Понятие, сущность, признаки и социальное назначение государства. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятие, сущность, признаки и социальное назначение государства.

2020-05-07 127
Понятие, сущность, признаки и социальное назначение государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТГП

Вопрос первый.

  1)Предмет ТГП – совокупность вопросов, которые изучает ТГП.


2) Функции ТГП – это направления ее воздействия на сознание людей, другие науки и общественную практику.


2. Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т. е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.
Методология, в более широком смысле, может пониматься как «метатеория, рефлексивная по своей сути, исследующая методы познания той или иной научной дисциплины, условия их использования и возможные результаты их применения»

Вопрос пятый.

Вопрос шестой.

Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы, достоинства и недостатки.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

 

 Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

 Подходы к типологии государств:

 

I.Формационный подход.

Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

 

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

 

1. соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

 

2. класс, инструментом власти которого становится государство;

 

3. социальное назначение государства.

 

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

 

А) Рабовладельческий;

Б) Феодальный;

В) Буржуазный;

Г) Социалистический.

 

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

 

Формационный подход имеет следующие достоинства:

 

1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2.

3. возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

 

Недостатки:

 

1. односторонность;

 

2. не учитываются духовные факторы.

 

II. Цивилизационный подход.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом.

«Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

 

1. современных и древних;

Западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки:

 

  А) хронологические,

 Б) производственные,

 

 В) генетические,

 Г) пространственные,

 В) религиозные и др.

 

 С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

 

Положительные черты цивилизационного подхода:

 

1. выделение духовных, культурных факторов;

 

2. более четкая типология государств.

 

 

Недостатки:

 

1. низкая оценка социально-экономического фактора;

 

2. преобладание типологии общества над типологией государства.

Вопрос седьмой.

Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3 ) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Вопрос девятый.

Вопрос десятый.

Вопрос тринадцатый.

  Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5. В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.

6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13. В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

Политико-правовая природа:

Как правило, конфедеративные государства недолговечны: либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 г. была законодательно утверждена конфедерация; Австро-Венгрия (до 1918 г.); Швеция и Норвегия (до 1905 г.; созданная в 1958 г. и распавшаяся в 1961 г. Объединенная Арабская Республика (Египет - Сирия). С 1982 по 1988 гг. конфедерацией считался союз между Гамбией и Сенегалом.

Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства.

Предпринимаются не совсем удачные попытки ратификации государствами - членами ЕС общей евроконституции, текст которой разрабатывался в течение нескольких лет.

Содружество государств - представляет собой более аморфное (бесформеное), нежели конфедерация, объединение государств. В основе их создания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может, и федерацию. Примерами международных содружеств являются:

Британское содружество - это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.). Состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий в качестве главы государства признают британскую королеву, а остальные пять имеют собственных монархов. Главой и символом содружества является королева Англии.

Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения между тремя бывшими республиками СССР - РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.). 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. В его состав входит 12 (из 15) бывших республик СССР. За низкую эффективность этого объединения некоторые политики высказывают точку зрения о том, что СНГ скорее мертво, нежели живо, представляя собой некий "политический клуб" бывших союзников в рамках бывшего СССР.

Истории известны и другие формы объединения государств - протекторат и уния. Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.

Уния - союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и

объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

Личная уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния - форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых модификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро-Венгерский союз).

Вопрос четырнадцатый.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1. Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3. Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству;

Вопрос семнадцатый.

Механизм государства: понятие, структура.

Механизм государства - это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.

Структура механизма государства:

государственные органы – связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства.

органы представительной власти;

органы исполнительной власти;

судебные органы;

контрольно-надзорные органы;

государственные учреждения – властными полномочиями не обладают, а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, научной сферах (библиотека, больница, почта, школа).

государственные предприятия – властными функциями не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.

государственные служащие (чиновники) – лица, которые профессионально занимаются управлением государства.

здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Вопрос восемнадцатый.

Вопрос девятнадцатый.

Гос орган: понятие, признаки, виды

Государственный орган – это юридически оформленное, организационно-обособленное звено государственного аппарата/часть механизма гос-ва, осуществляющее функции государства в пределах своей компетенции и наделенное государственно-властными полномочиями.

Признаки органа государства:

- относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.

- образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов): правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».

- Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.

- Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.

- предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;

- наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме;

- Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).

- наличие права на издание юридических актов;

- Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.

- тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

- имеет территориальный масштаб деятельности (полномочия органа распространяются на определенную территорию);

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

а) первичные (выборные) – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);

б) производные (назначаемые) – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство, прокуратура)

 

2) в зависимости от объема полномочий:

а) высшие – правительство, парламент и др.;

б) центральные – министерства;

в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

 

3) в зависимости от широты компетенции:

а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

 

4) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно—надзорные органы;

5) в зависимости от действия в пространстве:

а) федеральные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов федерации;

 

6) в зависимости от длительности действия:

а) постоянные;

б) временные;

 

7) в зависимости от правовых форм деятельности:

а) правотворческие;

б) правоприменительные;

в) правоохранительные.

 

Вопрос двадцатый.

 Особенности построения государственного аппарата в федерации

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В федеративном государстве формируется два уровня законодательных, исполнительных и судебных органов: федеральный и субъектов федерации.

Между этими уровнями разделяются предметы ведения, и каждый их них самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его компетенции. В современном государстве от государственного аппарата обычно отделяют систему органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления образуются в местах непосредственного проживания населения и самостоятельны в решении дел местного значения. Однако в соответствии с конституцией не являются органами государства и поэтому не осуществляют (если им таковые не делегированы) властные полномочия от имени Российской Федерации. Вместе с тем они реализуют общегосударственные задачи в прямом взаимодействии с органами государственного аппарата.

Для федерации характерно следующее:

-двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

-компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

-существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

-двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя).

На примере РФ:

Конституция Российской Федерации предполагает усиление единства системы государственных органов, устанавливая в ст. 77 положение, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система федеральных государственных органов Российской Федерации включает в себя:

Президента РФ, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства (службы), осуществляющие компетенцию Российской Федерации.

 В эту систему входят также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд и Прокуратура Российской Федерации.

 В систему федеральных органов входят военные^ арбитражные и другие федеральные суды и органы прокуратуры, образуемые в субъектах Российской Федерации, которые согласно Конституции Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129).

В систему государственных органов субъектов РФ входят: законодательные Органы государственной власти (законодательные собрания, народные собрания, государственные собрания, верховные советы республик в составе РФ; законодательные собрания краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов); исполнительные органы государственной власти (правительства республик в составе РФ; администрации и правительства краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов); Конституционные Суды республик в составе РФ; президенты республик — главы государств в составе РФ; главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в составе РФ.

Органы законодательной власти состоят из парламента Российской Федерации и парламентов субъектов Российской Федерации. Это постоянно действующие органы государственной власти. Они избираются непосредственно народом и подотчетны своим избирателям. Парламенты занимаются в основном нормотворческой деятельностью и принимают законы и постановления в пределах своей компетенции. В своих решениях они выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, федеральные министерства и ведомства (службы), а также правительства, администрации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую федеральным правительством.

Для российский органов исполнительной власти характерно, что они назначаются соответствующими руководителями исполнительной власти — президентами или главами правительств и администраций. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти принимают меры к исполнению законов, иных актов законодательных органов, указов Президента Российской Федерации и актов глав субъектов Российской Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов глав администраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы судебной власти, как уже упоминалось, это Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Все суды являются независимыми и подчиняются только закону.

В соответствии с Конституцией РФ судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125).

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим судебный надзор за их деятельностью и

дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126).

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 127).

Вопрос двадцать первый.

 

 Политическая система общ-ва: понятие, элементы, структуры.

Политическая система общества. - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и государства.

Вопрос двадцать второй

Место и роль гос-ва в политической системе общетсва.

Государство в политической системе общества занимает центральное место т.к.  отличается среди всех субъектов политики тем что:

1. Обладает суверенитетом;

2. Обладает государственной властью, за которую борются все остальные субъекты;

3. создает правовые нормы для регулирования общественных отношений;

4. выступает официальным представителем всего общества. 

Роль

Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

Государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым.

Государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения; Государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

Вопрос двадцать третий.

  Правовое государство – это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Принципы правового государства:

1.Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

2.Верховенство и прямое действие конституционного закона, господство правового закона в общественной жизни.

3.Разделение властей.

4.Взаимная ответственность государства и личности.

5.Независимость суда.

6.Наличие развитого гражданского общества.

7.Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений властей.

8.Единство прав и обязанностей граждан.

9.Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам Международного права.

Вопрос двадцать четвертый.

  Полицейское государство – это общественный строй, основанный на чрезмерном вмешательстве государства в жизнь частных лиц, регламентирующее их образ действий и наблюдающее за тщательным исполнением этой регламентации.

Признаки:

1.власть игнорирует народ как источник власти.

2.принудительное единомыслие, тенденция к самоизоляции.

3.Разделение властей в полицейском государстве, скорее лозунг, чем реалия.

4.Метод управления – централизованный.

5.В общественной жизни действует принцип «разрешено только то, что прямо установлено в законах государства».

6.В полицейском государстве правительственная деятельность практически всегда определяется не столько правовыми нормами, сколько соображениями «пользы и целесообразности».

Вопрос двадцать седьмой.

Личные права человека. Личные права являются правами каждого, и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

К личным правам обычно относят: ·

1.Право на жизнь;

2.Наказуемость только по суду — запрет внесудебной расправы;

 3.Неприкосновенность личности;

 4.Свобода передвижения и выбора места жительства;

 5. Неприкосновенность жилища;

 6.Неприкосновенность переписки;

 7.Запрет принудительного труда;

 8.Неприкосновенность собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[26]).

9.Достоинство личности

10.Свобода совести и вероисповедания

11.Право личности на признание его правосубъектности

12.Право на убежище

13.Право на гражданство

14.Право вступать в брак и основывать семью

15.Право владеть имуществом

Вопрос двадцать восьмой.

Политические права человека Политические *Основная статья: Политическая свобода

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.

Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

  К политическим правам, как правило, относят:

1.Равенство перед законом — отсутствие сословий;

2.Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

3.Свобода слова и печати — запрет цензуры;

4.Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом;

5.Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения;

6.Свобода стачек;

· Право обращений. · Право принимать участие в управлении своей страной

 

Вопрос двадцать девятый.

Социально-экономические и культурные права человека:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

2. Каждый имеет право на жилище.

3. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

4. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию.

5. Каждый имеет право на образование.

6. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

7. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

8. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вопрос тридцатый.

Основные теории о происхождении права:

Вопрос тридцать первый.

Вопрос тридцать первый.

Вопрос тридцать третий.

  Функции права - основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.

Внешние функции:

1. Политическая - право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.

 2. Экономическая – право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.

 3. Воспитательная – право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.

4. Культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.

5. Социального контроля – контроль стимулирует определенное поведение,и ограничивает нежелательные для общества поведение и действие, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий.

6. Информационно-регулирующая – информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

7. Коммуникативная – право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления.

Внутренние функции:

  1. Регулятивная:

  1.1. Динамическая – обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга).

1.2. Статистическая – закрепляет общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности).

2. Охранительная – функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности и

других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране.

Второстепенные:

1. Компенсационная – функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данна


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.