Правительство Самарской области — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Правительство Самарской области

2020-05-07 99
Правительство Самарской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правительство Самарской области

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е                      № ­­_______

 

 Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Самарской области

 

 

 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»:

 

 

1. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Самарской области (далее – Концепция).

2. Министерству социальной и демографической политики Самарской области:

2.1. В срок до … 2020 г. совместно с министерством образования и науки Самарской области, министерством здравоохранения Самарской области, министерством спорта Самарской области, министерством культуры Самарской области, управлением по труду и занятости населения Самарской области, управлением информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Самарской области и заинтересованными организациями разработать план мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Самарской области на 2020-2022 годы.

2.2. В срок до … 2020 г. подготовить проект постановления Правительства Самарской области об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Самарской области на 2020-2022 годы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации муниципальных планов мероприятий по реализации Концепции, реализации индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор Самарской области                                                Д.И. Азаров


     УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Самарской области

от ___________ № ____

Концепция

Комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Самарской области

Общие положения

1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра в Самарской области (далее – Концепция) направлена на решение комплекса проблем социализации и социальной адаптации данной категории граждан, проживающих в Самарской области.

1.2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (далее – люди с РАС) обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав людей с РАС на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.

1.3. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с РАС в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Дети с РАС отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе. Своевременное комплексное сопровождение людей с РАС способствует максимально возможным достижениям в их развитии, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

1.4. Создание условий для включения людей с РАС в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.

1.5. Необходимость постоянного ухода за людьми с РАС значительно снижает возможность занятости их родителей (опекунов, законных представителей). Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения детей с РАС с самого раннего возраста позволит родителям (опекунам, законным представителям) заниматься трудовой деятельностью.

1.6. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области в Самарской области на 31 декабря 2019 года:

- зафиксировано 636 случаев РАС среди детского населения (605870 чел. по данным министерства здравоохранения Самарской области на конец 2019 года);

- численность детей с установленным диагнозом РАС составляет 10,5 детей на 10 тыс. детского населения. Вместе с тем, по данным ВОЗ (67я сессия Всемирной ассамблеи, п.13,4 А67/17 от 21 марта 2014) региональные оценки распространенности РАС имеются только по Европейскому региону (61,9/10000) и региону стран Америки (65,5/10000), что значительно выше.

1.7. Диагноз РАС, в большинстве случаев, устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет. Это свидетельствует о позднем установлении диагноза и, соответственно, о позднем начале абилитационных и реабилитационных мероприятий. В связи с этим необходимо обеспечить максимально раннее выявление детей, имеющих признаки РАС, дифференциальную диагностику с другими нарушениями и своевременное начало абилитационных и реабилитационных мероприятий. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков РАС, проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 0 до - 3 лет.

1.8. Система оказания помощи людям с РАС и их семьям в Самарской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, общественные некоммерческие и коммерческие организации.

1.9. Постановку диагнозов «Аутизм», «Расстройства аутистического спектра» осуществляет Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская областная клиническая психиатрическая больница», руководствуясь Клиническими рекомендациями (Протоколами лечения) «Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение», подготовленные ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» и рекомендации Российского общества психиатров.

1.9.1. Скрининг по выявлению детей группы риска (до 3-х лет) по расстройствам аутистического спектра проводится в педиатрических отделениях поликлиник на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 13.06.2019г. № 396н «О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. N 514н». Анкетирование родителей проводится с помощью предложенной ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского», ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» - «Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения РАС у детей раннего возраста (до 2х лет)» и модифицированного скринингового теста M-CHAT для детей раннего возраста.

1.9.2. В Самарской области амбулаторная медицинская помощь несовершеннолетним с РАС, включая детей от 0 до 3 лет, осуществляется во всех государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Самарской области.

На базах Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская больница № 2», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинский лечебно-реабилитационный центр «АРИАДНА» организованы кабинеты ранней помощи для детей группы риска, в которых осуществляется тщательная диагностика, позволяющая выявить симптоматику определенных нарушений развития и направить детей на дообследование по определенному профилю.

1.9.3. В целях организации работы по комплексному сопровождению людей с РАС в системе здравоохранения Самарской области необходимо создание дополнительных условий доступности услуг раннего выявления РАС у детей в отдаленных районах области. Учитывая дефицит врачей-психиатров, преимущественно в сельских районах области, необходима организация обучения кадров данной категории.

1.10. В системе образования Самарской области дети с РАС получают услуги в 15 службах ранней помощи (СРП), действующих на базе образовательных организаций, 47 дошкольных образовательных организациях, в 59 общеобразовательных организациях, включая 20 школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1.10.1. По данным министерства образования и науки Самарской области в 2019 году общая численность обучающихся с РАС в образовательных организациях Самарской области составляет 527 человек, из них:

- 16 детей получают психолого-педагогическую поддержку в СРП,

- 120 детей с РАС получают услуги в 47 дошкольных образовательных организациях: в группах компенсирующей направленности (70% дошкольников с РАС), в группах комбинированной направленности (18% дошкольников с РАС), в общеразвивающих группах (8% дошкольников с РАС) и группах кратковременного пребывания (4% дошкольников с РАС);

- 376 детей с РАС обучаются в 59 общеобразовательных организациях, включая 20 школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: в отдельных классах для обучающихся с ОВЗ (41% школьников с РАС), в классах с нормотипичными детьми (около 6% школьников с РАС), на дому по медицинским показаниям (более 52% школьников с РАС, включая 9 детей – участников проекта «Ресурсный класс»);

- 15 несовершеннолетних с РАС получают образование в СПО.

1.10.2. В образовательных организациях Самарской области с детьми с РАС работает 615 педагогических работников (воспитатели, учителя, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги), что составляет 1,48% от общего количества педагогических работников организаций дошкольного и общего образования. При этом отмечается дефицит специалистов сопровождения. В среднем, на одного ребенка, получающего образование, приходится 1,2 педагога, в то время, как эффективная коррекция нарушений аутистического спектра требует участия 2-4 специалистов.

1.10.3. Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с РАС оказывается в 13 Центрах психолого-педагогической медико-социальной помощи детям группы риска 157 специалистами (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-логопеды).

1.10.4. С целью определения образовательного маршрута обучающимся в Самарской области организована работа 28 психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК): 1 – центральная, 27 – территориальных (14 в системе образования и 14 в системе Минсоцдемографии СО).

1.11. Система социального обслуживания людей с РАС включает:

- 11 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; службы ранней помощи детям (от 0 до 3 лет) группы риска, включая РАС, созданы на базе государственных казенных учреждений Самарской области реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавушка» (г. Самара), «Светлячок» (г. Новокуйбышевск), «Надежда» (г. Чапаевск), Сергиевского и Клявлинского;

- 2 детских дома-интерната для детей-инвалидов, из них с РАС?

- 3 молодежных психоневрологических интерната, из них с РАС?.

1.11.1. Социальные услуги по технологии учебного сопровождаемого проживания реализуются Самарской городской общественной организацией детей-инвалидов, инвалидов детства «Парус надежды» при поддержке Минсоцдемразвития Самарской области в рамках государственной программы «Доступная среда» и Государственным казенным учреждением Самарской области психоневрологическим интернатом «Приволжский», где организовано сопровождаемое проживание молодых людей с инвалидностью в условиях «защищенного социума».

1.12. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Самарской области отсутствуют программы, адаптированные для занятий с детьми с РАС. Дети посещают кружки различной направленности, включая спортивные секции, наряду с представителями иных нозологических групп. Но занятия эти часто прекращаются по причине недостаточных адаптивных способностей детей с РАС и неготовности педагогов к конструктивному взаимодействию с ними. Отмечается необходимость обучения специалистов определенным навыкам работы с людьми с РАС.

1.13. Услуги лицам с РАС на территории Самарской области также оказывают общественные организации: Самарская городская общественная организация помощи детям-инвалидам с аутизмом и их семьям «Остров надежды» (сопровождение семей, просвещение педагогов, правозащитная и издательская деятельность), Самарская городская общественная организация детей-инвалидов, инвалидов детства «Парус надежды» (проекты «Учебное сопровождаемое проживание», «Просветшкола», «Дневная занятость»), Региональная общественная организация инвалидов Самарской области «Астрей» (социальная адаптация лиц с ОВЗ посредством театральной деятельности), Автономная некоммерческая организация по внедрению адаптивных и инклюзивных программ для лиц с расстройствами аутистического спектра «»Автономная некоммерческая организация «Дом инклюзивной культуры» (студия творческого развития детей с ОВЗ), Региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация спорта лиц с ментальными нарушениями» Самарской области (спортивные секции для детей с ментальными нарушениями).

1.14. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи людям с РАС указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения людей с РАС.

2. Термины и определения, используемые в Концепции

 

2.1. Ментальные нарушения – психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.

2.2. Расстройства аутистического спектра (РАС) – расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

2.3. Абилитация – система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

2.4. Реабилитация – система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.

2.5. Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям с РАС в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 – 8 лет.

2.6. Служба ранней помощи форма организации сопровождения детей с РАС в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно–развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.

2.7. Группа комбинированной направленности – форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями получают дошкольное образование по адаптированной образовательной программе с учётом особенностей их психофизического развития.

2.8. Группа компенсирующей направленности – форма организации дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья определенной нозологической группы, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

2.9. Группа кратковременного пребывания – форма организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включая РАС, при которой психолого-педагогическое сопровождение осуществляется при пребывании ребенка в группе полного дня (размещение детей от 3 до 5 часов в постоянно действующие группы в утренний отрезок времени) или в специально организованной группе.

2.10. Регулярный класс – форма очного обучения нормотипичных детей, в том числе, совместно с детьми, которые осваивают адаптированные основные общеобразовательные программы, рекомендованные ПМПК (дети с ОВЗ). Включение в данные классы обучающихся с РАС регламентируется Приказом минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015 (часть 3).

2.11. Отдельный класс – форма очного обучения на базе общеобразовательного учреждения, при которой все обучающиеся класса осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся конкретной нозологической группы, в том числе с РАС. В случае комплектования класса, обучающиеся которого осваивают АООП, адресованную детям с другой нозологией, в него может быть включено не более 2 обучающихся с РАС.

2.12. Ресурсный класс форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС зачислены в регулярные (общеобразовательные) классы, одновременно с этим большую часть времени они обучаются в ресурсной зоне в малых группах, посещая ряд учебных предметов в регулярных классах в сопровождении тьютора.

2.13. Тьютор – педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение учащегося с особенностями развития в образовательном пространстве в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду школы.

2.14. Доступная среда – обеспечение равного доступа людей с РАС к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.

2.15. Комплексное сопровождение – содействие получению людьми с РАС социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также комплекс мероприятий, адресованных родителям (законным представителям) людей с РАС, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.

2.16. Сопровождаемое проживание инвалидов – стационарно замещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению, образовательных услуг в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.

Целевые группы

 

4.1. К целевой группе по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:

4.1.1. Дети раннего возраста (от 0 до 3 лет), определенные к «группе риска» по наличию РАС и других нарушений развития по результатам раннего скрининга.

4.1.2. Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с РАС.

4.1.3. Дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с РАС.

4.1.4. Люди с РАС старше 18 лет.

4.1.5. Семьи людей с РАС.

4.2. Для детей с РАС характерны некоторые особенности развития:

§ тяжелые нарушения и искажения потребности в общении;

§ дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, включая все виды речи (устная, письменная, жестовая, тактильная, дактильная);

§ разнообразные стойкие ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности, а также другие проблемы поведения;

§ нарушения социального взаимодействия (неспособность воспринимать скрытый смысл, шутку, иронию, участвовать в ролевых и социо-имитативных играх и др.);

§ нарушение общего уровня двигательной активности (гиперактивность, двигательная расторможенность или заторможенность);

§ во многих случаях высокая пресыщаемость и повышенная утомляемость;

§ нарушения восприятия (гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность, симультанность, трудности усвоения сукцессивно организованных процессов), трудности формирования целостного сенсорного образа;

§ своеобразные особенности интеллектуального развития, не обязательно связанные с умственной отсталостью (сниженный уровень интеллекта отмечается 70-75% случаев);

§ неспособность к произвольной имитации;

§ высокая частота деструктивных форм поведения и страхов;

§ неравномерность развития психических функций (что сказывается и на усвоении образовательных программ) как следствие искаженности развития психики и организма в целом

Отмеченные нарушения формируются постепенно, время их манифестации - начиная с младенческого возраста примерно до пяти лет, что создаёт возможность в случае раннего начала специальной помощи уменьшить степень выраженности многих проявлений РАС в дальнейшем.

Конечной целью коррекционной работы в отношении ребенка с РАС является его максимальная самостоятельность и/или максимальная способность к адаптации в новых условиях. Выделяют 4 условных уровня самостоятельности, к которому может прийти ребенок с аутизмом:

1 уровень - полная самостоятельность. В результате своевременной постановки диагноза РАС и ранней коррекционно-педагогической коррекции на уровне общего образования ребенок имеет незначительные отличия от других детей и далее развивается в соответствии с нормативным вариантом развития;

2 уровень - относительная самостоятельность. Такие люди становятся самостоятельными, то есть адекватно взаимодействующими с реальностью, только в подростковом возрасте, не умеют социализироваться (то есть подбирать себе подходящую среду) самостоятельно;

3 уровень - самостоятельность с помощью. Представители этой обширной группы не могут самостоятельно устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми. Однако, с помощью хорошо их знающего «посредника» они вполне успешно могут существовать в социуме;

4 уровень - невозможность самостоятельности. К этой категории относятся как люди с тяжелой сочетанной формой инвалидности (сложная структура дефекта), иногда лежачие, иногда с выраженной умственной отсталостью, но одновременно с выраженными чертами РАС, так и люди с слишком деструктивным типом поведения.

Таким образом, дети и взрослые, находящиеся в каждом из этих 4 уровней, нуждаются в совершенно определенной помощи. При этом «уровень» необходимой помощи и потребность человека в ней на каждом этапе его развития различны.

Планируемые результаты

 

5.1. Результатами реализации Концепции являются:

5.1.1. Порядок взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности и некоммерческого сектора по вопросам комплексного сопровождения лиц с РАС.

5.1.2. Реестр организаций - поставщиков услуг, ориентированных на все целевые группы.

5.1.3. Действующая системы раннего выявления и сопровождения детей группы риска по РАС.

5.1.4. Доступность абилитационным и реабилитационным услуг, независимо от места проживания лиц с РАС.

5.1.5. Доступность всех уровней образования с учетом запросов, возможностей и образовательных потребностей лиц с РАС.

5.1.6. Система альтернативных форм жизнеустройства лиц с РАС старше 18 лет (трудоустройство и/или дневная занятость, сопровождаемое проживание).

5.1.7. Алгоритм организации взаимодействия Региональных ресурсных центров по организации комплексного сопровождения лиц с РАС.

5.1.8. Просвещение населения об особенностях людей с РАС.

5.2. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов планируется определять на основании сопоставления организуемой системы комплексного сопровождения людей с РАС с целевыми индикаторами, определенными Приложением к настоящей Концепции. Целевые индикаторы сгруппированы по принципу соответствия решаемым задачам и приоритетным направлениями Концепции, что позволяет регулярно осуществлять мониторинг ее реализации.

 

В Самарской области

 

8.1. Многообразие проблем, обусловленных системным характером нарушений при РАС, предполагает осуществление комплексного сопровождения людей с РАС, включающего медицинский, образовательный, социальный, профессиональный аспекты.

8.2. Медицинский аспект включает:

8.2.1. Создание системы раннего выявления детей группы риска по  РАС.

8.2.2. Предоставление специализированной медицинской помощи, медицинского сопровождения людей с РАС.

8.2.3. Формирование и ведение регистра людей с диагнозом РАС.

8.3. Механизм реализации медицинского аспекта:

8.3.1. Проведение скрининга по выявлению детей с РАС на базе всех медицинских организаций, оказывающих помощь детям.

8.3.2. Организация работы служб ранней помощи на базе организаций, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области.

8.3.3. Внедрение медицинских стандартов абилитации, реабилитации при оказании помощи людям с РАС.

8.4. Образовательный аспект включает:

8.4.1. Развитие системного психолого-педагогического выявления и сопровождения детей раннего возраста группы риска по РАС.

8.4.1. Развитие вариативных форм получения дошкольного и общего образования с учетом возможностей и образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.

8.4.2. Создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с РАС.

8.4.3. Создание условий для дополнительного образования детей с РАС, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с РАС.

8.4.4. Повышение квалификации специалистов системы образования.

8.4.5. Организация системной просветительской работы с родителями (законными представителями) детей с РАС.

8.5. Механизм реализации образовательного аспекта:

8.5.1. Обеспечение психолого-педагогического выявления и сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3) с РАС и риском по РАС.

8.5.2. Обеспечение получения детьми с РАС дошкольного образования и необходимого пакета психолого-педагогических услуг в группах компенсирующей и комбинированной направленностей, группах кратковременного пребывания дошкольных образовательных организаций.

8.5.2. Обеспечение получения детьми с РАС общего образования по соответствующим адаптированным основным общеобразовательным программам общеобразовательных организаций в сопровождении тьютора (при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК).

8.5.3. Обеспечение для детей с РАС получения профессионального образования и обучения в соответствии с выявленными профессиональными предпочтениями.

8.5.4. Разработка программ дополнительного образования, профессиональной ориентации, предпрофессиональной подготовки, адаптированных для детей с РАС,

8.5.5. Проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС.

8.5.6. Проведение мероприятий, направленных на повышение родительских компетенций в сфере оказания помощи детям с РАС в условиях домашнего воспитания.

8.6. Социальный аспект включает:

7.6.1. Обеспечение людей с РАС социальными услугами по абилитации и реабилитации: предоставление комплекса специализированных социальных услуг (социально-психологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые и услуги с целью повышения коммуникативного потенциала людей с РАС).

8.6.2. Вовлечение людей с РАС (с учетом степени ограничения) и их семей в социокультурные, творческие, спортивные мероприятия и программы.

8.6.3. Создание условий для занятости людей с РАС в соответствии с уровнем их функциональности.

8.6.4. Развитие стационарно замещающих технологий по оказанию помощи людям с РАС.

8.6.5. Профессиональный аспект включает создание условий для профессиональной трудовой занятости (частичной или полной) людей с РАС.

8.6.6. Повышение квалификации специалистов учреждений социальной сферы.

8.7. Механизм реализации социального аспекта:

8.7.1. Предоставление людям с РАС абилитационных и реабилитационных услуг.

8.7.2. Внедрение стандартов оказания услуг абилитационной, реабилитационной помощи детям с РАС, их родителям (опекунам, законным представителям).

8.7.3. Формирование и ведение реестра поставщиков услуг, оказывающих помощь людям с РАС.

8.7.4. Обеспечение условий доступной среды для людей с РАС на базе учреждений культуры и спорта.

8.7.5. Организация различных форм сопровождаемого проживания и занятости для людей с РАС, в том числе путем создания центров постинтернатного сопровождения.

8.7.6. Проведение переобучения (переподготовки) специалистов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС.

8.7.7. Сопровождение людей с РАС, обратившихся в службу занятости за предоставлением им государственных услуг по организации профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, сопровождаемого трудоустройства.

8.7.8. Взаимодействие с работодателями по вопросам создания рабочих мест для людей с РАС с учетом степени их функциональности.

8.

 


Приложение

к Концепции комплексного сопровождения

людей с расстройствами аутистического спектра

в Самарской области

Единица измерения

Ответственные

Исполнители

По состоянию на 1 января 2020 года По состоянию на 1 января 2021 года По состоянию на 1 января 2022 года По состоянию на 1 января 2023 года 1 Количество организаций - поставщиков услуг, принимающих участие в системе комплексного сопровождения всех целевых групп:             1.1. в системе здравоохранения             1.2. в системе минсоцдемографии             1.3. в системе образования             1.4. среди общественных организаций             2.1. Доля детей в возрасте до 3 лет, прошедших скрининг от общей численности детей данного возраста %       95   2.2. Доля детей с РАС, находящихся под наблюдением врача – психиатра в возрасте до 3 лет от общего числа детей с установленным диагнозом %       100   2.3. Доля детей с РАС, получивших помощь, от общего числа детей с РАС %       100   2.3.1 Доля детей с РАС в возрасте до 3 лет, получивших услуги коррекции (реабилитации, абилитации), от общего числа детей с РАС %       95   3. Количество муниципальных образований, в которых созданы условия для оказания помощи людям с РАС и их семьям, в том числе: единиц             3.1. коррекционные (реабилитационные, абилитационные) услуги единиц             3.2. образовательные услуги единиц           3.3. услуги в сфере культуры и спорта единиц             3.4. услуги по оказанию помощи семьям (родителям, опекунам) единиц             4. Доля детей с РАС, обучающихся в образовательных организациях, от общего количества выявленных обучающихся с РАС, в том числе: %       100   4.1 в дошкольных образовательных организациях (от числа обратившихся) %       100   4.2 в общеобразовательных организациях %       100   5. Доля детей с РАС, получающих образование в соответствии с запросами родителей и особыми образовательными потребностями, от общего количества запросов родителей %   Не менее 50   Не менее 70   100   6. Количество групп компенсирующего вида и комбинированной направленности в дошкольных образовательных организациях единиц             7. Количество ресурсных классов в общеобразовательных организациях единиц             8. Количество мест в образовательных организациях, готовых принять детей с РАС, в том числе: единиц         1771   8.1 в дошкольных образовательных организациях единиц         200   8.2 в общеобразовательных организациях единиц         1571   9. Доля обучающихся с РАС, прошедших предпрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию от общего от общего количества обучающихся с РАС %       Не менее 90     10. Доля детей с РАС, обучающихся по программам дополнительного образования от общего количества детей с РАС, в том числе: Х       Х   10.1 в сфере образования %           10.2 в сфере физкультуры и спорта %           10.3 в сфере культуры             11. Доля детей с РАС, продемонстрировавших положительную динамику развития, от общего количества обучающихся

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.