Проблематика произведения «Вишневый сад» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблематика произведения «Вишневый сад»

2020-05-07 217
Проблематика произведения «Вишневый сад» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, его «лебединая песня». В этом произведении всех основных действующих лиц драматург соединил в вишневом саду, который сделал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого в жизни. Вишневый сад – символ России.
Пьеса была написана в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии кардинальных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе.

Стоит обратиться к образу Пети Трофимову, «вечному студенту», на которого Чехов возлагает надежды и верит в то, что это человек будущего. Почему именно этот герой обратил на себя внимание автора? Этот герой осознает красоту вишневого сада, видимо, глубже всех других в пьесе. Будущее рисуется этому герою как торжество не только справедливости, но и красоты. Вот почему, когда Аня жалуется, что перестает любить свой вишневый сад, Петя говорит: «Вся Россия – наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест». А после продажи имения, пытаясь утешить мать и явно вторя Пете, Аня говорит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…». «Чистая душа» – это, конечно, и есть наиболее подходящее определение для Пети.
Конечно же, во взглядах Пети, в его убеждениях, что он и его товарищи должны быть «выше любви», было много наивного. Но следует помнить, что наивным максимализмом грешил не один Трофимов. Такого рода взгляды были весьма широко представлены в среде радикально настроенной молодежи того времени. По-своему они проявились и во времена, описанные И.С. Тургеневым, и в последующие десятилетия.
Таким образом, отречение Пети от любви схоже с его отказом от денег, которые ему предлагает Лопахин. В одном и другом случае Трофимов исходит из убеждения, что он «свободный человек», так как над ним не имеет ни малейшей власти все то, что так высоко ценят люди, живущие, как он убежден, старыми, отжившими понятиями и традициями.
Образ Пети Трофимова имеет большое значение в пьесе. Он не является призрачным, как Гаев или Раневская, он реален и саму жизнь принимает реально. Кажется, что Петя Трофимов единственный здравый, если так можно сказать, из всех персонажей пьесы. И тут же кажется, что он способен повернуть ход дела с вишневым садом в другою сторону: помочь спасти. Но этого не происходит.
Видимо, Чехов сделал это намеренно, чтобы показать исход дела, самый трагический, печальный, но реальный. Чехов не стал придумывать чудесного спасения, чтобы открыть, наконец, глаза людям. Для Пети же все произошедшее с садом – начало новой жизни, во всяком случае, ему очень хочется в это верить, той жизни, для которой он живет, к которой стремится. Этот герой в меру своих сил помогает тем, кто стоит во главе движения. В пьесе Чехову нужен был представитель подобного течения. Среди пассивных фигур «Вишневого сада» Петя единственный действенный персонаж, персонаж мыслящий, заставляющий мыслить других. Не всегда это удается, но суть - в том порыве, в той великой миссии (а по сравнению с действиями других персонажей она действительно великая!), которую выполняет в произведении Петя Трофимов. Мне кажется, этого героя можно назвать носителем правды жизни, не боящимся ее признать и постараться исправить.

Чехов мечтает о том, чтобы за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные. Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизни был более возвышенным и останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать  добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр». Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя.Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.