Положения, касающиеся месяца Ша'абан. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Положения, касающиеся месяца Ша'абан.

2020-05-07 168
Положения, касающиеся месяца Ша'абан. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Положения, касающиеся месяца Ша'абан.

 

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

 

Содержание:

1 Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) держал в месяц Ша`абан длительный пост.

2 Пост в течение всего месяца Ша`абан.

О посте в месяц Шаабан после середины.

4 Мудрость длительного поста Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяц Ша`абан.

О посте в месяц Шаабан за день или два до месяца Рамадана.

Пост тридцатого числа месяца Ша’бан (пост в день сомнения).

Празднование последнего дня месяца Шаабан.

8 Причина продолжительности поста Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Ша`абане, а не в аль-Мухарраме.

9 Об обособленном совершении молитвы в среднюю ночь Ша`абана.

10 Об обособленном соблюдении поста в день середины Ша`абана.

Что означают слова Всевышнего: «В ней решаются все мудрые дела»?

 Ночь Предопределения или ночь середины Ша`абана?

12 Правда ли, что у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) накапливались добровольные посты и он возмещал их в месяц Шаабан?

 

Предпочтительное мнение:

Первое мнение считается правильным, потому что одна версия трактует другую, и предпочтительно комментировать одну версию другой, а Аллах знает лучше. Улемы говорят: «Пророк (салля Ллаху алейхи ва саллам) не стал поститься в течение всего месяца, кроме Рамадана, для того, чтобы никто не предположил, что это стало обязательным».

 

Сообщается, что 'Ата сказал: «Я находился у ибн 'Аббаса за один или два дня до начала Рамадана, и он преподнес нам обед, сказав: “Прервите свой пост и не продлевайте вплоть до самого Рамадана, а отделяйте некоторым сроком». (Приводит ‘Абд ар-Раззак в “аль-Мусаннаф“ 4/158).

 

Ибн АбдульБарр сказал: «Группа предшествующих ученых, в том числе ибн 'Аббас, да смилуется над ними Аллах, считали желательным отделять Ша`абан от Рамадана одним или несколькими днями разговенья, подобно тому, как предпочитали отделять обязательную молитву от добровольной, - речью, поднятием с места, ходьбой, перемещением с одного на другое место».

 

 

Ответ шейха Ибн База:

С именем Аллаха, Милостивого и Дарующего милость, а затем:

Бывало так, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился весь месяц Ша'бан, и бывало, что он постился малую его часть. Как это достоверно установлено в хадисе от 'Аишы и Умму Салямы. Что же касается хадиса, в котором приходит запрет на соблюдения поста после того как наступит середина месяца Ша'бан, то он также достоверный, как об этом сказал брат, большой учённый, шейх Насыруддин аль- Альбани.

Смысл запрета в этом хадисе касается начинания поста после наступления середины месяца Ша'бан. А что касается того, кто постился большую часть месяца или весь месяц (Ша'бан), то такой поступил согласно Сунне. И от Аллаха помощь.

Источник: «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15, Журнал «Даауа» № 1437 от 03.11.1414 г.х.

http://binbaz.org.sa/mat/600

 

Вопрос: Уважаемый шейх, держать пост во вторую половину месяца шаабан относится к нежелательным действиям или к запретным?

 

Ответ Шейха ибн База:

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост». Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца.

 

И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит».

 

А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем.

 

А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. А если он держит пост, начиная с 14 дня, или 15… Или 13, то нет в этом проблем, так как он охватывает большую часть месяца. Если держит пост весь месяц или его большую часть, то нет в этом проблем, а если он не держит пост первую половину, а затем начинает держать пост во второй половине — это как раз то, что запрещено.

(Конец слов ибн База). Слушать запись ответа: https://youtu.be/E5zPyDUGF10

 

 У имама аль-Бухари от Аишы:

"Был посланник Аллаха постившимся до такой степени, что мы говорили, что он вообще не прерывает пост. А иногда он не был постящимся до такой степени, что мы говорили, что он вообще не постится. И не видела я, чтобы посланник Аллаха постился весь месяц кроме как в Рамазан. И не видела я больше от него постом, кроме как в шаъбан". Бухари №1969.

 

У учёных разногласие по поводу поста после того, как пройдёт пол месяца и большинство на том что можно, а Шафииты говорят, что макрух опираясь на хадис, в котором есть разговор, некоторые считали его слабым такие как имам Ахмад, ибн Маъин, Абдур-Рахман ибн Махди, Абу Зураъ и др., а некоторые достоверным как шейх Алляма аль-Альбани.

 

И нет проблем постится после половины месяца по достоверному хадису от Абу Хурайры, то что посланник Аллаха (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сказал:

"Не преступайте к посту до Рамадана за один или два дня, кроме человека, который постится своим постом (т.е. постоянно постится, не выделяя день или два до Рамадана), то такой пусть постится". Бухари №1914.

 

И здесь указания на то, что можно постится, и после половины месяца шаъабана.

 

Запрещено постится в середине месяца шаъабан 15 числа как делают некоторые, считая это узаконенным, так как исключить специально день, а это 15 шаъбана будет бидаътом. Кроме того, кто постится постоянно, и он попадает и в этот день тоже. И нет ни одного достоверного хадиса от посланника Аллаха в выделении 15 дня шаъбана для поста". «Сахих Фикх Сунна» 135-136.

 

 

Из шарха к книге Булуг Аль Марам шейха Мухаммада ибн Хизама:

Хадис 674. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если наступила середина месяца ша‘бан, то не поститесь». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, однако Ахмад назвал его "мункар" отвергаемым.

 

Говорит шейх Мухаммад Хизам в сноске:

Этот хадис приводит имам Ахмад, а также абу Дауд, а также ан-Насаи в своей книге "аль Кубра", а также ат-Тирмизи, а также ибн Маджда. Все они по дороге, от Аля ибн абд ар-Рахмана, от его отца, от абу Хурейры, от Пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям. Этот хадис - хафизы общины отвергли в сторону Аля ибн абд ар-Рахмана.

 

Такие ученые, как имам Ахмад, Яхья ибн Маин, абд ар-Рахман ибн Махди, абу Зур`а, аль-Халили. Все эти мнения упомянул ибн Раджаб в своей книге “Лятаифуль-ма’ариф”. А Аз-Зайля’и упомянул отвержение этого хадиса от некоторых из этих имамов и хафизов, как об этом приходит в книге «Насбу-р-райя». (То есть, имамы и хафизы этой общины в большом количестве указали на то, что этот хадис является отвергаемым и является неправильным, неверным).

 

Ответ:

«Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.)

 

И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)

 

А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто — то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение — обратное этому: обязательно не поститься в этот день.

 

Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто.

 

И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, никого-либо другого.

 

Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: «Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7).

 

И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или, не постигли их мучительные страдания». (Сура «Свет», аят 63)».

Источник: «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. Фатауа нурун аля ддарб».

 

 

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

 

Ответ шейха Ибн База:

Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана.

Источник: https://youtu.be/E5zPyDUGF10

 

 

Вопрос: Жители одной из африканских стран разошлись во мнениях относительно начала поста в месяц Рамадан. Так, одни считают, что начинать и заканчивать поститься нужно после того, как будет замечен новый месяц, поступая в соответствии с хадисом пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» (Аль-Бухари, Муслим).

 

Другие постятся за день до наступления месяца Рамадан, т.е. в тот день, когда должен появиться новый полумесяц, противореча тем самым смыслу хадиса. Нам не ясен этот момент, дайте, пожалуйста, фетву.

 

Резюме

 

1. Все Хадисы о достоинстве этой ночи являются слабыми. Даже если допустить их достоверность, как полагали некоторые ученые, все равно они не указывают на поклонение ей с выполнением определенной молитвы. Ведь тот, кто сообщил о ее достоинстве, а им является Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) не обусловил для нее никакого определенного поклонения. И если бы это было законно, то Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) более всех стремился бы выполнить это и разъяснить людям.

 

2. Эти Хадисы всего лишь направляют на то, чтобы мусульманин стремился в эту ночь освободить свое сердце от злобы и ненависти и сторонился многобожия, для того чтобы получить прощение за свои грехи.

 

Что же касается обособления этой ночи исполнением определенной молитвы, будь то в группе или индивидуально, то на это нет ни одного доказательства. А всякое поклонение должно быть основано на (шариатских) доказательствах.

 

В достоверном изречении Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) сообщается: «Если кто-нибудь совершит поступок, на который нет указания в религии, он будет отвергнут». (Приводит Муслим № 1718).

 

И нет ни одного достоверного сообщения, подтверждающего достоинство средней ночи Ша`абана, а то, что приводится на эту тему, является выдумкой.

 

Ибн Раджаб сказал: «Сообщения о ночи середины Ша`абана не подтверждаются ни от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям), ни от его сподвижников».

 

А поэтому специально установленное поклонение для этой ночи является не чем иным, как новшеством в религии. Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: «Всякая ересь является заблуждением». (Приводит Муслим № 867).

 

Те ученые, которые утверждали, что совершение человеком молитвы в эту ночь индивидуально или в узком кругу не является порицаемым действием, не подкрепили своё мнение никакими шариатскими доводами, а если бы у них имелись такие доводы, то они непременно привели бы их.

 

Те же, кто порицает отмечание срединной ночи Ша`бана, руководствуются хадисами о запрете вводить в религию новшества.

 

Например, об этом говорят следующие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует ей (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто». [Хадис привёл Муслим, в своём сборнике «ас-Сахих» (3/1343,1344), глава «О судействе» (Акдыя), хадис № 1718].

 

Множество достоверных хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха) и преданий сподвижников говорят о запретности нововведений в религии и остерегают от этого.

 

Шейх ибн Баз сказал: «Что касается мнения аль-Ауза`и (да одарит его Аллах своей милостью) о желательности индивидуального выстаивания этой ночи в молитвах (т.е. не в мечети) и мнения, на котором остановил свой выбор ибн Раджаб, то у них странное и слабое обоснование.

 

Ведь известно, что если какое-либо дело не утверждено как элемент Шариата посредством шариатских доводов, то мусульманам недозволенно совершать его, вводя тем самым новшества в религию Аллаха. Не имеет значения, делают ли они это по отдельности или массово, скрытно или публично, потому что следующий хадис охватывает собой всё: «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует ей (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто». Об этом говорят и другие доводы, указывающие на запретность и опасность нововведений». Источник: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 13.

 

После того, как шейх привёл аяты, хадисы и высказывания больших учёных относительно преданий, дошедших до нас на тему срединной ночи Ша`бана, он сказал: «Из аятов, хадисов и высказываний учёных, приведённых выше, становится ясно для тех, кто ищет Истину, что проведение ночи, приходящейся на середину Ша`бана, в молитвах и других делах поклонения, соблюдение поста в следующий за этой ночью день является скверным нововведением по мнению подавляющего большинства учёных. У этого дела нет никакой основы в пречистом Шариате. Это новшество стало практиковаться только после сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Для того, кто ищет Истину, будет достаточно слов Аллаха (Велик Он и Славен): «Сегодня Я сделал совершенной для вас вашу Религию» (Коран 5: 3), а также других аятов с подобным смыслом.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то оно (новшество) будет отвергнуто» [Хадис привёл Муслим в своём сборнике «ас-Сахих» (3/1343,1344), глава «О судействе» (Акдыя), хадис № 1718].

 

Также есть много других хадисов с подобным смыслом.

 

В достоверном хадисе, который передаётся в сборнике хадисов «ас-Сахих» имама Муслима со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не выделяйте ночь на пятницу среди других ночей для выстаивания [дополнительных ночных молитв], и не выделяйте этот день среди других дней для соблюдения в нём поста, кроме того поста, который кто-либо из вас соблюдает [регулярно*]». [Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/444), и Муслим в сборнике «ас-Сахих» (2/801), хадис №1141 и № 1148].

 

*[Регулярно, например, если человек соблюдает пост Дауда (день постится, день не постится), то тогда каждую вторую неделю его пост будет приходиться на пятницу, а четверг и суббота в эту неделю будет без поста, в таком случае держать пост в пятницу разрешается, именно о такого рода исключении и говорится в хадисе].

 

И если бы выделение какой-либо определённой ночи среди других ночей с целью поклонения было дозволено, то ночь на пятницу была бы достойнее, чем другие ночи, потому что, как известно из достоверного пророческого хадиса, пятница – это лучший из дней, над которыми восходило солнце [Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Лучший день, над которым восходило солнце, – день пятницы (джума)…».

[Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» 2/512; Муслим в сборнике «ас-Сахих» 2/585, хадис № 584; Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» 1/ 634, хадис № 1046; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» 1/305, ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» 3/ 89, 90, хадис № 4].

 

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выделять пятничную ночь для дел поклонения, то тем самым он указал, что другие ночи тем более нельзя каким-то образом выделять и особо отмечать их какими-либо видами поклонения.

 

Исключение может быть только в том случае, если есть достоверный довод, указывающий на допустимость таких действий. Например, все ночи месяца Рамадан и в особенности Ночь Предопределения разрешается и даже поощряется отмечать особым усердием и старанием в делах поклонения и молитвах, потому что это веление исходит непосредственно от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он побудил мусульман прилагать больше усилий в этот месяц и как можно больше поклоняться Аллаху, так поступал и сам пророк (мир ему и благословение Аллаха).

 

В достоверном хадисе говорится: «Кто соблюдал Рамадан с Верой и надеждой, тому будут прощены его прежние грехи, кто выстаивал [в молитвах] Ночь Предопределения с Верой и надеждой, тому будут прощены его прежние грехи».

[Хадис привели: аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание, сопровождённое комментариями «Фатх аль-Бари» (1/ 91, 92) хадис № 35 и № 37, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (1/523, 524), хадис № 759 и № 760].

 

Если бы «Ночь середины Ша`бана» или «Ночь на первую пятницу месяца Раджаб» [«Ночь на первую пятницу месяца Раджаб» – также одно из нововведений, известное как «Ночь рагаиб»] или «Ночь перенесения и вознесения» [(аль-Исра ва аль-Ми`радж) – празднование в честь ночи перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Кудс (Иерусалим) и вознесения из Кудса на небо] было бы дозволено отмечать совершением поклонения, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы нам на это, разъяснил бы это своей общине и сам бы поступал так.

 

Если бы что-либо подобное имело место в действительности, то сподвижники (да будет доволен ими Аллах) донесли бы это до нас и не стали ничего скрывать. Сподвижники были самыми лучшими и самыми чистосердечными из людей после пророков (мир им).

 

Однако, как мы уже узнали из вышеприведённых высказываний учёных, ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников нет никаких достоверных хадисов, указывающих на достоинство «Ночи первой пятницы Раджаба» или «Срединной ночи месяца Ша`бан». Становится ясным, что проведение этих двух ночей является нововведением в Исламе, и, соответственно, отмечание их какими-либо видами поклонения также является порочным нововведением».

Источник: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 15-16.

 

Вопрос: Разрешается ли отмечать и оживлять ночь 15 шаабана (так называемую «ночь бараат»)?

 

Ответ Шейха ибн База:

«Не разрешается отмечать 15 ночь шаабана, и нет основы у этого дела. И не разрешается отмечать 27 ночь месяца раджаб, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это — нововведение.

 

Не положено отмечать ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, все это из числа нововведений, которые придумали люди.

 

Так же к нововведениям относится и празднование дня рождения пророка (мавлид), мир ему и благословение Аллаха. Не разрешается отмечать ни пророческий день рождения, ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, которую они называют «ночь исра и мирадж».

 

Все это — нововведения. Не делали этого, ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни его праведные халифы, ни другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни праведные ученые из первых трех лучших поколений. Это все придумали люди. Мы просим Аллаха о благополучии».

Источник: https://youtu.be/7WP8JE__pbU

 

И так же другой ответ шейха прослушаете здесь: https://youtu.be/gRy_h7GDAi4

 

Ан-Навави писал: «Молитва, известная под названием «Салят аль-Рагаиб» и состоящая из 12 ракатов, совершаемая между вечерней и ночной молитвами в ночь на первую пятницу месяца Раджаб, также как и молитва в 100 ракатов, совершаемая в середине месяца Ша’абан, являются отвратительными, достойными порицания новшествами. Никто не должен быть обманут фактом упоминания их в книгах «Кут аль-Калюб» и «Ихъя улюм ад-Дин» или же хадисами, приводимыми в этих книгах, ибо все они являются ложными. Также никто не должен быть обманут некоторыми учеными, введенными в заблуждение по поводу этих молитв и написавшими очерки, в которых одобряется совершение их, что, однако, является ошибочным». Источник: «Аль-Маджмуа», 3/548.

 

Ибн Хаджара аль-Хайтами спросили: «Разрешается ли групповое совершение салят аль-Рагаиб?». Ибн Хаджар ответил: «Что касается молитвы аль-Рагаиб, то она, как и молитва, известная под названием «Лейлет ан-нусфи мин Ша’абан» (ночь середины месяца Шаабан), является отвратительным новшеством. Хадисы о них являются вымышленными. Поэтому запрещается совершение этих молитв как в одиночку, так и группой».

 

Шейхуль-Ислам Ибн Теймия писал: «Что же касается новшества относительно молитв, совершаемых регулярно в определенное время, в группе, с определенным количеством ракатов и чтением определенных сур, подобно молитве аль-Рагаиб, совершаемую в первую пятницу месяца Раджаб, и молитве середины месяца Ша’абан, и молитве в ночь на 27 число Раджаба, и т. д., то согласно имамам они не являются предписанными в Исламе как об этом было сообщено заслуживающими доверия учеными, ибо это приоткрывает дверь для внесения изменений в постановления Шариата. Люди же совершающие их подобны тем, кто вносит в религию Аллаха то, чего не было предписано Им». (2/239)

 

В «Мавсуа аль-Фикхиййа» (22/262) говорится: «Имам Ханафи и аш-Шафи’и утверждают, что молитва аль-Рагаиб в первую пятницу месяца Раджаб или же молитва в середине месяца Ша’абан, совершаемая определенным образом и состоящая из определенного количества ракаатов, является порицаемым новшеством…».

 

Учёный Ат-Тартуший, разъяснил начало данному нововведению, сказав: «Сообщил мне Абу Мухаммад аль-Макдиси: «Молитва рагайиб, которая совершается в месяц Раджаб и Шаабан, совершено не существовала в Бейт аль-Макдис (мечеть аль-Акса в Йерусалиме). Впервые её придумали у нас в 448 году (по хиджре, лунному мусульманскому календарю), когда к нам в Бейт аль-Макдис прибыл человек из Набилиса, известный под именем Ибн Абу Хамра, который отличался прекрасным чтением Корана. Именно он впервые совершил в мечети аль-Акса ночной намаз в середине Шагбана…Что касается намаза, совершаемого в месяц Раджаб, то впервые стали совершать её у нас в Бейт аль-Макдис после 480 года (по хиджре, лунному мусульманскому календарю)». Источник: «Аль-хауадис уа аль-бида’», 103.

 

 

✔ ️ 10 Об обособленном соблюдении поста в день середины Ша`абана.

 

Мнения ученых по поводу обособленного соблюдения поста в день середины Ша`абана разделились.

 

Первое мнение:

Выделение этого дня постом является желательным. Об этом говорили некоторые ученые. (См. “Мавахиб аль-Джалиль“, 2/406).

 

Ибн Раджаб сказал: «Что касается поста в день середины Ша`абана, то он не запрещается, так как входит в число трех дней середины месяца (айям аль-бид), пост в которых является предпочтительным в каждом месяце. И есть отдельное указание на соблюдение поста в день середины Ша`абана». (См. “Латаиф аль-Ма`ариф“, № 261).

Второе мнение:

Обособление дня середины Ша`абана постом является незаконным. Об этом говорили в кругах ученых. Шейх Ислама ибн Таймийя сказал: «Что касается отдельного поста в день середины Ша`абана, то этому нет основы (в шариате) и поэтому является нежелательным». (См. “Иктидау ас-сират аль-Мустаким“, 1/302).

 

Сказал аш-Шатиби (да смилуется над ним Аллах): «Таким образом, бида’а — это способ (поклонения), привнесенный в религию и он может быть похож на способ, узаконенный Шариатом. Это способ поклонения Аллаху, Свят Он и Велик, при котором люди впадают в крайности… Он включает в себя соблюдение особых ритуалов, например, коллективный зикр хором, празднование дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и т.п. К нововведениям также относятся постоянные виды поклонения в определенное время, которым нет основы в Шариате, например, пост и выстаивание ночной молитвы 15 числа месяца Шаабан». «Игтисам», 1/37-39.

 

Что же касается доводов тех, кто считает все это законным, то на них есть два ответа:

 

Во-первых, все Хадисы, приводимые на тему поста в день середины Ша`абана, являются недостоверными.

 

Во-вторых, предпочтительным постом в этот день может быть пост лишь того, кто постится три дня (айям аль-бид) в середине каждого месяца постоянно. Тот же, кто поститься только в этот день, тот совершает это из-за своего предпочтения середины Ша`абана над прочими днями, и поэтому не считается практикующим пост Аль- Айям Аль-Бид (соблюдение поста в 13-й, 14-й и 15-й день каждого лунного месяца). А Всевышний Аллах знает лучше.

Из хутбы Шейха Усеймина:

«Некоторые из людей возвеличивают ночь из середины месяца Ша'бан, и выделяют её (их) для поклонения, для выстаивания молитв… И так же выделяют эти дни для поста. Однако этому нет никакой достоверной основы в Сунне пророка, (салля Ллаху алейхи ва саллам). И не пришло от пророка (салля Ллаху алейхи ва саллам) что он выделял эти дни для выстаивания молитв ночью.

 

Однако все эти хадисы выдуманные (мауду'), ложь на пророка (салля Ллаху алейхи ва саллам) как об этом передали многие мухаддисы. И так же дни в середину этого месяца, не выделял их пророк (салля Ллаху алейхи ва саллам) для поста.

Да пророк (салля Ллаху алейхи ва саллам) много постился в этот месяц. Но не выделял конкретные дни для этого. И нужен довод из Корана или из Сунны для того, чтобы ограничивать или выделять для поклонения место или определенный день. А на это нет далиля (доказательства) не из Корана не из Сунны».

Источник: «Сильсиля альбабу альмуфтух», запись 222 (б), 23:20.

 

Сказал шейх Ибн Бааз (да смилостивится над ним Аллах) в «Хукм аль-Ихтифаль би Лейлят ан-Нусф мин Шаабан» (Хукм празднования 15 Шаабана): «По мнению большинства ученых, празднование ночи 15 Шаабана посредством молитвы или выделения этого дня для поста является порицаемым нововведением и нет этому основы в Шариате».

 

 

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

 

Ответ шейха Ибн База:

«Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом. И мы уже выпустили несколько статей об этом».

Слушать запись: https://youtu.be/gRy_h7GDAi4

 

Если кто-то скажет, что можно работать по слабым хадисам то сказал великий ученый Ахмад Шакир («аль-Ба’ис аль-Хадис», 1/278): «Нет разницы между постановлениями (хукмами) и праведными делами. Мы не принимаем их из слабых хадисов и ни у кого нет права использовать хадис как доказательство, пока достоверно не известно, что эти слова переданы от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и хадис является достоверным или хорошим».

См. также «Аль-Кауль аль-Муниф фи Хукм аль-Амль биль-Хадис ад-Даиф».

 

✔ ️ 11 Что означают слова Всевышнего: «В ней решаются все мудрые дела»? Ночь Предопределения или ночь середины Ша`абана?

 

Комментаторы Корана разошлись во мнениях относительно этого аята.

 

Первое мнение.

В этом аяте имеется в виду ночь Предопределения, которая бывает в Рамадане. Это мнение ибн `Аббаса, аль-Хасана аль-Басри, Муджахида, Абу АбдуРрахмана ас-Сулями, Икримы, Абу аль-Джауза, Абу Надра, Катады и `Умара мауля Гуфра.

 

Сообщается, что АбдуЛлах ибн `Аббас сказал в комментариях к словам Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела» следующее: «В ночь предопределения из Скрижалей хранимых списывается то, чему суждено произойти в (грядущем) году из ниспослания удела, смерти, рождения или дождей, списываются даже имена тех, кто совершит паломничество».

(Приводят Мухаммад ибн Наср, ибн аль-Мунзир и ибн Абу Хатим, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, 7/399).

 

Сообщается, что Муджахид в пояснении слов Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела» сказал: «В ночь Предопределения решаются все дела, которые происходят в течение года, как жизнь и смерть, предопределяется все, что касается жизни и бедствий».

(Приводит ибн Джарир в своем тафсире 9/22, Саид, Абд ибн Хамид и ибн аль-Мунзир, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, 7/399).

 

Сообщается, что Абу `АбдуРрахман ас-Сулями сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «Он устраивает дела года в ночь Предопределения».

(Приводят ибн Джарир в своем тафсире (9/22), аль-Байхаки в книге “Шу`аб аль-иман“ (3/321), Абд ибн Хамид и Мухаммад ибн Наср, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, 7/400)

 

Сообщается, что Абу аль-Джауза сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «Это ночь предопределения». (Приводит аль-Байхаки в книге “Шу`аб аль-Иман“, 3/322).

 

Сообщается, что Абу Надра сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «В каждую ночь Предопределения, решаются такие дела года, как благо, несчастье, удел, кончина, испытание, благоденствие, средства к существованию и т.п, из того, что происходит в году». (Приводят аль-Байхаки в книге “Шу`аб аль-иман“ (3/322), Абд ибн Хамид и Мухаммад ибн Наср, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, 7/401).

 

Сообщается, что Катада сказал о словах Всевышнего «Мы ниспослали его в благословенную ночь»: «Ночь Предопределения, «В ней решаются все мудрые дела», мы говорили, что в ней решаются дела в течение года». (Приводят ибн Джарир в своем тафсире (9/22), аль-Байхаки в книге “Шуаб аль-Иман“ (3/322), Абдурразак, Абд ибн Хамид и Мухаммад ибн Наср, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, 7/400).

 

Второе мнение.

В этом аяте имеется в виду ночь середины Ша`абана. Это мнение `Ата и `Икримы.

 

Сообщается от Мухаммада ибн Суко, что `Икрима сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «В ночь середины Ша`абана решаются дела года. Решается жизнь и смерть. Записываются имена тех, кто совершит паломничество, без последующих изменений». (Приводят ибн Джарир в своем тафсире (10/22), ибн аль-Мунзир, ибн Абу Хатим, о чем сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“ (7/401), и ибн ад-Дубейси в разделе “Достоинство ночи середины Шаабана“ (стр.128-129), со слабым иснадом, как пояснил корректор книги Амр ибн Абдульмун`им ибн Сулейм).

 

Сообщается, что `Ата ибн Ясар сказал: «Когда наступает ночь середины Шабана, ангелу смерти вручают свиток и говорят: “Забери души тех имена, которых записаны в этом свитке“. Поистине, человек стелет постель, заключает супружеский брак и возводит строение, тогда как имя его внесено в список мертвых». (Приводит ибн Абу ад-Дунйа, о чем сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, 7/402).

 

 

Мнение о том, что ночь, в которую решаются все мудрые дела - это ночь Предопределения имеет явное преимущество над вторым мнением. Этому свидетельствуют следующие доказательства:

 

1. Местоимение в словах Всевышнего “в ней“ связано с Благословенной ночью, в которую был ниспослан Коран.

 

Ибн Джарир сказал: «Комментаторы Корана разошлись во мнениях относительно ночи, в которую решаются все мудрые дела, также, как и о ночи Благословенной. И это потому, что местоимение “в ней“ связанно с Благословенной ночью». (См. “Джами` аль-Байан“, 8/22).

 

И правильным является мнением того, кто сказал, что Благословенной ночью, в которую был ниспослан Коран, является ночь Предопределения.

 

Катада сказал о словах Всевышнего «Мы ниспослали его в благословенную ночь»: “В ночь Предопределения». (См. Джами` аль-байан (7/22)).

 

Ибн Зейд сказал: «Та ночь - это ночь Предопределения. Аллах ниспослал Коран из Скрижалей хранимых в ночь Предопределения». (См. Джами` аль-байан (7/22)).

 

Ибн Джарир сказал: «Правильным мнением является мнение того, кто сказал: «Имеется в виду ночь предопределения». (См. Джами`аль-байан, 7/22).

 

2. Слова Всевышнего «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения» во избежание противоречия должны толковаться аятом «Мы ниспослали его в благословенную ночь», указывая на то, что Благословенная ночь - это и есть ночь Предопределения.

(См. Джами аль-байан, 7/22).

 

Ранее было упомянуто о том, что местоимение в словах Всевышнего “в ней“ связано с Благословенной ночью, потому она и является ночью Предопределения.

 

3. Всевышний Аллах, характеризуя ночь Предопределения, сказал: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям». Здесь же сказал: «В ней решаются все мудрые дела», что отвечает описанию в Его словах: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят». Таким же образом слова: «по повелению от Нас» соответствуют словам: «с дозволения их Господа по всем Его повелениям». И если описания сходны, следовательно, обе ночи являются одной и той же». (См. “Ат-тафсир аль-Кабир“, 27/238).

 

4. Опираясь на правильное толкование слов Всевышнего: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения», то есть, в ночь соразмерения всех дел года, таких как удел, смерть, жизнь, рождение, болезнь, здоровье, плодородье, засуха и т.п., получается, что именно упомянутое соразмерение заключается в аяте: «В ней решаются все мудрые дела». (См. “ Адвау аль-Байан“, 7/321, и “аль-Хавадис ва аль-Бида`“, стр. 265).

 

5. Ибн аль-Джаузи сказал: «Что касается слов `Икримы о том, что это ночь середины Ша`абана, то эта версия недостоверна, так как противоречит другой версии от `Икримы, в которой он сказал: “Это ночь Предопределения, по мнению комментаторов Корана». (См. “Зад аль-Масир“, 7/112).

 

 

Положения, касающиеся месяца Ша'абан.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.