Тема 9. Транспортные обязательства — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 9. Транспортные обязательства

2020-05-10 115
Тема 9. Транспортные обязательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 9. ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Правовое регулирование транспортных обязательств осуществляется гл. 40 и 41 ГК РФ, Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, постановлениями Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», от 14 февраля 2009 г. №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и другими нормативными правовыми актами.

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанных с перемещением грузов, багажа, пассажиров.

Одной из сторон обязательства является перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Основаниями возникновения данных обязательств являются различные договоры: договор перевозки груза; договор перевозки пассажира; договор фрахтования; договор буксировки; договор об организации перевозок.

В зависимости от вида транспорта договоры перевозки грузов и пассажиров могут быть классифицированы следующим образом:

— договор воздушной перевозки;

— договор железнодорожной перевозки;

— договор морской перевозки;

— договор перевозки по внутренним водным путям;

— договор автомобильной перевозки;

— договор перевозки в прямом смешанном сообщении.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Соглашением сторон не может быть ограничена или устранена ответственность перевозчика, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки груза является реальным, возмездным, двусторонним.

Существенным условием договора перевозки груза является перевозимый груз. Груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки.

Срок доставки груза не является существенным условием. Согласно ст. 792 ГК РФ, если сроки доставки не определены, то перевозчик должен доставить груз в разумные сроки. Так, в соответствии со ст. 109 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

Порядок определения сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2015 № 245. Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов и нормы суточного пробега.

Провозная плата в соответствии со ст. 790 ГК РФ устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Так, в соответствии с п. 3 ст. 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На железнодорожных перевозках провозная плата за перевозку груза определяется Тарифами на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. № 47-т/5.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза:

— транспортной накладной (при перевозках внутренним водным транспортом);

— железнодорожной накладной (при железнодорожных перевозках);

— товарно-транспортной накладной (при автомобильных перевозках);

— грузовой накладной (при воздушных перевозках);

— морской накладной или коносамента (при морских перевозках). Коносамент представляет собой ценную бумагу, выполняющую функции доказательства заключения договора морской перевозки груза, акта приема груза перевозчиком, товарораспорядительного документа на груз. Коносамент должен иметь определенные реквизиты, указанные в ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ. Коносамент может быть: именным; ордерным; на предъявителя. С передачей коносамента передаются соответствующие права на груз;

— иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Грузоотправитель несет ответственность за предоставление искаженной информации о грузе. Так, в соответствии со ст. 98 Устава железнодорожного транспорта РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Грузоотправитель (грузополучатель) несет ответственность за задержку, простой транспортного средства. Так, согласно ст. 100 Устава железнодорожного транспорта РФ за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 МРОТ.

При нарушении условий договора перевозки грузов до предъявления к перевозчику иска в суд грузоотправитель (грузополучатель) должен предъявить претензию. В противном случае суд возвращает истцу исковое заявление.

Сроки предъявления претензий устанавливаются транспортными кодексами и уставами. Так, в соответствии со ст. 126 Воздушного кодекса РФ претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

— о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта;

— о возмещении вреда в случае утраты груза — через 10 дней по истечении срока доставки;

— о возмещении вреда в случае утраты почты — по истечении срока доставки;

— о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

Пунктом 3 ст. 797 ГК РФ установлен специальный срок исковой давности, составляющий один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Течение исковой давности, как правило, связано с подачей претензии. Так, в соответствии со ст. 128 Воздушного кодекса РФ течение исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира и багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, двусторонним, а договор перевозки багажа — реальным, возмездным, двусторонним.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного (ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств, а отправитель — за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 794 ГК РФ). Так, в соответствии со ст. 115 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ за неподачу транспортных средств перевозчик несет ответственность в размере ОД МРОТ за каждую тонну груза, при перевозке груза в контейнерах — 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 т включительно, минимального размера оплаты груда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 т включительно, 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 т.

Основаниями для освобождения от ответственности являются:

— непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военных действий;

— прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;

— иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). В этом случае перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным кодексом или уставом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие:

— непреодолимой силы;

— устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;

— иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 795 ГК РФ).

Так, например, при перевозках морским транспортом штраф составляет 50% платы за проезд пассажира и провоза багажа (ст. 196 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Кроме того, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза (ст. 796 ГК РФ).

Особой разновидностью договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки транспортом общего пользования. В соответствии с п. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть опубликован. Так, к транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, предприятия которого открыты для общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к транспорту общего пользования, если их цель состоит в осуществлении за плату перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Согласно ст. 426 ГК РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.

Особенности наступления ответственности при морских перевозках грузов заключаются в следующем. В случае возникновения различного рода убытков и расходов при морских перевозках необходимо определить, к какой категории они относятся: общей или частной аварии.

Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около 3 тыс. лет. Впервые общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено в 1285 г. В современной международной практике определение общей аварии дается в Йорк-Антверпенских правилах 1974 г. (Гамбург, 4 апреля 1974 г.).

В соответствии со ст. 284 Кодекса торгового мореплавания РФ общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, относятся к категории частная авария. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

В соответствии со ст. 297 Кодекса торгового мореплавания РФ не признаются общей аварией даже при наличии признаков общей аварии:

— стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

— убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

— убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

— убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

— любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.).

В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования сочетает в себе элементы договора перевозки и аренды и является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Смешанные перевозки

В соответствии со ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Однако до настоящего времени такой закон не принят. До вступления в силу указанного закона применяются соответствующие нормы транспортных уставов и кодексов. Так, согласно ст. 65 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозки грузов осуществляются в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования грузов. Передача с одного вида транспорта на другой вид транспорта грузов в опломбированных вагонах осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений о них данным, указанным в перевозочных документах.

Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении, при передаче их с одного вида транспорта на другой взвешиваются по требованию стороны, принимающей грузы.

Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов. В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.

Ответственность за несохранность грузов также лежит на той стороне, которая приняла груз до момента передачи другой перевозочной организации. В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы. При этом указанный перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику, по вине которого допущены утрата, недостача или повреждение (порча) грузов.

Тема 9. ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Правовое регулирование транспортных обязательств осуществляется гл. 40 и 41 ГК РФ, Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, постановлениями Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», от 14 февраля 2009 г. №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и другими нормативными правовыми актами.

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанных с перемещением грузов, багажа, пассажиров.

Одной из сторон обязательства является перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Основаниями возникновения данных обязательств являются различные договоры: договор перевозки груза; договор перевозки пассажира; договор фрахтования; договор буксировки; договор об организации перевозок.

В зависимости от вида транспорта договоры перевозки грузов и пассажиров могут быть классифицированы следующим образом:

— договор воздушной перевозки;

— договор железнодорожной перевозки;

— договор морской перевозки;

— договор перевозки по внутренним водным путям;

— договор автомобильной перевозки;

— договор перевозки в прямом смешанном сообщении.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Соглашением сторон не может быть ограничена или устранена ответственность перевозчика, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки груза является реальным, возмездным, двусторонним.

Существенным условием договора перевозки груза является перевозимый груз. Груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки.

Срок доставки груза не является существенным условием. Согласно ст. 792 ГК РФ, если сроки доставки не определены, то перевозчик должен доставить груз в разумные сроки. Так, в соответствии со ст. 109 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

Порядок определения сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2015 № 245. Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов и нормы суточного пробега.

Провозная плата в соответствии со ст. 790 ГК РФ устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Так, в соответствии с п. 3 ст. 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На железнодорожных перевозках провозная плата за перевозку груза определяется Тарифами на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. № 47-т/5.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза:

— транспортной накладной (при перевозках внутренним водным транспортом);

— железнодорожной накладной (при железнодорожных перевозках);

— товарно-транспортной накладной (при автомобильных перевозках);

— грузовой накладной (при воздушных перевозках);

— морской накладной или коносамента (при морских перевозках). Коносамент представляет собой ценную бумагу, выполняющую функции доказательства заключения договора морской перевозки груза, акта приема груза перевозчиком, товарораспорядительного документа на груз. Коносамент должен иметь определенные реквизиты, указанные в ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ. Коносамент может быть: именным; ордерным; на предъявителя. С передачей коносамента передаются соответствующие права на груз;

— иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.