Психолого-педагогические основы формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Психолого-педагогические основы формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста

2020-05-07 691
Психолого-педагогические основы формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Самообслﺍуживание – это учить ухаживать за одеваться, по веﺍрному пﺍравильно вещи, ухаживать за вещами, и учить выявлять и одежды и их а находить у и помогать испﺍравлять; самостоятельно к приему пﺍрогулке и ко [15].

Самообслуживание должно начинаться с раннего детства, приучая ребенка к самостоятельности, аккуратности, гигиене, уважению чужого труда и многому другому. Пределы самообслуживания - посильность выполняемых работ, в соответствии с возрастными и половыми особенностями организма, и их мотивированность со стороны требований коллектива. В детских учреждениях самообслуживание находит широкое применение, давая детям жизненные трудовые навыки, воспитывая их активными коллективистами.

Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата: вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д.

Навыки самообслуживания - это система знаний, умений и навыков, позволяющих ребёнку самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам. Для того чтобы у ребёнка выработался какой-либо навык самообслуживания, у него должен сложится образ составляющих действий операций и условий, в которых оно протекает[15].

 

 

Особенности развития

Для ребёнка 2-3 лет самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

· приём пищи (есть ложкой, пить из чашки);

· раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

·  гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

опрятности (пользоваться горшком).

У детей 3–4 лет продолжают развивать навыки самообслуживания, поддерживая при этом их стремление к самостоятельности.

· Малышей учат мыть руки с мылом после прихода с улицы, при загрязнении, после посещения туалета;

· мыть лицо, насухо вытираться;

· аккуратно пользоваться туалетом, предметами личной гигиены;

· чистить зубы, полоскать рот после еды;

· использовать при необходимости носовой платок;

· устранять непорядок в своем внешнем виде и помогать, это делать другим детям;

· одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность действий;

· вытирать ноги при входе в помещение, поддерживать порядок в шкафах для одежды;

· аккуратно есть, используя ложку, вилку, салфетку.

В средней группе детского сада у детей должны быть уже хорошо сформированы навыки самообслуживания.

У детей 4-5 лет должны быть сформированы следующие навыки:

· Самостоятельно умываться, пользоваться мылом, вытираться полотенцем;

· Частить зубы;

· Пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

· Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол;

· Самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание);

· Сворачивать одежду и убирать в шкаф;

· Расчёсывать короткие волосы; не ломать, не разбрасывать игрушки, после игры убирать на место;

· Также в этом возрасте ребенок уже должен сам за собой заправлять кровать (конечно же, о высоком качестве никто не говорит, взрослый потом сам поправляет все получившиеся складочки).

Таким образом, в средней группе трудовая деятельность пока еще мало обособлена от бытовой. Тем более что наиболее ее освоенным видом в этом возрасте является труд по самообслуживанию. Основной формой труда является выполнение поручений, связанных с самообслуживанием. Выполнение поручений, как и любая другая форма труда, предполагает обязательности оценки результатов, поощрения.

В средней группе дети учатся застилать постель после дневного сна. Ребенок должен не просить накрыть постель одеялом, а сделать это красиво, не забыв расправить простынь. Вначале некоторые дети забывают заправить постель, спешат одеваться, но постепенно это входит в привычку. Очень важно похвалить того ребенка, который сумел красиво заправить постель, подбодрить того, у кого это плохо получается. После того, как дети оденутся, они помогают няне. Это доставляет им большое удовольствие, каждому хочется помочь.

Все навыки по самообслуживанию развиваются и закрепляются в детском саду ежедневно и, к сожалению, не всегда эта работа продолжается дома. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок активен в детском саду при выполнении, каких – то поручений, быстро умеет одеваться, но вот вечером приходит мама и картина меняется. Мама с ног до головы одевает сына или дочку, не дает ему даже прикоснуться к одежде, объясняя это или спешкой, или тем, что ребенок еще мал для того, чтобы одеваться.

Часто бывает и так: воспитатель просит ребенка перед тем, как уйти домой, убрать на место игрушки, с которыми он играл. Недовольная мама стоит у двери, торопит ребенка и косо поглядывает на воспитателя. Значит, постоянный принцип и правило «поиграл - красиво поставь на свое место» дома еще не прививается. Ребенок либо кидает игрушки кое-как, либо это их убирают за ним родители.

У детей с 4 до 5 лет необходимо совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Следует приучать аккуратно, складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать). Педагогу необходимо воспитывать у ребёнка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным.

Усложнением в навыках по самообслуживанию для этого возраста детей является формирование у них навыка и умения самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)

Но педагог продолжает совершенствовать и те навыки самообслуживания, которыми дети овладели ранее. Дети этого возраста вполне самостоятельно могут одеваться и раздеваться, аккуратно повесить вещи, мыть самостоятельно руки по мере загрязнения, есть, пользуясь вилкой и ножом. Но контроль за правильным и добросовестным выполнением операций по самообслуживанию необходим. Поскольку дети 4-5 лет большие фантазёры и им необходимо поделиться своими фантазиями, это зачастую отвлекает их, особенно во время одевания (на прогулку, после дневного сна). Поэтому детей именно этого возраста надо приучать начинать процесс одновременно и одновременно заканчивать его.

Постепенно содержание труда расширяется. Педагог должен уделять внимание формированию исполнительности, умению доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематического контроля действий ребёнка.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи. Но необходимо следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли добротой братьев или сестёр. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию.

В этом возрасте чаще использовать такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребёнка. Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что приём объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить ребёнка делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи: не убрал вещи на место после прогулки, будешь потом долго искать; не повесил аккуратно вещи, после сна будешь ходить в мятой одежде, и т. д.

При обучении самообслуживанию воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Следует показывать ребенку правильные приемы, знакомить с«маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).

В старшей группе 5-6 лет у детей должны, сформированы следующие навыки: 

· уметь самостоятельно мыть руки;

·  уметь самостоятельно чистить зубы;

· уметь самостоятельно одеваться и раздеваться;

· уметь спокойно сидеть за столом;

· уметь складывать свою одежду.

В подготовительной группе 6-7 лет:

Социальные навыки в этом возрасте активно развиваются, но ребенок 6 лет должен уметь себя обслуживать самостоятельно, кушать, пить, одеваться, а также соблюдать гигиену. А еще он хорошо умеет дружить, общаться с взрослыми, понимать и выполнять бытовые поручения, быть настоящим помощником для мамы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.