Разве не знаете, что святые будут судить мир? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Разве не знаете, что святые будут судить мир?

2020-05-07 170
Разве не знаете, что святые будут судить мир? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Кор. 6, 2.

 

Действительно, своим чудесным житием святые судят мир, прежде чем Бог совершит Свой окончательный суд. Возможно, на этом суде Божием юродивые Христа ради, взявшие на себя пожизненный подвиг евангельского юродства, будут иметь одно из первых мест на судейском подиуме. Они явят собой пример совершенной евангельской жизни и спасения во Христе Иисусе, как «добре страдавшие и венчавшиеся»[150] безумцы ради Христа.

Апостольское перо указывает на евангельское юродство как на истинно спасающую премудрость Божию. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих [151]. Человеческое познание и мудрость не смогли постичь искупительную высоту и глубину Божественной премудрости. Поэтому Бог пожелал явить истинно спасающую премудрость в юродстве евангельской проповеди.

Поэтому не мирских мудрецов и ученых избрал Бог для евангельской проповеди. Но безумное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее [152].

Эта неудержимая апостольская проповедь безумия, безусловно, несет нам благую весть о спасении через юродство во Христе Иисусе. Безумные, безродные, уничиженные, ничего не значащие люди являют собой благовещение спасения в юродстве. И это благовещение опрокидывает и делает недействительной не только логику мира сего, но и логику мирского христианина[153].

 

* * *

 

Итак, Бог избрал ничего не значащее, чтобы упразднить значащее. История апостола Павла, его совершенное уничижение после встречи с Господом — это архетип, богоданный пример, с чего начинать духовную жизнь и как в ней продвигаться далее. И этой историей подтверждается великая истина жизни во Христе: чтобы сделаться чем-то во Христе Иисусе, необходимо прежде сделаться — и оставаться — ничем, ничего не значащим.

В любом случае, призыв к спасению «придите, и взойдем на гору Господню» [154] подразумевает, что духовное восхождение на эту святую гору начинается от самой земли, с низинных мест у подножия этой горы.

Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил [155].

 

* * *

 

Словно любимый припев, Тарсо часто повторяла: « Я — ничто. У меня ничего нет. Здесь ничего нет».

 

* * *

 

Современный христианин должен вернуться к евангелию юродивых и безумных, чтобы в нынешнем, окончательно сошедшем с ума, мире понять важную мысль «безумного» (как сам он сказал, «мы безумны Христа ради» [156]) апостола: никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом [157].

 

* * *

 

Действительно, для спасения во Христе Иисусе не нужна мудрость мира сего, если эта мудрость земная, душевная, бесовская [158]. Спасающая премудрость Божия может восприниматься как безумие, потому что, если смотреть со стороны, она приносит человеку унижение, плачь, скорби и огорчения. Но по сути она обеспечивает нам подлинную евангельскую жизнь.

Апостол Павел был «безумен» ради Христа, но одновременно у него был ум Христов [159]. Он знал, как из по видимости унизительного и непривлекательного материала «безумия» во Христе построить устойчивый и непоколебимый дом своей души, неуязвимый для любой враждебной силы. Он радуется свободе, с которой рассказывает о грязи, брошенной ему в лицо людским безумием. Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих [160]. Он не стыдился унижения, с которым сталкивался в своих трудах проповеди спасения во Христе. Напротив, он понимал, что без груза унижения невозможно построить храм Божий в своей душе.

 

* * *

 

Однажды мы спросили Тарсо, что нам делать. Она посмотрела на свою каливу и сказала:

— Постройте и вы себе дом. Я построила себе этот. Доски мне привез мой двоюродный брат, капитан. Мои доски — по моему росту.

Она посмотрела вдаль, на море.

— Капитан привез доски. Кораблям хорошо идти по морю, когда у них есть груз. Они выгружают груз, и люди строят дома. Груз необходим. А доски на корабле не нужны. Только внизу и наверху они необходимы. Когда у госпожи К. нет груза, корабль накреняется. У корабля нет груза — и тогда он высоко торчит из воды и переворачивается. Груз необходим. Но не цемент. Щебень. Ведь цемент превращается в камень.

 

* * *

 

Главное слово в этой речи Тарсо — «груз». Этим словом точно выражена суть ее мысли. Без груза ни дом не построишь, ни корабль не проведешь через морские бури.

Храм Божий в нас может быть построен только тогда, когда у нас есть основной строительный материал — смирение. Этим материалом становится презрение со стороны мирских людей, поношение нашей веры как безумной, поношение нашего воздержания — как бессмысленного, а поста — как глупого. Этим строительным материалом становится тот малопривлекательный христианский «идиотизм», который предписывает нам идти по жизни с крестом в руках. И все это — в мире, который обоготворил потребление и чревоугодие.

Когда прямо в лицо верующему человеку выказывают презрение, когда его поносят, когда его обвиняют в безумии, нелогичности и глупости — из всего этого слагается груз смирения. Этот груз выражает собой христианское таинство смирения того верующего человека, который со всей тщательностью совершает добрый подвиг делания евангельских добродетелей.

Да, истинно евангельское слово: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать [161]. Без богоданной благодати смирения нет спасения.

 

* * *

 

Без груза корабль «высоко торчит из воды и переворачивается». Высокомерный и гордый человек, превозносящийся и высящийся яко кедры ливанския [162], у которого нет груза — опыта смирения и самоуничижения — плывет по морю среди грозных вспененных волн мирского безумия. В какой-то момент этот корабль наверняка будет опрокинут бурей и утонет.

Кораблю необходимы не только доски. Необходим груз. Но не цемент. «Цемент превращается в камень».

Балласт самомнения и гордости, эгоизма и высокомерия в человеческой душе превращается, подобно цементу, в камень. Поэтому высокомерный человек оказывается жестоковыйным. Никто не в силах изменить его мнение, поколебать его шизофреническое упрямство и возведенные в абсолют взгляды. Но такой балласт тащит корабль прямо на дно безумного и шизофренического мирского моря.

 

* * *

 

Однажды я задал ей вопрос, имея в виду себя:

— Как быть, если цемент внутри нас уже превратился в камень и его невозможно расколоть?

Могло показаться, что она не стала отвечать на мой вопрос, но тем не менее ответ я получил:

— Какие только беды со мной не приключались! С менингитом я лежала в Драгацевской больнице, с ногами — в Общей клинической, болею, болею и не могу вылечиться! И нет никого, кто отвез бы меня в Афины, чтобы я пошла в Арсакий и там вылечилась, потому что меня зовут Арсака!

 

* * *

 

Итак, вот та кувалда, которой разбивают окаменевший цемент. Пока человек не прошел через житейские испытания, скорби и безвыходные ситуации, он задирает нос. Его крепкое, как он уверен, здоровье, его деньги и общественное положение дают ему почувствовать себя хозяином жизни и подогревают его самодовольство. Они дают ему ощущение полной безопасности и так крепко цементируют его высокое представление о себе, что он считает себя самостоятельным и самодостаточным покорителем жизненных вершин.

Существует ли более трагическое безумие в жизни человека; чем эта его фантазия? Ведь наверняка наступит момент, когда цемент начнет крошиться — от внезапных болезней, от неожиданных финансовых катастроф, от терзающих душу семейных кризисов и сводящих с ума безвыходных ситуаций.

Тогда окаменевший цемент самодовольства личной безопасностью может превратиться в пыль. Это, однако, позволит человеку в смирении преклонить колени и отвергнуть высокомерие Его Величества трагического Я. И в таком случае море успокоится и корабль выровняется. Тогда воистину блажен тот, кто ведет этот корабль к пристани Божией. Он мирно причалит к пристанищу хотения своего [163].

 

* * *

 

Тарсо, несомненно, сделалась в наши дни апостолом евангельского безумия. Но большинство людей, видевших ее и судящих о ней с точки зрения расхожих представлений о человеческом достоинстве, не заметило того, что это безумие — евангельское. Поэтому безумие Тарсо этих людей только смущало.

 

* * *

 

Тот добропорядочный христианин, который прекрасно себя чувствует не только в церкви, но и в мирском обществе, может чутко реагировать на нарушение общепринятых нравственных правил. При этом он может думать, что эта чуткость отражает всю глубину и широту подлинной духовной жизни.

Эта чуткость непосредственно связана у нас с идеализированным, искусственно созданным образом самого себя как «хорошего человека». Мы возмущаемся

 

 

покушениями на общественную мораль и считаем, что соблюдение ее норм — это главный критерий качества человеческой жизни вообще.

В глубине души мы хотим шагать в ногу с общественной модой во всем. В том числе и в декларируемом нами стремлении ко спасению во Христе. Не скрывается ли здесь просто-напросто желание, чтобы люди нас одобряли?

 

* * *

 

Апостол Павел не стыдился объявить о себе: мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне [164].

К пониманию безумия во Христе и тем более к опыту такого безумия никто не может прийти в костюме общественной добропорядочности. Ведь этот костюм обычно прикрывает нашу порабощенность явным или скрытым себялюбием.

Потому-то и неудивительны наши затруднения, когда мы пытаемся постичь, что такое духовная жизнь во Христе. Эти затруднения проистекают из сильной, хотя и незаметной для нас, склонности к обмирщению нашей духовной жизни. Мы однозначно на стороне моды. И это стало особенно заметно в наши дни, когда приходится уже обсуждать обмирщение нашей церкви.

Тарсо говорит нам: человеческой душе необходимо смирение. Она говорит нам это всей своей жизнью и всей логикой своего подвижнического безумия. И это воистину делает блаженную Тарсо апостолом евангельского безумия. Такое безумие — это вызов, обращенный к самосознанию христиан. Этот вызов должен быть сегодня воспринят как призыв пробудиться от абсурда, как просвет во тьме и мраке современности.

В одном монастыре в Египте монахиня по имени Исидора притворялась безумной и бесноватой. Остальные монахини испытывали к ней такое сильное отвращение, что не хотели даже есть с ней вместе. А Исидора все свое время проводила на монастырской кухне, исполняя там любую работу. Она была для монастыря словно губка, очищающая собою всю грязь.

Однажды ангел Божий явился опытному и знаменитому подвижнику по имени Питирим и сказал: «Что ты превозносишься своими подвигами? Хочешь ли увидеть женщину, более тебя благочестивую? Ступай в женский Тавеннский монастырь и найдешь там одну сестру, которая носит на голове повязку. Она всем служит и, хотя все презирают ее, сердцем никогда не отступает от Бога».

Питирим встал и пошел в Тавеннский монастырь. Придя туда, он изъявил желание увидеть всех насельниц. Собрались все, не пришла только одна Исидора. Святой Питирим сказал: «Приведите мне всех». И когда ему ответили: «Мы все здесь», он сказал: «Здесь нет одной сестры, которую показал мне ангел». Тогда они сказали: «Есть у нас одна безумная, она в поварне». «Приведите и ее, — сказал великий муж, — дайте мне посмотреть на нее». И они пошли позвать ее. Но Исидора, поняв в чем дело, не послушалась. Тогда ее повели насильно, сказав ей: «Святой Питирим желает видеть тебя». А имя его было славно. Когда же привели ее и великий муж увидел лицо ее, а на голове у нее ветхую повязку тогда он пал ей в ноги и сказал: «Благослови меня, мать». И она, также упав ему в ноги, сказала: «Ты благослови меня, господин мой!» Увидев это, все изумились и стали говорить: «Авва! Не срами себя, она ведь безумная!» «Это вы безумные, — ответил святой старец, — а она лучше и вас, и меня. Она мать наша, и я молюсь, чтобы оказаться равным ей в день Суда».

Услышав это, все с плачем пали ему в ноги, исповедуя, как много огорчали они эту святую. Одна говорила: «Я всегда смеялась над ней». Другая: «Я издевалась над ее смиренным видом». Иная говорила: «Я оскорбляла ее, тогда как она молчала». А другая: «Я часто выливала на нее помои». Одна говорила: «Я била ее». А еще одна: «Я била ее кулаком». Словом, все признавались в каких-нибудь нанесенных ей обидах и скорбях. Приняв их раскаяние, святой Питирим вместе с Исидорой помолился о них и, много утешив честную рабу Христову, удалился из обители.

Спустя несколько дней эта блаженная, не терпя славы, чести, услуг, которые стали оказывать ей все сестры, и тяготясь извинениями, тайно удалилась из монастыря. Куда ушла она, где скрылась и где преставилась, никто не знает доныне. Так подвизалась доблестная, смиренномудрая и блаженная девственница Исидора.

Палладий Еленопольский, Лавсаик [165]

 


[1] См.: Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик. М., 2003. С. 137, 236.

 

[2] См.: 1 Кор. 12, 12.

[3] См.: Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., 2004. С. 296.

[4] См.: Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 709.

[5] Татьяна Михайловна Горячева (род. 1947) — современный православный философ, публицист, миссионер. См., например, ее книгу: О священном безумии. Христианство в современном мире. СПб., 2015.

[6] Толстой А. Н. Детство. Глава «Юродивый» // Собрание сочинений в двадцати двух томах. Т. 1. М., 1978. С. 25-29.

[7] «Царь: Подать ему милостыню. О чем он плачет? Юродивый: Пиколку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича. Бояре: Поди прочь, дурак! схватите дурака! Царь: Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка. (Уходит) Юродивый (ему вслед): Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит». См.: А. С. Пушкин. Борис Годунов // Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 5. М., 1957. С. 298.

[8] Иов. 39, 7.

[9] С 1924 года Константинопольская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль, оставив при этом неизменной пасхалию. За ней последовала Элладская Церковь. Это вызвало возмущение у части церковного народа и привело к расколу, сохраняющемуся доныне.

[10] То же самое мы находим и в житии старца Афанасия Андреевича, который еще при жизни дал с той же самой целью карандаш Марии Николаевне Кирилловой, хотя она и не смогла сразу понять эту цель. — Прим, автора предисловия.

[11] Их еще называют Отечниками.

[12] Ин. 3, 8.

[13] 3-я стихира на хвалитех праздника Пятидесятницы: «Дух Святый Свет и Живот, и живый источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный: обладаяй, очищаяй прегрешения: Бог и боготворяй, Огнь и от Огня происходяй: глаголяй, деяй, разделяяй дарования, Имже пророцы вси, и божественнии апостоли с мученики венчашася, странное слышание, странное видение, огнь разделяяйся в подаяние дарований».

[14] Мф. 11,12 (в переводе еп. Кассиана (Безобразова)).

[15] См.: Святитель Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и плодах умного делания. Гл. 36 // Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1992 (репринтное воспроизведение издания: М., 1900). С. 275.

[16] 1 Тим. 2, 4.

[17] См.: «Заставь людей войти». Лк. 14,23. (в переводе еп. Кассиана (Безобразова)).

[18] См.: Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 6 // Творения. Кн. 2. М., 1994. С. 42.

[19] Речь идет об умерщвлении ветхой, греховной самости, за которым следует возрождение подлинной человеческой самости, о чем автор говорит в дальнейшем. Ср. мысли о самости свт. Феофана Затворника: истинный послушник «бьет непрестанно в самую главу гнездящегося в сердце нашем змия — самость, главное свойство которой — все делать по-своему и в свою угоду. А поелику на самости держатся все страсти, то по мере погашения самости стихают и страсти, душа светлеет, близится к чистоте и бесстрастию» (Святитель Феофан Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М., 1995. С. 43). «Самость — корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость» (Святитель Феофан Затворник. Письмо 1465 // Собрание писем. Т. 2. С. 222. М., 2000 (репринт издания: М., 1899)). Можно сделать вывод, что в данных случаях «самость» имеет то же значение, что и эгоизм.

[20] Деян. 10, 34.

[21] Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7, 7).

[22] Каждому дается проявление духа на пользу (1 Кор. 12, 7).

[23] См. притчу о талантах: Мф. 25, 14-30.

[24] Преподобный Максим Исповедник. Письмо 12 // Письма. СПб., 2007. С. 154.

[25] Здесь автор дает свой перевод-толкование текста преподобного Максима. См. русский перевод: «Ибо каждый в своем порядке (1 Кор. 15, 23) и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания». Пре подобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 10 // Творения. Кн. 2. М., 1994. С. 50.

[26] «Γέρων Χερουβείμ Αγιοβασίλιώτης» («Старец Херувим Агиовасилиот»). Статья в журнале митрополии Иерапитны и Ситии «Άγκυρα Ελπίδος» №8, 2002, с. 33.

[27] Преподобный Максим Исповедник. Слово о подвижнической жизни. Гл. 43 // Творения. Кн. 1. М., 1993. С. 94.

[28] Пс. 17, 29.

[29] Житие Андрея Юродивого. СПб., 2000. С. 20.

[30] Так Тарсо называла ангела.

[31] Многие греческие семьи строят небольшие храмы, в которых служба совершается один или несколько раз в году. Заботу о приглашении священнослужителей и певцов берет на себя семья. Такие храмы могут находиться в любом месте, но чаще всего вне селений, как вблизи, так и вдалеке от них.

[32] Речь идет о лоботомии — одной из самых трагичных страниц в истории медицины XX века.

[33] Преподобный Аммон. Послание 7. Гл. 4 // Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 38.

[34] Слова Тарсо.

[35] После окончания Второй мировой войны Греция, согласно Ялтинским договоренностям, отошла к западному капиталистическому блоку. С этим были не согласны греческие коммунисты, сыгравшие большую роль в партизанском антифашистском сопротивлении. В связи с этим в Греции началась гражданская война, в которой коммунисты потерпели поражение вследствие военной помощи западных держав противоборствующей стороне.

[36] Один из районов Афин.

[37] Центральное афинское кладбище.

[38] 1 Кор. 1, 23.

[39] См.: Мф. 8, 20.

[40] «Словесная служба» — синоним богослужения. Ср.: «Вечернюю песнь и словесную службу Тебе, Христе, приносим» (воскресная стихира 1 гласа на Господи Воззвах). Также словесной службой могут быть названы все сознательные усилия человека, посвященные спасению своей души.

[41] Т. е. ангел.

[42] 1 Кор. 14, 40. Тарсо своим образом жизни не отвергала это слово апостола Павла. Но ее дар направлял ее к «бесчинию по Богу» ради сохранения мистической логики порядка и красоты, подаваемых Святым Духом. — Прим, автора.

[43] Евр. 11, 38.

[44] Об этом свидетельствует сестра Марина. — Прим, автора.

[45] Т. е. собрание канонов ко Пресвятой Богородице.

[46] 1 Кор. 2, 16.

[47] Флп. 4, 7.

[48] Имеются в виду преподобные Паисий Святогорец, Порфирий Кавсокаливит и Иаков (Цаликис).

[49] Пс. 86, 7.

[50] Постриг в великую схиму является нормой для греческого монашества.

[51] Преподобный Исихий Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 70 // Добротолюбие. Т. 2. СТСЛ, 1992 (репринтное воспроизведение издания: М., 1900). С. 173.

[52] Преподобный Иоанн Синайский. Слово 2. О беспристрастии. Гл. 8 // Лествица. СТСЛ, 2008. С. 34.

[53] Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М, 2007 С. 280.

[54] Там же. С. 279.

[55] Скорее всего, для того-то Тарсо и пригласила девочку, чтобы та по чистоте своей души могла стать свидетелем ее причащения и донесла это свидетельство людям. Именно так считает сын автора профессор Константин Корнаракис.

[56] Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2007. С. 282.

[57] См.: Митрополит Нектарий (Антонопулос). Иеромонах Афанасий (Хамакиотис). СТСЛ, 2015. С. 290-291

[58] Серафим Вырицкий. Свято-Успенская Почаевкая Лавра, 2004. С. 93.

[59] Стихира на хвалитех праздника Пятидесятницы.

[60] Почитаемая в Греции чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Икона обретена в XIV в. на о. Кифира в зарослях миртовых деревьев, откуда и получила свое именование. Обретение иконы празднуется 24 сентября.

[61] Камень, егоже небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших (Пс. 117,22-23).

[62] См.: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (1 Кор. 5, 1).

[63] Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобез- молвствующих. Триада 2. Часть 2. Гл. 12. М., 1996. С. 169.

[64] Стасидии (ед. ч. стасидия) — рассчитанные на одного человека деревянные откидные сиденья, как правило, соединенные между собой, с высокой спинкой и высокими подлокотниками, которые помогают молиться стоя. Обычно стасидии устанавливаются вдоль стен внутри храма, в них можно и стоять, и сидеть.

[65] 1 Тим. 1, 9.

[66] Речь идет о принадлежности к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

[67] Кол. 3, 11.

[68] Пс. 86,7.

[69] Автор на новогреческом языке дает свой перевод-толкование древнегреческого текста. См. рус. пер.: Преподобный Исаак Сирин. Слово 73 // Слова подвижнические. СТСЛ, 2008. С. 441.

[70] См.: Преподобный Нил Синайский. О восьми лукавых духах. О тщеславии. Гл. 16 // Творения. М., 2000. С. 131.

[71] Св. Андрей (память 28 мая), св. Феодор (25 февраля), св. Симеон (21 июня), св. Исидора (1 мая), св. Павел (б ноября), св. Савва Ватопедский (5 октября), св. Феодул Кипрский (З декабря).

[72] Речь идет о противоположности безобразного и отталкивающего внешнего поведения юродивого, с одной стороны, и красоты и привлекательности его души, с другой.

[73] Экзистенциальное (от лат. existentia — существование) значение для человека имеет то, что наиболее глубоко затрагивает его существование в этом мире: свобода, подлинность, страдание, смысл жизни и смерти, истина и ложь.

[74] См.: Преподобный Нил Синайский. К Евлогию монаху. Слово 1. Гл. 3 // Творения. М., 2000. С. 134.

[75] См.: Там же.

[76] См.: Ин. 15,5.

[77] «О восьми злых помыслах». PG 79, 1460С.

[78] Преподобный Нил Синайский. О восьми лукавых духах. О тщеславии. Гл. 15. // Творения. М., 2000. С. 130.

[79] См.: Преподобный Нил Синайский. Слово на евангельское изречение: Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож. Гл. 10 // Творения. М., 2000. С. 189.

[80] Там же.

[81] Троерожец — трибол, шарик с четырьмя остриями, из которых одно всегда торчало вверх; такие шарики рассыпались для задержки неприятельской конницы.

[82] См.: Преподобный Иоанн Синайский. Слово 21. О многообразном тщеславии. Гл. 5 // Лествица. СТСЛ, 2008. С. 190. Цитата из «Лествицы» дана в пересказе автора.

[83] Сочинение, из которого взяты эти слова, получило распространение под именем преподобного Нила Синайского, но принадлежит Евагрию Понтийскому. См.: Рус. пер.: Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения. М., 1994. С. 101.

[84] «О восьми злых помыслах». PG 79, 1461 С.

[85] Там же, 1460В.

[86] Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и недоумения, гл. 90. Святая Гора Афон, М., 2010. С. 132-133.

[87] См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Оре. Гл. 13. СТСА, 2010. С. 199.

[88] Древний Патерик. Киев, 2009. С. 123.

[89] Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам. Гл. 4 // Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 348-349.

[90] Преподобный Нил Синайский. О восьми лукавых духах. О тщеславии. Гл. 16 // Творения. М., 2000. С. 130.

[91] Мф. 5, 3.

[92] См.: Преподобный Макарий Египетский. Беседа 12. Гл. 3 // Духовные беседы. СТСЛ, 2008. С. 124.

[93] См.: Там же. С. 125.

[94] Ср.: Преподобный Исаак Сирин. Слово о ветхом старце // Слова подвижнические. СТСЛ, 2008. С. 76-77.

[95] Ин. 6, 45.

[96] См.: Гал. 2, 20.

[97] Мф. 24, 13.

[98] Здесь и далее автор приводит свидетельства людей, знавших Тарсо, не называя их и выделяя их слова кавычками.

[99] Иак. 1, 2-4 (перевод еп. Кассиана (Безобразова)).

[100] Относительные холода в Греции начинаются в декабре.

[101] О святоотеческом человеке см.: Иоанн Корнаракис. Фантастический христианин в сравнении со святоотеческим человеком. Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2016. С. 87 и далее.

[102] Преподобный Нил Синайский. К Евлогию монаху. Слово 1. Гл. 3 // Творения. М., 2000. С. 135. Мысль здесь такова: когда тебя почитают, то сначала ты склоняешься к человекоугодию, т. е. делаешь угодное людям, чтобы они еще больше тебя почитали. Но результатом всех этих почестей становится впадение в гордость.

[103] См.: Там же.

[104] Пс. 18, 11.

[105] Изначальный смысл слова ταπείνωσις (смирение) — унижение.

[106] Ис. 64, 6.

[107] 1 Ин. 5, 19. 

[108] Рим. 14, 15.

[109] Мф. 6, 3.

[110] Фил. 2, 8.

[111] См.: «Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти». Преподобный Исаак Сирин. Слово о благодарности к Богу // Слова подвижнические. СТСЛ, 2008. С. 35.

[112] В Греции зима считается суровой, если температура воздуха часто опускается до 0 градусов.

[113] Ин. 6, 35.

[114] Преподобный Иоанн Синайский. Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании. Гл. 85 // Лествица. СТСЛ, 2008. С. 75.

[115] См.: Быт. 1, 26-27. Имеется в виду известное святоотеческое толкование на рассказ книги Бытия о сотворении человека: создание человека было задумано по образу и по подобию Божию (И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Быт. 1, 26), но сотворен он был только по образу Божию (И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Быт. 1, 27). Согласно святым отцам, из этого следует, что подобие Божие Адам должен был приобрести своими усилиями: «Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божию; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божию... Ведь по образу я обладаю бытием существа разумного, по подобию же я делаюсь, становясь христианином» (Святитель Василий Великий. Беседа первая о сотворении человека по образу // Творения в двух томах. Т. 1. М., 2012. С. 441). См. также: «Всякое разумное естество — по образу Божию, но только одни благие и мудрые — по подобию Его» (Преподобный Максим Исповедник. Главы о любви. 3, 25 // Творения. Кн. 1. М., 1993. С. 124).

[116] Быт. 3, 5.

[117] Житие Андрея Юродивого. СПб., 2000. С. 47.

[118] Ефес. 4, 24.

[119] Ефес. 4, 13 (перевод еп. Кассиана (Безобразова)).

[120] Мф. 16, 25.

[121] Мф. 6, 24.

[122] См. 2 Кор. 4, 16: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

[123] Еф. 4, 24.

[124] 2 Кор. 4, 10-11.

[125] βιώματα. Речь здесь идет не о сентиментальности, а об опыте тяжелой борьбы.

[126] Преподобный Иоанн Синайский. Слово 3. О странничестве. Гл. 7 // Лествица. СТСЛ, 2008. С. 37.

[127] См.: Преподобный Нил Синайский. Слово подвижническое. Письма. М., 2000. С. 306.

[128] Схиарх. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 48.

[129] См.: Там же. С. 488-489.

[130] См.: Преподобный Макарий Египетский. Слово 7. Гл. 1 // Духовные беседы. СТСЛ, 2008. С. 472.

[131] Преподобный Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 206. М., 2002. С. 289.

[132] Подразумевается, что некий священник поминает Янниса на Божественной литургии, вынимая частицу об упокоении его души на проскомидии.

[133] Слова Тарсо, сказанные юноше (как и слова автора книги о потере шанса), невозможно понять иначе, как легкую шутку, побуждающую молодого человека всерьез позаботиться о своем спасении.

[134] Схиарх. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 31.

[135] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене. Гл. 180. СТСЛ, 2010. С. 237.

[136] Ин. 3, 8.

[137] Рим. 8, 21.

[138] Кол. 3, 11.

[139] См.: PG 91, 621А; PG 91, 1281А.

[140] Греческая национальная мужская одежда, сборчатая юбка, которую в наше время носят гвардейцы почетного караула.

[141] Очевидно, речь идет о современном варианте долговой тюрьмы.

[142] Арсакий — очень известная в Греции частная школа для девочек. В данном случае Арсакием Тарсо назвала монастырь, рядом с которым жила, а замужеством — постриг, как обручение со Христом.

[143] Игра слов χωροταξία — αταξία (приведение какого-то места в порядок — беспорядок).

[144] См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Аммоне. Гл. 9. СТСЛ, 2010. С. 50.

[145] См.: Преподобный Исаак Сирин. Слово 48 // Слова подвижнические. СТСЛ, 2008. С. 253.

[146] Святая Параскева — город-спутник Афин.

[147] Пс. 67, 35.

[148] См. Мф. 5, 16.

[149] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Оре. Гл. 10. СТСЛ, 2010. С. 198.

[150] Стихира 7-го гл. на Господи воззвах в пяток вечера (она же — тропарь на хиротонии).

[151] 1 Кор. 1, 21.

[152] Кор. 1. 27-28 (частично дается перевод епископа Кассиана (Безобразова))

[153] Анализу «логики мирского христианина» посвящена книга И. Корнаракиса «Фантастический христианин».

[154] Мих. 4, 2.

[155] Деян. 9, 8-9.

[156] 1 Кор. 4, 10.

[157] 1 Кор. 3, 18-19.

[158] Иак. 3, 15.

[159] 1 Кор. 2, 16.

[160] 1 Кор. 4, 13-14.

[161] Иак. 4, 6.

[162] Пс. 36, 35.

[163] Пс. 106, 30.

[164] 1 Кор. 4, 13.

[165] См.: Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик. М., 2003. С. 137-140.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.