Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в спорте — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в спорте

2020-05-07 773
Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в спорте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность исследования.

Проблемы со здоровьем, возникающие на фоне профессионального стресса у лиц, чья работа связана с интенсивными физическими и психологическими нагрузками, привлекают к себе внимание как врачей, так и психологов. Для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в эмоционально перенасыщенной атмосфере при реализации их профессиональной деятельности, используется термин «эмоциональное выгорание» (burnout).

Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. Несмотря на это, изучение особенностей эмоционального выгорания для спортсменов высокой квалификации, является актуальной, так как ведущие направления деятельности спортсменов (тренировки, подготовка и участие к соревнованиям, реабилитации после травм и т.д.), связаны с высокими психологическими и физическими нагрузками, порождающими данное состояние. В связи с этим, поиск путей, методов диагностики, а также способов защиты от эмоционального стресса и синдрома эмоционального выгорания в спорте, на современном этапе приобрел огромную практическую значимость.

Проблема исследования определена тем, что несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований, не существует единого подхода к пониманию сущности эмоционального выгорания, механизмов его развития у спортсменов высокой квалификации. Сложность структуры синдрома эмоционального выгорания определяет необходимость комплексного подхода к его диагностике и лечению.

В основу исследования положена гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания может проявляться по-разному у спортсменов в силу их спортивных достижений (квалификации или званий), предполагающая, что чем выше уровень квалификации спортсмена (чем дольше факторы эмоционального выгорания действуют на личность спортсмена), тем выше вероятность проявления эмоционального выгорания.

Объект исследования – синдром эмоционального выгорания в спорте.

Предмет исследования – особенности проявления синдром эмоционального выгорания у гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации.

Цель исследования – изучить особенности синдрома эмоционального выгорания у гребцов-академистов высокой квалификации. 

Задачи исследования:

1. Изучить синдром эмоционального выгорания как предмет изучения спортивной психологии; 

2. Определить специфические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания спортсменов гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации;

3. Проанализировать результаты исследования особенностей эмоционального выгорания гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации;

4. Разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания спортсменов высокой квалификации.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования выступают:

1) Исследования по проблеме формирования синдрома эмоционального выгорания (С.А. Подсадный, Д.Н. Орлов, М.В. Борисова, А.А. Качина и др.);

2) Методические рекомендации по выявлению и предотвращению эмоционального выгорания у спортсменов (Г.Б. Горская, Т.П. Авдулова и др.).

В рамках исследования использовался комплекс теоретических и практических методов исследования:

- теоретические (анализ и синтез учебно-методической, психологической литературы, сравнение концепций и теорий и др.);

- эмпирические (опрос, тестирование, обобщение, сравнение, систематизация, проектирование);

- статистическая обработка данных (посредством использования пакета Excel «XP Windows Professional 2010» с применением непараметрического метода – коэффициент ранговой корреляции Пирсона).

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СПОРТЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ 18-22 ЛЕТ, ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

3.1. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации

Анализ результатов по методике К. Маслач и С. Джексона (ABQ) был направлен на выявления личностных особенностей эмоционального выгорания и рассматривался с позиции ведущего показателя эмоционального выгорания, и уровня выраженности эмоционального выгорания. При сравнении полученных результатов рассматривались разница по полу и квалификации.

Результаты исследования представлены в табл. 1 и табл. 2.

Таблица 1 – Уровень выраженности эмоционального выгорания

Классификация

КМС

МС

Всего

Пол девушки юноши девушки юноши
Уровень выраженности 8 чел. 4 чел. 8 чел. 10 чел. 30 чел.
Высокий 4 1 5 2 12 (40%)
Средний 2 2 3 4 11 (36%)
Низкий 2 1 0 4 7 (24%)

 

Итак, анализ уровней выраженности эмоционального выгорания, позволяет сделать вывод, что у большинства респондентов (40%) отмечается высокий уровень выраженности. У 36% респондентов отмечен средний уровень выраженности эмоционального выгорания. Низкий уровень выраженности эмоционального выгорания установлен лишь у 24% исследуемых спортсменов.

Рассмотрим подробнее распределение по уровням выраженности эмоционального выгорания девушек и юношей в зависимости от их классификации (рис. 2).

Рисунок 2 – Распределение выборки по уровням выраженности эмоционального выгорания в соответствии с полом и классификацией

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что как в группе КМС, так и МС высокий уровень выраженности эмоционального выгорания определяется в большей мере у девушек. Так в группе КМС, количество девушек с высоким уровнем составляет 50%, а в группе МС – 62%. Среди юношей у большинства респондентов отмечается средний уровень выраженности эмоционального выгорания. В группе КМС данный показатель зафиксирован у 50% юношей, в группе МС у 40%.

Таким образом можно установить, что наибольшая разница в распределение выборки по уровням эмоционального выгорания отмечается по полу, когда в структуре классификации данные относительно схожи. Рассмотрим подробнее ведущие средние показатели эмоционального выгорания спортсменов в тех же группах.

Итак, таблица 2 позволят сделать вывод, что у большинства респондентов (43%) показателем эмоционального выгорания является эмоциональное/физическое истощение. У 33% спортсменов ведущим показателем является уменьшение чувства достижения. У наименьшего количества респондентов (24%) установлен такой показатель как обесценивание достижений.

Таблица 2 – Средние показатели эмоционального выгорания  

Классификация

КМС

МС

Всего

Пол девушки юноши девушки юноши
Показатели эмоционального выгорания 8 чел. 4 чел. 8 чел. 10 чел. 30 чел.
Уменьшение чувства достижения 2 1 3 4 10 (33%)
Эмоциональное/физическое истощение 4 2 3 4 13 (43%)
Обесценивание достижений 2 1 2 2 7 (24%)

Рассмотрим подробнее распределение по средним показателям эмоционального выгорания девушек и юношей в зависимости от их классификации (рис. 3).

Итак, распределение респондентов по всем исследуемым показателям эмоционального выгорания является относительно равномерным в исследуемых группах КМС и МС. Во всех квалификациях, как у юношей, так и у девушек отмечается преобладание эмоционального/физического истощения.

Таким образом, можно констатировать, что для спортсменов высокой квалификации характерен высокий уровень эмоционального выгорания (с преобладанием эмоционального/физического истощения), не зависящий от их квалификации, однако наиболее выраженный у девушек.

 

Рисунок 3 – Распределение выборки по средним показателям эмоционального выгорания в соответствии с полом и классификацией

Рассмотрим подробнее личностные характеристики спортсменов установленные в ходе исследования, и анализируемые в соответствии с полом и классификацией.

Результаты исследования по методике мотивации избегания неудач Т. Элерса представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Уровень мотивации избегания неудач

Классификация

КМС

МС

Всего

Пол девушки юноши девушки юноши
Уровень мотивации 8 чел. 4 чел. 8 чел. 10 чел. 30 чел.
Низкая мотивация 0 0 0 1 1 (3%)
Средняя мотивация 4 1 3 3 11 (36%)
Высокая мотивация 3 1 5 3 12 (40%)
Слишком высокая мотивация 1 2 0 3 6 (21%)

 

Важно отметить, что оптимальным в спорте является средний уровень избегания неудач, так как для спортсменов со слишком высоким уровнем отмечается страх перед возможными поражениями, что в виду высокой мотивацию на успех приводит неоправданным ожиданиям и снижению самооценки.

Структура распределение всей выборки по уровням мотивации избегания неудач показывает, что у наибольшего количества спортсменов отмечено наличие оптимальной высокой (40% респондентов) и средний мотивации (36%). Неблагоприятные уровни – слишком высокая и низкая мотивация отмечены у 21% и 3% респондентов соответственно.

На рис. 4 представлено распределение выборки по уровням избегания неудач в соответствии с полом и классификацией.

Рисунок 4 – Распределение выборки по уровням мотивации избегания неудач в соответствии с полом и классификацией

Анализ представленной диаграммы показывает, что наиболее отчетливы различия показателей по полу. Так, среди девушек в наибольшей мере определяется доминирование средней мотивации (50% в группе КМС и 38% в группе МС).

Важно отметить, что в группе юношей как среди КМС (50%), так и МС (30%), отмечается доминирование слишком высокой мотивации.

Таким образом, можно сделать вывод, что для спортсменов высокой квалификации, в независимости от их спортивных достижений в большинстве своем отмечается оптимальный средний и высокий уровень мотивации избегания неудач. Однако, для юношей как группы КМС, так и группы МС отмечается преобладание слишком высокой мотивации, приводящей к возможным негативным последствиям.

Результаты исследования по последней методике – тест-опросник уровня субъективного контроля, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан представлены в табл. 4 и табл. 5.

Таблица 4 – Уровень притязаний

Классификация

КМС

МС

Всего

Пол девушки юноши девушки юноши
Уровень притязаний 8 чел. 4 чел. 8 чел. 10 чел. 30 чел.
Заниженный 1 0 1 0 2 (6%)
Реалистический 2 1 2 3 8 (26%)
Сравнительно высокий 3 1 3 4 11 (36%)
Нереалистический 2 2 2 3 9 (32%)

 

Итак, среди всей выборки, наибольшее количество спортсменов определено с оптимальным сравнительно высоким уровнем притязаний (36%). Спортсмены данной группы имеют оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Достаточно высокий процент (32%) спортсменов определен в группе «нереалистическое, некритическое отношение». Немногим меньше респондентов было выявлено в группе с нормальным реалистическим уровнем притязаний (26%). 6% спортсменов имеют заниженный уровень притязаний, неблагоприятный для развития личности.

Анализ распределения выборки по уровням притязаний в соответствии с полом и классификацией (рис. 5) показывает, что наибольшее количество спортсменов в группе юношей имеют нереалистическое, некритическое отношение к себе (50% в группе КМС, 30% в группе МС). В группе девушек, как среди КМС, так и среди МС отмечено заниженное отношение к себе (по 12%).

Рисунок 5 – Распределение выборки по уровням притязаний в соответствии с полом и классификацией

Важно отметить, что как в группе КМС, так и МС, у наибольшего количества спортсменов, в независимости от пола отмечаются высокие показателя по оптимальным шкалам реалистический и сравнительно высокий уровень притязаний.

Показатели, установленные по следующей характеристике – высота самооценки, занесены в табл. 5.

Таблица 5 – Уровни самооценки

Классификация

КМС

МС

Всего

Пол девушки юноши девушки юноши
Уровень самооценки 8 чел. 4 чел. 8 чел. 10 чел. 30 чел.
Заниженная 0 0 0 0 0 (0%)
Низкая 1 0 0 0 1 (3%)
Средняя 1 1 1 1 4 (13%)
Высокая 2 1 3 3 9 (30%)
Завышенная самооценка 4 2 4 6 16 (54%)

 

Итак, у наибольшего количество спортсменов, участвующих в исследование (54%) отмечается завышенная самооценка. Для спортсменов данной группы характерно проявление неумения правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Достаточно высокий показатель определен в группе с оптимальной высокой самооценкой (30%). Важно отметить, что в группе спортсменов не установлено заниженной самооценки.  

Детально изучение выборки по уровню самооценки в соответствии с полом и классификацией представлено на рис. 6.

Рисунок 6 – Распределение выборки по высоте самооценки в соответствии с полом и классификацией

 

Таким образом, в независимости от спортивного звания, для большинства спортсменов высокой квалификации отмечается завышенная самооценка.  

Итак, в ходе количественно-качественного анализа результатов исследования, в проявлении эмоционального выгорания между группами КМС и МС различий выявлено не было, что позволяет сделать вывод, о том, что на разных уровнях становления спортивного мастерства существуют возможность возникновения эмоционального выгорания.

Анализ взаимосвязи индивидуальных личностных особенностей и показателей эмоционального выгорания проводился с помощью вычисления коэффициента Пирсона (табл. 6).  

Таблица 6 – Коэффициенты корреляции между показателями эмоционального выгорания и личностными свойствами спортсменов высокой квалификации (р<0,01)

Хар-ка

Личностные свойства

Показатели эмоционального выгорания

ЭВ Уменьшение чувства достижения Эмоциональное/ физическое истощение Обесценивание достижений

Уровень мотивации

Низкая мотивация -0.27 -0.17 -0.27 -0.12
Средняя мотивация -0.17 -0.27 -0.11 -0.11
Высокая мотивация 0.11 0.05 0.20 0.11
Слишком высокая мотивация 0.22 -0.22 0.18 -0.25

Уровень притязаний

 

Заниженный -0.17

 

Реалистический -0.17 -0.27 -0.11 -0.11
Сравнительно высокий -0.17 -0.27 -0.11 -0.11
Нереалистический 0.32 0.16 0.21 -0.12

Уровень самооценки

Заниженная

 

Низкая -0.17

 

Средняя -0.17 -0.27 -0.11 -0.11
Высокая 0.29 0.16 0.30 0.12
Завышенная самооценка 0.31 0.12 0.22 0.17

 

Анализ представленной таблицы позволят отметь установленные прямые корреляционные взаимосвязи, обнаруженные между общим показателем выгорания и слишком высокой мотивацией (г=0.22), нереалистическими представлениями о себе (г=0.32), а также высокой (г=0.29) и завышенной самооценкой (г=0.31). Изучение связи ведущего показателя эмоционального выгорания – эмоциональное/физическое истощение, также показывает высокие значения корреляции с данными личностными характеристиками.

Таким образом, определена взаимосвязь между личностными качествами спортсменов и степенью проявления эмоционального выгорания, не зависящие от уровня спортивного мастерства. Другими словами, для спортсменов высокой квалификации в возрасте 18-22 лет, с завышенными показателями самооценки, нереалистическим уровнем притязаний и слишком высокой мотивацией определяется высокая склонность к проявлениям эмоционального или физического истощения, которое приводит к эмоциональному выгоранию.  

 

 

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания спортсменов высокой квалификации

Для эффективной профилактики эмоционального выгорания, необходимо понимать признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

К числу таких признаков для спортсменов относятся:

- осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы, как следствие переживание беспомощности, ощущение нахождения в тупике;

- недовольство собой, своими достижениями, избранным видом спорта, местом в команде, неудовлетворение от результатов своего труда и чувство не выполненного долга;

- возникновение чувства безвыходности, состояние эмоционально-интеллектуального затора, тупика, «загнанности в клетку»;

- переживание ситуативной или личностной тревоги, разочарование в себе, в избранном виде спорта.

Обратите особое внимание если Вы замечаете у себя:

- снижение своей самооценки в спортивных результатах, потеря желания тренироваться, участвовать в соревнованиях;

- ограничение эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе тренировок, общение по принципу «хочу или не хочу»;

- потребность в самооправдании при избирательном эмоциональном реагировании («это не тот случай, чтобы переживать», 2такие люди не заслуживают доброго отношения», «почему я должен за всех волноваться»);

- пресыщение человеческими контактами и как следствие сокращение общения вне спортивной деятельности (с родными, приятелями и знакомыми);

- неполная отдача во время тренировок, пропуск тренировок, опоздания;

- эмоциональная отстраненность, почти полное исключение эмоций из сферы спортивной деятельности;

- личностная отстраненность, полное или частичное утрата интереса к человеку – субъекту деятельности (тренеру, участникам команды);

- «психосоматические и психовегетативные нарушения» – проявления на уровне психического и физического самочувствия: плохое настроение, физическое истощение, усталость, ухудшение внимания, памяти, «замедленность» мышления, бессонница, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Если Вы наблюдаете у себя подобные синдромы, используйте следующие рекомендации:

1. По возможности делайте перерывы во время сложной тренировке, они оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания.

2. Совместно с тренером рационально распределите дневное время, оптимизируйте режимы тренировки и отдыха, таким образом, чтобы не перенапрягаться и иметь после тренировки время отвлечься заняться другой деятельностью.

3. Найдите время для заботы о себе (послушайте музыку, посмотрите любимые передачи, фильмы, почитайте книги, отдохните с друзьями).

4. Используйте приемы релаксации и саморегуляции психического состояния.

5. Питайтесь правильно, что подразумевает: регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи; включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп; ограничение жирной пищи; очень много свежей чистой воды (не меньше 1-1.5 литра в день, с учетом рекомендаций врача).

6. Культивируйте хобби, развивайте разносторонние предпочтения, не замыкаться только на тренировках, находить различные интересы в жизни, новые впечатления.

7. Заботьтесь о положительном настрое на целый день. Развивайте привычки позитивного самовнушения и мышления, формирования позитивных установкой и пожеланий.

8. Определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели (это способствует не только эффективному распределению времени, но и укрепляет уверенность в себе, позволяет рационально распределить силы, получить удовлетворение от успешного достижения краткосрочных целей, что повысит вероятность успеха в достижении долгосрочных).

9. Уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению выгорания). 

10. Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими при помощи Я-сообщения, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).

11. Ищите социальную поддержку (обращение к окружающим за помощью и поддержкой, предполагает не только обмен мнениями и чувствами, но и намерение совместными усилиями разрешить проблемную ситуацию).

Представленные рекомендации по профилактике эмоционального выгорания спортсменов высокой квалификации составлены с учетом результатов исследования, раскрывающие связь особенностей проявления эмоционального выгорания спортсменов с индивидуальными личностными качествами. Разработанные рекомендации определяю возможности самодиагностики спортсменов на предмет выявления синдромов эмоционального выгорания, а также непосредственно практические рекомендации, позволяющие оптимизировать психическое состояние спортсмена, и как следствие скорректировать уровень эмоционального выгорания.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе исследования проблемы понимания сущности эмоционального выгорания, механизмов его развития у спортсменов высокой квалификации, были рассмотрен синдром эмоционального выгорания как предмет изучения спортивной психологии, а также установлены специфические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания спортсменов гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации.

Изучение синдром эмоционального выгорания как предмета изучения спортивной психологии и определение специфических особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания спортсменов гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации позволили определить его симптомами эмоционального выгорания проявляются в отсутствие интереса и желания выступать, нарушение сна, физическом и психическом изнеможение, снижении уровня самооценки, нарушении настроения и др. Кроме того было установлено, что на формирование синдрома эмоционального выгорания спортсменов гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации влияют внешние факторы (особенности вида спорта и деятельности спортсмена в нем).

Было предположено, что синдром эмоционального выгорания может проявляться по-разному у спортсменов в силу их спортивных достижений (квалификации или званий), предполагающая, что чем выше уровень квалификации спортсмена (чем дольше факторы эмоционального выгорания действуют на личность спортсмена), тем выше вероятность проявления эмоционального выгорания.

В рамках эмпирического исследования в котором приняло участие 30 спортсменов (12 кандидатов в мастера спорта, 18 мастеров спорта) гребцов-академистов были использованы методики адаптированный Е.И. Гринь тест-опросник, разработанный К. Маслач и С. Джексоном (ABQ), шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, методика мотивации достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса, тест-опросник уровня субъективного контроля, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан.

Результаты проведённых диагностик показали, что распределение респондентов по всем исследуемым показателям эмоционального выгорания является относительно равномерным в исследуемых группах КМС и МС. Во всех квалификациях, как у юношей, так и у девушек отмечается преобладание эмоционального/физического истощения. Что говорит о том, что для спортсменов высокой квалификации характерен высокий уровень эмоционального выгорания (с преобладанием эмоционального/физического истощения), не зависящий от их квалификации, однако наиболее выраженный у девушек.

Кроме того, было установлено, что для спортсменов с показателями веского выгорания отмечается слишком высокой мотивация, нереалистические представления о себе, а также высокая и завышенная самооценка. Для изучения связи ведущего показателя эмоционального выгорания – эмоциональное/физическое истощение, также показывает высокие значения корреляции с данными личностными характеристиками.

Таким образом в рамках достижения цели исследования – в ходе теоретического анализ определить особенности синдрома эмоционального выгорания у спортсменов, подтвердить выявленные особенности на примере гребцов-академистов высокой квалификации, была опровергнута гипотеза исследования.

Следовательно, проявление синдрома эмоционального выгорания не проявляться по-разному у спортсменов в силу их спортивных достижений. Как для кандидатов в мастера спорта, так и для спортсменов определена возможность проявления эмоционального выгорания, которая зависит от личностных характеристик спортсмена.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.

2. Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена (Текст) / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева // Научные труды СибГУФК. – Омск, 2006.

3. Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания (Текст) / М.В. Борисова, Н. П.Анисимова //Ярославский педагогический вестник – 2011. – № 2.

4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 736 с.

5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта (Текст): учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

6. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учеб. пособие/ под ред. А.Г. Барабанова. – Краснодар, 1995. – 178 с.

7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.

8. Ефременков К.Н. Олимпийское образование: теория и методика: монография / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. – Смоленск, 2011. – 131 с.

9. Игнатенко В.В. Математические методы психологии. – Новосибирск: НГУ, 2012. – 32 с.

10. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

11. Качина А.А., Дайняк В.Н. Специфика профессионального стресса в деятельности тренера по фигурному катанию // Психология психических состояний: теория и практика: материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. Казань: ЗАО «Новое знание», 2008.

12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

13. Кононкова А.А. Спортивный стресс и эмоциональное выгорание // Спортивный психолог. № 12. 2014.

14. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.

15. Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. «Эмоциональное выгорание» тренера // Материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта и физической культуры «Рудиковские чтения». – М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2004.

16. Лукьянова Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла (и др.); Курск. гос. ун-т. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008.

17. Михайлова Т.В. Гребной спорт: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Михайлова, А.Ф. Комаров, Е.В. Долгова, И.С. Епищев; под ред. Т.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.),

18. Огородова Т.В.. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – 120 с.

19. Орлов Д.Н. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «burnout» // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А.Подсадного; Курск, гос. ун-т; СПб гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. – Курск: Изд-во Куск. гос. ун-та, 2007. – С. 123125

20. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие. – М.: Сфера, 2010. – 510 с.

21. Подсадный С.А. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: (монография) / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла (и др.); Курск. гос. ун-т. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008.

22. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Флинта, 1998. – 152 с.

23. Смоленцов М.О. Методика организации психологических исследований в спорте. – Омск: СибГУФК, 2016. – 46 с.

24. Спиридонов Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье (Текст) / Н. И. Спиридонов. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. – 107 с.

25. Суховершин А.В., Мещерякова Э.И. Возможности психологической помощи в санаторно-курортных условиях при эмоциональном выгорании с экзистенциальными проблемами // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 353. – С. 182-189.

26. Турчина Н.И. Особенности субъективной оценки эффективности занятий физического воспитания студентов / Н.И.Турчина // Физическое воспитание студентов //Научный журнал. – 2011. – №2. – С. 103-106.

27. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя//Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67.

28. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов их диагностика и регуляция: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003.

29. Maslach Christina, "Burned-out," Human Behavior S (September 1976) 1622.

30. Maslach, C. (1998). A multidimensional theory of burnout. In C. L. Cooper (Ed.), Theories of organizational stress (pp. 68-85).

31. Perlman В., Hartman E. A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1982. V. 35 (4).

32. Feigely D. A. Psychological burnout in high-level athletes // The Physician and Sports medicine. 1984. № 12, Smith R.E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout // Journal of Sport Psychology. 1986. Vol. 8.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

  

 

 

 

 

Актуальность исследования.

Проблемы со здоровьем, возникающие на фоне профессионального стресса у лиц, чья работа связана с интенсивными физическими и психологическими нагрузками, привлекают к себе внимание как врачей, так и психологов. Для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в эмоционально перенасыщенной атмосфере при реализации их профессиональной деятельности, используется термин «эмоциональное выгорание» (burnout).

Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. Несмотря на это, изучение особенностей эмоционального выгорания для спортсменов высокой квалификации, является актуальной, так как ведущие направления деятельности спортсменов (тренировки, подготовка и участие к соревнованиям, реабилитации после травм и т.д.), связаны с высокими психологическими и физическими нагрузками, порождающими данное состояние. В связи с этим, поиск путей, методов диагностики, а также способов защиты от эмоционального стресса и синдрома эмоционального выгорания в спорте, на современном этапе приобрел огромную практическую значимость.

Проблема исследования определена тем, что несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований, не существует единого подхода к пониманию сущности эмоционального выгорания, механизмов его развития у спортсменов высокой квалификации. Сложность структуры синдрома эмоционального выгорания определяет необходимость комплексного подхода к его диагностике и лечению.

В основу исследования положена гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания может проявляться по-разному у спортсменов в силу их спортивных достижений (квалификации или званий), предполагающая, что чем выше уровень квалификации спортсмена (чем дольше факторы эмоционального выгорания действуют на личность спортсмена), тем выше вероятность проявления эмоционального выгорания.

Объект исследования – синдром эмоционального выгорания в спорте.

Предмет исследования – особенности проявления синдром эмоционального выгорания у гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации.

Цель исследования – изучить особенности синдрома эмоционального выгорания у гребцов-академистов высокой квалификации. 

Задачи исследования:

1. Изучить синдром эмоционального выгорания как предмет изучения спортивной психологии; 

2. Определить специфические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания спортсменов гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации;

3. Проанализировать результаты исследования особенностей эмоционального выгорания гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации;

4. Разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания спортсменов высокой квалификации.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования выступают:

1) Исследования по проблеме формирования синдрома эмоционального выгорания (С.А. Подсадный, Д.Н. Орлов, М.В. Борисова, А.А. Качина и др.);

2) Методические рекомендации по выявлению и предотвращению эмоционального выгорания у спортсменов (Г.Б. Горская, Т.П. Авдулова и др.).

В рамках исследования использовался комплекс теоретических и практических методов исследования:

- теоретические (анализ и синтез учебно-методической, психологической литературы, сравнение концепций и теорий и др.);

- эмпирические (опрос, тестирование, обобщение, сравнение, систематизация, проектирование);

- статистическая обработка данных (посредством использования пакета Excel «XP Windows Professional 2010» с применением непараметрического метода – коэффициент ранговой корреляции Пирсона).

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМ<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.