Советы по развитию мнемических способностей. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Советы по развитию мнемических способностей.

2020-05-07 138
Советы по развитию мнемических способностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мнемические способности связаны с работой памяти и проявляются в таких частных умениях, как узнавание, запоминание, сохранение, припоминание и забывание. Существуют разные виды памяти, их насчитывается более полутора десятков. В их число входят: кратковременная, оперативная, долговременная, непроизвольная, произвольная, непосредственная, опосредствованная, механическая, логическая и виды памяти, связанные с работой различных органов чувств.

Наличие у человека большого количества видов памяти и мнемических процессов требует обязательного проведения психодиагностики состояния памяти клиента прежде, чем ему будут даны рекомендации. Кроме того, консультирование на тему памяти желательно проводить с учетом следующих положений.

Если клиент жалуется на проблемы, связанные с памятью, то вряд ли это касается всех без исключения видов памяти.

2. Если от клиента поступили жалобы на память, то это не всегда говорит о том, что проблемы у него действительно имеются. Скорее всего, дело обстоит таким образом, что в целом память у клиента является неплохой, но в отдельных случаях по причинам, не имеющим прямого отношения к памяти, он испытывает определенные трудности в запоминании материала. Первая задача, которую должен будет решить психолог-консультант, состоит в том, чтобы, выслушав жалобы клиента, поставить точный диагноз.

Не все виды памяти у человека могут одинаково успешно совершенствоваться.

Следует точно определить, какие виды памяти особенно нужны клиенту, установить, каким образом ему легче запоминать или припоминать материал, и с учетом этого предлагать практические рекомендации по совершенствованию памяти.

4. Почти у всех людей с возрастом происходят естественные изменения памяти. Начиная с 25-30 лет, у большинства людей постепенно ухудшаются виды памяти, которые были даны с рождения. Это непосредственная, непроизвольная и механическая память. Их ухудшение связано с тем, что они зависят от состояния организма, малопродуктивны и заменяются другими видами памяти: произвольной, опосредованной и логической (они требуют меньших энергетических затрат). Клиентам старше 25-30 лет следует рекомендовать развивать именно эти виды памяти.

5. С возрастом более сохранными у человека остаются в основном те виды его памяти, к использованию которых он чаще всего обращается в своей жизни. Если клиент постоянно обращается к какому-либо виду памяти, или приемам запоминания и тем не менее испытывает определенные трудности в припоминании нужного материала, то это означает, что у него практически исчерпаны резервы совершенствования этого вида памяти. Пути улучшении памяти следует искать в иных видах, которые он не использует и к которым обращается редко.

6. Память, как и интеллект человека, нельзя развивать односторонне. Для того чтобы память постоянно поддерживалась на высоком уровне, необходимо комплексно развивать все виды памяти и постоянно упражнять и нагружать их.

Память человека в ее развитии и функционировании самым тесным образом связана с его интеллектом и не может совершенствоваться без параллельного умственного развития данного человека. В первую очередь это, конечно, касается логической и опосредованной памяти.

Процесс узнавания как мнемический процесс самым тесным образом связан с развитием у человека восприятия, а также с улучшением качества тех интеллектуальных действий и операций, которые выполняет человек при построении перцептивного образа, правильно отражающего действительность.

Узнавание следует практически развивать через совершенствование восприятия, в частности при помощи специальных упражнений по сравнению и различению очень похожих друг на друга объектов.

9. Запоминание как процесс памяти имеет несколько сторон. 1) Организация материала. 2) Запоминание, выполнение мнемических действий. 3) Оптимальное распределение мнемических действий во времени. Клиенту следует выработать у себя привычку размышлять над материалом, перед запоминанием. К числу приемов, способствующих хорошему и быстрому запоминанию, можно отнести определение внутренней структуры запоминаемого материала и осознание того, какие образы, мысли и чувства он порождает. Все это клиент делает, задавая самому себе вопросы по материалу и отвечая на них. Иногда также можно несколько раз механически повторить материал, чтобы он лучше запомнился.

10. Механизм сохранения запомненного материала в памяти – это то, о чем в науке меньше всего известно. Тем не менее клиент и здесь может сделать кое-что полезное для себя. Чем разумнее организован процесс запоминания, тем больше в нем будет упор на осмысление материала, меньше места должно занимать механическое повторение. Важно привести весь материал в систему, чтобы каждая часть была логически связана, причем, чем больше связей – ассоциаций внутри запоминаемого материала, тем лучше. Нужно, чтобы одно или сразу несколько ключевых звеньев этого материала в любой момент времени можно было легко вспомнить. Также необходимо обеспечить условия, при которых то, что поможет вспомнить весь материал, оказалось бы в после зрения клиента в нужный момент.

11. Воспроизведение или припоминание материала – это, наиболее сложный мнемический процесс. Человек иногда может запомнить и даже сохранить в своей памяти нужный материал, но не в состоянии его воспроизвести из-за слабости процесса припоминания. Забывание идет своим чередом, и если человек периодически не повторяет материал, то в памяти остается не более 20% от объема запомненного материала. Плохое физическое самочувствие и сильное эмоциональное возбуждение отрицательно влияют на память, особенно на процесс припоминания. Для того чтобы что-то хорошо припомнить, человеку необходимо успокоиться и отдохнуть.

12. Немало проблем возникает у человека в связи с ограниченным объемом его кратковременной памяти. В среднем он у взрослых равен 7, однако разница почти в два раза между нижней и верхней нормальными границами (5 и 9 единиц) велика, чтобы порождать индивидуальные различия по объему памяти между людьми. Человеку, чей объем кратковременной памяти равен пяти, необходимо рекомендовать запоминать большой по объему материал небольшими порциями, включающими в себя не более пяти единиц и т.д. У детей объем кратковременной памяти ниже, чем у взрослых, и приблизительно равен возрасту в годах. Дошкольникам необходимо давать материал меньшими порциями и только с началом обучения в школе можно постепенно переходить к использованию объемных мнемических норм, характерных для взрослых.

13. Качество оперативной памяти, от которой зависит способность человека в течение длительного периода времени, от нескольких десятков минут до нескольких дней, удерживать большое количество сведений, вспоминать их и оперативно пользоваться ими, определяется многими причинами. Оперативная память, является упражняемой и зависит от личного, профессионального жизненного опыта человека. Объем и мощность оперативной памяти можно увеличивать до значительных размеров, но она требует постоянного подкрепления и поддержки. Оперативную память можно совершенствовать, за счет решения умственных и практических, жизненно важных задач, в которых имеется множество условий и большое количество шагов на пути поиска нужного решения.

14. Человек напрямую не в состоянии управлять тем, что находится в его долговременной памяти, а также процессами сохранения информации, происходящими на подсознательном уровне. Долговременную память он может регулировать через сознательно контролируемые процессы запоминания и воспроизведения материала. Хорошо организованное запоминание положительно сказывается на качестве долговременной памяти. Повторение и систематическое припоминание материала также улучшает долговременную память.

15. Произвольная память человека существенно зависит от его воли и мотивации. Поэтому пути практического улучшения этого вида памяти заключаются в увеличении интереса человека к запоминаемому материалу и в совершенствовании его личностных, в частности характерологических, качеств.

16. Главные возможности в плане совершенствования памяти человека касаются его опосредованной памяти. Наличие эффективных средств запоминания и припоминания, улучшает память человека, независимо от его возраста. Чем старше становится человек, тем больших успехов он может добиться в совершенствовании памяти на основе применения различных мнемотехнических средств. Целесообразно применять разные мнемотехнические средства, выбирая из них те, которыми легче пользоваться, которые могут дать наилучшие результаты, следует постараться довести их употребление до автоматизма, превратив в жизненно важные привычки.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.