Синдром эмоционального выгорания как предмет изучения спортивной психологии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Синдром эмоционального выгорания как предмет изучения спортивной психологии

2020-05-07 480
Синдром эмоционального выгорания как предмет изучения спортивной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Феномен «эмоционального выгорания» – многокомпонентный синдром, который проявляется состоянием физического и психического истощения, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений, вызванный интенсивным межличностным взаимодействием при работе с людьми, которая сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Синдром эмоционального выгорания определяют, как болезнь, которая в Международном классификаторе МКБ - 10 звучит как «состояние полного истощения» (Подсадный С.А. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: (монография) / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла (и др.); Курск. гос. ун-т. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. – С. 13-34). 

Само понятие «эмоционального выгорания» в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось сравнительно недавно. Изначально его рассматривали как аспект профессиональный деформации и определяли, как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

 Исследования синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной психологической науке направлены на выявление сущности данного явления, определение понятия выгорания и его структуры, изучение детерминант возникновения, факторов развития и симптомов проявления выгорания. Первые исследования феномена "эмоциональное выгорание" рассматривались в следующих направлениях – клиническом (психиатрическом) и социально-психологическом. Именно представитель клинического направления Х. Дж. Фройденбергер в 1974 году ввел понятие «burnout» и употребил его в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов». В статье этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи (Орлов Д.Н. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «burnout» // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А.Подсадного; Курск, гос. ун-т; СПб гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. – Курск: Изд-во Куск. гос. ун-та, 2007.) Предметом исследований клинического направления были симптомы «выгорания» и особенности психического здоровья. 

В рамках социально-психологического подхода, представленного работами социального психолога Кристины Маслач и ее коллег (начиная с 1978 г.), были выделены три категории симптомов выгорания: физические, поведенческие и психологические (Maslach, C. (1998). A multidimensional theory of burnout. In C. L. Cooper (Ed.), Theories of organizational stress (pp. 68-85)). Впоследствии К. Маслач дала следующее определение данному феномену: эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий (Maslach Christina, "Burned-out," Human Behavior S (September 1976) 1622).

 Отечественные психологи М.В. Борисова, В.Е. Орел и Т.В. Форманюк данный феномен изучали в контексте проблем профессионального стресса и профессиональной деформации личности в профессиях системы «человек – человек». В последние же годы выгорание все чаще рассматривается как самостоятельный феномен, несводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, депрессия, синдром хронической усталости и др.) (Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания (Текст) / М.В. Борисова, Н. П.Анисимова //Ярославский педагогический вестник – 2011. – № 2. – Том II (Психологопедагогические науки). - С. 212-215., Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя//Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67.).

Важно понимать, что синдром эмоционального выгорания является предметом многих наук (социальная, семейная, профессиональная психология и др.). Одной из психологических наук, изучающих данный феномен является спортивная психология. В настоящее время данных о причинах и специфике эмоционального выгорания в спортивной деятельности существует относительно немного, хотя отмечается необходимость в его всестороннем изучении. Сложность определяется в том, что необходимо проявлять осторожность при переносе данных о проявлении психического выгорания из других профессий в спортивную деятельность, так как она имеет свою специфику.

Впервые интерес к психическому выгоранию у спортсменов возник в начале 1980-х гг., исследования носили теоретический характер (Feigely D. A. Psychological burnout in high-level athletes // The Physician and Sports medicine. 1984. № 12, Smith R.E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout // Journal of Sport Psychology. 1986. Vol. 8.). В настоящее время не существует единой точки зрения на определение термина «выгорание» в спортивной деятельности (Качина А.А., Дайняк В.Н. Специфика профессионального стресса в деятельности тренера по фигурному катанию // Психология психических состояний: теория и практика: материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. Ч.1. Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. «Эмоциональное выгорание» тренера // Материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта и физической культуры «Рудиковские чтения». М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2004.). Наибольшее распространение получило определение Р. Смита, который считает, что эмоциональное выгорание – это реакция на хронический стресс, включая в физические, поведенческие и когнитивные компоненты. Наиболее яркой чертой психического выгорания является психологический, эмоциональный, а иногда и физический уход от активности, которая ранее служила источником удовольствия для спортсмена (Smith R.E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout // Journal of Sport Psychology. 1986. Vol. 8.).

Основными симптомами эмоционального выгорания в спорте являются: отсутствие интереса и желания выступать, нарушение сна, физическое и психическое изнеможение, сниженный уровень самооценки, нарушение настроения, злоупотребление препаратами, переоценка ценностей, эмоциональная изоляция, повышенная тревожность, сниженный уровень физической активности, трудности в межличностных отношениях, ригидное поведение.

Т.В. Огородова, Е.М. Хекалова, Е.П. Ильин отмечают, что в последствии синдром эмоционального выгорания оказывает значительное влияние на психическую и физическую сторону спортсмена. Так, психические последствия выгорания заключаются в появлении раздражительности, беспомощности, негативных установок, напряжения, недостатка мотивации, неуверенности в собственных силах. Физические последствия выгорания могут проявляться в хронической усталости, нарушении сна, головных болях, повышенной подверженности болезням, потере веса, гастероэнтерологических проблемах, неустойчивых результатах исполнения действий (Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. Огородова Т.В.. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – 120 с. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов их диагностика и регуляция: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003.).

 

Следует подчеркнуть, что эмоциональное выгорание, по мнению Г.Б. Горской, это реакция на длительные факторы, влияющие на спортсменов. Возрастание психических и физических нагрузок, которые испытывают спортсмены, показало значимость долговременных регуляторов состояний. К числу долговременных регуляторов состояний высококвалифицированных спортсменов можно отнести культурные, этнические, религиозные условия подготовки и повседневной жизни, особенности взаимоотношений в команде, социальный статус в команде, вовлеченность в межличностные конфликты (Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учеб. пособие/ под ред. А.Г. Барабанова. – Краснодар, 1995. – 178 с.).

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что на настоящий момент нет единой модели развития синдрома эмоционального выгорания у спортсменов. Рассмотрим возможные этапы на примере динамической модели Б. Перлман и Е.А. Хартман (Perlman В., Hartman E. A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1982. V. 35 (4).), которая представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

1. Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям.

Причинами напряженности в работе могут выступать 2 типа развития ситуации: несоответствие работника статусно-ролевым и профессиональным требованиям и несоответствие рабочего процесса ожиданиям, либо потребностям специалиста. Эти несоответствия создают противоречия между специалистом и его профессиональной средой, что детерминирует процесс эмоционального выгорания.

С точки зрения личности спортсмена такие несоответствия могут быть определены неудовлетворенностью условиями и характером тренировок, отношениями с тренером или участниками команды.

2. Вторая стадия – переживание стресса и появление сильных негативных эмоций. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

Данная стадия для спортсмена может наступить в результате неудовлетворительного выступления на соревнованиях, или не допуск спортсмена к ним.

3. Третья стадия – проявление трех видов реакции на стресс в индивидуальных вариациях – физиологические реакции (что в сильной мере влияет на качество тренировок и выступления спортсменов), аффективно-когнитивные реакции (проявление тревожности и страха перед выступлением) и поведенческие (агрессия в отношении тренера и участников команды). 

4. Четвертая стадия характеризуется многогранным переживанием психологического стресса, определяемого уже как синдром эмоционального выгорания, проявляющееся как физическое и эмоциональное истощение на фоне переживания субъективного неблагополучия и физического или психологического дискомфорта в профессиональной реализации.

На данном этапе у спортсмена могут возникать:

 а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться спорту так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к участникам команды, тренеру, другим участникам тренировочного процесса);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства.

 Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на достаточное освещение синдрома эмоционального выгорания в общепсихоклонических литературных источниках, на сегодняшний день до сих пор не разработано единого патогенетического механизма развития синдрома эмоционального выгорания, его причин возникновения среди спортсменов; нет общепринятой, научно обоснованной модели терапии и реабилитации спортсменов, подверженных эмоциональной деформации; дискутируется вопрос о специфичности синдрома.

 

 

1.2. Специфические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания спортсменов гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации

 

Определяя специфические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания спортсменов гребцов-академистов 18-22 лет, высокой квалификации особое внимание необходимо уделить как возрастным особенностям спортсменов, так и характеристикам данного вида спорта (особенностями тренировочного процесса: условиям, нагрузкам, причинам результативности, групповой работе и др.).

И.С. Кон отождествляет возрастной период от 18 до 22-23 лет с юностью – периодом развития человека, предшествующего зрелости (Кон И.С. Психология юношеского возраста. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.).

По мнению Т.П. Авдуловой к основным характеристикам данного возраста относятся (Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.):

- принятие собственной внешности и эффективное использование своих физических возможностей: спорт, досуг, продуктивная деятельность;

- усвоение половых ролей и соответствующей структуры полоролевого поведения;

- установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;

- завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

- подготовка к профессиональной деятельности, выбор будущей профессии и начало освоения профессии;

- формирование активной социальной позиции и социально-ответственного поведения, собственной структуры ценностей как руководства к действиям.

И.Ю Кулагина отмечает, что юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью и т.п.) (Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.).

О.Б. Дарвиш приходит к выводу, что именно в период юности формируются основы эмоциональной культуры, что свидетельствует о складывании следующих качеств (Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.):

1. Эмоциональной отзывчивости на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявление творчества, на мир моральных ценностей;

2. Развитой способности понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;

3. Способности сопереживать чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы, искусства;

4. Умении делить свои переживания с близкими;

5. Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.

Анализ литературы по проблеме юношеского возраста, позволил установить, что данный возрастной период характеризуется наличием кризиса, суть которого состоит в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на границе школьной жизни и нового этапа – взрослости, его связывают со вступлением в самостоятельную жизнь.

В кризисе юности можно отметить негативные и позитивные стороны. Позитивные – с новыми возможностями становления индивидуальности, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм привычных условий жизни и т.п. Из этого следует, что на психологические особенности возрастного периода 18-22 лет, могут стать причиной негативных психологических состояний личности. Следовательно, одной из причин эмоционального выгорания гребцов-академистов могут стать возрастные психологические особенности.

Рассмотрим подробнее особенности академической гребли как вида спорта, диктующие требования к специальным спортивным и психологическим качествам личности спортсмена.

Гребные дисциплины, в частности академическая гребля относится к видам спорта, которые требуют от спортсмена разносторонней подготовленности и высокого уровня развития практически всех двигательных качеств (Т.В. Михайлова. Гребной спорт: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Михайлова, А.Ф. Комаров, Е.В. Долгова, И.С. Епищев; под ред. Т.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.), что требует оптимального соотношения различных видов подготовки.

Подготовка спортсмена, по мнению Т.В. Михайловой, Н.И. Турчиной, многогранна и включает в себя следующие разделы: техническую, физическую, морально-волевую, тактическую и интеллектуальную, социально-психологическую, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только оптимальное развитие всех названых видов подготовки позволяет ввести спортсмена в состояние спортивной формы, интегральным показателем которой является спортивный результат (Турчина Н.И. Особенности субъективной оценки эффективности занятий физического воспитания студентов / Н.И.Турчина // Физическое воспитание студентов //Научный журнал. – 2011. – №2. – С. 103-106.).

А.Л. Попов большое значение уделяет именно социально-психологической подготовке, которая, по словам автора, во многом предопределяет благополучие спортсмена, существенно влияет на социальный статус спортсмена и команды, способствует созданию наилучших условий для самореализации личности, позволяет снизить объем хлопот, которых могло бы и не быть при условии эффективной социальной поддержки, обеспечивает новому игроку в команде успешную адаптацию и т.д. (Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Флинта, 1998. – 152 с.).

Особенностью академической гребли является ее отношение к циклическим видам спорта.

Анализ литературы по спортивной психологии, позволили установить, что для видов спорта циклического характера определяются специфические трудности. С одной стороны, эти трудности обусловлены спецификой лыжного спорта, с другой особенностями личности спортсмена (Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена (Текст) / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева // Научные труды СибГУФК. – Омск, 2006. – С. 77-80. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта (Текст): учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с. Спиридонов Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье (Текст) / Н. И. Спиридонов. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. – 107 с.).

К первой группе относятся следующие трудности:

- постоянное и неуклонно нарастающее утомление;

- неблагоприятные погодные условия: боковой или встречный ветер, падающий дождь, высокая влажность и т.д.;

- возможность потери или поломки инвентаря и т.п.;

- неожиданно возникающее болезненное состояние.

Ко второй группе относятся трудности, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями спортсмена:

- боязнь получения травм, растяжений, вывихов, поломки инвентаря, больших физических и психических напряжений, проигрыша и т.п.;

- навязчивые мысли, связанные с неуверенностью в своих силах, и сомнения в коллегах по команде;

- смущение, вызванное непривычной обстановкой, соперниками;

- чрезмерное, но необоснованное стремление спортсмена выиграть соревнование, вызывающее перевозбуждение;

- болезненное отношение к неудачам;

- субъективные переживания хода спортивной борьбы, тактических действий соперников, информации о ходе гонки.

Перечисленные трудности могут вызвать как у новичков, так и у гребцов высокой квалификации накануне соревнования или в ходе его неблагоприятные внутренние состояния, различные по форме и содержанию и возникающие, как правило, непроизвольно, независимо от воли и желания спортсмена. Трудности в ходе соревнований в той или иной степени влияют на сознание спортсмена и на показанный им результат, причем влияние их различное.

Особо нужно выделить трудности, связанные с необходимостью преодолевать постоянно и неуклонно нарастающее утомление. В ходе соревнования они затрудняют сознательное управление спортсменом своей двигательной деятельностью и непосредственно влияют на характер протекания ряда физиологических, биохимических, психических процессов и функций.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.