Формы существования национального языка. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формы существования национального языка.

2020-05-07 94
Формы существования национального языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1.    Общие сведения о языке и речи

2. Основные функции языка

3.    Понятия язык и речь

4.    Понятие культуры речи.

1. Современный русский литературный язык является одним из важнейших, ведущих языков мира. Его значимость определяется, прежде всего, тем, что на нем были написаны многочисленные высокохудожественные произведения великих русских писателей – классиков 19-20вв. – золотого века русской литературы. На русском языке существует обширная научно-техническая литература. Русский язык – язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в общественной мысли, науке, культуре, литературе и т.д.

Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура. Русский язык- это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях. Русский язык - это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно Пушкин считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем. Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны). Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, когда создавали свои произведения русской литературы. В современном обществе в России русский язык играет огромную роль, являясь языком национальным, официальным и языком межнационального общения.

Основные функции языка.

Язык – это социальное явление, поэтому он принадлежит всему обществу, язык создается и развивается обществом, отражает все изменения, которые происходят в этом обществе. Возникновение языка невозможно вне общества: язык является результатом развития общества. Т.к. язык - это явление социальное, он обладает определенными функциями.                                      

Функции языка и речи

1. Коммуникативная (функция общения)

2. Информативная (передача информации)

3. Регулятивная (регулирующая отношения между людьми в процессе общения);

4. Эстетическая (отбор и сочетаемость слов с учётом их значения, звучания)

5. Номинативная (функция называния явлений действительности);

6. Эмотивная (выражение эмоций, чувств, переживаний, настроений)

 

Понятия язык и речь.

Следует различать два тесно связанных между собой понятия - язык и речь.

Язык - стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, которая служит для коммуникативных целей и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире.

Речь - реализация языка, который и обнаруживает себя только через речь.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Речь бывает устная и письменная.

Устная речь- это речь звучащая, создается она в процессе говорения;

Характерны для устной речи:

- словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речьэто речь графически закрепленная, может быть заранее обдумана и исправлена.

Характерны для письменной речи:

- некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Т.е. когда мы пишем, мы не видим своего читателя, а можем только мысленно представить его себе.

Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции. (когда студент мешает преподавателю вести занятие, преподаватель меняет свой стиль речи, ход речи, начинает повышать голос, изменяется в лице, уже настроен недоброжелательно).

Понятие культуры речи.

Культура речи – это неотъемлемая часть общей культуры человека. Культура речи – это, прежде всего речь литературная, построенная по установленным нормам (общепринятым правилам) русского языка.

К характеристикам культурной речи относятся: правильность, чистота, выразительность, богатство.

Речь должна быть правильной, то есть соответствовать норме. А чтобы соблюдать эти нормы нужно знать традиции употребления единиц языка в области орфоэпии, лексики, грамматики, правописания (для письменной речи), стилистики и в соответствии с этим строить высказывания.

Необходимо постоянно помнить о правильном произношении слов: звонИт (не «звОнит»), облегчИт (не «облЕгчит»), повторИм (не «повтОрим»), красИвее (не «красивЕе»).

Следует различать употребление похожих слов, например: надеть (что?) пальто, но одеть (кого?) ребенка.

Чистота – это важное качество правильной речи. Чистая речь свободна от нелитературных слов, не засорена жаргонизмами, диалектизмами, словами-«сорняками». Засоряют речь жаргонизмы и арготизмы: бабки – деньги, хата – квартира, сачковать – бездельничать и др.; лишние выражения-клише: так сказать, ну, собственно говоря, как бы, знаете ли, значит и др.

Выразительность речи помогает говорящему отобразить свои чувства и воздействовать на чувства слушающего или читающего. Выразительная речь – это речь, в которой используется изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, литоты, оксюмороны и др.

Богатство речи отдельного человека определяется тем, каким арсеналом языковых средств он владеет и насколько умело пользуется ими в конкретной ситуации в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания. Речь считается тем богаче, чем шире используются в ней разнообразные средства и способы выражения одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения, чем реже повторяется без специального коммуникативного задания, непреднамеренно одна и та же языковая единица.

Практические задания

Задание1: письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Что такое русский язык?

2) Какие функции языка существуют?

3) Дайте определение понятий «язык и речь».

4) Запишите, что характерно для устной и письменной речи?

 

 

Тема №2 Литературный язык – высшая форма развития национального языка.

1. Литературный язык - это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, законодательство, печать, радио, телевидение. Составляет высшую форму национального языка.

Городское просторечие.

Просторечиеэто одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Городское просторечие – речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения.

Просторечными словами считаются:

- в фонетике: (неправильная постановка ударения- шóфер, полóжить, прúговор; (когда происходит перестановка звуков и букв), колидор, (коридор) резетка,(розетка) друшлаг (дуршлаг).

- в морфологии: (когда путают род и формы слова) мой мозоль (ж.род),пирожки с повидлой (с повидлом), на пляжу, без пальта (без пальто)-несклоняемое существительное, ляжь(ляг), ложи(клади).

Профессиональные жаргоны.

Жаргонсоциальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией. Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной, неправильной речи.

Профес. жаргон - разновидность жаргона, которой пользуется группа людей, объединенных по профессиональному признаку.

Профессиональный жаргон сотрудников милиции: Висун - нераскрывающееся преступление. Синонимы: висяк, глухарь, выводка - проверка показаний на месте. Гонококи -сотрудники госнаркоконтроля. Закрыть - задержать по подозрению, арестовать или приговорить к лишению свободы. Примеры использования: Он пришел на допрос как свидетель, а следователь его закрыл.

Профессиональный жаргон программистов. Их жаргон вошел и в нашу обиходную речь, мы пользуемся их терминами. Коннект – соединение, мыло или мэйл - электронная почта, диалог - диалоговое окно, тестер - сотрудник отдела контроля качества, Аська, Ася – ICQ, мылить - слать почту. Баг-ошибка, видяха-видеокарта, мозги-память и др.

Сленг – в своем составе, содержит общеизвестные популярные слова, не требующие специальных знаний или навыков для понимания их смысловой нагрузки, уличный язык.

Самый распространенный это молодёжный сленг. Например, спившегося человека принято называть алкоголик, молодежный же сленг имеет много разных синонимов: алкаш, алконавт, синяк, бухарик, алик и т.д.

 

Практические задания

Задание1: письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Дайте определение национальному языку.

2) Запишите формы существования национального языка, приведите примеры.

 

 

Тема №3 Нормы русского языка.

Норма - это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Выделяют общепринятые нормы устной и письменной речи.

1) Орфоэпические нормы – нормы ударения и произношения (звонИт, а не звОнит; сквореШник, а не сквореЧник).

2) Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Морфологические способы словообразования:

1. Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову, при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово. Например: удача – неудача, мощный – сверхмощный, сколько– нисколько.

2. Суффиксальный способ образования заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речью. Например: заготовить – заготовка, внук – внучок, нарезать – нарезка.

3. Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, –й(е), –ок (нахлебник, наездник, наследник, наставник, бездорожье, подарок, затылок), глаголы с суффиксом –ся (разворчаться, размечтаться), наречия с приставкой по– и суффиксами –и, –ому, –ему (по-братски, по-деловому, по-солдатски, по-мужски, по-старому).

4. Способ сложения заключается в соединении в одном слове: 1) целых слов (диван-кровать, платье-костюм, булочная-кондитерская, ракета-носитель); 2) основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, полдыни, агитбригада); 3) основ слов с помощью соединительных гласных О или Е (новостройка, хлебозаготовка, кубометр, овощехранилище, жилищно-бытовой, агропромышленный); 4) основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, трехэтажный); 5) слиянием слов (вечнозеленый, труднодоступный, нижеподписавшиеся).

5. Сложение сокращенных основ – способ образования многих слов путем сложения сокращенных основ исходных слов (высшее учебное заведение – вуз). Сложносокращенные слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов (специальный корреспондент – спецкор, командир батальона – комбат, 2) сложением названий начальных букв (Новосибирский техникум железнодорожного транспорта- НТЖТ, МТС- мобильная теле станция; 3) смешанным способом (главный комитет – главк, районный отдел народного образования – районо).

6. Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить – повтор).

Неморфологические способы словообразования:

1. Переход слова из одной части речи в другую (раненый солдат – раненый сильно стонал)

2. Слияние сочетания слов в одно слово (сегодня сложено из: сего дня)

3) Лексические нормы - употребление слова в том или ином значении, правильное построение предложений. (Французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель. Однако, шампунь – это существительное мужского рода, а мозоль, бандероль, туфля – женского, поэтому следует говорить «железнодорожный рельс, французский шампунь и большая мозоль, заказная бандероль, лакированная туфля).

4) Морфологические нормы связаны с употреблением частей речи. Так, в разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа: много апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней вместо у нее, от нее. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической нормы. Неверное употребление числит. –оба –обе (по обоим сторонам улицы росли деревья - по обеим… )  

Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность: не удержал мяч вратарь, но добить его было некому- вратарь не удержал мяч, который некому было добить.

5) Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Например, как понять фразу Хозяин дома спал? То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов.

Практические задания

Задание 1: Найдите ошибки в предложениях и исправьте их. Перепишите уже исправленных предложения.

1. Шел сильный дождь, что хоть сапоги одевай. 2. Люди шли туда в большом числе, несмотря на будничный день. 3.Это был почти царственный подарок.4. Елена Ивановна получила от него обещание представить ей должность секретаря. 5. Самый действительный способ улучшить память- создать себе мощную мотивацию. 6. В кино Алена одела красивое платье. 7. Одежда в трехдневный поход должна быть надежной и практической. 8. Боль была очень сильной, временами нетерпимой. 9. Я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза. 10. Во время контрольной работы вам разрешено пользоваться коротким справочником. 11. Очень многие специалисты внесли вкладыш в исследование.

Задание 2: сделайте морфемный разбор следующих слов и укажите способ словообразования.

Денек, переход, подоконник, подсвечник, подстаканник, вагон-ресторан, МТС, стенгазета, столовая ложка-столовая в общежитии.

 

Тема №4 Речевые ошибки

Речевые недочёты - это ошибки в использовании слова; это нарушение лексических норм (необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста). Например: Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Классификация ошибок:

1.Употребление слова в несвойственном ему значении: Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.

3. Неразличение синонимичных слов: Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.

4. Употребление слов иной стилевой окраски: В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов: Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

6. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов: На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).

7. Употребление лишних слов (плеоназмов - от греческого “излишество”): Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.

8. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”): Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

9. Неоправданное повторение слов:  Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

 

Практические задания

 

Задание: спишите предложения, исправьте речевые ошибки, определите их вид.

Образец: Солнце светило во всю Ивановскую- Кричать во всю Ивановскую.

1. Солнце светило во всю Ивановскую. 2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел свои впечатления о русской деревне. 3. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство рекламе, и это нам не импонирует. 4. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами. 5. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки. 6. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге рассказывается… 7. Я очень не хотел, чтоб она забывала обо мне, и подарил ей памятный сувенир. 8. Поэтически описывает поэт наш город.

Тема №5 Выразительные средства речи

Выразительные средства речи, иначе - троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи. Различают несколько видов тропов:

МЕТАФОРА - перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Предмет сравнения только подразумевается. Пример: горит костер рябины красной.

СРАВНЕНИЕ - сопоставление одного предмета с другим. Пример: Озеро блестит как зеркало.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Пример: О чем ты воешь, ветер ночной?

МЕТОНиМИЯ - перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. К примеру, название сосуда используется в значении содержимого: Я три тарелки супа съел.

ЭПИТЕТ - это художественное определение, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении. Он усиливает, подчёркивает какое- нибудь характерное, выдающееся качество предмета. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко это могут быть и существительные ("волшебница - зима")Пример: Статные осины высоко лепечут над нами.

ИРОНИЯ (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. «Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз» Марк Твен.

ГИПЕРБОЛА - образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого. Пример: Устал до смерти!

ЛИТОТА - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой Пример: Мальчик с пальчик.

ОКСиМОРОН /ОКСюМОРОН / - сочетание слов с противоположным значение, т.е. сочетание несочетаемого. Пример: честный вор, горячий снег.

ЭЛЛИПСИС /ЭЛЛИПС/ - пропуск во фразе какого – либо слова, легко подразумевающегося Пример: Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью (скачем) по полю при первом свете дня. (А. С. Пушкин).

АНАФОРА – единоначатие. Пример: Грозой снесенные мосты, Гроза с размытого кладбища.

АНТИТЕЗА – резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста, помогает лучше передать, изобразить противоречия. Пример: «Познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...» (А. Блок).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС не требует ответа, но имеет лирико – эмоциональное значение: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. С. Пушкин).

 

Практические задания

Задание: перепишите предложения, определите вид тропа.

Образец: Мальчик с пальчик. – литота.

1. Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) 2. Но люблю я, весна золотая, твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов) 3. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. 4. Как море бесшумное, волнуется все войско. 5. Волос длинный – ум короткий. 6. Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. 7. Какой русский не любит быстрой езды? 8. Это утро, радость эта, эта мощь и дня и света, этот синий свод, этот крик и вереницы, эти стаи, эти птицы… 9. А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника (И. Ильф – Е. Петров, Двенадцать стульев). 10. Ваня выпил 2 стакана молока и попросил ещё. 11. Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. 12. Я царь — я раб — я червь — я Бог! 13. Лес точно терем расписной. 14. Ребята! Не Москва ль за нами? 15. С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? 16. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А.Некрасов). 17. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В.Гоголь). 18. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов). 19. «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (С. Есенин). 20. «Ей он рассказывает одно, а нам — совершенно другое».

 

 

Тема №6 Лексические ошибки

Лексика - это раздел науки о языке, который изучает значение слов.

Слова бывают однозначными и многозначными.

Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, а многозначные слова -есть основное значение и производимые от него значения. (молния- природное явление и молния на брюках).

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб – «шарообразная летучая дымчатая масса» (клуб дыма) и клуб – «культурно-просветительское учреждение» (клуб железнодорожников).

СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, нежный-ласковый-мягкий-добрый…

АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению. Например, высокий-низкий; далекий-близкий.

ПАРОНИМЫ - это слова, близкие по звучанию, но разные по значению: невежа - невежда, ненавистный — ненавистнический, начертать — начертить.

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии с его лексическим значением.

При нарушении лексических норм возникают лексические ошибки.

Таблица «Лексические ошибки»

 

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.
2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.
3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.
5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.
10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

 

 

Практические задания

Задание: Спишите предложения, выберите необходимое по смыслу слово:

1. (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2. (Референт, рефери) подбежал к месту предполагаемого падения мяча. 3. Этот (абонент, абонемент) дает вам право на посещение бассейна в течение трех месяцев. 4. Обогнав своих соперников, бегун до самого финиша оставался (аутсайдером, лидером). 5. Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 6. Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт). 7. Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к (дилеру, риелтору). 8. (Резюме, реноме) этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес. 9. В наших отношениях сохранился необходимый для дальнейшего сотрудничества (паритет, раритет). 10. Он был специалистом высокого класса - настоящий (профан, профи). 11. Во вчерашнем фильме ничего не было кроме перестрелок, он типичный (триллер, боевик). 12. Религиозные лидеры призвали к священной войне (газават, шариат). 13. (Эпатаж, апология-защитительная речь) сопровождал(а) каждое его появление. 14.(Визажист, крупье) объявил: «Ставки сделаны! Ставок больше нет!» 15. Мы всем классом совершили (экскурс, экскурсию) по пушкинским местам. 15. Данные (монитора, мониторинга) дают представление о мнении столичной общественности по этому вопросу. 16. Дума вынесла (вотум, вето) недоверия правительству. 17. В настоящее время в связи с усиливающимся вниманием к устной публичной речи у каждого занятого в политике человека есть свой (гастарбайтер, спичрайтер). 18. Мусульмане объявили (дефолт, джихад) «неверным». 19. Он очень (креативный, корректный) человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично. 20. В отеле они поселились в одним из лучших (пентхаусов, пандусов). 21. На второе мы заказали (равиоли, рефери). 22. Стиль (фаст-фуд, хайтек) в отделке помещений постепенно выходит из моды.

 

Тема №7 Единицы фонетики

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога. Звук — это то, что мы слышим и произносим. Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Буква - это то, что мы видим и пишем.

Количество звуков и букв не всегда одинаково. Например, (яма — три буквы, а звуков четыре: й-а-м-а). Буква я обозначает два звука.

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;

после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;

после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].

В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Звуки бывают гласные и согласные. Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая препятствий, выходит легко через рот.

В русском языке 10 гласных букв: А О У Ы Э - указывают на твердый согласный звук.

Я Ё Ю И Е - указывают на мягкий согласный звук. 

Есть гласные звуки и согласные.  Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие, парные и непарные.

[Л] [М] [Н] [Р] [Й'] - непарные звонкие сонорные согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч'] [Щ'] - непарные глухие согласные звуки

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] - парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] - парные глухие согласные звуки

[Ж] [Ш] [Ц] - ВСЕГДА твердые звуки

[Ч'] [Щ'] [Й'] - ВСЕГДА мягкие звуки

Для запоминания того, какие согласные являются глухими, стоит запомнить предложение: «Степка, хочешь шец?» – «Фи!». В этом предложении содержатся все глухие согласные.

 А что касаемо Ъ Ь? Они звука не дают.

Фонетический слог – это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками. Звук-это кратчайшая единица речи.

В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных: го-ло-ва, о-го-род – по 3 слога.

В русском языке ударение подвижное. Оно может стоять на любом слоге слова (в начале слова, в середине или в конце слова) и может перемещаться при изменение формы слова: вой-нА – вОй-ны, тра-вА – трА-вы.

Слова могут состоять:

из одного слога – односложные слова: лес, вес, ум, ель;

из двух и более слогов – многосложные слова: ре|ка (2 слога – 2 гласные), под|бе|ре|зо|вик (5 слогов) и т.д.

План разбора

1. Записать данное слово.

2. Поставить ударение.

3. Записать справа транскрипцию слова, разделить его на слоги.

4. Охарактеризовать все звуки, записывая их сверху вниз:

- ударный-безударный для гласных;

- звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных;

- указать, какой буквой обозначен каждый звук.

5. Подсчитать количество звуков и букв.

 

Пример разбора:

Морко'вь 1 - [маркоф'], мор-ковь.

М [М] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный), сонорный.

о [а] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый, сонорный.

к [к] – согласный, глухой (парный), твердый.

о [о] – гласный, ударный.

в [ф'] – согласный, глухой (парный), мягкий.

Ь

—————————–

В слове 7 букв и 6 звуков.

 

Практические задания

Задание 1: Сделайте фонетический разбор следующих слов: жалоба, молоко, ёж, крокодил, юла, дорога.

Тема №8 Орфоэпия

Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий произносительные нормы.

Не все говорящие на русском языке люди одинаково произносят слова. Причины этого явления можно объяснить по-разному, например, иногда сказывается влияние просторечия или диалекта. Словарный запас, которым владеет обычный человек, ограничен. Даже словари, содержащие сведения о произношении и ударении, не охватывают всей лексики русского языка.

Ударение - выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности. Поскольку слоги в русском языке образуют гласные звуки, то они и называются ударными или безударными.

Как вы думаете, какова роль ударения в слове? С помощью ударения мы можем различать разные слова: атлАс- Атлас, замОк - зАмок, мукА -мУка.

Ударение в глаголах

Трудность в постановке ударения в употребительных глаголах возникает, когда мы имеем дело с формами прошедшего времени. Обычно ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, мечтАть - мечтАла, прЯтать - прЯтала, смотрЕть - смотрЕла. Однако довольно большая группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: в форме женского рода ударение переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло- ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли- лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. д.).

Исключение составляют слова с приставкой вы -, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать – вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться- началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь; поднЯться- поднялсЯ, поднялОсь, поднялАсь, поднялИсь.

Корни –мак-мок(моч).

-мок- (-моч-)

Корни –равн, -ровн.

-РОВН («ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки).

-РАВН («равный, одинаковый», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.)

Исключение: Ровесник, ровесница, ровесники (люди одного возраста, т.е. равные по возрасту), равнина (ровное место).

 

Корни -раст- / -ращ- / -рос-.

Устаревшие слова

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Например, в конце 19 — начале 20 в., до появления трамвая, существовала ко́нка (конно-железная городская дорога) – состояла из вагончика, который тянули пара лошадей, управляемых кучером. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта потребность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами. Историзмы — слова или устойчивые словосочетания, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Историзмы относятся к пассивному словарю и не имеют синонимов в современном языке.

Архаизм — устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. Выя-шея, ланиты-щеки, очи-глаза.

У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть.

Устаревая, одни слова не оставляют в языке следа, другие сохраняются либо в виде непроизводных основ в словах (например, вервь в слове веревка; руг — «насмешка» в слове ругать; говядо — «скот» в слове говядина; худог — «искусный» в слове художник), либо в виде самостоятельных слов в соста


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.