Понятие психологического механизма в научных исследованиях — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понятие психологического механизма в научных исследованиях

2020-05-07 166
Понятие психологического механизма в научных исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Р.А. Биденко, адъюнкт

Новосибирский военный институт им.генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

 

Аннотация. В данной статье представлен анализ понятия психологического механизма.

Ключевые слова: психологический механизм

Проблема изучения механизмов любых психологических явлений чрезвычайно важна для понимания сути явлений, процессов, но крайне затруднена из-за методической и теоретической сложности этих явлений. Стоит отметить, что понятие «механизм» в науке в целом не имеет устоявшегося однозначного определения, что накладывает определенный отпечаток на его понимание. В современной психологической литературе отсутствует единый подход к пониманию сущности психологического механизма. Согласно толковому словарю Ушакова Д.Н. под механизмом понимается внутреннее устройство, система функционирования чего-нибудь. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. даёт понимание механизму как системе или устройству, определяющему порядок какой-либо деятельности или процесса.

В.Г. Агеев, размышляя о сущности понятия «психологический механизм», исходит из понимания механизма как «... некоторого более элементарного уровня анализа, к которому не сводима специфика более высокого уровня, но который способен выполнить здесь функцию средства» [1]. Он говорил о важности и логической простоте объяснения «сложного через простое», где под «простым» понимался термин «механизм», а под «сложным» - феномен, получающий объяснение, когда действие механизма, находящегося в его основании, понятно. Б.М. Теплов, говоря об учении И.П. Павлова, касающегося взаимодействия второй сигнальной системы с первой обратил внимание на «специфически человеческие механизмы нервной деятельности» [8], выделяя при этом социальную обусловленность человеческой психики.

С.Л. Рубинштейн под «механизмом» понимал процесс осознания «...через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие» [6], т.е.осознание переживания человеком его отношения к чему-то, что является для него очень значимым.

С точки зрения А.В. Напалкова, любая область науки «механизм» понимает как «подробное раскрытие существа явления» [5]. Е.И. Бойко выделяет следующие показатели позволяющие определить, что данное психическое образование может являться механизмом. Во-первых, любой механизм всегда имеет связь с тем или иным процессом. Во-вторых, для изучения механизмов каких-либо явлений, необходимо научное объяснение данных явлений. Нередко механизм трактуется как «... некий способ аналогового моделирования субъектом... объекта включающего целостность открытой и латентной деятельности».

Различная интерпретация психологического механизма разных авторов позволяет рассматривать его в качестве структурной или процессуальной стороны явления. Л.С. Выготский, работая над анализом механизма психического развития, исходил из вопроса - «Чем это вызвано?», и в качестве него отмечал систему отношений между индивидом и средой. По мнению М.С. Яницкого, значительное большинство определений понятия «психологический механизм» уподобляются тем, что в нём отражается процесс развития личности. Л.И. Анциферова, рассматривающая психологические механизмы как «...закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате чего появляются различные новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим ее функционирования...» [2] подчёркивает, что психологические механизмы представляют собой способы изменения и модификации личности только потому, что они выступают механизмами действительного или осмысленного преобразования взаимоотношений индивида с обществом. М.С. Яницкий рассматривал психологический механизм в развитии системы ценностных ориентаций личности, обозначая его компонентом процесса развития представляющего «собой систему средств и условий, обеспечивающих это развитие...» [9].

Согласно позиции Леонтьева В.Г. психологический механизм понимается как «система психических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами»[4].

Итак, резюмируя приведённые мнения учёных о понятии «психологический механизм» мы выяснили, что у данного определения не существует жестких границ. Разные подходы к определению механизмов можно систематизировать в двух вариантах, которые можно отнести практически ко всем трактовкам содержания исследований психологических механизмов. Под психологическим механизмом мы понимаем систему психических явлений, условий, факторов и средств обеспечивающих выполнение тех или иных функций, направленных на определённый результат.

Библиографический список

1. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал 1989. - Т. 10. - № 2. - с.59-64.

2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981.

3. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976. -137 с.

4. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1989. - 380с.

5. Напалков А.В. Вступительная статья к книге У.Рейтмана "Познание и мышление". М.: Мир, - 1968. - С. 4-11.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I.—M Педагогика 1989.—488 с.

7. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Черноиванов А.В. Основы профессиональных деформаций в процессе адаптации будущих офицеров в подразделениях специального назначения // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), 2017. - Т. 8. № 2-2. - С. 209-212.

8. Сопиков А. П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977. С. 89–95.

9. Теплов Б.М. Психология: Учпедгиз, М. 1953.

10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система (монография) / М.С. Яницкий // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

 

 

УДК 14.01.11

 

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОНТРОЛЮ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Д.В. Бондарь, магистрант

Л.А. Худорожко, научныйруководитель, канд. педагогических наук,

Новосибирский государственный университет экономики и управления

 

Аннотация. Инновационная активность представляет собой значимый фактор конкурентоспособности любой организации, в том числе туристской. Контрольно-аналитические умения будущих специалистов туристской сферы деятельности позволят быть туристкой организации быть успешной на рынке услуг.

Ключевые слова. Инновационная активность, конкурентоспособность, контрольно-аналитические умения будущих специалистов туристской сферы.

 

Контроль является важной функцией инновационного менеджмента, туризма, контрольно-аналитические умения, экспертные, связаны с учетом, количественной и качественной оценкой результатов инновационной деятельности турпредприятия. Основной целью контроля является достижение целей реализации инновационной деятельности, что позволяет организации быть более конкурентоспособной.

  Объект данной работы – инновационная активность туристских организаций.

Предмет исследования процесс обучения студентов контролю инновационная активность туристских организаций.

Цель данной работы рассмотреть процесс обучения студентов контролю инновационная активность туристских организаций.

Контроль, экспертиза, – это система мероприятий, направленных по установление и закрепление стандартов и формирование информационной базы сравнения с данной нормативной базой, определение допустимых отклонений, измерение результатов. Функции контроля на каждом этапе инновационного процесса позволяют осуществлять поэтапный анализ и оценку результатов инновационной деятельности и принимать оперативные решения. [7].

Рис. 1.  Разнообразие инноваций организации

 

При обучении студентов необходимо акцентировать внимание на том, что инновационная деятельность любой организации, туристской в том числе, имеет свою специфику – она системна, т.е. взаимосвязана со всеми другими вида деятельности в инновационной организации. Поэтому и система контроля должна быть системной и, прежде всего, удовлетворять ряду условий:

– внедрение организационных структур для всестороннего контроля;

– наличие надзорных и контрольных органов;

– особая подготовка и переподготовка специалистов в области инновационной деятельности;

– разработка специальных методов анализа и форм контроля;

– расширение нормативной, методологической и информационной базы контроля, на основе документов и отчетов бухгалтерского, финансового и управленческого учета.

Виды контроля, применяемые в инновационной деятельности, разделяются по: целям, предметам, объектам, масштабу, методам и формам (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Объекты контроля за инновационной деятельностью организации

 

В соответствии с целями контроль бывает стратегический и оперативный. Масштабы контроля зависят от специфики продукции и производственных процессов. Контроль может осуществляться: выборочно, пооперационно, постадийно; в виде сплошного контроля. Масштаб контроля зависит от сложности и новизны продукции; от структуры организации и ее особенностей; функционирования производственных процессов; от качества подготовки персонала, его производительности труда, а также от состояния, производительности, надежности, износа основных производственных фондов и т.д. Также контроль можно разделить на внешний, проводимый по вертикали вышестоящим подразделением, и внутренний, проводимый по горизонтали.

Использование этой информации в процессе обучения студентов в учебной дисциплине «Управление туристской организации» позволит формировать у будущих сотрудников туристской сферы контрольно-аналитические, то есть экспертные, навыки.

Таким образом, чтобы инновационная активность туристской организации была конкурентоспособной, будущие сотрудники организации должны управлять этим процессом на основе знаний и умений анализа и контроля, то есть экспертизы.

 

Библиографический список

1. Бондарь Д.В. Перспективы развития туристской активности // Научные основы современного прогресса. – Уфа, 2016. – С. 143-144

2. Биржаков М.Б., Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Досуг и развлечения: теория и практика анимационного сервисного обслуживания. – Новосибирск, 2009. – 167 с.                                               

3. Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / Новосибирск, 2008. – 232 с.                                    

4. Сидорина Т.В.Теоретические основы разработки концепции экспертирования образовательных систем // Философия образования, 2011. - Т.39. - №6. - С. 63-68.

5. Сидорина Т.В. Теоретические основы экспертирования образовательных систем. Дисс… д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. – 355 с.

6. Сидорина Т.В. Метод вычисления конкурентоспособности фирм // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления: матер. 1Х Междунар. конф. 17 янв. 2013 г. – М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. – С. 201- 206.                              

7. Худорошко Л.А. Психолого-педагогические семинары в структуре непрерывного образования преподавателей вуза // Гуманизация образования - императив ХХ1 века. Пермь: ПГПУ, 200. - С. 116-117.

 

 

УДК 37.02

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К МНОГОУРОВНЕВОЙ КУЛЬТУРЕ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

С.С. Швырев, курсант

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

М.П. Сочивкин, ст. преподаватель

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема воспитания культуру служебных отношений у курсантов военно - учебных заведений войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: культура служебных отношений, военнослужащие, воспитание.

Цель данной работы рассмотреть процесс воспитания культуры служебных отношения курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации.

Объект исследования: процесс воспитания курсантов военных вузов.

Предмет исследования: многоуровневая система воспитания курсантов НВИ. 

На современном этапе реформирования войск национальной гвардии Российской Федерации ставятся проблемы личности офицера, формирования его качеств культуры служебных отношений [5].

Это определяется, прежде всего, тем, что офицер любого ранга является ключевой фигурой не только воинского коллектива, но и всего общества в целом. Поэтому рассмотрения такого процесса, как воспитание культуры служебных отношений у курсантов военных вузов является актуальным и обусловлено рядом факторов [1].

Во-первых, мировоззренческая позиция курсантов, как будущих офицеров, их морально психологическая устойчивость, оказывают самое непосредственное влияние на обучение и воспитание подчиненных им людей, формирует в будующем ту духовную атмосферу в частях и подразделениях, которая позволяет успешно решать поставленные задачи воинской (служебной) деятельности [7].

Во-вторых, не только их знания, навыки и умения, но и их нравственная сторона, как элемент служебных отношений позволяет поддержать определённый уровень боеготовности в войсках[9].

В-третьих, воспитание культуры служебных отношений, развивает у курсантов чувство ответственности, самостоятельности, аккуратности и добросовестности. Взаимопонимание, доброжелательность и готовность помочь друг другу способствует укреплению воинской (служебной) и служебной дисциплины, сплочению эффективности выполнения боевой задачи самого высокого уровня [2].

Поэтому воспитание культуры служебных отношений у курсантов как будущих офицеров относиться к числу наиболее важных факторов военной деятельности, и имеет человеческое измерение [6].

Служебное отношение рассматривается как сложное правовое явление, которое состоит из различных по своей природе, но неразрывно связанных элементов, которые несут как публично-правовой, так и частноправовой характер. Так, под условиями возникновения военно-служебных отношений, следует понимать юридические требования, предъявляемые к личности привлекаемого или поступающего на военную службу [13].

Содержание культуры служебных отношений в курсантских коллективах определяется в первую очередь особенностями жизнедеятельности курсантов, в том числе и самого воинского коллектива [3].

Национальный состав курсантского коллектива обычно гораздо более разнообразен, чем в гражданских трудовых коллективах. Большая сменяемость офицерского состава влияет на культуру служебных отношений и деятельность у курсантов военных вузов [11].

Строгая регламентация жизни и деятельности курсантов, наличие в коллективе только мужчин накладывает свой отпечаток на содержание и формы культуры служебных отношений между ними, делают их более жесткими [4]. Многонациональность курсантского состава повышает важность здоровой культуры служебных отношений в формировании хорошего социально-психологического климата [14].

Формирование устойчивых привычек в культуре служебных отношений у курсантов происходит за счет воздействия на них не только командиров, но и самовоспитание, волевой готовности подчиненного к поведенческому самосовершенствованию [10]. Без волевой готовности курсантов самоосознать, что нужно свято выполнять требования общевоинских уставов, уметь подчиняться и быть дисциплинированным, соблюдение культуры служебных отношений у курсантов будет на самом высоком уровне [8, 12].

Таким образом, воспитание культуры служебных отношений основываются не только на нормах правовой этики, но и на базе многоуровневых межличностных отношениях, которые формируются на основе взаимных оценок курсантами друг друга.

 

Библиографический список:

1. Арбузов А.И. Процесс формирования правовой культуры и отношений между военнослужащими по контракту войск национальной гвардии Российской Федерации // Сборник статей: лучшая студенческая статья 2017 сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в двух частях. 2017. с. 161 – 165.

2. Зотов А.А. Модель формирования военно-профессиональных компетенций курсантов в воспитательной деятельности вуза внутренних войск // Вестник экономической интеграции. 2014. № 5 (74). С. 86-92.

3. Калягин В.Н. Воинский коллектив как воспитатель военнослужащих войск национальной гвардии // Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей VIII Международного научно- практического конкурса. В 2 ч. Ч. 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. - С. 208 – 211.

4. Калягин В.Н. Воспитание у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации культуры безопасности воинского труда // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации VIII Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием (Новосибирск, 29 декабря 2016 года). 2017 г. часть 1. с.388 – 393.

5. Калягин В.Н. Сущность содержание и структурные элементы педагогического обеспечения безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России. // Вестник Российского нового университета, 2015. - № 4. - С. 85-87.

6. Лопатько С.В., Сочивкин М.П. Педагогический потенциал боевого наставничества: Образование. Наука. Научные кадры. 2017. №4. – с.164 – 168.

7. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 487 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации».

8. Рябуха Е.В. Содержание и основные направления воспитательной работы преподавателя военного института войск национальной гвардии // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2016. – Выпуск 53. Часть IV. – С. 200-206.

9. Рябуха Е.В. Реализация принципов педагогической праксиологии как условие повышения качества высшего военного образования. Автореф. Дисс… канд. пед. наук. - Карачаевск, 2009. – 23 с.

10. Рябуха Е.В. Реализация принципов педагогической праксиологии как условие повышения качества высшего военного образования (на примере обучения курсантов дисциплине «Военная топография»). Дисс… канд. пед. наук. -  Владикавказ, 2010. – 153 с.

11. Рябуха Е.В. Реализация принципов педагогической праксиологии как условие повышения качества высшего военного образования. Автореф. Дисс… канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. – 23 с.

12. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Черноиванов А.В. Основы профессиональных деформаций в процессе адаптации будущих офицеров в подразделениях специального назначения // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), 2017. - Т. 8. № 2-2. - С. 209-212.

13. Сочивкин М.П. Проблема личностного роста и гражданско-нравственной активности курсантов военных вузов // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 14 декабря 2016 г.) // Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин–т. Новосибирск, 2017. – с.154 – 156.

14. Сочивкин М.П. Основы гражданско-нравственной активности будущих офицеров Росгвардии // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 14 декабря 2016 г.) // Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. Новосибирск, 2017. – с.153-154.

 

УДК 378

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.