виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии

2020-05-07 356
виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями образовательные учреждения самостоятельны в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001; Типовое положение об образовательном учреждении среднего..., 2001; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, 2001). Однако существуют некоторые ограничения, касающиеся максимального количества зачетов и экзаменов при промежуточной аттестации.

Высшие учебные заведения оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков осуществляется в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся и студентов. Текущая проверка и оценка проводится в рамках учебных занятий по курсу. Ее формы и типы отметок определяются преподавателем. Промежуточная проверка и оценка проводится по итогам изучения всего учебного курса. Ее формы и тип выставляемых отметок определяются учебным заведением. Это может быть контрольная работа, тест, зачет, экзамен. Осуществляет аттестацию чаще всего сам преподаватель, про-водивший учебный курс. Итоговая проверка и оценка осуществляется в ходе аттестации, проводимой по завершении студентом всей образовательной программы. Ее формы и процедура определяются учебным заведением; осуществляет итоговую аттестацию государственная аттестационная комиссия.

Можно выделить следующие основные функции, которые выполняет проверка и оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе.
1. 1 Ориентирующая- текущая оценка дает учащемуся ориентир (обратную связь) с точки зрения того, насколько успешно он усвоил определенные знания, умения и навыки, и таким образом способствует их корректировке и совершенствованию. Однако это происходит лишь в том случае, когда преподаватель не только выставляет отметку, но и содержательно характеризует результаты ответа учащегося (студента) или выполнения им контрольного задания. Данную функцию обычно выполняют текущая проверка и оценка.
2 Стимулирующая. являются необходимым стимулом к изучению учебного материала учащимся (студентом). Критерии, которые использует преподаватель на экзамене или контрольной работе, определяют «что» и «как» будут учить студенты. Если он требует точной формулировки определений понятий, приведения примеров, если он проверяет не только воспроизведение учебного материала, но и его понимание, умение применить соответствующие знания, то студент в своих учебных занятиях будет ориентироваться именно на это.

3 Аттестационная (контролирующая). Данная функция проявляется в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Это необходимо для определения их готовности к дальнейшему обучению или выполнению трудовой деятельности.

основные принципы проверки и оценки
Объективность. Заключается в необходимости оценивать знания учащихся независимо от субъективного мнения оценивающего.
Различные проверочные процедуры обеспечивают объективность в разной степени: 1) с четко сформулированными заданиями лучше, чем с заданиями общего и неопределенного характера; 2) письменные лучше, чем устные; 3) с четкими критериями правильности ответа лучше, чем с туманно выраженными критериями, 4) проводимые независимыми экспертами лучше, чем одним экзаменатором.
Валидность. Заключается в необходимости гарантировать получение досто-верной информации о знаниях, умениях и навыках учащегося
Для этого преподавателю важно быть уверенным в том, что контрольное задание выполнено учащимся самостоятельно (без посторонней помощи), что оно характеризует знания именно этого учащегося.
Надежность. Заключается в необходимости гарантировать, что знания учаще-гося, получившие определенную оценку, сохраняются у него на длительный срок.

Дифференцированность. Заключается в необходимости оценивать знания таким образом, чтобы получаемые учащимися оценки и отметки дифференци-ровали их уровень и качество.
Системность. Заключается в оценке знания учащимися содержания всех раз-делов и тем курса, а также всех компонентов учебного материала (эмпириче-ского материала, психологических теорий, понятий, примеров использования понятий, классификаций, закономерностей, применения этих закономерно-стей на практике, переноса знаний на новые объекты и понятия).
Систематичность (или регулярность). Заключается в необходимости проводить оценочные процедуры регулярно и периодически в ходе изучения курса.
Конфиденциальность. Заключается в том, что преподаватель должен прини-мать необходимые меры для того, чтобы результаты оценки были известны только ему самому, студенту и руководителю образовательной программы.

При оценке знаний по психологии, как и по другим дисциплинам, может использоваться два типа оценивания:
1) нормативное оценивание или
2) оценивание на основе распределения результатов.
Нормативное оценивание подразумевает оценку степени соответствия знаний учащихся (студентов) определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменаторами

Оценивание на основе распределения результатов. Такую стратегию оценивания в американском образовании называют «оценкой на кривой». Под «кривой» подразумевается кривая распределения оценок, которые получили все студенты данного учебного курса. В соответствии с такой кривой небольшая доля студентов получает оценки ниже среднего уровня (например, «удовлетворительно»), другая небольшая доля — оценки выше среднего (например, «отлично»), большая часть же студентов попадает в центральную часть кривой и получает средние оценки (например, «хорошо»). Таким образом, оценка и отметка одного студента зависит от отметок других. При такой стратегии оценивания нет строго фиксированных эталонов знаний, они меняются в процессе реального оценивания.
Виды проверки знаний
Опрос может быть устным или письменным,свободным и программированным
Свободный опрос подразумевает ответ на широко поставленный вопрос.
опрос предполагает постановку конкретных вопросов
Выполнение проверки знаний может быть
Индивидуальной
Фронтальной
Персональной
Экспертной
Рейтинговой

индивидуальной или фронтальной, в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студентом или сразу с группой.

Персональная проверка проводится одним экзаменатором, экспертная — группой экзаменаторов.

Рейтинговое оценивание. Возможность достичь полноты, достоверности, объ-ективности в оценке знаний дает рейтинговая система оценки успеваемости, которая в последние годы довольно часто используется как в средних, так и в высших учебных заведениях.
Формы проверки знаний при обучении психологии
Коллоквиум
Зачет
Экзамен
Конт раб
Поурочное оценивание
Тестирование
Рейтинговое оценивание
Квалификационные работы (реф,курс,дипломы)

При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется следующими критериями:
1) полнота и содержательность ответов на вопросы;
2) умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;
3) логичность и последовательность в раскрытии вопросов;
4) точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;
5) умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);
6) умение делать выводы;
7) умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;
8) умение уложиться в отведенное время;
9) умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.

30.Технические средства обучения психологии
ТСО - это источник получения знаний и формирования умений.
Функции - информационная, дидактическая, контрольная.
Виды - механические визуальные приборы (диаскоп. микроскоп, кодоскоп); аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио): аудио-визуальные (звуковые фильмы): средства, автоматизирующие процесс обучения, электронные устройства (компьютеры, телекоммуникационные сети).
ТСО в психологии:
Магнитофон, камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер.. Тех ср-во может использоваться как метод (просмотр фильма целиком «Человек дождя - аутизм») и как прием (кусок из фильма с демонстрацией аффекта, изучение продуктов культуры - «Кавказская пленница»). С помощью видео можно изучать приемы НЛП, консультативный процесс, поведение ч-ка, использовать его с целью воздействия на испытуемого. Магнитофон тоже используется в тех же целях, а так же как обязательный компонент при медитации и аутотренинге.

31. Игра, как форма и метод активного обучения в преподавании психологии.
Игра - это уникальный, свойственный не только человеку, но и высшим животным, механизм аккомуляции и передачи коллективного опыта. В игре приобретается опыт практической и этической деятельности, овладение способами решения профессиональных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения.
Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:
- игровые роли и их принятие (это некий комплекс социальных требований, предъявляемых человеку. Роль принимается на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне):
- игровые действия (определяются целью игры, задаются сценарием, ведущим, нормами или самими игроками):
n моделирование в игре (это создание неких макетов, замещающих реальную ситуацию. Модель игры реализуется с помощью правил. Правила могут быть перенесены в реальную жизнь и наоборот).
Игру можно рассматривать как форму и способ обучения. Игра как форма - это репетиция деятельности, а как метод - обучающийся играя получает новую информацию. Игра - эффективный и активный способ обучения.
Цели:
1.освоить учебной материал
2. достичь личной причастности к материалу
3. предвидеть путем воображения будущую деятельность
4. выработать определенные навыки.
5. отработать коммуникативные навыки.
Игра не должна заменить другие виды учебной деятельности.
Учебные деловые игры (цель которых сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на разновидности:
1) имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?) Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
2) "анализ конкретных производственных ситуаций" — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.
3) "разыгрывание ролей" — учащиеся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других членов учебной группы, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разигрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.
4) полномасшабная деловая игра, имитирующая комплексно профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).
Выводы:
1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.
2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.
3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ДИ с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.
4. Структурные компоненты ДИ должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой

5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.
6. Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.
7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.

32. разработка учебных программ по психологическим дисциплинам для различных категорий учащихся
На основе государственных образовательных стандартов высшего профессио-вального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:
1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах. В учебных планах обучения по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3, из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям количество психологических курсов обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета все программы высшего образования можно разделить на три типа:
- основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Психология» (базовое психологическое образование): психологические дисциплины составляют около 2/3 от всего количества изучаемых дисциплин;
- основные образовательные программы высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники, и т. п.): преподается несколько психологических дисциплин;
- основные образовательные программы высшего профессионального образования специалистов естественнонаучного и технического профиля: психология преподается как самостоятельная учебная дисциплина или же в рамках курса «Психология и педагогика».

2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;
В учебном плане также определяется, в каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. Эта информация поможет преподавателю психологии правильно построить свой курс с опорой на межпредметные связи (как с другими психологическими курсами, так и с учебными дисциплинами других предметных областей), на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения.

3) трудоемкость их изучения;
Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академических часах. Исходя из учебного плана преподавателю психологии необходимо знать, какое количество часов учебного времени отведено на изучение его дисциплины. В последнее время в России для оценки трудоемкости конкретных образовательных программ и значимости каждой учебной дисциплины начинает применяться также система кредитных (или зачетных) единиц, которая используется в большинстве стран мира. Планируется внедрение этой системы в отечественное высшее образование.

4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
Учебный план определяет также формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса преподаватель психологии должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций, семинарских и практических занятий или в виде различных форм самостоятельной работы.

5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).
В учебном плане определяются виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). В этой связи преподавателю психологии необходимо знать, какая форма промежуточной аттестации (в текущем семестре) предусмотрена учебным планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой государственной аттестации, проводимой по завершении всей образовательной программы.

34 организация внеаудиторной работы
Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме. Индивидуальная работа — это работа с отдельными учащимися (студентами) с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивидуальных учебных консультаций. Главное их достоинство заключается в том, что студенты и учащиеся получают возможность неформального делового общения с преподавателем.
Групповая работа — это систематическая работа, проводимая с небольшим по-стоянным коллективом учащихся (студентов), направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков (Самарин, 1950; Агафонов, 1949), творческих научных групп, молодежных секций психологических обществ. Такая работа подразумевает гибкие организационные формы, дает возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуальный подход к учащимся (студентам). Содержание занятий кружка может быть образовательным или учебно-исследовательским.
В вузах групповая внеаудиторная работа чаще связана с научно-исследовательской деятельностью. Под научным руководством преподавателя работают творческие проблемные группы, которые разрабатывают актуальные исследовательские темы.
Массовая работа — это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Главной целью таких мероприятий является привлечение интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии.
Конференции обычно проводятся как итог определенной учебно-исследовательской работы группы учащихся или студентов. Главное их отличие от вечеров — более серьезная психологическая тематика. В вузах традиционно организуются студенческие научные конференции, на которых студенты докладывают о результатах своей научной работы. Типичной формой их проведения являются устные выступления студентов, которые они делают на соответствующих секциях. На выступление обычно отводится 10-15 минут, после чего докладчику задаются вопросы. Традиционными методическими проблемами проведения таких конференций являются:
♦ недостаточная возможность для обсуждения доклада и диалога с выступающим (в силу дефицита времени);
♦ чрезмерная длительность научного заседания в целом.

Важной формой внеаудиторной учебной работы может быть участие студентов в работе научных и практических психологических конференций «взрослых» психологов. Они получают возможность приобщиться к профессиональной жизни мира научной и практической психологии, слушая выступления опытных психологов или выступая на молодежных секциях.

35. профессиональное общение преподавателя со студентами. Преподаватель и аудитория
Педагогическое общение, по А. А. Леонтьеву, «это профессиональное общение преподавателя с учащи­мися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психоло­гического климата, а также на другого рода психо­логическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внут­ри ученического коллектива /263, с. З/. Как ви­дим, А. А. Леонтьев говорит о педагогическом об­щении в школе, но если взять это емкое определе­ние за основу, то можно выделить четыре основных признака педагогического общения в вузе и техни­куме. Во-первых, это профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне занятий, а также с преподавателями в педагогичес­ком коллективе. Во-вторых, педагогическое обще­ние в вузе имеет определенные педагогические фун­кции и направлено (если оно полноценное) на со­здание благоприятного климата. В-третьих, таким признаком является то, что общение направлено на психологическую оптимизацию учебной деятельно­сти. Задача преподавателя создать в аудитории (и не только в ней) такой эмоциональный климат, который стимулировал бы операциональную напря­женность, т. е. создать оптимальные взаимоотно­шения, наилучшие для развития мотивации сту­дентов. И, наконец, четвертым признаком педаго­гического общения является то, что оно направле­но на психологическую оптимизацию отношений между самими педагогами, педагогами и студента­ми и внутри студенческих групп.

В. А. Сухомлинский, как и А. С. Макаренко, призывал педагогов управлять тоном своего обра­щения к учащимся. В частности, он советовал об­ращаться к ним не специальным тоном, который, кстати сказать, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора.

В общении наблюдаются две противоположные тенденции: к слиянию с другими и к обособлению. Человек стремится слиться со своим окружением, найти свое место в коллективе, группе, обрести еди­нение с другим человеком в дружбе и любви. Одно­временно ему свойственно обособиться, выделить свое «я». Конечно, деловое, познавательное и лич­ностное общение можно строго разграничить толь­ко теоретически. А. А. Леонтьев называет четыре вида общения. Все они есть и в педагогическом об­щении:
1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Лек­тор — представитель общества, он либо побуждает к непосредственной социальной активности, либо объединяет слушателей вокруг социально значимой идеи, задачи и т. п., либо обеспечивает «фон» для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.
2. Групповое предметно-ориентированное обще­ние. Здесь на первом месте производственные от­ношения. Цель такого общения и его предмет — организация коллективного взаимодействия в труде.
3. Личностно-ориентированное общение — это Общение друг с другом.
4. А. А. Леонтьев вводит еще одно понятие: пси­хологические взаимоотношения, которые «субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения об­щественные»


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.