Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-05-07 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В целях поддержки образовательных инициатив в Новосибирской области постановлением главы администрации Новосибирской области от 25.11.2002, № 817 утверждено Положение об областной экспериментальной площадке в системе общего образования Новосибирской области. Данное положение является исходным нормативным актом уровня субъекта федерации, определяющим функционирование ОЭП.
Нормативную базу федерального уровня составили: «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» (2000), «Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002), «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002), «Положение о федеральной экспериментальной площадке в системе образования РФ» (Приложение к приказу Минобразования РФ от 17.07.97 № 1577).
Нормативную базу областного уровня составили: «Положение об областной экспериментальной площадке в системе общего образования Новосибирской области» (Постановление главы администрации Новосибирской области от 25.11.2002, № 817); Пакет документов об участии в ежегодном Конкурсе на присвоение статуса ОЭП; Договор между Департаментом образования администрации Новосибирской области и ОЭП на выполнение опытно-экспериментальной деятельности.
В Положении определяются: общие условия создания областной экспериментальной площадки в Новосибирской области, деятельность которой направлена на реализацию образовательной инициативы в целях совершенствования и развития системы общего образования в Новосибирской области, включающей в себя дошкольное, начальное, основное, среднее (полное) общее образование, обеспечения прав жителей области на получение высококачественных услуг в сфере общего образования.
|
Двумя основными частями Пакета документов являются:
1) Программа деятельности ОЭП, где обосновываются актуальность, проблема, тема, объект и предмет, цель, гипотеза, задачи; методы и методики исследования, этапы (сроки и содержание); критерии оценки; предполагаемые результаты, формы представления предполагаемых результатов и их внедрения;
2) Смета расходов на реализацию программы, где фиксируются возможности материально-технической базы образовательного учреждения в реализации экспериментального проекта, планируются и обосновываются дополнительные материально-технические и финансовые затраты, необходимые для полноценной реализации предлагаемой инициативы.
В Договоре между Департаментом образования администрации Новосибирской области и ОЭП на выполнение опытно-экспериментальной деятельности оговариваются: стоимость опытно-экспериментальной деятельности; порядок расчетов; порядок и формы представления отчета об опытно-экспериментальной деятельности; права и обязанности сторон; ответственность сторон; разрешение споров; срок действия Договора; другие условия.
Центром научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ НИПКиПРО опубликованы методические рекомендации по деятельности областных экспериментальных площадок «Областные экспериментальные площадки: Методические рекомендации / Сост.: В. Б. Гаргай, Т. И. Горелова, К. А. Кипа, Д. А. Метелкин; Отв. за вып. Л. А. Сайдакова. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. — 47 с.», где подробно представлены нормативные материалы и методические рекомендации по присвоению общеобразовательным учреждениям статуса областной экспериментальной площадки Новосибирской области и оформлению результатов их опытно-экспериментальной деятельности.
Присвоение статуса ОЭП проходит на конкурсной основе. Алгоритм присвоения ОУ статуса ОЭП следующий:
|
- 1-й шаг: в ОУ создается инициативная группа, предлагающая педагогическую идею, необходимую проверить экспериментально; для осуществления научно-методического руководства опытно-экспериментальной деятельностью инициативная группа приглашает научного руководителя или избирает его из своего состава.
- 2-й шаг: с помощью сотрудников Центра НМПФиОЭПиП НИПКиПРО инициативной группой разрабатывается заявка на участие в Конкурсе на присвоение статуса ОЭП.
- 3-й шаг: экспертный совет, создаваемый ежегодно Департаментом образования администрации Новосибирской области, в который входят ведущие специалисты образовательных учреждений Новосибирской области, проводит экспертизу представленных экспериментальных проектов.
- 4 шаг: на основании рекомендаций экспертов выходит приказ о присвоении статуса ОЭП.
Образовательная инициатива ОУ определяется значимостью разрабатываемых проблем для обеспечения культурного, научного, информационного пространства области; выработкой перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования; направленностью деятельности авторов инициативы на решение задач по обновлению содержания, методов и организационных форм образования; необходимостью разработки путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, ее способностей к саморазвитию, самоопределению и самообразованию; формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, демократических и ответственных установок в социальной жизни.
По получении статуса ОЭП начинает работать с Департаментом образования администрации Новосибирской области и Центром НМПФиОЭПиП НИПКиПРО. Центр НМПФиОЭПиП осуществляет:
- организацию и проведение научно-методических семинаров, посвященных разработке научно-методической базы под экспериментальную деятельность ОУ, мониторингу эксперимента;
- проведение индивидуальных консультаций, где рассматривается конкретная проблематика экспериментальных проектов, определяется технология экспериментальной работы и распространения первых результатов в образовательном пространстве Новосибирской области;
- организацию и проведение научно-практических конференций и круглых столов по экспериментальной деятельности ОЭП.
|
В данной статье хотелось бы поднять проблему роли районных и городских управлений образования в деятельности ОЭП. Мы приветствуем ситуацию конструктивного сотрудничества с районными и городскими управлениями образования как на этапе присвоения ОУ статуса ОЭП, так и в процессе их опытно-экспериментальной деятельности. Мы предполагаем, что сотрудничество частично снимет выявленные нами опытным путем такие проблемы, как:
- подготовка пакета документов на присвоение ОУ статуса ОЭП (не всегда представители инициативных групп, особенно из отдаленных районов НСО, находят возможность получения постоянных консультаций у специалистов, а опыт показывает, что качественная подготовка пакета документов длится от 3 до 6 месяцев); первичная экспертиза и коррекция пакета документов на присвоение ОУ статуса ОЭП с подготовкой рекомендательного письма о значимости экспериментального проекта для районного или городского образовательного пространства снимет у экспертов ряд возникающих в ходе экспертизы вопросов;
- информационное обеспечение ОЭР ОЭП (об условиях и сроках Конкурса, о приоритетных направлениях экспериментальной работы, областных мероприятиях, значимых для распространения опыта ОЭП и т. д.);
- оказание необходимой методической, материальной и финансовой помощи
· при подготовке районных и областных семинаров или конференций ОЭП, как необходимого условия функционирования ОЭП;
· при оформлении результатов экспериментальной деятельности в виде методических рекомендаций, пособий, монографий, сборников статей и т. п.
Конкурс на присвоение статуса ОЭП в Новосибирской области проводится ежегодно, соответственно, с 2002 г. проводился трижды.
В 2003 г. на конкурс было подано 42 заявки от инициативных групп ОУ. В результате было образовано 20 экспериментальных площадок, в которые вошли 24 ОУ различных типов. Статус ОЭП был присвоен на год (с 24 октября 2003 г. до 23 октября 2004 г.).
В 2004 г. над заявками на участие в конкурсе начинали работать 96 инициативных групп ОУ. В результате на 2004-2005 уч. год образовано 44 ОЭП. Статус ОЭП был присвоен на год (с 1 ноября 2004 г. до 31 октября 2005 г.).
|
В 2005 г. над заявками на участие в конкурсе начинали уже более 100 инициативных групп ОУ, но довести до уровня представления полного пакета документов смогли 57. По результатам экспертизы статус ОЭП получили 40 образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ и детских садов.
Экспериментальные образовательные учреждения города и области в 2003/2004 и 2004/2005 учебных годах провели открытые мероприятия (конференции, семинары, уроки, презентации) по распространению идеи и результатов своего эксперимента, подготовили и опубликовали материалы по содержанию, технологиям и результатам инновационной деятельности, представили обоснование перспектив продолжения эксперимента.
Центром НМПФиОЭПиП выпущены брошюры, где представлен материал, отражающий начальный этап работы экспериментальных площадок по созданию ресурсных учебно-методических центров инновационной деятельности на базе общеобразовательных учреждений Новосибирской области:
- Областные экспериментальные площадки: 2003-2004 учебный год / Сост.: В. Б. Гаргай, Т. И. Горелова, Д. А. Метелкин, К. А. Кипа. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. – 84 с.
- Областные экспериментальные площадки: 2004-2005 учебный год. — Новосибирск: Изд-во «ProDвижение», 2005. — 138 с.
Приоритетными направлениями научных исследований коллективов школ явились: выработка перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования; повышение качества полного среднего образования; здоровье детей и эффективные здоровьесберегающие технологии; работа со способной молодежью; успешная социализация учащихся в системе общеобразовательных предметов и самоуправления; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса; разработка учебно-методического обеспечения по развитию личности учащихся и объективной проверке уровня реализации учебно-воспитательного процесса и другие.
Анализ материала позволяет вычленить основные тенденции совершенствования инновационной деятельности, реализуемые коллективами экспериментальных площадок: от ориентации на усредненного ученика к дифференциации и индивидуализации программ обучения и воспитания учащихся; от статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий обучающихся, процессу умственного развития; от диагностического целеполагания к проектированию образовательного процесса, поэтапной диагностике, варьированию дидактическими средствами и методами.
ОЭП проявляют вариативность и высокую самостоятельность в разработке путей интенсификации работы педагогических коллективов и учащихся, механизма авторских педагогических технологий, что позволяет в современных конкурентных условиях концентрировать ресурсы на эффективных технологиях, гарантирующих достижение определенного образовательного стандарта, а также осуществить на конкурсной основе отбор исполнителей под разработку актуальных для региона Новосибирской области образовательных проблем.
|
Начальный этап работы ОЭП Новосибирской области отражает наличие достаточного числа инициативных образовательных учреждений, идей инновационной деятельности по актуальным проблемам образования, исходные условия и ресурсы для эксперимента по совершенствованию и развитию системы образования в регионе.
В 2003-2004 учебном году основными направлениями экспериментальной деятельности ОЭП являлись:
- профильное обучение и предпрофильная подготовка (15%);
- социализация и адаптация (25%);
- обучение детей со специальными образовательными потребностями (15%);
- работа с одаренными детьми (20%);
- другие направления (25%).
В 2004-2005 учебном году основными направлениями экспериментальной деятельности ОЭП являлись:
- личностно-ориентированное образование (10%);
- профильное обучение и предпрофильная подготовка (27%);
- работа с одаренными детьми (10%);
- социализация и адаптация личности (17%);
- оптимизация образовательного процесса (8%);
- реструктуризация сельской школы (10%);
- обучение детей со специальными образовательными потребностями (8%);
- другое (10%).
Перспективные направления, определенные на 2005-2006 учебный год:
- здоровье и безопасность (9 ОЭП);
- социализация и адаптация личности (8 ОЭП);
- реструктуризация сельской школы (6 ОЭП);
- социальное партнерство (7 ОЭП);
- оптимизация образовательного пространства (10 ОЭП).
Приоритетные направления 2007-2008 гг.:
- введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (6 ОЭП);
- система оценки качества образования в образовательном учреждении (5 ОЭП);
- сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений (5 ОЭП);
- общественное участие в управлении образованием (5 ОЭП);
- здоровьеохранительная деятельность, безопасность образовательного пространства (10 ОЭП);
- патриотическое воспитание подрастающего поколения (5 ОЭП);
- социализация и адаптация личности (5 ОЭП);
- оптимизация образовательного пространства (5 ОЭП).
Центр НМПФиОЭПиП НИПКиПРО готов представить заинтересованным лицам педагогической общественности материалы опытно-экспериментальной деятельности ОЭП как в печатном варианте, так и в электронном для изучения и возможного внедрения в педагогическую практику.
Библиографический список
1. Аналитика и экспертиза инновационных проектов / сост. Е. В. Рачкова, М. Н. Мельникова. — М.: Эврика, 2003. — 80 с.
2. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя. — М., 1991. — 158 с.
3. Инновационные центры повышения квалификации / сост. Е. Е. Крашенинников. — М.: Эврика, 2003. — 208 с.
4. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе ис-следования / М. В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
5. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб. пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
6. Кустов, А. Роль инноваций в развитии образования и науки / А. Кустов // Официальные документы в образовании: информ. бюл.: журнал. — М., 2004. — № 28. — C. 50—60.
7. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ / сост.: И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. — 188 с.
8. Никишина, И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. — 93 с.
9. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. — 91 с.
10. Новикова, Т. Г. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов / Т. Новикова // Народное образование: рос. обществен. — пед. журн. — М., 2006. — № 4. — C. 104—109.
11. Российское образование: опыт работы инновационных образовательных учреждений. — М., 2006. — 72 с. — (Библиотечка журнала «Вестник образования России»; № 6).
12. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч. — метод. журн. — М., 2004. — № 3. – С. 5—15.
13. Турчин, А. С. Психолого-педагогические особенности научного сопровождения инноваций / А. С. Турчин // Начальная школа: науч. — метод. журн. / М-во образования РФ. — М., 2005. – №1. — C. 35-37.
14. Управление школой: инновационная деятельность [Электронный ресурс]. – Волгоград: Учитель, 2006. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM). — (Административное управление образовательным учреждением).
Инновационный опыт в образовании: Методические рекомендации
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!