Специфика усвоения психологических знаний. обобщенная методическая структура психологического знания — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Специфика усвоения психологических знаний. обобщенная методическая структура психологического знания

2020-05-07 421
Специфика усвоения психологических знаний. обобщенная методическая структура психологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика усвоения психологических знаний. обобщенная методическая структура психологического знания

1.Предметом психологической науки является личность, кот. относительно постоянна.
Личность меняется с возрастом, характером деятельности,поэтому точность в познании невозможна.
2.Процесс познания психологической науки динамичен, т.к. и предмет познания, и познающая сторона это личность.
Процесс познания преломляется через личностные особенности, происходит «примеривание» к своим особенностям, кот. могут препятствовать усвоению общих закономерностей психики.
3. Процесс познания психологических явлений требует не только логического, но и образного, наглядно-действенного мышления, развитого воображения.
4.Психологические знания можно условно представить в виде определенной обобщенной структуры (для методических целей)

Учебные задачи, их функции и особенности использования в процессе преподавания психологии.

Учебные задачи ставятся в определённых ситуациях и в различной форме заданий. По мере выполнения уч. мд. Происходит изменение самого учебного действия. Учебная задача даётся в определённой учебной ситуации. Существует два основных подхода к учебной задаче:
1) проблемный подход
-анализируется проблемная ситуация
-формулируется проблема
-происходит поиск недостающей информации
-выдвигается и проверяется гипотеза
-происходит получение нового знания.
2) задачный поход
-анализ условий готовой задачи
-припоминание способа решения
-выбор способа решения
-проверка, сверка с эталоном.
Виды учебных задач:
1. набор специальных вопросов /прямых и косвенных/ для осмысления учебного материала;
2. требующие специального анализа и специальной литературы;
3. профессионального характера, запроса;
4. диагностические задачи /тестовые задачи/
Требования к учебным задачам:
 Должны охватывать все понятия темы;
-Разнообразны по форме;
-Привлекательная и краткая формулировка;
-Учитывать возрастные особенности.

Планирование и организация занятий по целому курсу психологии

Курс предназначен для ознакомления студентов, как с традиционными, так и с инновационными методами обучения психологии. Раскрывает психологические проблемы обучения (психологические теории учебной деятельности, теории обучения, психологические основы активных методов обучения). Рассматривает психологические закономерности
усвоения знаний, психологические условия эффективности учебной деятельности, а также конкретные требования к организации целостных учебно-воспитательных ситуаций на занятиях в курсах психологии.
Основной задачей курса является формирование у студентов умения проводить объяснения, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятий, в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств.
С учетом специфики специальности, для которой предназначен курс, повышенное внимание уделено взаимодействию, творческому сотрудничеству преподавателя и студента в учебной деятельности.
Реализация этих задач осуществляется прежде всего в ходе учебного процесса. Курс изучается в 6 семестре, раcсчитан на 120 часов, предполагает 30 час. лекционных, 30 час. - практических и 60 час. - самостоятельной работы.
Форма контроля знаний - зачет.

 

Реализуется через
1. Учебный план и программы преподавания психологии
ГОС дает возможность образовательным учреждениям разрабатывать учебные планы по основным образовательным программам. В соответствии с ГОС содержание учебного курса «Психология» должно быть представлено как система научных знаний, умений и навыков, личностных свойств, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социально-познавательного, эмоционально-ценностного и творческого опыта.
Учебный план включает –
1. Перечень учебных дисциплин
2. Определяет в каком семестре изучается данная дисциплина
3. Трудоемкость образовательных программ
4. Определяет формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, курсовые работы, практика)
5. Определяет виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, контрольная работа, курсовая, диплом)
На основе учебного плана и ГОС преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины.
Учебная программа содержит –
- наименование учебной дисциплины (кем и когда она подготовлена)
- пояснительная записка – цели и задачи учебной дисциплины, ЗУН (компетенции), требования к уровню подготовки студентов, структура учебной дисциплины, формы и методы контроля.
- содержание дисциплины (краткое описание тем – лит-ра, вопросы и задания для самостоятельной работы)
- примерная тематика рефератов
- вопросы к экзамену или зачету
- список основной и дополнительной лит-ры.
Способы построения учебных программ.
1. Линейный – отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность, каждая часть изучается только один раз, новое содержание выстраивается на основе известного (для высшего профессионального образования).
2. Концентрический – позволяет несколько раз один и тот же материал изучать с постепенным усложнением, концентрическое расположение материала предполагает не простое повторение, а более глубокое изучение вопросов.
3. Спиралевидный – сочетает последовательность и цикличность изучения материала; характерная особенность – студенты не выпускают из поля зрения программу, в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных друг с другом знаний.
Психология разработки учебного курса включает –
1. Выбор учебных пособий
2. Отбор содержания курса
3. Постановка учебных целей
4. Разработка рабочей программы курса
5. Разработка формата курса
6. Подготовка тематического плана занятий
7. Разработка критериев оценки ЗУН
8. Планирование отдельных учебных занятий
9. Разработка опросного листа для оценки курса студентами
Отбор содержания курса определяется –
1. Названием курса
2. Ролью в учебном плане
3. Соответствием ФГОС или ГОС
4. Выстраивается в соответствии с типовыми рабочими учебными программами (учебно-методический совет)
5. Определяется общим количеством занятий в соответствии с учебным планом, возрастом обучающихся и их интересами
Научное содержание курса может конструироваться на основе способов:
1. Формально-логический (традиционный) – психология как сумма разрозненных знаний.
2. Диалектический – формирование у студентов диалектического понимания психологической реальности.
Содержание программы учебной дисциплины может быть научно- или практически ориентированным. Научно-ориентированное – изучение психологических закономерностей, классификация механизмов объяснения психологических феноменов. Практико-ориентированное – изучение материала представляет практическую значимость, освоение практических умений.
При отборе содержания необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами.
Постановка учебных целей – исходя из цели образовательной программы, преподаватель ставит цель своего курса, определяет функции в структуре программы.
Разработка формата курса – определяется формами учебных занятий, контроля и оценки, предусмотренных учебным планом.

Методы обучения психологии

тетрадь тема классификация методов обучения. (Ю.К Бабанский)
Метод- это способ познавательной и практической деятельности.
Метод обучения это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащегося обеспечивающее усвоение содержания образования.
3 признака
Цели обучения
Способы усвоения содержания обучения
Характером взаимодействия субъектов обучения
Классификация методов обучения. (Ю.К Бабанский)
1. Методы организации и осуществление учебно- познавательной деятельности.
-словесные (лекции объяснение рассказы беседы)
- наглядные (опыты демонстрации иллюстрации)
-практические (упражнение и решение задач)

2 Методы стимулирования и мотивации учения.
-познавательные игры
-учебные дискуссии
-создание различных уч. Ситуаций
3 Методы контроля и самоконтроля в обучении
-зачеты
-экзамены
-тесты
Среди методов обучения выделяют традиционные и не традиционные методы обуч.
Традиционное - обуч основано на преобладании репродуктивной деятельности на достижении четко сформулированных эталонах.

При не традиционном обуч делается акцент на развитии потенциалов обучения на самостоятельную поисковую деятельность.

Форма обучения принято понимать то или иное построение (организац) учебного процесса
-фронтальная (лекции)
- групповая (семинары тренинги практич занятия)
- индивидуальная (конт раб, курсовая, диплом)

Средство обучения это все то, что способствует улучшению качества обучения.
Наглядные пособия
Технические средства
Печатные методические пособия.

25. психологическая литература: разнообразие приемов работы с текстом.
Читать - это, прежде всего, работать с текстом. Предварительный анализ текста, как минимум, семантический анализ. В пространных текстах надо видеть учебные задачи, воспринимать тексты как учебные, понимание которых иногда может быть ответственной и трудной работой.
Текст книги может быть размечен, выделен подчеркиваниями и другими условными обозначениями, когда книга своя, а не из библиотеки. В последнем случае придется ограничиться закладками и вставными листами.
Каждый читатель может выработать индивидуальный шифр сокращений. Так, на закладках рекомендуют писать ключевые слова или начальные буквы.
Тезисы, пункты плана следует нумеровать. Номера иногда выносят на поля.
Иногда отдельные ключевые слова пишут на полях или выделяют другим цветом, чтобы привлечь внимание. Можно с этой же целью ключевые слова выносить в начало предложения, формулируя его особым образом.
Выписки. Это далеко не дословные куски текстов (цитаты). Польза выписок состоит в том, что читатель может сформулировать мысль для себя компактнее, чем это сделано в первоисточнике. Выписки учат быстрее воспринимать идеи, определять в статьях главное и нужное, дисциплинируют мысль. Самостоятельное формулирование делает мышление более совершенным, тренирует умение хорошо выражать свои мысли, облекать их в доступную и яркую форму.
План - важное средство организации умственного труда. Примером плана является обычное оглавление. Просматривая его, без чтения можно получить представление о содержании и системе построения. Настоящий план более подробно передает содержание книги, чем оглавление книги. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.

26. специфика и структура самостоятельной работы как формы обучения

Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно писаны и объяснены. В науке функции управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений.

Таким образом, познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операций преобразовать эти предметы и явления.

Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. [22, с. 279]

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно- поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.

Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеля, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе ученые - теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи - инициативности, самостоятельности, творческой активности - как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения - познавательная, практическая и организационно-техническая.

Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формирован

Классификация видов самостоятельной работы учащихся

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп [7, c. 61]

· приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

· закрепление и уточнение знаний;

· выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

· формирование умений и навыков практического характера;

· формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели. [1, c. 57]

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

4. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

26 27 Самостоятельная работа студента в структуре его учебной деятельности.
Руководство самостоятельной работой студентов
I. Самостоятельная работа на лекции
1. Работа с опорным конспектом, использование логических схем, тезисы, графические схемы. Важно научить выполнять опорный конспект, пользоваться им на экзамене. провести анализ 2-3 работ.
2. Работа на лекции предполагает соотношение полученной научной информации с реальной жизнью. Приучает самостоятельно думать
3. Фрагмент лекции. Студенты должны найти позиции других ученых, новые исследования. Важно соблюдать очередность.
4. Вопросы, заданные преподавателем в конце лекции. Ответы студентов с опорой на конспект.
5. При чтении проблемной лекции преподавателем. Варианты:
А) самостоятельно решить проблему:
Б) выделить существенные признаки данного явления
II. Самостоятельная внеаудиторная работа
1. Специальные задания, задания на дом.
2. Изучение отдельных тем или вопросов.
3. Мини-исследование проверка, осмысление методов или теоретических положений:
4. Описание эксперимента (практические задания).
5. Конспектирование первоисточников или составление тезисов.
6 Описание и оформление курсовых и дипломных работ.
7. Самостоятельная работа в процессе подготовки к практическим занятиям.
3.Дистанционное обучение
Студентам высылается программа курса, список литературы, вопросы к зачетам, экзаменам, методические рекомендации. Кратко изложим методику управления самостоятельной учебной деятельности студента:
• Главное требование - самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми \ себя и вокруг себя.
• Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного
• Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания. Поэтому постоянной заботой преподавателя становится формирование и поддержание возникшего интереса студента к познанию психологии как действенного мотива его деятельности, благодаря которому студент будет увлеченно читать литературу и чувствовать радость познания нового. При наличии такого мотива самостоятельная учеба перестанет быть для студента тяжким бременем, а приносит ощущение морального удовлетворения, которое человек испытывает, когда он занят творческим трудом.

Классификация видов самостоятельной работы учащих
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

закрепление и уточнение знаний;

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

формирование умений и навыков практического характера;

формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания..

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Специфика усвоения психологических знаний. обобщенная методическая структура психологического знания

1.Предметом психологической науки является личность, кот. относительно постоянна.
Личность меняется с возрастом, характером деятельности,поэтому точность в познании невозможна.
2.Процесс познания психологической науки динамичен, т.к. и предмет познания, и познающая сторона это личность.
Процесс познания преломляется через личностные особенности, происходит «примеривание» к своим особенностям, кот. могут препятствовать усвоению общих закономерностей психики.
3. Процесс познания психологических явлений требует не только логического, но и образного, наглядно-действенного мышления, развитого воображения.
4.Психологические знания можно условно представить в виде определенной обобщенной структуры (для методических целей)


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.