Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

2020-05-10 392
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

— Сегодня мы поговорим только о Пьере и князе Андрее. Почему вам может понравиться Пьер Безухов?

(Он не такой, как другие светские... Вот он появляется в салоне А. П. Шерер. Хозяйка салона даже пугается его искреннего, правдивого взгляда. Мне нравится его простота, понимание других людей и сочувствие им. Когда Пьер попадает в плен, то запросто разговаривает с солдатами, находит с ними общий язык.

По-моему, самое главное в Пьере — доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

— А может быть, Пьер просто понимает, что из-за убийства французского офицера могут быть неприятности...

(Нет, Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в результате какого-то поступка, он просто не мог допустить, что бы убили человека.)

— А в чём еще вы видите доброту Пьера?

(Он спас ребенка во время пожара, заступился за женщину, раз давал деньги всем, кто просил. Сумел понять Наташу после ее разрыва с князем Андреем. Сумел ее утешить, хотя сначала шел к ней с чувством обиды за друга, князя Андрея. (Зачитать отрывок т. II, ч. V, гл. 22 со слов «Было морозно и ясно…»)

— Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним еще эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! — сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

— А Долохов?

(Долохову было все равно. Он гусар, привык к дуэлям. Хотя Денисов не хотел кровопролития, ему было страшно и за Долохова, и за Пьера.)

— Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека.

(Ему грустно, тоскливо. И, наверное, не только потому, что он ранил Долохова, а и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.)

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта — недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности — и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своем друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошел Пьер.

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстает перед нами как организатор тайного политического общества «Независимых, свободных людей». Он обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.

 

Князь Андрей

— Чем привлекает вас Андрей Болконский?

(Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

— Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А. П. Шерер и еще не зная его, мы уже можем о нем сказать нечто важное. Что же именно?

(Ему не по себе в светском обществе.)

— А какими деталями Толстой это подчеркивает?

(У князя Андрея скучающий вид. Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса. Когда его сзади трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер.)

— Мы узнаем, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда Пьер его спросил, зачем он идет на войну, которую нельзя назвать справедливой... Что отвечает ему князь Андрей?

(Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо... — Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».)

— Какой вывод мы можем сделать?

(Князь Андрей не удовлетворен пустой светской жизнью, он хочет чего-то большего, он мечтает о славе (зачитать отрывок т. I, ч. III, гл. 12 «Ночь была туманная»).

— А как вы думаете, слава — это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

(Наверное, нет. Ведь слава — только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».)

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своем деле совершенства.

— А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

(Чтобы проявить свои силы, да и о почестях он тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.)

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Когда же человек мужает, находит свое признание, все суетное отступает.

— Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

(После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон — мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своем Тулоне».)

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое.

— Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них не цели в жизни?

(Конечно, нет. Они мелкие люди, а князь Андрей — человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.)

— К каким выводам о жизни приходит князь Андрей?

(Он понимает, что жить нужно для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей — это хорошо, однако, такому человеку нужно активное выражение этой любви.)

— Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

(Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он был бы с декабристами.)

— А почему князь Андрей не простил Наташу?

(Он по характеру человек жесткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.)

— Почему же Пьер простил Наташу?

(Он добрее. Возможно, он ее пожалел.)

— Когда же князь Андрей простил Наташу?

(Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток. Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а об ее боли и страдании. Ему многое пришлось перенести, он становится мягче, добрее, мудрее.)

— Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

(Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.)

 

Семья в романе «Война и мир» [2]

 «Мой идеал — жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей», — это высказывание Л. Н. Толстого — гениального мыслителя, тонкого психолога, писателя-гуманиста. Правда и красота для Толстого-философа — синонимы. Правде жизни он учился у народа и природы. «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво — потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». Правдоискательство — важнейшая, по мысли Толстого, черта народа. Народ ближе к природе, чище душой, нравственнее. Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо пугаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать... И вечно бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад.

 

— Какое выражение находят мысли о семье у Толстого — философа?

(Дневники писателя: «Еежли врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности, на которую так нападет Руссо, не только не бесполезны, но даже необходимы, и не для одних Сократов, а для всех».

Если бы человек не желал, то и не было бы человека. Причины всякой деятельности есть желание».

«Желание к учебе, любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте», «необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым», сделать нормой жизни принцип «больше давать, чем брать».

Да, роман «Война и мир» — отражение многогранности личности и широты мировоззрения самого писателя. Поэтому так много схожих черт находим мы и у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Андреевны Берг. Постоянная работа души объединяет Пьера, Наташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотношения между ними дружественными, «семейными».)

— Как отражается мысль семейная у Толстого — писателя в романе «Война и мир»?

Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью — с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа — два семейства: Ростовых и Болконских. духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом — Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем — Наталья. «У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь...» Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины — святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». После смерти сына Пети и мужа Толстой называет ее старость «бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть: «Она сделала уж свое дело жизни». Мать — синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность. Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит...», Он — «сама распущенная доброта».

Ростовой — старшей тяжела чопорность гостей в день именин: «Замучили меня эти визиты». Та же простота будет и у детей Ростовых. Тончайший лирик, Толстой согреет особым теплом и светом появление детей на страницах романа: дети шумно вбегут в гостиную, внеся оживление, и «луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с молодым поколением», исчез вместе с ними. Лучатся, светятся глаза и у любимых героев Толстого, потому что (по народному представлению) глаза — зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами». И жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.

— Сравните два варианта портрета Наташи и подумайте, почему Толстой отказался от первого.

Наборная рукопись: Черноглазая с большим ртом, некрасивая но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими, быстрыми ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она, быстрая, грациозная, и, видимо, не привыкшая к гостиной, подбежала к матери и, не обращая внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся личико в кружевах материной мантильи и засмеялась.

Первый вариант: Все черты ее были неправильны, глаза узки, лоб мал, нос хорош, но нижняя часть лица, подбородок и рот так велики и губы так несоразмерны толсты, что, рассмотрев ее, нельзя было понять, почему она так нравится. Она еще носила открытые лифы и коротенькие юбки. Детские ножки ее в кружевных панталончиках и открытых башмачках содрогнулись, она, как козочка, легкая, тоненькая, грациозная, подскочила к матери, обняла ее, спрятала лицо в ее кружевах и разразилась таким смехом, что все захохотали.

— Для Толстого — писателя глаза человека — окно в его душу. Покажите это на двух — трех примерах.

(Глаза Марьи лучатся, прекрасным становится лицо: «как будто лучи теплого света выходили» из глаз, «глаза эти делались привлекательнее красоты». В минуты глубокого волнения лицо озаряется у любимых героев Толстого светом глаз: Марья «всегда хорошела, когда плакала». Лучатся глаза, оживляется лицо Андрея в салоне Шерер при виде Пьера, сияющими глазами смотрит Наташа на мир, сияют восторгом глаза Николая, когда поет Наташа. Бездуховность, пустота жизни, по Толстому, напротив, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная красавица Элен — «красивая статуя» с застывшей улыбкой — блестит и сияет всем, кроме глаз: «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», «успокаивалась в сияющей улыбке». У красивой Веры — холодное лицо, спокойное, которое улыбка делает неприятным». «Спокойное и красивое лицо у Бориса Друбецкого, в красавце Берге все «как-то уж очень правильно», а глаз — словно нет.)

«Нет красоты там, где нет правды» — скажет Толстой, и мы будем свидетелями превращения некрасивой Марьи в красавицу в семейных сценах, увидим полное перевоплощение Наташи в присутствии любимых ею людей. Мы посмотрим на лицо Элен и вместе с автором удивимся, что при всей схожести черт лицо красавицы Элен будет точно таким же, как у ее брата — Ипполита.

— Что же делает красивыми любимых героев Толстого?

(Красота Наташи и Марьи — от душевной переполненности, которую вполне поймут Андрей, Пьер, Николай. В день своих именин и ее матери Наташа, «смеясь и краснея», приглашает Пьера на танец; «Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленям головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Петя, «зажмурившись, трясся от беззвучного смеха». У Николая «во всем лице выражались стремительность и восторженность». За именинным столом «Соня и толстый Петя прятались от смеха». Наташа громко спрашивает о мороженом, «вперед уверенная, что ее выходка будет принята хорошо», «кричит смело и капризно — весело». Увидев плачущую Соню, «Наташа заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Эпитеты, данные Наташе, подтверждаются: «казак девка», «зелье», «порох».

Удивительно тонко, поэтично воспринимает Наташа красоту летней ночи в Отрадном, поэтому так естественно ее стремление летать в такую волшебную лунную ночь.

И даже знакомый зимний лес становится для нее фантастическим, сказочным, таинственным в святочную ночь... Богат человек с таким душевным миром, не замкнутым на обыденном. Счастливым даром «читать тайное» людей и природы наделяет автор любимую героиню: «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц», «Наташа со своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата».

Открыт людям, удивительно прямодушен и Николай Ростов: «…я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую». «Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть», — сказал Ростов, краснея». Он абсолютно уверен, что стыдно учиться, когда все идут на войну, по-настоящему напуган и прямо признается себе в этом, когда, оставшись в арьергарде, наткнулся на «французский разъезд», честен с собой на мосту через реку Энс: «Я трус». И офицера Телятина он уличит в воровстве с присущим им, Ростовым, прямодушием.

Им свойственно располагать к себе хороших (в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Наташин чистый, светлый, поэтический мир души почувствуют не только домашние, но и дядя, и тетка Ахросимова (они тоже — из Ростовых), и Аксинья, и Пьер, и Андрей, и Денисов. Ее не примет только старшая сестра Вера. Но родители и сами чувствуют ее чужеродство: «Со старшей мы перемудрили и не любят «правильную» Веру... даже шестнадцатилетний Петя, уйдя добровольно на войну, вызовет ответную любовь у Денисова и офицеров. Совсем еще мальчик, этот сын добряка и хлебосола Ростова найдет семью в офицерском кружке и всех захочет обогреть детской любовью. Он не может сдержать восторга перед отзывчивостью Денисова: «Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! Как хорошо!» — И, поцеловав Денисова, он побежал на двор» (Денисов разрешает позвать к офицерскому столу пленного мальчика — барабанщика)...

— Почему в семье Ростовых и нельзя быть иным?

(Потому что открытость души, радушие — ее главное свойство: именины — 80 кувертов (столовый прибор на парадном обеде), полный дом родственников, даже в Отрадном «полно гостей», в честь гостя Денисова устраивается праздник; устройство обеда в английском клубе в честь князя Багратиона было поручено графу Ростову: «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир».

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. И все это — на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Петя пожалеет французского барабанщика и пригласит его на обед: «...покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? Дать ему что-нибудь поесть…»

Наташа-девочка поймет чувство Сони и брата и устроит им свидание; в знак любви и преданности Соне Наташа обожжет себе руку раскаленной линейкой. Восторженной любовью к жизни Наташа оживит сердце Андрея после поездки в Отрадное: «Нет, жизнь не кончена в 31 год». Наташа разделит горе матери после гибели Пети; Наташа упросит своих родителей дать подводы для раненых; «Наташа не отходила от раненого Андрея, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такого твердости, ни такого искусства ходить за раненым». Николай защитит княжну Марью в имении брата от бунта мужиков.

Открытость души Ростовых — это и способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь; уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а подводы — для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона — все это действия одного нравственного порядка.

Чувство патриотизма заставит Николая преодолеть страх, стать мужественным человеком, получить крест. А желание подвига уведет из жизни Петю.)

— Но только ли к радости и счастью приведет открытость, доверчивость младших Ростовых?

(Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег, Николай превратится в нерассуждающего рубаку, поверив ложному представлению об офицерской чести.

Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову 43 тысяч, Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем. А потом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем, искренно раскается, не простит себя, отравится.

Сила Наташи — в умении жить дальше. Ее душа способна обновляться. Одухотворенность Наташи проявляется даже в том, как она поет и танцует, обнаруживая и здесь редкий дар родства, душевного единения с народной стихией, гармонию звука и движения.

Но главный талант ее души — любить — откроется позже. И Наташа возьмет нелегкий семейный груз на свои хрупкие плечи.)

— Но только ли по вине Наташи не состоялась ее любовь с Андреем?

(Наташа ждала любви, и она пришла. Но три недели разлуки и год ожидания! «Год! Я не вынесу этого! Я сейчас хочу любить!» Безмерно отчаяние Наташи, непереносима разлука.

Андрей, много переживавший, знает, что и чувству любви дано воскресать, поэтому он может ждать. Он решил. И за себя, и за нее.

Глубоко, по-человечески полно будут счастливы в семейной жизни и Наташа, и Николай. Именно здесь особенно ярко проявится красота души героев: «Все силы душевные ее (Наташи) были устремлены на то, чтобы служить мужу и семье»... «предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была ее семья, т. е. муж...и дети…».

Николай стремится избавиться от вспыльчивости, горячности под влиянием жены — княжны Марьи: «Главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти не доступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

«Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она со своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».

Частичку ростовского дома — любовь к Наташе, младший сестре, — он перенесет на свою дочь —любимую Наташу.)

— Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?

(В Наташе — девочке — постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть. Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе — матери «очень редко зажигался... теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, кода, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок...» «И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде».

«Толстому важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа — мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту — таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывал порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом — настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…»)

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.