В чем секрет популярности кураторской профессии? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

В чем секрет популярности кураторской профессии?

2020-05-07 541
В чем секрет популярности кураторской профессии? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На конец 1990‑х годов пришелся бум дебатов и публикаций на тему кураторства. В 2008 году Ханс Ульрих Обрист выпустил «Краткую историю кураторства» – книгу, сосредоточенную на ключевых фигурах отрасли и их проектах, которые ощутимо повлияли на изменение ландшафта кураторской практки[11]. Один за другим выходят тексты, посвященные отдельным выставкам, анализирующие их концепции и резонанс[12]. На фоне активного теоретического освоения кураторского дела и повышения профессионализма его представителей статус куратора неуклонно возрастает.

Куратору следует заполнять пустоты и наводить мосты между художниками, аудиторией, учреждениями и различными коллективами. Суть такой работы – в формировании временных сообществ через связь непохожих людей и занятий и создании таких обстоятельств, которые зажгли бы между ними искру[13].

Куратор должен быть просветителем: объяснять искусство (порой в упрощенной форме), чтобы оправдать новаторские направления в искусстве, вызывающие неприятие публики, и вписать их в исторический контекст. Кроме того, в эру стремительного роста объемов культурной продукции от куратора ждут выполнения функции посредника – эксперта в вопросах вкуса, способного сказать, какое искусство «хорошее» и почему. Всё это способствует престижу профессии куратора как вдохновляющей карьеры, требующей компетенции, опыта и навыков. Искусство, мода, дизайн и архитектура давно уже идут рука об руку, поэтому от кураторов часто ждут, чтобы они были подкованными эстетами и искушенными ценителями. Современное искусство порой воспринимается как дорогой бренд, доступный лишь особо обеспеченным представителям общества и в свою очередь открывающий некоторым кураторам доступ в мир богатых и знаменитых. В результате сложилась элита всемирно известных «суперкураторов» – звезд своей профессии, чьи фотографии, сделанные на вечеринках и других публичных мероприятиях во всех концах света, можно увидеть не только в специализированных журналах по искусству, но и в газетах и глянцевых изданиях. Так к имиджу куратора добавился гламурный оттенок блистательного персонажа высшего общества – и подчас это действительно так, хотя и далеко не всегда.

Куратор как катализатор и проводник идей. Один из важных аспектов роли куратора состоит в том, чтобы высветить актуальную тему и в подходящий момент предъявить ее на суд публики. Выделяя наиболее интересных художников, сопоставляя и интерпретируя их работы, кураторы налаживают диалог (а точнее, даже триалог) между зрителями, художниками и миром искусства. Мелани О’Брайен, занимавшая посты куратора и программного директора галереи современного искусства The Power Plant в Торонто и директора‑куратора независимого центра современного искусства Artspeak в Ванкувере, сравнивает курирование с работой литературного редактора: Язык куратора схож с редакторским. Общие функции отбора, компоновки, организации и поиска идей делают две эти специальности достаточно близкими. Кураторы – редакторы концепций – приближают искусство и другие культурные практики к аудитории, причем не только посредством организации выставок, но и с помощью публикаций на бумаге и в интернете, проведения форумов и иных мероприятий [14].

Тем самым кураторы часто выступают катализаторами других проектов, программ и параллельных практик, а также новых выставок, проводимых их коллегами.

Иного рода диалог ведет куратор, работающий на подготовительном этапе выставки один на один с художником. Здесь ему позволено обсуждать с художником предлагаемый им проект и вносить свои замечания, в идеале – с некоторой критической дистанции. Он может задавать вопросы и даже спорить с художником, следя за тем, чтобы не давить на своего «подопечного» и не навязывать ему свой ход мысли: важно помнить, что куратор – не художник. В этом смысле куратору нужно действовать по образцу тренера или наставника, стимулируя художника – по возможности незаметно – к наилучшим результатам. Сегодняшний куратор современного искусства отвечает за всё материальное и умозрительное содержание выставки[15]. Тереза Глидоу, первый директор магистерской программы курирования современного искусства в Королевском колледже искусств, Лондон. В 2009 году испанская художница Марта Марсе получила заказ на трехмерную сайт‑специфичную работу для еще не достроенного на тот момент британского посольства в Мадриде. Это был очень полезный для меня вызов – создать что‑то для определенного контекста, в определенных архитектурных условиях, с конкретными целями и в заданном – значительном – масштабе, причем работая в команде, а не в одиночестве мастерской. Отвечая на такие вызовы, учишься расширять свои горизонты, как концептуальные, так и личные.

Зачем приглашать живописца для создания трехмерного объекта архитектурного характера? Куда логичнее – да и проще – было бы обратиться к специалисту. Однако риск оправдывается тем, что художник привносит в проект свежие идеи и долю эксперимента. К тому же этот «риск» может стать вызовом как для самого художника, так и для куратора, завязав между ними диалог, который, в случае удачи, выведет их обоих на новые высоты. В данном случае так и произошло: Марсе придумала инсталляцию с лайтбоксами – по сути, живопись в трех измерениях, размещенную в четырех плоскостях и пересекающую сразу несколько этажей здания. Проект стал дебютом для художницы в крупной трехмерной форме, в использовании лайтбоксов и в сотрудничестве с коллективом архитекторов. В результате творчество Марсе вступило в новую фазу, которая получила дальнейшее развитие в работе для клиники Гая в Лондоне[16].

Куратор как эксперт. В мире присуждается множество премий в области искусства – от студенческих в колледжах и университетах до интернациональных. Одна из самых известных – это премия Тёрнера, вручаемая галереей Тейт в Лондоне. В этом случае должность выборщика или эксперта может превратиться в испытание. Ричард Дормент, начинавший на должности помощника куратора в Музее искусств Филадельфии, а с 1986 года являющийся штатным критиком газеты Daily Telegraph, входил в жюри премии Тёрнера в 1989 году и так вспоминает свои ощущения:

Процесс обсуждения номинантов, по‑моему, был не слишком радостным или приятным… Я достаточно поздно начал писать о современном искусстве, а до того работал музейным куратором, критиком, независимым организатором выставок – всегда классического искусства. До того момента я не сталкивался с «политикой современного искусства». В жюри входили Барри Баркер, тогдашний директор [центра современного искусства] «Арнольфини» в Бристоле; Бернар Блистен, в то время куратор Музея современного искусства в Париже; Ивлин Джейкобс, член попечительского совета «Покровители нового искусства» в Тейт, и Ник (Серота). В конце концов мы, конечно, не передрались, но каждый яростно отстаивал своего фаворита, и общее решение далось нам нелегко. За последующие годы условия конкурса менялись и переписывались. В то время я был еще совсем «зеленым», и накал спора оказался для меня неожиданностью. Сегодня я бы вел себя куда хитрее, окажись в подобном жюри.

Яра Бубнова, первый директор Института современного искусства в Софии, поработала во множестве международных комитетов и проектов. В 2013 году она была членом жюри итальянской премии Челесте, присуждаемой как дебютантам, так и уже опытным художникам без ограничений по государственной принадлежности, возрасту и полу. Активная поддержка молодых талантов в сочетании со способностью проводить наводящие на глубокие размышления выставки привлекла к Бубновой международное внимание. Вот как она описывает свой опыт работы в жюри вместе с кураторами из разных стран:

Работа в таком коллективе – это обмен идеями, информацией об именах и событиях. Она позволяет лучше понять художников и их творчество, вникнуть в позиции других, отличные от твоей, и понять, как им видится то, на что смотришь ты сам. Работа в жюри интернациональной премии расширяет твое сознание.

Будучи экспертом, ты стараешься отстаивать свое мнение и идеи: пытаешься увлечь коллег собственной интерпретацией творчества художника, приводишь примеры, пытаешься поместить конкретные работы в нужный контекст и т. д. Каждое коллективное решение – компромисс. Иногда – хотя, должна сказать, нечасто – приходится менять свою точку зрения под давлением коллег; иногда решение определяется голосованием[17]. Я считаю, каждый должен найти свою дорогу. <…> Насаждать заготовленные модели – последнее дело для наставника[18].

Некоторым кураторам выпадает честь стать учредителями новой премии. Подобная инициатива может рождаться долго и трудно, а может явиться внезапно из незапланированной встречи или случайного события. Независимый лондонский куратор Кери Хэнд, прежде чем открыть свою галерею, основала в 1999 году премию Olay для женщин‑художников (ее спонсором был бренд Oil of Ulay, впоследствии переименованный в Olay[19]) при поддержке журнала MAKE [20] и Центра кино, видео и новых медиа LUX[21]. Хэнд рассказывает: Меня познакомили с Энн Франке, команда которой проводила для нас исследование в Женской библиотеке искусств, где базировался MAKE. Тогда Франке была директором по маркетингу в Oil of Ulay. Было бы просто нелепо упустить случай обратиться в Ulay с идеей поддержки женщин‑художников, и мы придумали премию для женщин, занимающихся кино, видео и цифровыми медиа. Oil of Ulay взялись выплатить художницам, вошедшим в шорт‑лист, по пять тысяч фунтов на осуществление новых работ, а победительница получала двадцать тысяч. Работы номинанток были выставлены и опубликованы в альбоме под названием «Визионерки». Ивона Блазвик тогда работала в MAKE. Теперь она директор лондонской галереи Уайтчепел и учредительница премии MaxMara для женщин‑художников, которую я тоже всеми силами поддерживаю, – выходит, наша инициатива нашла продолжение.

Команда Хэнд не смогла остановиться на одном проекте и в итоге разделила премию между двумя номинантками. Мнения о многих наградах, особенно имеющих денежный эквивалент, разнятся и среди художников, и среди кураторов. Последним порой кажутся спорными или ограничительными условия, установленные спонсорами, а для первых хотя лауреатство приносит славу, внимание прессы и финансовые вливания, сама конкуренция с коллегами иногда оборачивается проклятием, вызывая стресс и помещая художника под прицел средств массовой информации, что не всегда способствует творчеству.

Куратор как автор, редактор и критик. Сколько бы ни было трюков в запасе у куратора, одним из основных его навыков остается владение языком. Письмо всегда являлось важной составляющей деятельности куратора. Список требований, предъявляемых к куратору‑как‑автору, – а первоначально они заключались в создании четких и ясных текстов, посвященных истории, происхождению и значению произведения искусства, – серьезно расширился вместе с изменением самой его роли. Сегодня от куратора ждут представления выставочных программ, подготовки научных, опирающихся на серьезные исследования, текстов для каталогов и/или книг, а также умения резюмировать сложные идеи и излагать их доступно для среднестатистического читателя (пусть в реальности ничего «среднестатистического» и не существует). В небольших художественных учреждениях куратора, отвечающего за выставку, могут попросить написать информационные тексты для экспозиции: этикетки, экспликации, брошюры, листовки и т. п. В крупных организациях этим обычно занимаются кураторы просветительского отдела, имеющие соответствующее образование. Но и тогда куратор выставки участвует в процессе, контролируя содержание и общую направленность текстов, которые должны согласоваться с его концепцией. Разумеется, между ним и кураторами просветительского отдела возможны конфликты.

Редактура – также полезный для куратора опыт, развивающий повышенное внимание к деталям и дипломатические навыки. Добиться того, чтобы авторы, пишущие на заказ о курируемой вами выставке, использовали сжатый стиль изложения и четкие формулировки, может быть очень нелегко, причем не только в плане редактуры, но и из‑за необходимости учитывать индивидуальные особенности и самомнение автора. Неточности и ошибки могут привести к досадным неловкостям и дорого обойтись, вызвав недовольство зрителей или нарекания критиков; поэтому все они требуют деликатного устранения. Художники, их представители и коллекционеры их работ порой крайне болезненно реагируют на ошибки в именах, названиях и ссылках (см. главу 6, с. 148–149); необходимо согласовать всю эту информацию с заинтересованными сторонами и убедиться, что все детали верны.

Кураторам случается примерять на себя роль критика и/или обозревателя, рекламируя собственные или чужие выставки, обсуждая – не всегда одобрительно – творчество тех или иных художников путем участия в дискуссиях и собственных публикаций. Здесь возможны сложности, особенно если куратор работает в публичном учреждении: критика других учреждений или их сотрудников может привести к натянутым отношениям с коллегами. Вместе с тем кураторы, добившиеся известности, обладающие неординарными взглядами или талантом к публичным выступлениям, подчас становятся медийными персонами: так, американский арткритик Джерри Солц, известный своими колонками в журналах The Village Voice и New York Magazine, стал судьей в телешоу «Произведение искусства: будущий великий художник» («Work of Art: The Next Great Artist», 2010), а британка Люси Уорсли, историк и главный куратор Исторических королевских дворцов в Лондоне, снялась в нескольких циклах передач об искусстве, истории и культуре. 2На мой взгляд, непосредственный опыт волонтерской работы трудно переоценить (хоть он и оплачивается только по мере возможности). Учить в классе можно многому. Но общению с людьми – со зрителями, художниками, музейными сотрудниками – лучше всего обучаешься по личным наблюдениям в обстановке музея или галереи»,— Ким Мохинни, директор Национального музея Северной Ирландии, Белфаст. Стремительно расширяются функции куратора, связанные с социальными сетями и интернетом. Пользователи сети обычно получают доступ к информации с помощью поисковиков‑посредников (Google, Bing, Yahoo! и др.), которые выстраивают ответы на поисковый запрос по их популярности. Достаточно авторитетную информацию по искусству и культуре предлагают специализированные порталы (e‑flux, ArtDaily, ArtRabbit… всех не перечислить), организованные по принципу «всё об искусстве в одном месте», хотя польза и достоверность найденных там данных всё равно зависит от способностей и ожиданий потребителя. Блоги по искусству вроде Art Radar Asia, RedBox Review и множества персональных страниц представляют более или менее критические обзоры выставок, проектов и новых работ художников. Все они общедоступны и нередко имеют множество подписчиков. И, конечно, почти у всех художников, музеев, частных собраний, галерей, аукционных домов и издательств есть собственные сайты. Контент этих сайтов кому‑то приходится формировать или курировать, подобно тому как редактор журнала подбирает материалы для каждого выпуска.

Организация заказа художнику со стороны галереи или музея – настоящий подарок для куратора, ведь сотрудничество с художником в таких условиях – очень плодотворный опыт. Обычно учреждение предлагает художнику определенный бюджет и общую (достаточно гибкую) концепцию будущей работы, а он в ответ представляет на рассмотрение свой проект. Если проект получает одобрение, то художник при поддержке куратора приступает к его реализации. Далее возможны разные варианты сотрудничества: либо куратор просто нанимает художника для выполнения работы в рамках установленных критериев к определенной дате, либо включается в процесс и принимает в нем активное участие. Например, художник может привлечь вас к сбору исследовательского материала или попросить найти для него ассистента сборщика или инженера.

Заказной проект требует тщательного планирования. Прежде всего как следует изучите договор заказа. Удостоверьтесь в том, что и вам, и художнику ясны его условия, поставленная задача, объем финансирования, установленные сроки и порядок разделения прав на итоговую работу. Прояснив всё это сразу, вы сможете избежать разногласий и недоразумений в будущем.

В период выполнения заказа обязательно проводите регулярные встречи, следя за соответствием хода работы графику и бюджету. Время от времени такие встречи стоит устраивать на площадке заказа с целью уточнения характеристик места, для которого создается произведение. Ведь если эта площадка строится параллельно работе художника или находится под открытым небом, то порой выясняется, что на месте прежнего водоема возникла лужайка (или наоборот): это может потребовать изменений в исходном проекте или вообще сделать его неосуществимым.

Иногда художник решает скорректировать или даже в корне пересмотреть исходный проект под влиянием местных условий, технических ограничений, а порой и перемены в его собственном замысле. Между тем даже минимальные изменения в проекте по ходу его реализации могут стать проблемой. Договор обычно обязывает художника создать произведение в оговоренной форме, и, чтобы согласовать отступления от нее, приходится всё начинать сначала. Куратора в этом случае просят вновь представить проект с изменениями на рассмотрение одобрившей его комиссии (или, как минимум, некоторых ее членов), что, разумеется, требует времени и может поставить под угрозу график работ. Кроме того, исправленный проект может быть отклонен и закрыт. Желательно сразу обсудить эти потенциальные риски с художником и постараться заложить в договор заказа некоторую свободу в интерпретации проекта. Это в какой то степени защитит вас от внезапного отказа художника завершать работу, если он сочтет себя слишком скованным. Однако ввиду такой возможности нужно прописать в договоре и порядок действий в случае невыполнения одной из сторон своих обязательств.

Также уточните, кто и на каком этапе осуществляет финальную приемку заказа. Как правило, по окончании монтажа работы художник и куратор подписывают акт приемки, которым утверждается ее соответствие требованиям и своевременная сдача. Если в договоре участвуют другие стороны, то и подписей может быть больше.

 

Работа с художником при подготовке персональной выставки

 

Пожалуй, лучший совет, который можно дать куратору, готовящему персональную выставку художника, – общаться с ним как со своим коллегой. Ведь, в конце концов, никто не понимает его искусство лучше, чем он сам. В самом начале работы четко сформулируйте свой кураторский подход. Что, по вашему мнению, лучше: организовать экспозицию вокруг некоей темы, подчеркнув одну из сторон творчества художника, или сделать акцент на одном из его периодов? Уточните условия демонстрации работ: принимаются ли они на комиссионную продажу или берутся в аренду, все ли документы в наличии для страхования и перевозки работ, а также для оформления покупок и выплаты процентов.

Можете подписать с художником договор, оговаривающий ваши взаимные прерогативы – прежде всего то, за кем будет последнее слово в решении экспозиции: за вами как куратором, за художником, или оно должно удовлетворить вас обоих? В некоторых крупных учреждениях на право решающего голоса может претендовать третья сторона (старший куратор или директор), и в таком случае художника нужно как можно раньше предупредить об этом.

Можете распределить обязанности и задачи. Обидно будет обнаружить, что никто не позаботился о почтовой рассылке, потому что и вы, и художник положились друг на друга. Пусть художник, скажем, позаботится о развеске, а куратор возьмет на себя подготовку текстов, общение с прессой и организацию вернисажа. Договоритесь, что и когда потребуется от каждого из вас на вернисаже. Оба ли вы будете произносить речь? Если да, то каждый должен иметь представление о том, что собирается сказать другой.

 

Работа с художниками при подготовке групповой выставки

 

Взаимодействие с участниками групповой выставки является для куратора одной из наиболее трудных коммуникационных задач. В то время как он заботится о проекте в целом, стремясь привести работы множества художников к гармоничному и осмысленному балансу, каждый из его подопечных подчас заинтересован лишь в наилучшем представлении собственных произведений. Эта разница приоритетов вполне понятна, но она серьезно осложняет труд куратора, которому порой приходится выступать арбитром в соперничестве художников за место на выставке, за долю в ее бюджете и даже за его внимание.

Важно держать в уме (а иногда и напоминать вслух) следующий принцип: если все участники проекта – и куратор, и художники – стремятся сделать выставку как можно лучше, от этого выигрывает каждый экспонат. Все работают на общий результат.

Лучшие кураторы – те, кто умеет эффективно работать с коллективом. Некоторые художники предпочитают творить в тиши мастерской и чувствуют дискомфорт, становясь частью команды. В таких случаях куратору достается роль посредника, тактично отстаивающего интересы художников перед руководством учреждения, организующего выставку. В свою очередь художникам куратор должен столь же тактично преподносить требования учреждения, не уставая подчеркивать, что общим приоритетом всегда является искусство, его представление и восприятие. Спорные вопросы с отдельными художниками лучше разрешать вне учреждения, не вынося разногласия на публику.

1.1.1. Организация самостоятельной работы студента

Вопросы для самостоятельного контроля.

1. Как вы понимаете понятие «куратор».

2.   Зачем нужен куратор в современной ситуации развития искусства.

3.   Какие есть типы кураторов, чем они отличаются.

 

 

Вопросы для самостоятельной разработки.

Для самостоятельной работы студента предлагаются темы для исследования обсуждения итогов данных самостоятельных разработок проходят на семинарских занятиях с элементами дискуссии.

 Семинар дискуссия «Куратор в системе современного искусства». Семинар дискуссия о функциях и роли куратора в современном обществе предполагает анализ роли и функций куратора, а также рассмотрение проблем систематизации современного искусства. Магистрам предлагается проблемная ситуация «нужен ли куратор?», с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Это способствует трансформации познавательной мотивации в профессиональную. В докладах разбираются основные вопросы, связанные с особенностью понимания современного языка искусства.

Примерные темы для самостоятельных исследований.

1. Приведите примеры кураторов различных типов

2. Проанализируйте деятельность конкретного куратора, определите его персональный стиль работы, найдите достоинства и недостатки.

3. Кураторы на отечественной сцене искусства: проведите сравнительный анализ двух российский кураторов.

Рекомендуемая литература.

1. Капур, Гита (искусствовед, куратор). Кураторство в противоборствующих мирах / Г. Капур // Искусство. - 2015. - № 3. - С. 85-105. - ISSN 0130-2523.(Шифр в БД И950899/2015/3)

2. Маррэ, Лилиана. Кто такой куратор и зачем он нужен музею / Л. Маррэ // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2017. - № 11. - С. 60-65. - ISSN 1727-6772. (Шифр в БД С619706/2017/11)

3. Мизиано, В. О перспективах музейного кураторства в России / В. Мизиано // Музей. - 2015. - № 10. - С. 8-13. - ISSN 2074-9589. (Шифр в БД М679756/2015/10)

4. Обрист, Ханс Ульрих (куратор, критик, историк искусства). Краткая история кураторства: пер. с англ. / Х. У. Обрист; пер. А. Зайцев. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2012. - 255 с. - ISBN 978-5-91103-137-4: 387.09 р.

 

При самостоятельной работе необходимо обратить внимание на понимании

развития кураторства как части культуры и искусства, значение терминов куратортво, музейный и свободный куратор.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.