Тема 14. Бюджетный федерализм — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 14. Бюджетный федерализм

2020-05-07 155
Тема 14. Бюджетный федерализм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы бюджетного федерализма. Региональная и государственная национальная политика РФ. Цели региональной политики Российской Федерации. Роль местного само- управления в региональной политике. Федеральные целевые программы социально- экономического развития регионов. Реализация задач региональной экономической поли- тики в бюджетно-налоговой сфере. Цели региональной политики в области доходов. Гос- ударственная национальная политика Российской Федерации. Совершенствование феде- ративных отношений.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- основы бюджетного федерализма;

- что находится в ведении Российской Федерации в области федерализма;

- что находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в об- ласти федерализма;

- что относится к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти краев и областей;

- роль местного самоуправления в региональной политике; федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов как форма реализации региональной политики;

- тенденции и перспективы развития федеративных отношений;

уметь:

- анализировать цели региональной политики Российской Федерации;

- анализировать задачи региональной экономической политики в бюджетно- налоговой сфере;

- анализировать основные цели региональной политики в области доходов;

- анализировать цели государственной национальной политики РФ;

- основные недостатки действующей системы межбюджетных отношений в настоящее время.

Методические рекомендации:

Изучения данной темы студенту необходимо начать с основ бюджетного федерализма. Важно понимать, что основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ. Следовательно, нужно заострить особое внимание на то, что  находится в ведении Российской Федерации в области федерализма и что находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам ведения Российской Феде- рации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, име- ющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Рос- сийской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в со- ответствии с ними законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.

Далее студенту важно разобраться в том, что принципы федерализма  реализуются в региональной политике РФ. Важную роль в региональной политике играет местное са- моуправление. Определение компетенции местного самоуправления исходит из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Феде- рацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить.

Затем студенту следует внимательно разобраться в том, что среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществ- лению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Ве- дущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Россий- ской Федерацией и ее субъектами, также между органами государственной власти и орга- нами местного самоуправления является последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, составляющее основу бюджетного федерализма. С этой целью за субъектами РФ должны быть закреплены по- стоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

В процессе изучения данной темы студенту необходимо разобраться в том, что на дальнейшее развитие федерализма существенное воздействие оказывает государственная национальная политика РФ. Важно понимать, что государственная национальная полити- ка основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах между- народного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий меж- ду федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В завершении изучения темы следует обратить особое внимание на совершенство- вание федеративных отношений, которое входит в число приоритетных задач внутренней политики и реализует на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов РФ в отношениях с федеральными органами госу- дарственной власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъ- екте РФ и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, по- литических и национально-культурных прав.

Литература:

1. Бюджетная система РФ / Под ред. Романовского М.В. Учебник. - М.: Юрайт, 2009.

– 520с  ГРИФ

2. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под ред.И.Д.Мацкуляка. -

М.: РАГС, 2009. – 680 с  Гриф

3. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник /

Н.Б.Ермасова. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 366с

4. Муниципальные финансы. Учебник / Под ред. Кокина И.А. – М.: АНХ, 2009. – 672с

5. Финансы и кредит: электронный учебник / Под ред.Т.М.Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2011.

6. Финансы: электронный учебник / Под ред. А.И.Архипова. – М.: КНОРУС, 2009

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) Дайте определение термину «бюджетный федерализм» и объясните его роль в реализации конституционных основ разграничения полномочий и предметов ведения.

2) Каковы цели региональной политики Российской Федерации? Дайте им краткую характеристику.

3) В чем заключается роль местного самоуправления в региональной политике?

 

Тема 15. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс. Содержание и макроэкономическая основа составления бюджета. Участники бюджетного процесса. Процесс составления проектов бюджетов. Прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных обра зований и отраслей экономики. Процесс формирования федерального бюджета. Этапы рассмотрения и утверждения бюджета. Чтения бюджета. Корректировка бюджета. Испол- нение бюджета. Процесс казначейского исполнения федерального бюджета.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- определение понятия «бюджетный процесс»;

- бюджетный процесс и его участников;

- анализировать этапы процесса составления проектов бюджетов;

- основные этапы формирования федерального бюджета;

- основные этапы рассмотрения и утверждения бюджета;

- чтения бюджета;

- элемент бюджетного процесса - исполнение бюджета;

- процесс казначейского исполнения федерального бюджета;

уметь:

- анализировать Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в

2012-2014 годах;

- анализировать информацию для составления проектов бюджетов;

- анализировать макроэкономические данные для составления бюджета;

- анализировать прогноз социально-экономического развития территории;

- анализировать перспективный финансовый план, который составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муници- пального образования;

- анализировать баланс финансовых ресурсов, который представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствую- щих субъектов на определенной территории;

- анализировать долгосрочные целевые программы, которые разрабатываются ор- ганом исполнительной власти, органом местного самоуправления;

- анализировать документы и материалы для составления проекта бюджета на оче- редной финансовый год.

Методические рекомендации:

При изучении темы «Бюджетный процесс» студенту важно обратить особое вни- мание на содержание и макроэкономическую основу составления бюджета. Важно пони- мать, что бюджетный процесс представляет собой четко формализованную по- следовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрениием и утверждением бюджетов, их исполнением, государственным и муниципальным фи- нансовым контролем. Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями: Президент РФ; органы законодательной и представительной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; ор- ганы государственного и муниципального финансового контроля; государственные вне- бюджетные фонды; главные распорядители бюджетных средств; другие органы, на кото- рые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Далее студенту необходимо изучить процесс составления проектов бюджетов. Важно разобраться в том, что для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образова- ний и отраслей экономики, а также осуществляется подготовка сводных финансовых ба- лансов.

Затем следует заострить особое внимание на процесс формирования федерального бюджета. Важно разобраться в том, что Минфин РФ разрабатывает: проекты основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу; проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В процессе изучения данной темы следует внимательно изучить рассмотрение и утверждение бюджета. Важно разобраться в том, что орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. При возникновении разногласий между ветвями законода- тельной и исполнительной власти, составляющими бюджет, в связи с составлением смет расходов соответствующих органов орган исполнительной власти одновременно с проек- том бюджета представляет проекты смет бюджетов, предложенные законодательными и представительными органами, судебными и контрольными органами.

Рекомендуется студенту обратить особое внимание на чтения бюджета. Важно разобраться в том, что в первом чтении Государственная Дума рассматривает проект фе- дерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ. Во в тором чте- нии при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федераль- ном бюджете утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расхо- дов бюджетов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении. В третьем чтении при рассмотрении Государствен- ной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете утверждаются: расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и главным рас- порядителям средств федерального бюджета, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестици- онной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления  га- рантий Правительства РФ, средств федерального бюджета на возвратной основе по каж- дому виду расходов, программа государственных внешних заимствований. В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в те- чение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При этом законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый Государственной Думой за- кон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Затем студенту важно обратить внимание на то, что при снижении или росте ожи- даемых поступлений в федеральный бюджет, которые могут привести к изменению фи- нансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В ходе изучения материала по данной теме студенту следует обратить внимание на важнейший элемент бюджетного процесса - исполнение бюджета. Важно разобраться в том, что в РФ действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы исполни- тельной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

В завершении изучения и анализа источников по данной теме студенту очень важ- но обратить внимание на процесс казначейского исполнения федерального бюджета.

Литература:

1. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для студентов ву- зов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 303с

2. Грязнова А.Г. Финансы. Учебник / А.Г.Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 357с

3. Давыдов Я.В. Финансы. Учебное пособие / Я.В.Давыдов. – М.: Приор-издат, 2010.

– 320с

4. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие /

Г.М.Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 496с

5. Конакова Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие /

Л.В.Конакова. – Мурманск: МГТУ, 2008. – 290с

6. Кривов В.Д. Государственные и муниципальные финансы. Учебно – методический комплекс. Учебное пособие/ В.Д.Кривов. – М.: Евразийский открытый институт, 2009. – 290с

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) Дайте определение понятию «бюджетный процесс».

2) Какие органы, обладающие бюджетными полномочиями являются участниками бюджетного процесса?

3) Охарактеризуйте процесс составления проектов бюджетов.

4) В каком документе определяется бюджетная политика Российской Федерации?

5) Чьей прерогативой является составление проектов бюджетов?

6) На каких макроэкономических данных основывается составление бюджета?

7) Какие документы и материалы готовятся для составления проекта бюджета на очередной финансовый год?

8) Каким органом осуществляется процесс исполнения федерального бюджета?

Тема 16. Кредит: сущность и функции

Сущность кредита. Движение ссуженной стоимости. Факторы, определяющие уро- вень ссудного процента. Классификация ссудного процента. Функции кредита. Формы кредита. Виды кредита и их краткая характеристика. Границы банковского кредита.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- определение понятий «кредит», «кредитор», «заемщик», «ссуженная стоимость»,

«ссудный процент»;

- функции кредита и их краткую характеристику;

- формы кредита и их краткую характеристику;

- основные виды кредита и их краткую характеристику;

- определение понятия «плечо рычага»;

уметь:

- анализировать движение ссуженной стоимости;

- анализировать факторы, определяющие уровень ссудного процента;

- анализировать классификацию ссудного процента;

- анализировать границы банковского кредита.

Методические рекомендации:

При изучении темы «Кредит: сущность и функции» студенту необходимо проана- лизировать сущность кредита. Важно разобраться в том, что кредит (лат. – «верую, дове- ряю» и «долг, ссуда») – это ссуда, выдаваемая в денежной или товарной форме на услови- ях срочности, возвратности, платности. Кредитор – сторона кредитных отношений, предо- ставляющая ссуду. Заемщик – сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду и уплатить ссудный процент. Ссуженная  стоимость

– это то, что передается от кредитора к заемщику, и совершает свой обратный путь от за- емщика к кредитору.

Далее Вам следует обратить особое внимание на движение ссуженной стоимости и факторы, определяющие уровень ссудного процента.

Затем важно обратить внимание на классификацию ссудного процента. Важно разобраться в том, что классифицировать ссудный процент можно по различным призна- кам: 1) по форме кредита: коммерческий процент; банковский процент; процент по ли- зинговым сделкам; процент по государственному кредиту; 2) по видам кредитных учре- ждений: учетный процент Центрального банка; банковский процент; процент по операци- ям ломбардов; 3) по видам инвестиций с привлечением кредита банков: процент по кре- дитам в оборотные средства; процент по инвестициям в основные фонды; процент по ин- вестициям в ценные бумаги; 4) по видам операций кредитных организаций: депозитный процент; вексельный процент; учетный процент банка; процент по ссудам; процент по межбанковским кредитам; 5) по срокам кредитования: процент по краткосрочным ссу- дам; процент по среднесрочным ссудам; процент по долгосрочным ссудам.

В ходе изучения данной темы следует заострить особое внимание на функциях и формах кредита. Важно разобраться в том, что формы кредита это внешнее конкретное проявление кредитных отношений. Формы кредита различаются по составу участников, ссуженной стоимости, целевой потребности заемщика и другим признакам.

Затем студенту следует внимательно изучить основные виды кредита и их клас- сификации. Важно понять, что виды кредита – это характеристика особых организацион- но-экономических признаков кредита. Виды кредита классифицируются по различным признакам: 1) по экономическому характеру объектов кредита (кредит на формирование оборотных средств, реконструкцию и т.д.); 2) по срокам возврата; 3) по срокам погаше- ния (срочные, отсроченные – пролонгированные т.е. срок погашения по ним перенесен); 4) по порядку погашения (с рассрочкой платежа, единовременное погашение); 5) по источ- никам погашения (за счет средств заемщика, за счет средств гаранта); 6) по связи с прин- ципом обеспеченности (обеспеченная, недостаточно обеспеченная ссуда, необеспечен- ная); 7) по плотности кредитования (с повышенной процентной ставкой, беспроцентная ссуда); 8) по степени риска (ссуды с повышенным риском, безнадежные); 9) по направле- нию средств (торговые, промышленные); 10) в зависимости от вида открываемых сче- тов для кредитования (овердрафт, контокоррент); 11) по условиям погашения суды (пога- шение равными долями, неравномерные погашения по фиксированному графику); 12) по порядку выдачи (кредиты с единовременной выдачей, и выдачей по частям с нарастанием сумы долга).

В завершении изучения данной темы студенту необходимо проанализировать границы банковского кредита. Важно разобраться в том, что границы банковского креди- та: 1) средства, размещенные на текущих, расчетных и депозитных счетах клиентов; 2) займы на рынке межбанковских кредитов и централизованные кредитные ресурсы, предо- ставленные Центральным банком; 3) капитал банка. Границы кредита на макроуровне – это возможность отрицательного воздействия кредита на национальную экономику. Гра- ницы кредита на микроуровне определяет следующая ситуация. Фирма, привлекающая кредит, увеличивает, либо уменьшает этим рентабельность собственных средств (РСС) в зависимости от соотношения собственных и заемных средств. И от величины процентной ставки по кредиту.

Литература:

1. Николаева Т.П. Финансы и кредит. Учебно – методический комплекс. Учебное по- собие / Т.П.Николаева. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 305с

2. Полякова Е.В. Финансы и кредит. Учебное пособие / Е.В.Полякова. – М.: Экзамен, 2008. – 259с

3. Финансы и кредит: электронный учебник / Под ред.Т.М.Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2011.

4. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. -М.: Нор- ма, 2006. – 512с Гриф

5. Финансы, налоги и кредит. Учебник / Под ред.А.М.Емельянова. - М.: РАГС, 2010. – 546с Гриф

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) В чем заключается сущность кредита?

2) Каким образом можно представить движение ссуженной стоимости?

3) Какие факторы влияют на уровень ссудного процента?

4) Какова классификация ссудного процента.

5) Какие существуют функции кредита?

6) Перечислите и охарактеризуйте формы кредита.

7) Какие существуют виды кредита? Дайте им краткую характеристику.

8) Охарактеризуйте количественные и качественные границы кредита.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.