывается, не все мирно в этом мире. Он начинается не только с радости, но и с неудач: дуэли Пьера и Долохова, проигрыша Николая Ростова, неудачного сватовства Денисова к Наташе и Долохова к Соне и большого горя князя Андрея — смерти жены. Неровной и спокойной рисует Толстой мирную жизнь, в ней свои беды, но силой жизни они преодолимы. Об этом свидетельствует развитие всех сюжетных линий.
Андрей Болконский.
Поиски смысла жизни князем Андреем перекликаются с поисками Пьера.
— Почему кризис после Аустерлица был тяжелым для князя Андрея?
— Какую деятельность он ведет в Богучарове и Петербурге? (нач. 1 гл. II ч., гл. 4, 6, 18)
— К каким мыслям пришел князь Андрей после Аустерлица?
Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа — таков итог его поисков в конце I тома.
Когда же он, странно размягченный, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, на него обрушилось горе — смерть от родов княгини Лизы. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней (ч. I, гл. 9), усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера, навестившего его в Богучарове, поразил его «потухший, мертвый взгляд» (ч. II, гл. 11). «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), — вот вся моя мудрость теперь», — говорить князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время — это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни. Впоследствии спор с Пьером, встреча с Наташей и воздействие весенней природы пробуждают живую душу в князе Андрее, и он тоже включается в общественную жизнь. Те дела, которые не сумел до конца довести Пьер, были выполнены князем Андреем. Начинания князя Андрея были прогрессивного характера (часть крестьян перечислена в вольные хлебопашцы, барщина заменена оброком и т. д.).
В петербургский период жизни князя Андрея Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, — это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная (ч. III, гл. 18). Так же, как и Пьер, князь Андрей, начав общественную работу увлеченно, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел ее глубокого смысла.
Разочарования обоих героев вызваны глубиной их стремлений. Только та деятельность удовлетворит их, в которой они найдут со вмещение интересов для себя и для других.... А пока они ошибаются, снова начинают и бросают и вечно борются, потому что «спокойствие — душевная подлость». В их поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная сторона исторической жизни начала ХIX века, важная грань «настоящей жизни», по Толстому.
— Самостоятельно составить цепочку поиска смысла жизни князем Андреем.
В салоне Шерер.
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
В армии (1805 г.)
«Несмотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольство собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».
В Богучарове (после Аустерлица)
«Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска».
Быт поместного дворянства
Отечественная война 1812 г.
Изображение войны 1812 года
Бородинское сражение.
Это кульминация всего действия, т. к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев.
— Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?
— Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?
— Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов?
— Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?
— Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить?
— Покажите, как «по солнцу и под солнцем» идет сцена боя.
— Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского?
— Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.
— Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?
Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, т. к. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Сцены, рисующие настроение русских накануне боя: встреча Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками — ополченцами (гл. 20); разговор Пьера с Б. Друбецким, Кутузовым, Долоховым (гл. 22); настроение князя Андрея, Тимохина и их солдат (гл. 24-25). Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: «...Одно слово — Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение» (ч. II, гл. 25). Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.
И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «Я бы не брал пленных... Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, сейчас призывает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения. Война должна идти не по правилам фехтовального искусства, скажет далее Толстой (т. IV, ч. III, гл. 1). Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война — это «самое гадкое дело в жизни». (т. III, ч. III, гл.25), завершает автор устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.
Вопросы к образу Кутузова.
— Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
— Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
— Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
— Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение?
— Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?
— Докажите, что Кутузов — это «свой, родной человек» для народа.
— Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?
— Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?
— Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?
— Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.
— Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.
Вопросы к образу Наполеона.
— Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?
— Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?
— Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя? Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?
— Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?
— Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?
— Покажите в нем актерство и лицемерие.
— Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.
— Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?
Кутузов и Наполеон в романе
Нет величия там, где нет простоты добра и правды.
Л. Н. Толстой
Партизанская война.
Последний эпизод войны.
— Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?
(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)
— Что стало с армиями?
(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.
Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади,... —...кто не мог — сдался или умер. (т. IV, ч. III, гл. 17).)
Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», — говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... — говорит Кутузов, — Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).
Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.
«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».
План.
1. Название романа и его основная проблематика.
2. Изображение войны 1812 года — основное в романе Толстого «Война и мир».
— Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.
— Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:
а) через мысли любимых героев;
б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;
в) через описание отдельных боевых эпизодов.
3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:
а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;
б) размах и величие партизанской войны.
4. Народ в войне 1812 года:
а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;
б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;
в) глубокое убеждение в правоте своего дела.
5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:
а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;
б) лжепатриотизм петербургских салонов;
в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.
6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.
7. Роль полководцев в войне.
8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.
«Мысль народная» в романе «Война и мир»
Л. Н. Толстой считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.
Основные конфликты романа — борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабным<
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!