Областные экспериментальные площадки Новосибирской области (2003 – 2008 гг.) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Областные экспериментальные площадки Новосибирской области (2003 – 2008 гг.)

2020-05-07 125
Областные экспериментальные площадки Новосибирской области (2003 – 2008 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В целях поддержки образовательных инициатив в Новосибирской области постановлением главы администрации Новосибирской области от 25.11.2002, № 817 утверждено Положение об областной экспериментальной площадке в системе общего образования Новосибирской области. Данное положение является исходным нормативным актом уровня субъекта федерации, определяющим функционирование ОЭП.

Нормативную базу федерального уровня составили: «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» (2000), «Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002), «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002), «Положение о федеральной экспериментальной площадке в системе образования РФ» (Приложение к приказу Минобразования РФ от 17.07.97 № 1577).

Нормативную базу областного уровня составили: «Положение об областной экспериментальной площадке в системе общего образования Новосибирской области» (Постановление главы администрации Новосибирской области от 25.11.2002, № 817); Пакет документов об участии в ежегодном Конкурсе на присвоение статуса ОЭП; Договор между Департаментом образования администрации Новосибирской области и ОЭП на выполнение опытно-экспериментальной деятельности.

В Положении определяются: общие условия создания областной экспериментальной площадки в Новосибирской области, деятельность которой направлена на реализацию образовательной инициативы в целях совершенствования и развития системы общего образования в Новосибирской области, включающей в себя дошкольное, начальное, основное, среднее (полное) общее образование, обеспечения прав жителей области на получение высококачественных услуг в сфере общего образования.

Двумя основными частями Пакета документов являются:

1) Программа деятельности ОЭП, где обосновываются актуальность, проблема, тема, объект и предмет, цель, гипотеза, задачи; методы и методики исследования, этапы (сроки и содержание); критерии оценки; предполагаемые результаты, формы представления предполагаемых результатов и их внедрения;

2) Смета расходов на реализацию программы, где фиксируются возможности материально-технической базы образовательного учреждения в реализации экспериментального проекта, планируются и обосновываются дополнительные материально-технические и финансовые затраты, необходимые для полноценной реализации предлагаемой инициативы.

В Договоре между Департаментом образования администрации Новосибирской области и ОЭП на выполнение опытно-экспериментальной деятельности оговариваются: стоимость опытно-экспериментальной деятельности; порядок расчетов; порядок и формы представления отчета об опытно-экспериментальной деятельности; права и обязанности сторон; ответственность сторон; разрешение споров; срок действия Договора; другие условия.

Центром научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ НИПКиПРО опубликованы методические рекомендации по деятельности областных экспериментальных площадок «Областные экспериментальные площадки: Методические рекомендации / Сост.: В. Б. Гаргай, Т. И. Горелова, К. А. Кипа, Д. А. Метелкин; Отв. за вып. Л. А. Сайдакова. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. — 47 с.», где подробно представлены нормативные материалы и методические рекомендации по присвоению общеобразовательным учреждениям статуса областной экспериментальной площадки Новосибирской области и оформлению результатов их опытно-экспериментальной деятельности.

Присвоение статуса ОЭП проходит на конкурсной основе. Алгоритм присвоения ОУ статуса ОЭП следующий:

- 1-й шаг: в ОУ создается инициативная группа, предлагающая педагогическую идею, необходимую проверить экспериментально; для осуществления научно-методического руководства опытно-экспериментальной деятельностью инициативная группа приглашает научного руководителя или избирает его из своего состава.

- 2-й шаг: с помощью сотрудников Центра НМПФиОЭПиП НИПКиПРО инициативной группой разрабатывается заявка на участие в Конкурсе на присвоение статуса ОЭП.

- 3-й шаг: экспертный совет, создаваемый ежегодно Департаментом образования администрации Новосибирской области, в который входят ведущие специалисты образовательных учреждений Новосибирской области, проводит экспертизу представленных экспериментальных проектов.

- 4 шаг: на основании рекомендаций экспертов выходит приказ о присвоении статуса ОЭП.

Образовательная инициатива ОУ определяется значимостью разрабатываемых проблем для обеспечения культурного, научного, информационного пространства области; выработкой перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования; направленностью деятельности авторов инициативы на решение задач по обновлению содержания, методов и организационных форм образования; необходимостью разработки путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, ее способностей к саморазвитию, самоопределению и самообразованию; формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, демократических и ответственных установок в социальной жизни.

По получении статуса ОЭП начинает работать с Департаментом образования администрации Новосибирской области и Центром НМПФиОЭПиП НИПКиПРО. Центр НМПФиОЭПиП осуществляет:

- организацию и проведение научно-методических семинаров, посвященных разработке научно-методической базы под экспериментальную деятельность ОУ, мониторингу эксперимента;

- проведение индивидуальных консультаций, где рассматривается конкретная проблематика экспериментальных проектов, определяется технология экспериментальной работы и распространения первых результатов в образовательном пространстве Новосибирской области;

- организацию и проведение научно-практических конференций и круглых столов по экспериментальной деятельности ОЭП.

В данной статье хотелось бы поднять проблему роли районных и городских управлений образования в деятельности ОЭП. Мы приветствуем ситуацию конструктивного сотрудничества с районными и городскими управлениями образования как на этапе присвоения ОУ статуса ОЭП, так и в процессе их опытно-экспериментальной деятельности. Мы предполагаем, что сотрудничество частично снимет выявленные нами опытным путем такие проблемы, как:

- подготовка пакета документов на присвоение ОУ статуса ОЭП (не всегда представители инициативных групп, особенно из отдаленных районов НСО, находят возможность получения постоянных консультаций у специалистов, а опыт показывает, что качественная подготовка пакета документов длится от 3 до 6 месяцев); первичная экспертиза и коррекция пакета документов на присвоение ОУ статуса ОЭП с подготовкой рекомендательного письма о значимости экспериментального проекта для районного или городского образовательного пространства снимет у экспертов ряд возникающих в ходе экспертизы вопросов;

- информационное обеспечение ОЭР ОЭП (об условиях и сроках Конкурса, о приоритетных направлениях экспериментальной работы, областных мероприятиях, значимых для распространения опыта ОЭП и т. д.);

- оказание необходимой методической, материальной и финансовой помощи

· при подготовке районных и областных семинаров или конференций ОЭП, как необходимого условия функционирования ОЭП;

· при оформлении результатов экспериментальной деятельности в виде методических рекомендаций, пособий, монографий, сборников статей и т. п.

Конкурс на присвоение статуса ОЭП в Новосибирской области проводится ежегодно, соответственно, с 2002 г. проводился трижды.

В 2003 г. на конкурс было подано 42 заявки от инициативных групп ОУ. В результате было образовано 20 экспериментальных площадок, в которые вошли 24 ОУ различных типов. Статус ОЭП был присвоен на год (с 24 октября 2003 г. до 23 октября 2004 г.).

В 2004 г. над заявками на участие в конкурсе начинали работать 96 инициативных групп ОУ. В результате на 2004-2005 уч. год образовано 44 ОЭП. Статус ОЭП был присвоен на год (с 1 ноября 2004 г. до 31 октября 2005 г.).

В 2005 г. над заявками на участие в конкурсе начинали уже более 100 инициативных групп ОУ, но довести до уровня представления полного пакета документов смогли 57. По результатам экспертизы статус ОЭП получили 40 образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ и детских садов.

Экспериментальные образовательные учреждения города и области в 2003/2004 и 2004/2005 учебных годах провели открытые мероприятия (конференции, семинары, уроки, презентации) по распространению идеи и результатов своего эксперимента, подготовили и опубликовали материалы по содержанию, технологиям и результатам инновационной деятельности, представили обоснование перспектив продолжения эксперимента.

Центром НМПФиОЭПиП выпущены брошюры, где представлен материал, отражающий начальный этап работы экспериментальных площадок по созданию ресурсных учебно-методических центров инновационной деятельности на базе общеобразовательных учреждений Новосибирской области:

- Областные экспериментальные площадки: 2003-2004 учебный год / Сост.: В. Б. Гаргай, Т. И. Горелова, Д. А. Метелкин, К. А. Кипа. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. – 84 с.

- Областные экспериментальные площадки: 2004-2005 учебный год. — Новосибирск: Изд-во «ProDвижение», 2005. — 138 с.

Приоритетными направлениями научных исследований коллективов школ явились: выработка перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования; повышение качества полного среднего образования; здоровье детей и эффективные здоровьесберегающие технологии; работа со способной молодежью; успешная социализация учащихся в системе общеобразовательных предметов и самоуправления; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса; разработка учебно-методического обеспечения по развитию личности учащихся и объективной проверке уровня реализации учебно-воспитательного процесса и другие.

Анализ материала позволяет вычленить основные тенденции совершенствования инновационной деятельности, реализуемые коллективами экспериментальных площадок: от ориентации на усредненного ученика к дифференциации и индивидуализации программ обучения и воспитания учащихся; от статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий обучающихся, процессу умственного развития; от диагностического целеполагания к проектированию образовательного процесса, поэтапной диагностике, варьированию дидактическими средствами и методами.

ОЭП проявляют вариативность и высокую самостоятельность в разработке путей интенсификации работы педагогических коллективов и учащихся, механизма авторских педагогических технологий, что позволяет в современных конкурентных условиях концентрировать ресурсы на эффективных технологиях, гарантирующих достижение определенного образовательного стандарта, а также осуществить на конкурсной основе отбор исполнителей под разработку актуальных для региона Новосибирской области образовательных проблем.

Начальный этап работы ОЭП Новосибирской области отражает наличие достаточного числа инициативных образовательных учреждений, идей инновационной деятельности по актуальным проблемам образования, исходные условия и ресурсы для эксперимента по совершенствованию и развитию системы образования в регионе.

В 2003-2004 учебном году основными направлениями экспериментальной деятельности ОЭП являлись:

- профильное обучение и предпрофильная подготовка (15%);

- социализация и адаптация (25%);

- обучение детей со специальными образовательными потребностями (15%);

- работа с одаренными детьми (20%);

- другие направления (25%).

В 2004-2005 учебном году основными направлениями экспериментальной деятельности ОЭП являлись:

- личностно-ориентированное образование (10%);

- профильное обучение и предпрофильная подготовка (27%);

- работа с одаренными детьми (10%);

- социализация и адаптация личности (17%);

- оптимизация образовательного процесса (8%);

- реструктуризация сельской школы (10%);

- обучение детей со специальными образовательными потребностями (8%);

- другое (10%).

Перспективные направления, определенные на 2005-2006 учебный год:

- здоровье и безопасность (9 ОЭП);

- социализация и адаптация личности (8 ОЭП);

- реструктуризация сельской школы (6 ОЭП);

- социальное партнерство (7 ОЭП);

- оптимизация образовательного пространства (10 ОЭП).

Приоритетные направления 2007-2008 гг.:

- введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (6 ОЭП);

- система оценки качества образования в образовательном учреждении (5 ОЭП);

- сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений (5 ОЭП);

- общественное участие в управлении образованием (5 ОЭП);

- здоровьеохранительная деятельность, безопасность образовательного пространства (10 ОЭП);

- патриотическое воспитание подрастающего поколения (5 ОЭП);

- социализация и адаптация личности (5 ОЭП);

- оптимизация образовательного пространства (5 ОЭП).

Центр НМПФиОЭПиП НИПКиПРО готов представить заинтересованным лицам педагогической общественности материалы опытно-экспериментальной деятельности ОЭП как в печатном варианте, так и в электронном для изучения и возможного внедрения в педагогическую практику.


 

Библиографический список

 

1. Аналитика и экспертиза инновационных проектов / сост. Е. В. Рачкова, М. Н. Мельникова. — М.: Эврика, 2003. — 80 с.

2. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя. — М., 1991. — 158 с.

3. Инновационные центры повышения квалификации / сост. Е. Е. Крашенинников. — М.: Эврика, 2003. — 208 с.

4. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе ис-следования / М. В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.

5. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб. пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.

6. Кустов, А. Роль инноваций в развитии образования и науки / А. Кустов // Официальные документы в образовании: информ. бюл.: журнал. — М., 2004. — № 28. — C. 50—60.

7. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ / сост.: И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. — 188 с.

8. Никишина, И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. — 93 с.

9. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. — 91 с.

10. Новикова, Т. Г. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов / Т. Новикова // Народное образование: рос. обществен. — пед. журн. — М., 2006. — № 4. — C. 104—109.

11. Российское образование: опыт работы инновационных образовательных учреждений. — М., 2006. — 72 с. — (Библиотечка журнала «Вестник образования России»; № 6).

12. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч. — метод. журн. — М., 2004. — № 3. – С. 5—15.

13. Турчин, А. С. Психолого-педагогические особенности научного сопровождения инноваций / А. С. Турчин // Начальная школа: науч. — метод. журн. / М-во образования РФ. — М., 2005. – №1. — C. 35-37.

14. Управление школой: инновационная деятельность [Электронный ресурс]. – Волгоград: Учитель, 2006. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM). — (Административное управление образовательным учреждением).


Инновационный опыт в образовании: Методические рекомендации


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.